16 выставок зимы в Екатеринбурге
Составили новый гид по сезонным выставкам. Рассказываем, в какие музеи и галереи стоит сходить в Екатеринбурге до конца 2021 года, а куда поторопиться в начале 2022.
Составили новый гид по сезонным выставкам. Рассказываем, в какие музеи и галереи стоит сходить в Екатеринбурге до конца 2021 года, а куда поторопиться в начале 2022.
Персональная выставка Игоря Поносова «Разрезая стены»
Когда
2–19 декабря
Где
Уральский ГЦСИ (сейчас — филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина) (ул. Добролюбова, 19а)
Сколько
100 рублей
Игорь Поносов — художник, писатель, куратор и теоретик уличного искусства. В 2011 году он основал движение «Партизанинг» для активистов, художников и урбанистов. В 2016 году написал книгу «Искусство и город», за которую получил премию Сергея Курехина. А в 2019 году его номинировали на премию Кандинского.
Представленные на выставке работы выполнены автором в период с 2015 по 2021 годы и объединены общей темой поглощения человека современной урбанизированной средой.
ИНТЕРВЬЮ
«Стрит-арта больше нет»: Художник и теоретик Игорь Поносов — о том, что убило уличное искусство
ЧитатьКоллективная выставка «Сны разума»
Название выставки отсылает к гравюре «Сон разума рождает чудовищ» из цикла «Капричос» испанского художника Франсиско Гойи. Тема инсталляций — пограничное сознание между реальностью и сном. «Сновидение тесно связано с событиями и образами реальности. Так и работы современных российских авторов, собранные на выставке, словно обитатели пограничной зоны между физическим пространством и миром грез», — рассказали организаторы. На выставке покажут живопись, графику, инсталляцию и принты.
Выставка «Оранжевый шум» Натальи Гончаровой
Когда
до 19 декабря
Где
Фойе кино-конференц-зала Ельцин Центра (ул. Бориса Ельцина, 3)
Сколько
250 рублей
Проект «Оранжевый шум» посвящен проблеме отношения к трудовым мигрантам из Средней Азии. Наталья Гончарова обращает внимание на возникающую у многих ассоциативную связь между восприятием рабочих специальностей, «оранжевых жилетов», и трудовых мигрантов: униформа сливается с выполняемой функцией, вследствие чего срабатывают механизмы стигматизации — на месте конкретного человека появляется обобщенный социальный конструкт, зачастую состоящий лишь из негативных предрассудков и стереотипов, приписываемых целой социальной группе.
Фестиваль паблик-арта «ЧӦ»
Еще в августе стартовал фестиваль паблик-арта «ЧӦ», в рамках которого в Екатеринбурге постепенно появляются арт-объекты, объединенные общей темой — «Город в лесах». Организаторы решили сделать все, созданное на фестивале, мобильным, чтобы легко перемещать по городу. Хотя арт-объекты соединены пространственной и смысловой линией, они не похожи: некоторые станут общественными пространствами, а другие будут созданы при участии горожан.
Организаторы хотят развивать культурную среду в спальных районах, где живет большинство жителей Екатеринбурга, повышая качество жизни не только за счет создания комфортной городской среды, но и за счет организации новых точек притяжения. До нового года в городе появится еще три паблик-арт объекта, а также две AR-работы.
Выставка по итогам программы арт-резиденций биеннале «Больше, чем ожидаешь»
Когда
до 9 января (вторник — воскресенье, 10:00–19:00)
Где
г. Верхняя Пышма (Музейный комплекс УГМК, ул. Александра Козицына, 2б)
Сколько
200 рублей
Программа арт-резиденций 6-ой Уральской индустриальной биеннале проходила в восьми городах Урала. В их число по итогам опен-колла вошли Кыштым, Челябинск, поселки Сокол и Черноисточинск; а многолетних партнеров — Сатку, Нижний Тагил, Асбест и Полевской — добавили в список сами кураторы программы.
В течение полугода российские и иностранные художники приезжали в населенные пункты, чтобы познакомиться с локальными сообществами, индустриальным наследием и производством на действующих предприятиях. Итогом стало создание в городах-резиденциях восьми работ, связанных с идентичностью самих населенных пунктов. Это и скульптуры в руслах заводских рек, и муралы на фасадах заводских цехов, и экспозиции в исторических зданиях и креативных кластерах. Увидеть все работы можно на итоговой выставке «Больше, чем ожидаешь» в Верхней Пышме — в виде видеоэссе, которые проецируются на девять больших экранов.
Выставка и серия перфомансов Александра Фролова «Тело. Отпечаток»
Когда
9 декабря — 16 января
Где
Уральский ГЦСИ (сейчас — филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина) (ул. Добролюбова, 19а)
Сколько
100 рублей
Выставка и перформанс «Тело. Отпечаток» — это первый опыт танцовщика и перформера Александра Фролова в качестве художника. Идея запечатлеть движения тела в моменте и зафиксировать их в пространстве появилась у Александра уже давно — в 2010 году при выпуске танцевального спектакля «Место» совместно с хореографом и танцовщицей Анной Щеклеиной они впервые попробовали создавать объемные фигуры из крафтовой бумаги. На выставке будут представлены видеодокументация спектакля 2010 года, который стал отправной точкой для создания экспозиции, инсталляция из крафта и видео, специально созданные для выставки. Также в декабре и январе в рамках выставки планируются показы перформанса «Тело. Отпечаток».
Выставка «Бабы. Барышни. Девчата. Сказочная повседневность Евгения Родионова»
Направление, в котором работает вологодский художник Евгений Родионов, он сам для себя определяет как «родионовская роспись» или «родионовская живопись». Это своеобразное сочетание русской народной картинки, средневековой миниатюры, комикса, плаката, а также детских воспоминаний и увлечений. На выставке представлено более 80 работ, рассказывающих истории из реальной или сказочной женской жизни. Именно милым женским образам в разноцветных платочках и кокошниках посвящена эта серия, над которой автор работал на протяжении почти трех лет.
Выставка Рафаэля Геворкяна «Бумага. Осознанная бесконечность»
Выставка включает 38 графических работ, выполненных карандашом и пастелью на бумаге. У Рафаэля Геворкяна карандашные композиции неразрывно связаны с общей концепцией его творчества. Сюжетный ряд его произведений — это мифологические и религиозные сцены, фантазийные зарисовки. Нанося мельчайшие штрихи, художник заполняет весь лист, работая одновременно и над фоном, и над фигуративными элементами. Таким образом он добивается как гармонии и целостности художественного замысла, так и определенной графической наполненности всего белого листа. Эти отдельные композиционные фигуративные элементы так вплетены в общую композицию, что требуется усилие, чтобы их вычленить и разглядеть.
Выставка «Гни свою линию»
Когда
с 20 января
Где
Уральский ГЦСИ (сейчас — филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина) (ул. Добролюбова, 19а)
Сколько
100 рублей
Нижнетагильская художница и участница объединения ЖКП Ксения Кошурникова представит персональную выставку. В экспозиции покажут продолжающийся проект «Женщины Кричат Правду», живопись и графику последних лет, а также фотодокументацию стрит-арт работ.
Международный фестиваль меццо-тинто
В Екатеринбурге шестой раз стартует самый масштабный уральский интернациональный проект, популяризирующий искусство современной печатной графики меццо-тинто, которую также называют «черной манерой». Такое название указывает на присутствие в гравюрах бархатно-черного фона, сопоставимого по глубине с угольным и смоляным оттенками, а также характеризует нетрадиционный процесс создания изображения — от темного к светлому. Художник будто высвечивает объекты из первозданной темноты.
Фестиваль стартует комплексом персональных выставок семи мастеров, победителей конкурсной программы разных лет, а уже летом 2022 года организаторы планируют провести вторую часть традиционной фестивальной программы — открытый конкурс, объединяющий примерно сотню авторов из 40 стран. Экспозиции фестиваля будут представлены на двух площадках: в музее на Воеводина и в центре «Эрмитаж-Урал».
Выставка «Случайная последовательность. Выпуск 1. Выставка художников-анимации Урала»
Когда
25 декабря — 30 января
Где
Уральский ГЦСИ (сейчас — филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина) (ул. Добролюбова, 19а)
Сколько
100 рублей
Уральская анимация появилась в 80-х годах на Свердловской киностудии. С тех пор она открыла для мировых кинофестивалей десятки режиссеров анимационного кино, и с каждым годом представителей этого направления появляется все больше.
Это выставка-знакомство с художниками-аниматорами Урала. В первом выпуске собраны 12 художников, проживающих и работающих на разных студиях Екатеринбурга. Авторы являются представителями многих сфер анимации: авторское кино, реклама, музыкальные клипы, сериалы. Все они работают в различных техниках: рисованная, перекладка, объемная и 3D анимация. Каждый участник сам выбирал, какими средствами он познакомит зрителя со своим творчеством: фотография, графика, материалы к фильмам, наброски и эскизы. Благодаря этому представленная на выставке экспозиция широко отображает специфику работы при создании анимации.
Выставка «Я, Обломов»
Проект балансирует между фотографическим переосмыслением классики русской литературы, романа «Обломов», и попыткой обретения новой культурной идентичности.
В своей работе Икуру представляет интерпретацию обломовщины, характерной для постсоветского пространства, через серию автопортретов и фотографий интерьеров, сделанных в поездках по России, Украине, Казахстану и Киргизии. Как показано на фотографиях, автору нередко приходилось подолгу лежать, поглощенному депрессией, ленью, плохой погодой и похмельем. Фотографии, показывающие эти моменты, становятся подтверждением того, что за девять лет, прожитых на постсоветском пространстве, обломовщина вполне может стать реальностью для японского фотографа.
ИСКУССТВО
Художник Икуру Куваджима — о фотожурналистике и проекте про тагильчанина, который стал звездой бейсбола в Японии
ЧитатьФотовыставка «Зримая память. Фотокор Валерий Фаминский»
Выставка посвящена последнему месяцу Великой Отечественной войны. Фотографии авторства фоторепортера Валерия Фаминского показывают Берлин в мае 1945 года.
Валерий Фаминский по состоянию здоровья был белобилетником, но в 1943 году добровольцем был призван в качестве фотокорреспондента Главного военно-санитарного управления. С этого времени и до конца войны он побывал на семи фронтах, передал около 7 000 негативов. Валерий снимал оказание медицинской помощи раненым для непубликуемого в прессе того времени архиве. Но сегодня эти снимки дают нам возможность увидеть будни войны.
Выставка одного шедевра из собрания Государственного Эрмитажа «Проповедь Иоанна Крестителя»
Работа была написана Питером Брейгелем Младшим в 1604 году. Сюжет картины — тайная проповедь святого Иоанна Крестителя в лесу. На полотне насчитывается почти две сотни персонажей в тщательно проработанных костюмах, со своими индивидуальными характеристиками. Выставку с одной картиной открыли в рамках «Дней Эрмитажа».
Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»
Арт-галерея Ельцин Центра представила выставку в сотрудничестве с «Энциклопедией русского авангарда». Кураторы Наталья Мюррей и Андрей Сарабьянов (ранее они также создавали выставку «Авангард. На телеге в ХХI век». — Прим. ред.) подготовили сложный и уникальный проект о Казимире Малевиче, его учениках и единомышленниках. Опираясь на исследование исторических документов, кураторы проследили формальные и неформальные связи художников.
Выставка «Пабло Пикассо: художник среди поэтов»
На выставке представлена уникальная коллекция оригинальной графики Пабло Пикассо. Экспозицию дополняет мультимедийная зона, в которой представленные произведения искусства «оживают». С самого начала своего пути Пабло Пикассо был окружен поэтами и писателями. Сперва это были его барселонские друзья из кафе «Четыре кота», затем молодые французские поэты Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Андре Сальмон. Позже в этот круг вошли Жан Кокто, Пьер Реверди, Поль Элюар, Илья Зданевич и многие другие. Пабло Пикассо и сам писал стихи и пьесы, а его полотна, скульптуры, рисунки наполнены сравнениями и метафорами.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.