16 театральных событий осени Спектакли о расизме, демократии и травле

Главный вопрос: мы уйдем на второй карантин? Театры — в стадии отрицания: среди самых интересных проектов только один онлайн, и то не совсем. Зато среди того, что офлайн, начинаем со спектаклей о расизме в России, потом смотрим спектакли — квантовые конструкторы, заканчиваем арт-активистскими и инклюзивными проектами, которые нужны всегда.

Фестиваль «Любимовка»
Подробнее
Самый масштабный фестиваль новой русскоязычной драматургии представляет больше 40 текстов за пять дней, и среди многих проходных The Village отобрал самые важные — «Республика», «Распад» и Fringe-программа. Читки в этом году будут транслировать онлайн, и смотреть трансляции больше смысла, чем пытаться успеть зарегистрироваться на десять свободных карантинных мест в залах.
«Республика»
Главный хит основной программы фестиваля «Любимовка» — чувственный поэтический текст Сергея Давыдова о трех русских из Таджикистана, которым пришлось бежать в Россию во время гражданской войны 1991–1993 годов. На фоне движения Black Lives Matter и дискуссий о нем — отличное напоминание, что в России тоже есть расизм.
«Распад»
Главная пьеса внеконкурсной программы (в ней читают авторов с громкими именами) фестиваля «Любимовка». У умной и обаятельной художницы случается выкидыш, и она начинает общаться со своим молодым человеком так, будто много лет сутками смотрит телевизор; правда, к концу появляется ощущение, что сам молодой человек был безумным с самого начала. Олжас Жанайдаров иногда грешит сексизмом, но не прямолобым, а главное — он чуть ли не единственный русскоязычный драматург, который много лет создает правдоподобных сложных персонажей с опытом миграции и нерусским этническим бэкграундом в нестереотипных обстоятельствах. Ну и просто на редкость хорошо фиксирует обрывочную разговорную речь.
Fringe-программа
Когда
10 сентября, 12:00 — 11 сентября, 06:00
Где
Центр Вознесенского или онлайн-трансляция
Сколько
бесплатно
Главный эксперимент «Любимовки» этого года — восемь пьес в постановке университетских исследователей, а не театральных режиссеров. Например, социолог Александр Вилейкис ставит пьесу-ритуал, которая происходит вокруг одноглазого дерева; философ Нигина Шаропова — любовную квир-поэму, созданную автоматическим текстовым генератором; культуролог Оксана Мороз — серию постов в инстаграме с видами из окна одной квартиры. На fringe местами бывает скучно, но местами и неожиданно, как нигде.

Фестиваль «Территория»
Мир в этом году настолько очистился, что фестиваль «Территория» вкладывает деньги не в привоз западных икон, а в новые спектакли российских художников. Выбрали два самых интересных проекта.
«Дыхание»
В «Ночь искусств» фестиваль «Территория» покажет совместную инсталляция двух совсем разных танцхудожниц. Дина Хусейн обычно делает взрывные и веселые работы, при этом в русле концептуального, исследовательского танца. Анна Гарафеева мрачнее и техничнее, она много лет училась японскому послевоенному танцу буто у местных мастеров. Вместе они сделают работу о том, как мы дышим, оказываясь в разных эмоциональных состояниях и разной окружающей среде.
«Сеанс одновременной игры»
Второй танцперформанс (от театра «Балет Москва») в программе фестиваля, только интерактивный. Движения зрителей в группах по пять-семь человек в музейном пространстве повлияют на хореографию и звуковую партитуру спектакля. Есть ли тут общая тема, кроме взаимодействия и игры, не сказано, но в танце, как правило, достаточно ценен и сам по себе опыт внимательного движения.

«Йыван Кырла. Путевка в жизнь»
Бодрый питерский режиссер Степан Пектеев поставил в Марийском национальном театре драмы в Йошкар-Оле документальный спектакль о Йыване Кырле, который сыграл главную роль в первом советском звуковом фильме и стал «главным марийским культурным мифом». Это тоже к разговору о расизме в России — к культурам и угнетению коренных народов посреди страны мы проявляем пока даже меньше внимания, чем к жизни в Средней Азии и на Кавказе.
«Поле»
Вряд ли феминистская, но эксклюзивно женская работа, что уже интересно: семь заметных актрис и режиссура Марины Брусникиной, художественной руководительницы «Практики». Правда, жаль, что повесть Чингиза Айтматова о пожилой женщине и бригадирке Толгонай из Кыргызстана не сыграют, собственно, киргизские актрисы — мог бы быть прецедент разнообразия и сознательного кастинга в российском театре.
«Ракеты взлетают и разбиваются рассыпаются в воздухе»
Сколько
500 рублей
Четверо молодых питерских художников в ежегодном проекте ЦИМ по выпуску больших спектаклей молодыми художниками. О чем получится спектакль, по описанию непонятно вообще: актеры «создают спектакль-конструктор, меняющийся от показа к показу и не повторяющийся никогда. Это здоровые отношения с театром, внутри которых заложена нестабильность и саморазвитие: будут болезни системы и ее иммунные реакции, точки подрывов и изменений». Зато фразой из названия можно описать любую жизненную неудачу, ну и сюжет про этику ракетостроения действительно обещают.
Emocracy
Немецкий спектакль про демократию должны были привезти на июньский фестиваль Noname, а теперь адаптировали для онлайн-показа. То есть зрители будут вместе в зале, а перформеры — онлайн.
Развитие истории зависит от зрительского выбора. В целом обещают показать, что эмоции и любовь в политике значат не меньше, чем рациональная аргументация, что в этом нет ничего плохого и что популизм бывает не только злой, но и социально полезный.
«Ноябрь»
Тут тоже про «квантовую природу мира, одновременность существования всех вариантов развития событий». Но в основе музыка Олега Нестерова и русскоязычные стихи последних 100 лет, а ставят режиссер Борис Павлович и художница Ксения Перетрухина. Павлович известен как мастер теплых инклюзивных проектов, Перетрухина — как мастер теплого концептуального искусства, но вместе они работают впервые.
«Я был там трижды, но трижды возвращался»
На открытии выставки художника Михаила Толмачева, которого уже много лет системно поддерживает фонд V-A-C, режиссер и драматург Наталья Зайцева покажет спектакль на основе дневников участников афганских войн. Первой громкой работой Толмачева была перформативная выставка в Музее вооруженных сил РФ — многообещающее начало.
«Калечина-Малечина»
Детский спектакль по роману Евгении Некрасовой — одной из самых заметных писательниц последних лет пяти. Мучительный и вязкий текст про травлю в школе ставит режиссерка Екатерина Корабельник, чей предыдущий детский спектакль был по сказке Юлии Яковлевой «Дети ворона» о сталинских репрессиях.
Lorem Ipsum
Девять режиссеров ставят один спектакль на два часа. В основе пьеса Екатерины Августеняк, самого интересного современного драматурга среди тех, кто пишет что угодно, только не диалоги. Lorem Ipsum состоит из девяти глав: «Русская классика», «Бизнес и финансы», «Дом и семья» и так далее. В каждой — тексты, созданные автоматическим генератором и почти бессмысленные, как тот самый «lorem ipsum dolor sit amet», в котором есть все буквы и поэтому им удобно тестировать шрифты. Правда, в конце пьесы выясняется, что смысл в lorem ipsum все-таки есть. Так что, может, и в других фрагментах он тоже найдется. Актеры «Мастерской Брусникина» ставят каждый по главе, курируют действие в целом Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина.
«Здесь больше, чем просто селедка»
Шестеро актеров из студий «Инклюзиона», трое незрячих и трое слабослышащих, разбирают и комментируют картину Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы». Ставит режиссер Туфан Имамутдинов — прежде он выпускал в Казани оперу «Аллюки», тоже инклюзивную, которую в Москве покажут на «Золотой маске» и о которой мы писали в не пригодившейся на карантине весенней подборке.
«Штаб городского самовыражения»
Лаборатория Катрин Ненашевой длиной в четыре месяца в рамках 2-й Триеннале российского современного искусства в «Гараже». Участников и участниц набирают по опен-коллу, документацию их арт-активистких работ представят на самой выставке. Поскольку сама Ненашева уже третий год развивает горизонтальный театр «Груз 300» и говорит о третьей волне акционизма, в основе которой мягкая коммуникация, а не провокация, стоит ожидать интересных перформативных работ.
«Клуб анонимно танцующих»
Молодой независимый комьюнити-проект российских танцхудожников: раз в месяц четверо участников показывают свои небольшие работы, а остальные дают им обратную связь. Показы обычно сырые, но тонкие и честные, а мнения зрителей со стороны на обсуждении хотят услышать не меньше, чем мнения близких друзей, — главное, следовать «принципу любящего взгляда». Осенняя сессия пройдет в рамках биеннале молодого искусства и продлится целую неделю: один день — один показ и одно обсуждение.
Фотографии: обложка – Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана, 1,3 – Центр имени Вс. Мейерхольда, 2 – «Территория»