15 июня, вторник
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

«Я действительно всю жизнь прожила в музее» Как Ирина Антонова показала Москве «Мону Лизу» и вернула стране авангардистов

«Я действительно всю жизнь прожила в музее»

Вечером 30 ноября в возрасте 98 лет умерла бывший директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирина Антонова. Причиной стал коронавирус и проблемы с сердцем.

Антонова руководила Пушкинским музеем больше полувека — с 1961 года. Она ушла с должности директора в 2013 году, когда ей был 91 год, но и тогда не оставила ГМИИ, а стала его президентом. Сотрудники музея называли Антонову его символом. The Village вспоминает, какой она была и что ей удалось сделать не только для Пушкинского музея, но и для всей культурной жизни страны.

В безвоздушном пространстве

Ирина Антонова окончила МГУ в 1945 году и за месяц до официального окончания войны пришла работать в музей. Сначала 23-летней девушке там было некомфортно. «Конечно, мы все очень соскучились по искусству — мы же не видели во время войны искусства, но мне не понравилось несколько вещей. В Итальянском дворе стояла вода, музей был в ужасном состоянии, была разбита крыша… Это мне не давало какого-то энтузиазма на восстановление всего, я вдруг почувствовала себя немножко в безвоздушном пространстве», — рассказывала она в интервью ТАСС.

Сотрудники музея не отлучались из него всю войну и воспринимались Антоновой как люди «из другого мира», которые к тому же были старше нее лет на 20. В такой «немножечко замороженной», по ее словам, атмосфере ей казалось, что жить будет трудно и надолго она там не останется. Но чуть позже Антонова поняла: «Отсюда никогда не уйду сама, добровольно».

В 1955 году в музее открылась выставка «Шедевры Дрезденской картинной галереи». Полотна после войны нашли советские войска, и еще до начала работы в Пушкинском Антонова собиралась уехать с реставраторами в Германию, но поездка сорвалась. Летом 1945-го шедевры привезли в СССР, а в музей попали «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Яна Вермеера Делфтского.

«Я была при распаковке „Сикстинской мадонны“, понимаете? И множестве других легендарных вещей, о которых я даже мыслить не могла в свое время, что их когда-нибудь увижу», — восхищенно вспоминала Антонова.

Постепенно благодаря ей искусство из-за рубежа стало прорываться сквозь железный занавес. Уже через год после экспозиции с картинами Дрезденской галереи в музее прошла выставка «Живопись, графика и керамика Пабло Пикассо» — как раз во время хрущевской оттепели. «Был большой подъем чувств. Мы в 1956 году сделали выставку кого? Пикассо! Эренбург привез его личную коллекцию. И люди думали: „Все открылось, все можно“. Опять появилась вера. Потом бац! — Хрущев со своим погромом», — рассказывала Антонова.

Разгрузка картин из Дрезденской галереи. 1945

«Окно в запрещенный окружающий мир»

Во второй половине XX века, несмотря на политическую обстановку, Пушкинский фактически стал «музеем западного искусства». Писатель и редактор «Огонька» Виталий Коротич и вовсе называл его «окном в запрещенный окружающий мир». В феврале 1961 года Антонова стала директором ГМИИ, а уже в 1974-м благодаря ей случилось почти невозможное — там показали «Джоконду» Леонардо да Винчи.

«„Мона Лиза“ экспонировалась в Токио. До этого она лишь однажды покидала Лувр — ее выставляли в Вашингтоне. Из прессы я узнала, до какого числа картина будет в Токио, а еще — что, возвращаясь в Париж, она обязательно полетит через Москву. Я решила, что раз уж картина покинула Лувр, надо ее попробовать получить хотя бы на несколько дней», — рассказывала Антонова.

Она отправилась к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой и сказала: «Вы все можете. Поговорите в Париже. Может, они оставят ее в Москве?» Фурцева действительно договорилась о том, чтобы картина попала в Пушкинский музей, но при условии: полотно нужно было закрыть рамой с пятью непробиваемыми стеклами.

Стекла доставили из Украины, но, когда их начали устанавливать в раму, лопнуло сначала одно, затем второе, а после третье. И все это — в 12 часов ночи, вспоминала Антонова. «Деваться нам некуда, продолжили работать», — говорила она. При установке стекла присутствовал работник Минкульта Александр Халтурин. Ему тогда так и не удалось побороть нервное напряжение, и в итоге он сказал: «Ирина Александровна, я не выдерживаю, у меня будет сердечный приступ. Я пошел». Как только он ушел, стекло встало на место и продержалось всю выставку.

Директор ГМИИ имени Пушкина не боялась организовать и первую в СССР большую ретроспективу работ Александра Тышлера. Ее удалось провести в 1966 году. Власти не любили Тышлера за то, что тот так и не стал соцреалистом, и за эту выставку Антонова, по ее рассказам, «получила по голове» от Фурцевой. Впрочем, та сменила гнев на милость, когда ей объяснили, что «это неплохой художник».

В 1981 году в музее прошла еще одна легендарная экспозиция «Москва — Париж. 1900 — 1930». «Она необыкновенно посещалась — люди приходили по 10 — 20 раз, выстаивали большие очереди», — говорила Антонова. Посетители же объясняли это так: «Мы приходим смотреть не французов, мы своих приходим смотреть». На выставке тогда можно было увидеть работы Малевича, Кандинского, Гончаровой, Ларионова, чье искусство даже в оттепель не могло быть публичным.

Визит Марка Шагала в ГМИИ. 1973

Точки соприкосновения

Когда железный занавес рухнул, а после него — и СССР, Антонова получила признание в мировом музейном сообществе. Ей удавалось показывать в ГМИИ уникальные шедевры мировой живописи, которые редко выдают за рубеж: «Святое семейство» Мантеньи, «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана, «Даму с единорогом» Рафаэля, картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана, а также произведения прерафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США.

В 2000-х ГМИИ решился на большой эксперимент. В нем по-прежнему проходили выставки с работами Тёрнера, Модильяни, Пикассо и Сальвадора Дали, но теперь музей захотел показывать не только классику, но и моду. Так, в 2007 году там появилась выставка «Шанель. По законам искусства». При этом для Антоновой было очень важно найти связь между этими двумя мирами.

«Дом Chanel давно хотел в Пушкинском выставить свои платья. Но мы же не галерея моды. И я им предложила найти то, что объединяет модельера и Россию. Вот тогда это интересно для публики и связано с искусством. И нашли точки соприкосновения. Габриэль Шанель помогала Сергею Дягилеву в работе над „Русскими сезонами“ в Париже. Мы представили на выставке не только вещи из ее первых коллекций, но и пересечения с русским искусством, которых у нее хватало», — рассказывала президент музея.

Через четыре года там открылась новая экспозиция, посвященная моде, — «Диор: под знаком искусства». Очереди на нее тянулись вдоль всей ограды Пушкинского музея, и благодаря «Диору» туда наконец завезли картины Климта. «Понимаете, до выставки Dior у нас, например, никогда не показывались картины Климта. А так с помощью связей дома нам удалось их привезти», — замечала Антонова.

«У нас была очень большая работа по окружению этой выставки произведениями искусства, — добавляла она. — И я с удивлением обнаружила, что к нам стали приходить зрители, которые у нас не так часто бывают. Это девочки от 18 — 19 до 25 лет, они пришли посмотреть красивые платьица. Я подходила и спрашивала: „А вы были у нас в музее?“ — „Нет, мы первый раз“. А я им: „Вы закончите смотреть — спуститесь вниз, там тоже есть кое-что интересное“. И я смотрела, они потом действительно ходили, рассыпались по залам, смотрели».

«Джоконда» в ГМИИ. 1974

«Я никогда не умру»

«Знаете, почему я долго живу? Потому что на разных этапах — и когда заблуждалась, и когда просто не знала правды — я была искренней перед самой собой», — говорила Антонова в одном из своих интервью. Себя она целиком посвящала работе. «Я действительно всю жизнь прожила в музее», — признавалась президент Пушкинского.

Человек-легенда спокойно относилась к смерти. «Главное, я абсолютно не думаю о ней. Несколько раз я задиристо говорила: „Я никогда не умру“. Ну это больше так, чтобы шокировать собеседника. Да, смерть неизбежна, она непременно придет. Но когда вы исчезли, вы исчезли, а пока вы живы, вы живы. Вы же не почувствуете момент перехода. Единственное, чего я опасаюсь, — это стать кривой, косой, недвижимой, парализованной и кому-то в тягость. А мне некому быть в тягость. За мной никого нет», — откровенничала Антонова.

Ирина Александровна почти каждый день приходила в музей, отмечает нынешний директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. «Мы привыкли ощущать ее рядом. Даже когда не разговаривали с ней о делах, даже когда просто слышали шуршание бумаг или звук ее голоса за дверью ее кабинета, мы понимали, что она есть, и ощущали ее присутствие. Присутствие человека очень эмоционального, очень открытого, любящего не напоказ и очень строгого в своем отношении к жизни», — делится она.


Марина Лошак

директор ГМИИ имени А. С. Пушкина

Нам, сотрудникам музея, будет очень недоставать ее, ее бескомпромиссного отношения к жизни, ее честного мнения, ее открытого забрала перед опасностью, ее умения отстраниться от сиюминутного и продемонстрировать отвагу. Нам будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и часть наших собственных жизней.


Фотографии: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Share
скопировать ссылку

Тэги

Люди

Места

Новое и лучшее

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий

Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Первая полоса

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем» Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х

«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий
Промо
«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий
«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий
Промо

«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий

Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум
Спецпроект
Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум
Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум
Спецпроект

Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»А также авангардная неделя в Городке милиции

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»
А также авангардная неделя в Городке милиции

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812А также новая коллекция татуировок Avgvst

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812
А также новая коллекция татуировок Avgvst

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Пристегнитесь: Гид по 66 летним верандам Екатеринбурга

Пристегнитесь: Гид по 66 летним верандам Екатеринбурга

Пристегнитесь: Гид по 66 летним верандам Екатеринбурга

Пристегнитесь: Гид по 66 летним верандам Екатеринбурга

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Спецпроект
Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Спецпроект

Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском
Промо
Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском
Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском
Промо

Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском

Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго»
Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго» Вечеринки Екатеринбурга 11 — 13 июня
Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго»

Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго»
Вечеринки Екатеринбурга 11 — 13 июня

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

Где смотреть матчи Евро-2020 (именно!): В такерии, «Агонь»-ресторане, винном баре с мутнячками и старейшем пабе
Где смотреть матчи Евро-2020 (именно!): В такерии, «Агонь»-ресторане, винном баре с мутнячками и старейшем пабе
Где смотреть матчи Евро-2020 (именно!): В такерии, «Агонь»-ресторане, винном баре с мутнячками и старейшем пабе

Где смотреть матчи Евро-2020 (именно!): В такерии, «Агонь»-ресторане, винном баре с мутнячками и старейшем пабе

Подпишитесь на рассылку