48 хороших фильмов, вышедших в 2014 году Дэвид Финчер, Вуди Аллен, Скарлетт Йоханссон, Дженнифер Лоренс, Мэттью Макконахи, Мерил Стрип и Марион Котийяр — мы отобрали 48 киноудач 2014 года
«Исчезнувшая»
Gone Girl
РЕЖИССЁР:
Дэвид Финчер
В РОЛЯХ:
Бен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис,
Скут Макнейри, Тайлер Перри
Возвращается муж из бара, а жены — нет. Есть разбитый стеклянный столик, кое-как затёртая лужа крови на полу и записка с подсказкой. Дэвид Финчер не раз доказывал способность устраивать захватывающее зрелище из, казалось бы, вовсе не приспособленных к этому историй (смотри «Социальную сеть»), а здесь — и первоисточник что надо: злой детективный триллер-перевёртыш. Добавляем к этому исключительное чувство стиля режиссёра и его оператора Джеффа Кроненвета, уже работавшего с Финчером над «Бойцовским клубом», «Социальной сетью» и «Девушкой с татуировкой дракона», — и получаем один из сильнейших фильмов года.
РЕЖИССЁР:
Вуди Аллен
В РОЛЯХ:
Эмма Стоун, Колин Фёрт, Хамиш Линклейтер,
Марсия Гей Харден, Джеки Уивер
1928 год. Опытного фокусника призывают на Французскую Ривьеру — разоблачить заезжую мошенницу, выдающую себя за экстрасенса. Девушка прелестна и успела влюбить в себя всех местных богатеев, включая и самого завидного жениха округи, уже планирующего сделать ей предложение. Что того страшнее — наш чародей всё больше склоняется к мысли, что она и правда имеет контакт с потусторонним миром. «Магия лунного света» легкомысленна, очаровательна и поднимает настроение так же гарантированно и мимолётно, как удачная находка в магазине безделушек или небольшая прогулка в погожий день. Есть непреложный факт: всем нам время от времени очень полезно хотя бы ненадолго влюбляться — так почему бы не в этот фильм.
«Одержимость»
Whiplash
РЕЖИССЁР:
Дэмиен Шазель
В РОЛЯХ:
Майлс Теллер, Джей Кей Симмонс, Мелисса Бенуа, Пол Райзер
Эндрю 19 лет. Он — подающий надежды барабанщик, без труда поступивший в лучшую американскую консерваторию. В консерватории есть свой джазовый оркестр, а у оркестра — дирижёр — титанического влияния и таланта поджарый старик. Дирижёр быстро обращает внимание на Эндрю и приглашает в группу. Но вскоре становится ясно, что маэстро — настоящий тиран и психопат. Непонятно, что впечатляет больше — монструозный Джей Кей Симмонс, вытягивающий из недр памяти ассоциации со всеми твоими самыми угнетающими учителями детства и юности, истекающий слезами и кровью над барабанной установкой Майлс Теллер или то, в какую великую драму они вместе превращают в сущности незамысловатый сюжет про ученика и учителя.
«Стражи галактики»
The Guardians of the Galaxy
РЕЖИССЁР:
Джеймс Ганн
В РОЛЯХ:
Крис Пратт, Зои Салдана, Вин Дизель, Дейв Баутиста,
Брэдли Купер, Ли Пейс, Бенисио Дель Торо, Гленн Клоуз
Пока подавляющее большинство поклонников вселенной Marvel томятся в ожидании новых «Мстителей», на арену под шумок выходят менее очевидные её герои — и оказываются если не лучше прежних, то как минимум актуальнее. В отличие от Тора, Локи и Капитана Америки, раскачавший бицепсы Крисс Пратт, мутировавший енот, добродушное дерево и остальная компания лишены какой бы то ни было претензии на серьёзность. Весь фильм они за редким исключением валяют дурака, подкалывают друг друга, порой даже танцуют, а в перерывах сурово спасают мир от надвигающейся напасти — но выходит всё равно весело.
РЕЖИССЁР:
Джон Уэллс
В РОЛЯХ:
Мерил Стрип, Джулия Робертс,
Бенедикт Камбербатч, Юэн Макгрегор,
Джульетта Льюис, Абигейл Бреслин, Крис Купер, Дермот Малруни
Жили-были старик со старухой. Старик пил, а старуха мучилась раком ротовой полости и перебарщивала с лекарствами, порой превращаясь от них в совершенную сумасшедшую. Как-то раз старик ушёл из дома и уже не вернулся. Поддержать старуху должны три взрослые дочери, сестра и домработница-индианка. Семейный слёт быстро превращается в ад для всех участников. Беспросветность происходящего с персонажами здесь скрашивается изрядной порцией чёрного юмора: главная героиня остра на язык и не сдерживает беспощадных комментариев в адрес всех членов семьи. Впрочем, сильные реплики припасены не для неё одной: картину можно смотреть как показательные выступления чемпионов по актёрскому мастерству. А когда на экране появляется Мерил Стрип, всё дерьмо, просмотренное в кино за последний месяц, стремительно забывается и растворяется в прошлом.
«Ровер»
The Rover
Режиссёр:
Дэвид Мишо
В ролях:
Гай Пирс, Роберт Паттинсон, Скут Макнейри
В истерзанной кризисом Австралии недалёкого будущего по пустыне едет мужчина. Его нешуточно затрахала жизнь, и всё, чего он хочет сейчас, — это вернуть угнанный у него «ровер». В фильме не так много героев, а к финалу почти не останется вовсе: большинство будет убито считай ни за что. Это злая, скупая на слова история о потере невинности, страшная в первую очередь своей реалистичностью.
«Два дня, одна ночь»
Deux Jours, Une Nuit
РЕЖИССЁРЫ:
Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В РОЛЯХ:
Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне, Катрин Сале,
Кристель Корниль
Марион Котийяр с хвостиком и без намёка на лоск по очереди говорит с дюжиной сотрудников, затем плачет, затем глотает таблетки и ревёт опять. Всё это настолько пронзительно, что к середине обязательно ловишь себя на анализе собственных отношений с коллегами: сколько из них откажутся от премии в твою пользу? Кто променяет совесть на ремонт балкона? Кроме того, у истории весьма неожиданная развязка.
РЕЖИССЁР:
Кристофер Нолан
В РОЛЯХ:
Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн,
Майкл Кейн, Уэс Бентли, Джон Литгоу
Братья Ноланы — режиссёр и сценарист «Начала» и трилогии о Тёмном рыцаре — выдали ещё один фильм, равно рассчитанный на самую широкую аудиторию и оскаровских академиков. Скачки во времени, фантастические ландшафты неизвестных планет, герои и безумцы, саркастичные роботы — всё это, во-первых, невероятно впечатляет, во-вторых, кажется, нереально до конца понять, по крайней мере за один просмотр.
«Класс коррекции»
РЕЖИССЁР:
Иван И. Твердовский
В РОЛЯХ:
Мария Поезжаева, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев
Обладатель приза за лучший дебют последнего «Кинотавра», снятый двадцатилетним режиссёром и двадцатилетними актёрами (из «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова), — скорее всего, поэтому социальная драма про трудных подростков, инвалидность, провинциальную школу и первую любовь смотрится на одном дыхании, а не как архаичный побратим сериала «Школа». Одна из многих причин оценить фильм — актёры, которые, очевидно, в режиме реального времени входят в авангард отечественного кино.
«Серена»
Serena
РЕЖИССЁР:
Сюзанна Бир
В РОЛЯХ:
Дженнифер Лоренс, Брэдли Купер, Рис Иванс, Сэм Рид
«Серена» — психологическая трагедия, своего рода «Джейн Эйр» наоборот, где главной героиней становится не простая девушка, влюблённая в красавца-богача, а его сумасшедшая жена, мечтающая сжечь дом вместе со всеми, кто есть под его крышей. Не особенно изобретательный сюжет режиссёр — обладательница «Оскара-2011» за «Месть» Сюзанна Бир — подкрепляет мощным актёрским составом и подкрашивает убийственно прекрасными видами столетних лесов.
«Сигнал»
The Signal
РЕЖИССЁР:
Уилльям Юбанк
В РОЛЯХ:
Брентон Туэйтс, Лоренс Фишберн, Оливия Кук, Бо Кнапп
Три студента — хромой, очкарик и симпатичная девочка в маечке — ищут хакера, взломавшего университетские серверы. Поиски приводят их к заброшенной лачуге в глухомани. Через пару минут они обнаруживают себя в подземной лаборатории, где человек с лицом Морфеуса из «Матрицы» в старомодном скафандре допрашивает их о том, как прошла их встреча с инопланетным разумом, и записывает показания на кассетный магнитофон. А потом начинает твориться и вовсе странное. История с двойным дном до жуткого похожа на экранизацию сна. Когда в, казалось бы, логичную линию повествования вплетены реплики и повороты, заставляющие задуматься о реальности происходящего, а люди вокруг могут ни с того ни с сего начать вести себя безумно, а то и превратиться во что-то иное.
РЕЖИССЁР:
Ксавье Долан
В РОЛЯХ:
Антуан-Оливье Пилон, Анна Дорваль, Сюзанна Клеман
Пятая работа 25-летнего франко-канадского режиссёра Ксавье Долана — вне всяких сомнений, лучшая в его послужном списке. Первый свой фильм, «Я убил свою маму», Долан снял ещё в 19 лет, и он был также посвящён отношениям сложного подростка с его сложной матерью, но повтором новая картина никак не смотрится. Это первый фильм Долана, в котором он не поднимает тему тягот и радостей жизни сексуальных меньшинств. Фильм посвящён в принципе одной из главных тем кинематографа: что любить кого-то бывает порой очень непросто, но это лучше, чем никого не любить.
«Ник Кейв: 20 000 дней на Земле»
20 000 Days on Earth
РЕЖИССЁРЫ:
Иэн Форсайт, Джейн Поллард
В РОЛЯХ:
Ник Кейв, Уоррен Эллис, Бликса Баргельд, Кайли Миноуг
Хроника одного дня австралийского музыканта: он просыпается, чистит зубы, едет к психоаналитику, затем к другу, затем по делам — при этом в самом начале Кейв объявляет, что это его двадцатитысячный день на Земле. Действия сопровождают закадровые монологи Кейва о разном, а в кадре мелькают его знаменитые соратники разных лет. Режиссёры Форсайт и Поллард выступили в жанре постановочной документалистики, придумав ряд красивых мифических сцен вроде той, где Кайли Миноуг едет с Кейвом в одной машине и болтает за жизнь, будто не поместившись в какие-нибудь «Кофе и сигареты». Кроме того, в фильме много отлично поданной музыки Nick Cave and The Bad Seeds
«Самый опасный человек»
A Most Wanted Man
РЕЖИССЁР:
Антон Корбейн
В РОЛЯХ:
Филип Сеймур Хоффман, Григорий Добрыгин,
Рейчел Макадамс, Уиллем Дефо, Робин Райт
Фильм представляет одну из последних ролей скончавшегося в феврале этого года Филипа Сеймура Хоффмана и дебют в западном кино 28-летнего Григория Добрыгина, обладателя приза Берлинского кинофестиваля за «Как я провёл этим летом» и известного также по фильму «Чёрная молния». Здесь вообще крутой актёрский состав: одного за другим, как в техасском холдеме, нам открывают Робин Райт, Уиллема Дефо, Рейчел Макадамс. Ключевая карта здесь, впрочем, не один из них и даже не режиссёр-фотограф Антон Корбейн, тренирующийся в съёмке морщин и безрадостных видов. Главный в этой истории — Джон Ле Карре, автор медленных, малокровных, душераздирающих шпионских триллеров, по одноимённой книге которого поставлен «Самый опасный» (не меньшего внимания заслуживает и прошлая экранизация Ле Карре — «Шпион, выйди вон», с Олдманом и Ходченковой). Это его манера до последнего говорить загадками и в то же время делать всё до страшного понятным, его нежелание делить шпионский мир на героев и злодеев, его туманная и прокуренная реальность усталых и несчастных людей на страже мира во всём мире с максимальным эффектом погружения — именно они делают «Опасного» тем феноменальным опытом для зрителей, каковым, безусловно, он является.
РЕЖИССЁР: Джонатан Глейзер
В РОЛЯХ:
Скарлетт Йоханссон, Джереми Макуилльямс,
Кевин Макалинден, Дуги Макконнелл, Адам Пирсон
Инопланетянка принимает обличье соблазнительной женщины, покупает шубу, садится за руль «минивэна» и принимается обольщать провинциальных шотландских мужчин, вместо секса, впрочем, готовя им участь похуже. В первую очередь это захватывающий сольный выход Скарлетт Йоханссон. С первых же эпизодов от неё буквально невозможно отвести глаз. Отвлёкшись от главной героини, обнаруживаешь, что всё остальное тоже хорошо, будь то саундтрек, природа Шотландии или та простота, с которой Глейзер рассказывает историю красивой инопланетянки в обществе земных мужланов.
«Теорема Зеро»
The Zero Theorem
РЕЖИССЁР:
Терри Гиллиам
В РОЛЯХ:
Кристоф Вальц, Мелани Тьерри, Лукас Хеджес,
Мэтт Деймон, Тильда Суинтон, Бен Уишоу, Гвендолин Кристи
В бывшей церкви, в окружении витражей и распятий, за компьютером скрючился голый лысый мужчина. Ему нужно доказать чрезвычайно важную теорему о неизбежности конца всего мира в чёрной дыре. При этом больше всего Коэна заботит нечто по сути противоположное — он ждёт телефонного звонка от незнакомца, который поведает ему, в чём заключается смысл жизни. Теорема не складывается, телефон звонит невпопад, Коэн погружается в отчаяние. Зато вскоре на помощь к Коэну, пусть и против его воли, придут некая красотка с замашками высококлассной проститутки и 15-летний подросток. Терри Гиллиам пояснял, что закрывает «Теоремой» антиутопическую трилогию, в которую уже входят «Бразилия» и «12 обезьян». Закрывает эффектно — бреет наголо Кристофа Вальца, меняет до неузнаваемости Мэтта Деймона и Тильду Суинтон, практически открывает зрителю очаровательную секс-бомбу Мелани Тьерри и 15-летнего Лукаса Хеджеса, до этого запомнившегося по небольшой роли в «Королевстве полной луны». Гиллиам в который раз изобретает новый фантастический мирок, продумывая и чуть ли не создавая вручную все его детали — от сумасшедших костюмов до огромных машин.
«Люси»
Lucy
РЕЖИССЁР:
Люк Бессон
В РОЛЯХ:
Скарлетт Йоханссон, Морган Фриман, Амр Вакед
Люк Бессон выступает в своём коронном качестве режиссёра экшена с девицей. «Люси», конечно, не его «Пятый элемент»: у неё и бюджет втрое меньше, нет расписного мира будущего с дизайном от Готье, а Скарлетт Йоханссон в дерзкой мини-юбке выглядит как королева провинциального ПТУ (многочисленным зрительницам, которых раздражает артистка, этот её фильм не рекомендуется в особенности). И всё это не уменьшает эффекта от картины, которая собрала в себе понемногу от бессоновских «Леона», «Такси» и «Пятого элемента». Неожиданность ленты — весьма объёмная философская линия с рассуждениями об эволюции и сверхразуме, во многом пересекающаяся с недавним «Превосходством» Деппа, только исполненная с куда большим толком и красотой.
РЕЖИССЁР:
Джош Бун
В РОЛЯХ:
Шейлин Вудли, Энсел Элгорт, Лора Дерн,
Уиллем Дефо
В группе психологической поддержки раковых больных встречаются девочка, которой, чтобы дышать, приходится таскать за собой баллон кислорода в сумке-каталке, и мальчик, для которого борьба с раком позади — правда, в той схватке ему пришлось лишиться ноги. Осторожно, не веря в то, что у них может быть будущее, двое начинают обмениваться ночными эсэмэсками, придумывать общие мечты и писать речи для похорон друг друга. Главный подростковый хит года (при бюджете в 12 миллионов долларов лента собрала больше 300 миллионов), экранизация одноимённой хорошей книги Джона Грина — своего рода «Ромео и Джульетта — 2014», история об обречённой первой любви. То, что из нас будут выжимать слёзы беспощадно, ясно с самого начала, это абсолютно неизбежно, и идти на «Звёзды» стоит именно за этим.
«Хоббит: Битва пяти воинств»
The Hobbit: The Battle of the Five Armies
РЕЖИССЁР:
Питер Джексон
В РОЛЯХ:
Мартин Фриман, Иэн Маккеллен, Ричард Армитидж, Эванджелин Лилли, Орландо Блум
Прелюдия с песнями и высосанными из пальца романтическими линиями завершилась, и нам дали то, ради чего стоило таскаться в кино предыдущие два года, — большую бойню. Как финал длинной эпопеи последний «Хоббит» не разочаровывает: Джексон здорово дирижирует зрелищной баталией, в рамках которой Леголас побеждает законы физики, из-под земли выпрыгивают гигантские черви-убийцы, а Торин на всех парах скачет к Азогу на козле в кольчуге.
«Судья»
The Judge
РЕЖИССЁР:
Дэвид Добкин
В РОЛЯХ:
Роберт Дауни-младший, Роберт Дювалл,
Вера Фармига, Билли Боб Торнтон
Хэнк Палмер — преуспевающий адвокат, столь же гениальный, сколь и бессовестный. В день очередного судебного слушания у него умирает мать, и Хэнк отправляется на похороны в родную провинцию. Там его ждут два брата-неудачника и пожилой отец — главный судья и самый уважаемый человек в городе. Сразу после похорон судью внезапно обвиняют в том, что он насмерть сбил велосипедиста. Авторы спаяли фильму щит из сильного актёрского состава (напряжённые словесные битвы отца-Дювалла и сына-Дауни занимают примерно половину экранного времени) и заранее выигрышной сюжетной линии с угасающим вредным родителем — очень похожую историю рассказывали зимой в фильме «Август», где вместо Дювалла истерики детям закатывала героиня Мерил Стрип.
РЕЖИССЁР:
Зак Брафф
В РОЛЯХ:
Зак Брафф, Кейт Хадсон, Джош Гэд,
Эшли Грин, Мэнди Пэтинкин
Главному герою Айдану 35. Он мотается по кастингам в надежде исполнить свою мечту и стать популярным актёром. Дома его ждут двое детей, которым пора оплатить семестр в престижной религиозной школе, и уставшая жена, тянущая на себе всю семью. Редкий случай, когда с экрана рассказывают очень интимную историю о взрослении, расставании с юношескими надеждами и отношении к смерти, не скатываясь при этом в банальности и не вытягивая слезу.
«Горько! 2»
РЕЖИССЁР:
Жора Крыжовников
В РОЛЯХ:
Ян Цапник, Юлия Александрова, Егор Корешков,
Александр Робак, Сергей Светлаков
Во втором «Горько» скачут и дерутся почти на могилах, что придаёт ему оттенок гротеска, которого не было в первой части, — очевидно, что тех, кого народный юмор покоробил в прошлом году, но почему-то так и не отвратил от просмотра второй части, теперь оттолкнёт ещё сильнее. Тех же, кому прошлый опыт пришёлся по душе, можно звать в кинотеатры и сейчас: это опять смешно.
Ещё 26 хороших фильмов, вышедших в 2014-м