Главные театральные события зимы От спектакля Серебренникова до спектакля про Грефа и Усманова. И еще одно судебное дело

Начинаем рассказывать о планах на зиму. В первом выпуске — восемь театральных событий в Москве.
Текст
Ольга Тараканова

Pillow Talk и Voicing Pieces
Два интимных спектакля турецкой режиссерки и танцхудожницы Бегюм Эрджияс — разговор с искусственным интеллектом, который шепчет на ухо зрителю из подушки, и три скульптуры, в которые нужно засунуть голову и внутри вслух читать книгу, чтобы услышать собственный по-разному искаженный голос. В Москву их привозит «Импресарио» Федора Елютина, и это по-радостному неочевидный выбор после всемирно известных Rimini Protokoll с хитовой прогулкой от кладбища до ТЦ Remote Moscow и сильно менее успешных других адаптаций спектаклей в нетеатральных пространствах.
«Петровы в гриппе»
Первая премьера Кирилла Серебренникова, которую он выпускает не из-под домашнего ареста, а из-под подписки о невыезде. Правда, в анонсе режиссером заявлен актер Антон Федоров, а Серебренников представлен только автором инсценировки. Ставят роман Алексея Сальникова, который очень полюбили два года назад критики из литературного истеблишмента, но еще про него интересно думать вот так: «Первый же сюжет: гриппующий герой утягивается другим героем — пьющим авантюристом — в абсурдный приключенческий алкотрип в катафалке с выпиванием водочки над чужим гробом. Такая исключительно мужская история, узнаваемый вайб. <…> Феминистская оптика позволяет их сегодня выделить во что-то отдельное, примерно то, чем раньше была „женская литература“ — нечто с особой интонацией, кругом тем, набором героев и штампов», — это пишет Наталья Зайцева, тоже режиссерка и драматург.
Когда
17–19 января
Где
«Гоголь-центр»
Сколько
билетов на премьеру нет
Zauberland
Классика феминистского театра, причем во всех смыслах: британская режиссерка Кэти Митчелл чуть ли не самая последовательная во всем мире сторонница системы Станиславского, но канонические тексты — от Шекспира и Чехова до романтических опер — она всегда переписывает с женской точки зрения. На фестивале NET постановка Zauberland вроде как стоит в паре с «Ребром на столе» Анхелики Лидделл, которую здесь тоже позиционируют как смелую феминистку, вот только почти все нерусскоязычные рецензии называют ее работы образцом мизогинии, ненависти к женщинам от самой женщины. У Митчелл такого точно не будет — будет достойный и элегантный спектакль по не самому известному вокальному циклу Шумана и Гейне.

«В бороде Деда Мороза»
Новый спектакль «Театра взаимных действий», который делает самые добрые и тонкие спектакли-выставки для детей и взрослых в Москве, заявлен в планах Нового пространства Театра наций на сезон 2019/2020 и, судя по названию, должен выйти до Нового года. Анонсов пока нет, переносы премьер нередки, но следить за командой Ксении Перетрухиной, Шифры Каждан, Леши Лобанова и Александры Мун нужно в любом случае.
Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
ЧИТАТЬ
Когда
неизвестно
Где
Новое пространство Театра наций
Сколько
неизвестно
«Мороз, Красный Нос»
Название тоже новогоднее, но на самом деле это спектакль по поэме Некрасова — о трудоспособности и недостижимом семейном счастье русской женщины. Ставят тоже две женщины, художественная руководительница «Практики» Марина Брусникина и художница Ксения Перетрухина, которая с пространством и сценографией работает тоже по-режиссерски, так что не узнать спектакли с ее участием невозможно. Что они скажут про Дарью, которая в начале поэмы вдовеет, а в конце стынет в лесу, грезя о спокойной домашней жизни, из 2019 года, важно услышать в любом случае, хотя, скорее всего, лихого феминистского выпада здесь не будет. И еще нужно знать, что спектакль будет первой камерной оперой на сцене «Практики», музыку пишет один из интереснейших российских композиторов Алексей Сюмак.
«Сказ о том, как монах-хипстер по кругу ходил»
Герои этого спектакля — Герман Греф из Сбербанка, Алексей Миллер из «Газпрома», Михаил Фридман из Альфа-банка и Алишер Усманов из USM Holdings («Мегафон», «Металлоинвест»). К каждому из них приходит странноватый персонаж, монах-хипстер, — сначала задавать неудобные вопросы, потом просить совета, как прийти к успеху, потом просить денег. Зачем ему это надо и что это за человек, который записывает в келье инди-музыку, не очень понятно, но следить нужно в первую очередь за его собеседниками.
Их речь, интонации и движения режиссерка Катя Ганюшина, известная как куратор современного танца, и драматург Ольга Казакова превращают в пугающе разношерстную картину российского топ-бизнеса: от обаятельного интеллектуала Фридмана до оголтелого футбольного фаната Миллера. Спектакль вышел на тульской независимой площадке «Барабан», в феврале должен доехать до Москвы, но точно известна пока только дата показа в Туле — 22 декабря.
Когда
22 декабря, февраль
Где
«Барабан» в Туле, в Москве площадка неизвестна
Сколько
300 рублей в Туле

«Smrtъ Lab»
Российский танцперформанс на подъеме, но пока без бюджетов и площадок для больших работ. Поэтому чуть ли не самое интересное происходит вообще не в формате показов, а в формате лабораторий — исследовательских танцевальных классов. В их основе обычно лежит соматика, то есть наблюдение за тем, что происходит в теле, как бы изнутри, от первого лица, в дополнение к привычным медицинским способам описывать физиологические процессы со стороны. Еще танцхудожники говорят о телесно-аффективном познании, которое тоже позволяет не описывать мир словами, а проживать его.
«Smrtъ Lab» — лаборатория «для простых смертных» — шесть подходов к теме смерти трех ведущих российских танцхудожников Веры Щелкиной, Тараса Бурнашева и Кати Калюжной. Обещают изучать, как смерть на самом деле все время встроена в жизнь и присутствует в повседневности: в ритуалах, мыслях, заботе о здоровье. На занятиях будут реконструировать ритуалы и практиковать основы современного танца, например аутентичное движение — парную работу, в которой один человек двигается с закрытыми глазами, второй наблюдает за ним, а затем они уже словами рассказывают, что чувствовали и видели.
«6 квадратных метров»
На первом занятии участники несколько часов перебирали рис и чечевицу: сначала смешали зерна, а потом как хотели — одни сортировали и считали по отдельности, другие вместе. Вообще эту практику придумала Марина Абрамович, но занятие вел молодой российский танцхудожник Герман Строганов, а курирует лабораторию Эльза Абдулхакова. Следующие встречи пока не анонсированы, но начало обнадеживающее.
Суд над Юлией Цветковой
А вообще, к сожалению, главным театральным событием зимы может стать приговор Юлии Цветковой — активистке и руководительнице детского театра в Комсомольске-на-Амуре. Она ставила с детьми спектакли о пацифизме, травле в школе, гендерных стереотипах и еще выкладывала во «ВКонтакте» бодипозитивные рисунки и рисунки вагин. Теперь ее обвиняют в распространении порнографии и ЛГБТ-пропаганде. Почитайте о деле Цветковой в отдельном материале и подпишитесь на телеграм-канал, в котором рассказывают о последних новостях.
Сколько: до шести лет лишения свободы
Фотографии: обложка, 1 – «Фестиваль "Новый Европейский Театр"», 2 – Театр «Практика», 3 – Jane Efremova