11 театральных событий лета Каким будет театр этим летом: проекты о спальных районах, перформансы в элитарном клубе и в лесу, поисковые и дикие фестивали

Текст: Ольга ТарАканова
Весь сезон
«РайON.0»
Еще один подход к теме спальных районов, на этот раз государственный, от Музея Москвы, так что проект сразу можно поставить в ряд с «Московским долголетием» и другими инициативами по заговариванию и успокоению столицы. Но если дают, то надо брать: выставка будет идти почти все лето, а театральную программу к ней курирует Егор Матвеев, который недавно стал худруком новой и довольно современной площадки NOL Project. Покажут два спектакля: «HR: Гражданин» и «HR: Художник» — первый с участием предметов быта из фондов музея, а второй с рассказом об авторах самой выставки.

Июнь
Tolstoy Weekend
Музей «Ясная Поляна» наряду с «Арзамасом» и проектом «Полка» один из эпицентров тактичного обновления и популяризации классики, которое здесь уже не первый год проводят в том числе и театральными средствами. Хедлайнер этого года — вдумчивый минималист Семен Александровский, он ставит променад по мотивам «Анны Карениной» под названием «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с» (да, мы тут тоже сломались), обещает разделить зрителей на две группы (по гендеру) и вовлекать их в общение с актером и актрисой. Гендерные исследования для российского театра в 2019-м — свежо и важно, но интересно, продумывают ли создатели возможность участия для небинарных персон. Кроме Александровского, в программе заявлены игра по «Войне и миру» Александры Ловянниковой, чье имя в последнее время звучит все чаще и которая явно программно интересуется форматом игры, прошлогодний променад куратора тульской независимой площадки «Барабан» Евгения Маленчева и два зарубежных спектакля.
Когда
4–7 июня
Где
«Ясная Поляна», Тульская область
Сколько
около 500 рублей за одно событие
Фестиваль Noname
Два феминистских спектакля, променад про хлеб, гидробиологический театр и документальная хореография, — фестиваль ЦИМа Noname, который пришел на смену «Новой драме», можно считать самой внятной панорамой нового театра, не всегда техничного, но всегда внятного, не слишком заумного и зрительского. Утопическую фем-конференцию Locker Room Talk, которую придумала и выпустила в том числе я, уже показали, а на интеллектуально-хлебную прогулку билеты распродали еще раньше. Остались казанский спектакль про копеподов — вымирающих чистильщиков Черного моря, оратория о менструации «28 дней», шведская танцработа про личную память The Wonderful and the Ordinary и читка американской пьесы про конфликт между исламофобами и гомофобами, — на все имеет смысл скорее купить билеты.
Когда
4–12 июня
Где
Центр имени Вс. Мейерхольда
Сколько
950–3 000 рублей за спектакль
350 рублей для студентов
Artificial Things
В Россию нечасто возят такой современный танец, в котором лиричному контемпорари на час предпочитают тонкую и теоретическую работу с телом, его движением, образом и аффектами. На Beat Film Festival в этом году покажут видеозапись инклюзивного спектакля Люси Беннетт, в котором среди исполнителей есть танцовщик с синдромом Дауна, двое танцовщиков c физическими особенностями и двое обладателей нормативных тел. Все они танцуют в заброшенном супермаркете — нарочито неловко и еще более драйвово.

«Всем кого касается»
Несколько лет назад Константин Райкин неожиданно, в разгар гомофобных правительственных кампаний, поставил спектакль про гомосексуального юношу. «Все оттенки голубого» получили отметку 21+ и были скорее историей о принятии любых отличий, чем собственно квир-спектаклем, но работать с ксенофобией Райкин на этом не закончил. В апреле он выпустил спектакль по свежей пьесе Даны Сидерос, в которой один из главных героев-братьев может общаться только на выдуманном авторкой языке жестов (не на жестовом языке, которым в реальности пользуются слабослышащие, что важно). Это хорошая подростковая драматургия о том, что даже в педагогических утопиях не избежать детского буллинга и взрослого абьюза, и это очень привычный по форме спектакль — если вы боитесь более разомкнутых событий, но говорить хочется о важном сегодня, то можно смело идти.
«Точка отсчета — лес»
Половина суток в московском лесу — это как бы мультидисциплинарная выставка, но длительность и локация приближают его к тотальному спектаклю. Точное место организаторы обещают сообщить всего за день до показа, а участников, которые в перформансах, скульптурах и коллективных практиках будут исследовать отношения человека и нечеловеческих лесных сущностей, месяц набирали по опен-коллу. Возможно, поэтому среди уже объявленной программы проскальзывают довольно наивные описания, но в случае большого кураторского шоукейса из маленьких работ это и хорошо: от таких событий не стоит ждать единичных шедевров, важно общее ощущение сопричастности.
«Рондо»
Театр сегодня все чаще воссоздает барные и клубные форматы и пространства, но иногда и прямо перемещается в них: «Рондо» пройдет в только открывшемся Mutabor. Это скорее концерт академической музыки, точное исполнение партитуры современного, но умершего молодым композитора Георгия Дорохова, которое курировали Владимир Горлинский, Алина Петрова и Василиса Филатова. Но эта партитура — не нотная запись, а текстовая и графическая инструкция, исполнять ее нужно с помощью бытовых предметов (от воздушных шаров до — внимание — дрели). «Симфонию шумов», как называют ее кураторы, исполнят набранные по опен-коллу горожане даже без музыкального образования, наверняка рассредоточившись в пространстве и обнаружив личную связь с музыкой — чем не спектакль?
читать: Главное открытие года — Mutabor: «Вписок не будет»
«Основано на реальных событиях»
В 1987 году Маргарет Тэтчер впервые приехала в СССР, и московские власти показали ей новую гордость — только что построенный район Крылатское: ряды свежих 17-этажек ровненько стояли вдоль линии живописных холмов. «А, это у вас социальной жилье?» — поинтересовалась Тэтчер.
История довольно известная, а на встречах с приглашенной фондом V-A-C театральной командой местные жители делились более локальными мифами и политическими проблемами, а еще совместно читали и обсуждали тексты французского философа Ги Дебора. Режиссер Андрей Стадников, композитор Дмитрий Власик и художница Шифра Каждан в позапрошлом году взорвали Центр имени Мейерхольда четырехчасовым спектаклем «Родина», на встречи-репетиции заезжала еще хореограф и танцкураторка V-A-C Ольга Цветкова. Итог покажут и исполнят в песнях сами жители в новенькой, как когда-то Крылатское, библиотеки Анны Ахматовой, и ждать удивительного можно уже сейчас: спектакль о спальном районе анонсируют фразой «мы кружим в ночи, и нас пожирает пламя».
ЧИТАТЬ: Старший куратор V-A-C Катерина Чучалина — о том, чем фонд займется в Крылатском и Мневниках
Когда
28–29 июня
Где
Smart-библиотека имени Анны Ахматовой в Крылатском
Сколько
неизвестно (возможно, бесплатно)

Июль
«Крошка Цахес»
Этот большой, по-настоящему волшебный спектакль — если попасть на правильный показ. Тихий режиссер Кирилл Вытоптов собрал удивительную команду: интеллектуалов от звука и движения Владимира Горлинского и Татьяну Гордееву и совершенно, казалось бы, несочетаемую актерскую пару — агендерную звезду спектаклей Богомолова Розу Хайруллину и главного театрального панка среди молодых Васю Березина. Березин играет неудачника Цахеса в форме курьера «Яндекс.Еды» (ох-ох), а Хайруллина — фею, которая сначала сажает его на местный трон, а потом так же легко сбрасывает. Хайруллина, правда, выступает только в одном из составов, и, говорят, без нее спектакль совсем распадается, но с ней нарочито туманная история про структуры власти достигает неземного качества.
Xenos
Акрам Хан ставил танцы для клипов Флоренс Уэлч и открытия Олимпиады в Лондоне, но вообще танцовщик бангладешского происхождения — уже легендарный интеллектуал от танца. В Москве он завершит свою карьеру, одновременно открыв осенний фестиваль «Территория». Xenos основан на архивных материалах о колонизации во время Первой мировой, центральный образ работы — индийский солдат, который здесь рождается из традиционного танца катхак, а единственный исполнитель — сам Акрам Хан.
Когда
25–26 июля
Где
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко / фестиваль «Территория»
Сколько
2 500–6 000 рублей
Фестиваль «Форма»
Похоже, что здесь поставят спектакль со звездными Shortparis: кто еще подходит под описание «российская постпоп-группа, выступления которой взрывают фестивали, <…> с узнаваемым голосом, мрачной интеллектуальностью звука и ритуальным танцем сотни перформеров»? Режиссировать будет Максим Диденко, и это может стать этапной работой для режиссера, который в последнее время очень повторяется в своих ритмичных и строго схореографированных пластических зрелищах. Эта работа должно стать центральной для театральной части фестиваля. А вообще «Форма» везет западных постклоунов PIA, заказывает спектакль у Петра Мамонова и вскоре наверняка анонсирует узнаваемо дикую перформативную программу с местными независимыми театрами.
ЧИТАТЬ: Как Shortparis стала лучшей концертной группой страны
Фотографии: обложка — театр «Сатирикон», 1 — Tolstoy Festival, 2 — Expanding Space, 3 — «Территория»
Комментарии
Тэги
Сюжет
Прочее