28 января, четверг
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

«Я действительно всю жизнь прожила в музее» Как Ирина Антонова показала Москве «Мону Лизу» и вернула стране авангардистов

«Я действительно всю жизнь прожила в музее»

Вечером 30 ноября в возрасте 98 лет умерла бывший директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирина Антонова. Причиной стал коронавирус и проблемы с сердцем.

Антонова руководила Пушкинским музеем больше полувека — с 1961 года. Она ушла с должности директора в 2013 году, когда ей был 91 год, но и тогда не оставила ГМИИ, а стала его президентом. Сотрудники музея называли Антонову его символом. The Village вспоминает, какой она была и что ей удалось сделать не только для Пушкинского музея, но и для всей культурной жизни страны.

В безвоздушном пространстве

Ирина Антонова окончила МГУ в 1945 году и за месяц до официального окончания войны пришла работать в музей. Сначала 23-летней девушке там было некомфортно. «Конечно, мы все очень соскучились по искусству — мы же не видели во время войны искусства, но мне не понравилось несколько вещей. В Итальянском дворе стояла вода, музей был в ужасном состоянии, была разбита крыша… Это мне не давало какого-то энтузиазма на восстановление всего, я вдруг почувствовала себя немножко в безвоздушном пространстве», — рассказывала она в интервью ТАСС.

Сотрудники музея не отлучались из него всю войну и воспринимались Антоновой как люди «из другого мира», которые к тому же были старше нее лет на 20. В такой «немножечко замороженной», по ее словам, атмосфере ей казалось, что жить будет трудно и надолго она там не останется. Но чуть позже Антонова поняла: «Отсюда никогда не уйду сама, добровольно».

В 1955 году в музее открылась выставка «Шедевры Дрезденской картинной галереи». Полотна после войны нашли советские войска, и еще до начала работы в Пушкинском Антонова собиралась уехать с реставраторами в Германию, но поездка сорвалась. Летом 1945-го шедевры привезли в СССР, а в музей попали «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Яна Вермеера Делфтского.

«Я была при распаковке „Сикстинской мадонны“, понимаете? И множестве других легендарных вещей, о которых я даже мыслить не могла в свое время, что их когда-нибудь увижу», — восхищенно вспоминала Антонова.

Постепенно благодаря ей искусство из-за рубежа стало прорываться сквозь железный занавес. Уже через год после экспозиции с картинами Дрезденской галереи в музее прошла выставка «Живопись, графика и керамика Пабло Пикассо» — как раз во время хрущевской оттепели. «Был большой подъем чувств. Мы в 1956 году сделали выставку кого? Пикассо! Эренбург привез его личную коллекцию. И люди думали: „Все открылось, все можно“. Опять появилась вера. Потом бац! — Хрущев со своим погромом», — рассказывала Антонова.

Разгрузка картин из Дрезденской галереи. 1945

«Окно в запрещенный окружающий мир»

Во второй половине XX века, несмотря на политическую обстановку, Пушкинский фактически стал «музеем западного искусства». Писатель и редактор «Огонька» Виталий Коротич и вовсе называл его «окном в запрещенный окружающий мир». В феврале 1961 года Антонова стала директором ГМИИ, а уже в 1974-м благодаря ей случилось почти невозможное — там показали «Джоконду» Леонардо да Винчи.

«„Мона Лиза“ экспонировалась в Токио. До этого она лишь однажды покидала Лувр — ее выставляли в Вашингтоне. Из прессы я узнала, до какого числа картина будет в Токио, а еще — что, возвращаясь в Париж, она обязательно полетит через Москву. Я решила, что раз уж картина покинула Лувр, надо ее попробовать получить хотя бы на несколько дней», — рассказывала Антонова.

Она отправилась к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой и сказала: «Вы все можете. Поговорите в Париже. Может, они оставят ее в Москве?» Фурцева действительно договорилась о том, чтобы картина попала в Пушкинский музей, но при условии: полотно нужно было закрыть рамой с пятью непробиваемыми стеклами.

Стекла доставили из Украины, но, когда их начали устанавливать в раму, лопнуло сначала одно, затем второе, а после третье. И все это — в 12 часов ночи, вспоминала Антонова. «Деваться нам некуда, продолжили работать», — говорила она. При установке стекла присутствовал работник Минкульта Александр Халтурин. Ему тогда так и не удалось побороть нервное напряжение, и в итоге он сказал: «Ирина Александровна, я не выдерживаю, у меня будет сердечный приступ. Я пошел». Как только он ушел, стекло встало на место и продержалось всю выставку.

Директор ГМИИ имени Пушкина не боялась организовать и первую в СССР большую ретроспективу работ Александра Тышлера. Ее удалось провести в 1966 году. Власти не любили Тышлера за то, что тот так и не стал соцреалистом, и за эту выставку Антонова, по ее рассказам, «получила по голове» от Фурцевой. Впрочем, та сменила гнев на милость, когда ей объяснили, что «это неплохой художник».

В 1981 году в музее прошла еще одна легендарная экспозиция «Москва — Париж. 1900 — 1930». «Она необыкновенно посещалась — люди приходили по 10 — 20 раз, выстаивали большие очереди», — говорила Антонова. Посетители же объясняли это так: «Мы приходим смотреть не французов, мы своих приходим смотреть». На выставке тогда можно было увидеть работы Малевича, Кандинского, Гончаровой, Ларионова, чье искусство даже в оттепель не могло быть публичным.

Визит Марка Шагала в ГМИИ. 1973

Точки соприкосновения

Когда железный занавес рухнул, а после него — и СССР, Антонова получила признание в мировом музейном сообществе. Ей удавалось показывать в ГМИИ уникальные шедевры мировой живописи, которые редко выдают за рубеж: «Святое семейство» Мантеньи, «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана, «Даму с единорогом» Рафаэля, картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана, а также произведения прерафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США.

В 2000-х ГМИИ решился на большой эксперимент. В нем по-прежнему проходили выставки с работами Тёрнера, Модильяни, Пикассо и Сальвадора Дали, но теперь музей захотел показывать не только классику, но и моду. Так, в 2007 году там появилась выставка «Шанель. По законам искусства». При этом для Антоновой было очень важно найти связь между этими двумя мирами.

«Дом Chanel давно хотел в Пушкинском выставить свои платья. Но мы же не галерея моды. И я им предложила найти то, что объединяет модельера и Россию. Вот тогда это интересно для публики и связано с искусством. И нашли точки соприкосновения. Габриэль Шанель помогала Сергею Дягилеву в работе над „Русскими сезонами“ в Париже. Мы представили на выставке не только вещи из ее первых коллекций, но и пересечения с русским искусством, которых у нее хватало», — рассказывала президент музея.

Через четыре года там открылась новая экспозиция, посвященная моде, — «Диор: под знаком искусства». Очереди на нее тянулись вдоль всей ограды Пушкинского музея, и благодаря «Диору» туда наконец завезли картины Климта. «Понимаете, до выставки Dior у нас, например, никогда не показывались картины Климта. А так с помощью связей дома нам удалось их привезти», — замечала Антонова.

«У нас была очень большая работа по окружению этой выставки произведениями искусства, — добавляла она. — И я с удивлением обнаружила, что к нам стали приходить зрители, которые у нас не так часто бывают. Это девочки от 18 — 19 до 25 лет, они пришли посмотреть красивые платьица. Я подходила и спрашивала: „А вы были у нас в музее?“ — „Нет, мы первый раз“. А я им: „Вы закончите смотреть — спуститесь вниз, там тоже есть кое-что интересное“. И я смотрела, они потом действительно ходили, рассыпались по залам, смотрели».

«Джоконда» в ГМИИ. 1974

«Я никогда не умру»

«Знаете, почему я долго живу? Потому что на разных этапах — и когда заблуждалась, и когда просто не знала правды — я была искренней перед самой собой», — говорила Антонова в одном из своих интервью. Себя она целиком посвящала работе. «Я действительно всю жизнь прожила в музее», — признавалась президент Пушкинского.

Человек-легенда спокойно относилась к смерти. «Главное, я абсолютно не думаю о ней. Несколько раз я задиристо говорила: „Я никогда не умру“. Ну это больше так, чтобы шокировать собеседника. Да, смерть неизбежна, она непременно придет. Но когда вы исчезли, вы исчезли, а пока вы живы, вы живы. Вы же не почувствуете момент перехода. Единственное, чего я опасаюсь, — это стать кривой, косой, недвижимой, парализованной и кому-то в тягость. А мне некому быть в тягость. За мной никого нет», — откровенничала Антонова.

Ирина Александровна почти каждый день приходила в музей, отмечает нынешний директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. «Мы привыкли ощущать ее рядом. Даже когда не разговаривали с ней о делах, даже когда просто слышали шуршание бумаг или звук ее голоса за дверью ее кабинета, мы понимали, что она есть, и ощущали ее присутствие. Присутствие человека очень эмоционального, очень открытого, любящего не напоказ и очень строгого в своем отношении к жизни», — делится она.


Марина Лошак

директор ГМИИ имени А. С. Пушкина

Нам, сотрудникам музея, будет очень недоставать ее, ее бескомпромиссного отношения к жизни, ее честного мнения, ее открытого забрала перед опасностью, ее умения отстраниться от сиюминутного и продемонстрировать отвагу. Нам будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и часть наших собственных жизней.


Фотографии: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Share
1
скопировать ссылку

Комментарии

1 комментарий
Показать

Вилладж, ну, блин, проверяйте факты перед публикацией. Бульдозерная выставка - это выставка художников нон-конформистов в Беляево в 1974 (при Брежневе). А Хрущёв громил официальную выставку в Манеже в 1962 году. Чего-то где-то слышали, и сразу в статью.

Комментировать

Тэги

Люди

Места

Новое и лучшее

«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели

«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»

Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей

Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках

Квартира с панорамным видом на набережную Исети

Первая полоса

«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели
«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебелиПейзажи и натюрморты, нарисованные плесенью
«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели

«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели Пейзажи и натюрморты, нарисованные плесенью

«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»
«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»
«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»

«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»

Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей
Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей
Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей

Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей

Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках
Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках Рассказывает психотерапевт Екатерина Сигитова
Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках

Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках Рассказывает психотерапевт Екатерина Сигитова

Квартира с панорамным видом на набережную Исети
Квартира с панорамным видом на набережную ИсетиПастельные тона, яркие акценты и лаконичный стиль
Квартира с панорамным видом на набережную Исети

Квартира с панорамным видом на набережную Исети Пастельные тона, яркие акценты и лаконичный стиль

Какие новые способы увольнения появились сейчас?
Какие новые способы увольнения появились сейчас?Удаленка как прогул и корпоратив как пьянство на рабочем месте
Какие новые способы увольнения появились сейчас?

Какие новые способы увольнения появились сейчас? Удаленка как прогул и корпоратив как пьянство на рабочем месте

Израильская кофейня Cofix на Вайнера и новый Brodsky в «Ривьере»
Израильская кофейня Cofix на Вайнера и новый Brodsky в «Ривьере»А также винный безлимит в кафе «1991» и уральский сет в «Зверобое»
Израильская кофейня Cofix на Вайнера и новый Brodsky в «Ривьере»

Израильская кофейня Cofix на Вайнера и новый Brodsky в «Ривьере» А также винный безлимит в кафе «1991» и уральский сет в «Зверобое»

Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчас
Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчасОт дизайнерской одежды до пельменей
Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчас

Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчас От дизайнерской одежды до пельменей

Как приготовить рамен
Как приготовить раменГлавное блюдо японской кухни
Как приготовить рамен

Как приготовить рамен Главное блюдо японской кухни

Как начать вести совместный бюджет
Как начать вести совместный бюджетМожно ли открыть счет на двоих и как отслеживать общие расходы
Как начать вести совместный бюджет

Как начать вести совместный бюджет Можно ли открыть счет на двоих и как отслеживать общие расходы

Почему вредно не носить очки и как купить их вдвое дешевле: Побывали у офтальмолога и узнали много нового
СПЕЦПРОЕКТ
Почему вредно не носить очки и как купить их вдвое дешевле: Побывали у офтальмолога и узнали много нового
Почему вредно не носить очки и как купить их вдвое дешевле: Побывали у офтальмолога и узнали много нового
СПЕЦПРОЕКТ

Почему вредно не носить очки и как купить их вдвое дешевле: Побывали у офтальмолога и узнали много нового

Как правильно выйти на одиночный пикет
Как правильно выйти на одиночный пикетЕсли по одному закону нельзя закрывать лицо, а по другому нужно носить медицинскую маску
Как правильно выйти на одиночный пикет

Как правильно выйти на одиночный пикет Если по одному закону нельзя закрывать лицо, а по другому нужно носить медицинскую маску

С карри, бешамелем и соусом помодоро: Как приготовить суп, которым можно согреться
С карри, бешамелем и соусом помодоро: Как приготовить суп, которым можно согреться
С карри, бешамелем и соусом помодоро: Как приготовить суп, которым можно согреться

С карри, бешамелем и соусом помодоро: Как приготовить суп, которым можно согреться

Встреча Death Cafe в «Доме Метенкова», фортепианный вечер Muse в «Фабрике» и спектакль с обрядом северных славян

Встреча Death Cafe в «Доме Метенкова», фортепианный вечер Muse в «Фабрике» и спектакль с обрядом северных славян

Встреча Death Cafe в «Доме Метенкова», фортепианный вечер Muse в «Фабрике» и спектакль с обрядом северных славян

Встреча Death Cafe в «Доме Метенкова», фортепианный вечер Muse в «Фабрике» и спектакль с обрядом северных славян

Снежки и задержание Тимы Ради: Как прошло шествие за свободу Навального в Екатеринбурге
Снежки и задержание Тимы Ради: Как прошло шествие за свободу Навального в Екатеринбурге
Снежки и задержание Тимы Ради: Как прошло шествие за свободу Навального в Екатеринбурге

Снежки и задержание Тимы Ради: Как прошло шествие за свободу Навального в Екатеринбурге

Митинги в поддержку Алексея Навального
Митинги в поддержку Алексея НавальногоКак люди по всей России выходят на улицы за «никому не нужного» блогера
Митинги в поддержку Алексея Навального

Митинги в поддержку Алексея Навального Как люди по всей России выходят на улицы за «никому не нужного» блогера

«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня
«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодняТотальная слежка за гражданами, культ Большого Брата и уничтожение несогласных
«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня

«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня Тотальная слежка за гражданами, культ Большого Брата и уничтожение несогласных

Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм
Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализмЧто читать, слушать и смотреть на этой неделе
Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм

Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм Что читать, слушать и смотреть на этой неделе

«Дискосвиньи» в «Шаломе», Зи в «Самоцвете» и джаз в New Bar
«Дискосвиньи» в «Шаломе», Зи в «Самоцвете» и джаз в New BarВечеринки Екатеринбурга 22 и 23 января
«Дискосвиньи» в «Шаломе», Зи в «Самоцвете» и джаз в New Bar

«Дискосвиньи» в «Шаломе», Зи в «Самоцвете» и джаз в New Bar Вечеринки Екатеринбурга 22 и 23 января

Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области
Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области И в них можно попасть без согласования с ФСО
Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области

Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области И в них можно попасть без согласования с ФСО

Подпишитесь на рассылку