28 января, пятница
Москва
Войти

До и после Beat Film: Гид по документальному кино о новой культуре Исчерпывающая история жанра и 43 важных фильма о музыкантах, течениях и образе жизни

До и после Beat Film: Гид по документальному кино о новой культуре

Сегодня, 26 мая, в Москве стартует фестиваль документального кино Beat Film Festival, который в этом году сменил концепцию и показывает картины не только о музыке, но и о современной культуре в целом. По просьбе The Village Алиса Таёжная разбирается в истории документальных фильмов о культуре, суперзвёздах и образе жизни, а также в том, как эти фильмы меняют привычные представления о мире вокруг нас.

От первых документальных фильмов к осознанию среды

Кино, как и его визуальный предшественник, фотография, имеет документальную природу. Первые фильмы, как и первые фотографии, старались запечатлеть место и время, в которое они появились, — вспомнить хотя бы сотни фильмов братьев Люмьер, которые регистрировали небольшие события в жизни города, обычных горожан и ничем не примечательные бытовые ситуации.

Фотография начиналась с документа — на викторианских портретах конца XIX века, в фотоархивах южных штатов США или в портфолио Августа Зандера мы в первую очередь видим образы современников: привилегированные семьи, освобождённых от рабства афроамериканцев в парадных костюмах или жителей Германии с указанием их рода деятельности, который в тот момент был исчерпывающей характеристикой.

Создание архива и тщательное сопровождение любого выдающегося события собственным корреспондентом особенно заметно в этнографических экспедициях начала века. Идёт ли речь о восхождении на Эверест (The Epic of Everest, 1924), длительной поездке по Индостану или экзотической Москве в огромных сугробах («Москва под снегом», 1908) — немые тревелоги были самым доступным способом увидеть других людей и их культуру до прихода звука в кино. Документалистика в привычном нам понимании, конечно же, началась со звука. Нет звука — нет и коммуникации между автором и его объектами наблюдения. Но традиции визуальной антропологии всё же были заложены: каноническим считается даже сейчас впечатляющий немой «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти, снятый в 1922 году.

Когда съёмочная камера ещё была привязана к штативу, а режиссёры начали смело экспериментировать с монтажом, одновременно появились несколько фильмов, фиксирующих дух крупнейших городов мира и их культурную идентичность: через архитектуру, ритм и повторение городских узоров зрители впервые увидели мировые столицы не на статичных открытках, а в шуме и беготне. «Манхэтта» (1921) Пола Стрэнда (также известного документального и стрит-фотографа), «Остров за 24 доллара» Роберта Флаэрти (1927), «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929) и «Берлин — симфония большого города» Вальтера Руттмана (1927) увековечили образ метрополисов между двумя мировыми войнами. Жан Виго тянется за историей о курортной Ницце и не может оторваться от буржуазных забав в богатейшем месте Европы. Париж, растворённый в бурной и такой разнообразной городской жизни, можно рассмотреть в «Этюдах о Париже» Андре Соважа или в картине «Только время» Альберто Кавальканти — жители в этих фильмах обращают на себя внимание авторов не меньше, чем пейзажи.

30-е годы сделают документалистику служанкой пропаганды, а визуальное исследование главных фигурантов авангарда начала XX века и продолжателей их дела так и останется преимущественно фотопрактикой. Когда за кинокамеры возьмутся нацистские и советские пропагандисты, а в Штатах и Великобритании документалистику будут использовать, чтобы успокоить миллионы бедствующих после Великой депрессии, относиться к фильму как к полю для экспериментов будут единицы. Среди них, например, Луис Бунюэль с его невероятной документальной лентой «Земля без хлеба» о беднейшем испанском крае Эстремадура — фильм был снят в роковом для Европы 1933 году.

Кадр из фильма Las Hurdes, tierra sin pan / «Земля без хлеба», 1933

Как охотились за молодёжной культурой с начала 60-х до цифровой эпохи

Тинейджерской культуры не существовало вплоть до послевоенного времени, а снимать ревущие 20-е без звука было совершенно бессмысленно. После того как документалисты отработали на передовых Второй мировой войны, пришло новое время и новое поколение детей, которые делали всё наперекор, чтобы не допустить ошибок их родителей. И художественное, и документальное кино стало совершенно иным — пристально вглядывающимся в человека и пытающимся распознать в обычных бытовых ситуациях скрытые противоречия и политический подтекст.

Битники — первая субкультура, оставившая после себя много видеосвидетельств. Как мы уже говорили, у каждого движения XX века были свои хроникёры, но одно дело — читать письма Аллена Гинзберга друзьям, а другое — видеть его поющим и читающим собственные стихи перед полным залом. Альтернативная культура впервые получила объём и визуальное воплощение, музыкальную дорожку из джазовых импровизаций — в общем, была адекватно отображена во всех сферах, с которыми она соприкасалась: от собраний в кафе до поэтических фестивалей.

В полудокументальном фильме Pull My Daisу Роберта Франка (1959) все битники играют сами себя, в Towers Open Fire и William Buys a Parrot (1963) мы смотрим на зрелого Уильяма Берроуза, а в Wholly Communion наблюдаем за гигантским международным слётом поклонников поэзии битников — они занимают целый Royal Albert Hall. Американский независимый режиссёр Джон Кассаветис включает элементы джазовой культуры в свой игровой дебют «Тени» о жизни в Нью-Йорке конца 50-х годов девушки, которая выходит в свет, слушает импровизационную музыку и является светлокожей сестрой чёрного как копоть афроамериканского брата. Того же принуждают выживать по правилам сегрегации (более жёсткая документальная лента на эту тему — All My Babies 1953 года).

В советское художественное кино тоже просачиваются поэтические влияния — в первую очередь шестидесятников после оттепели. Поэтические чтения в Политехническом остались на плёнке в масштабном эпосе о взрослении «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева — других подробных киносвидетельств этих собраний в массовом кино у нас нет. Из «Любить» Михаила Калика мы можем узнать, как думали о любви обычные жители большого советского города в середине 60-х годов — их интервью перемежаются несколькими игровыми зарисовками об отношениях.

И, конечно же, без документалистики не существовало бы французской новой волны: движение синема верите было построено не только вокруг кинокритической традиции, но и вокруг постоянных размышлений об отношении автора фильма с реальностью. Десяток французских режиссёров  получили билет в большое кино после документальных фильмов — Аньес Варда дебютировала с «Пуэнт-Курт» о жизни небольшого рыболовного городка, а Ален Рене снимал документальное кино 15 лет до оглушительного «Хиросима, любовь моя» и «В прошлом году в Мариенбаде». Чтобы увидеть Париж и парижан за несколько лет до эпохальных событий 1968-го, стоит посмотреть «Хронику одного лета» Эдгара Морена и Жана Руша 1961 года — замечательный слепок эпохи общества в состоянии перехода и памятник наблюдательности синема верите.

60-е документировались подробно и жадно: в арсенале режиссёров появились лёгкие переносные камеры, и с ними они вмешивались в тот мир, до которого могли дотянуться — в первую очередь среду своих ровесников, музыкальную сцену, культуру небольших сообществ, альтернативные политические и университетские движения. Если телевидение во многих случаях бесповоротно встанет на сторону истеблишмента (этот конфликт ляжет в основу важнейшего фильма конца 60-х Medium Cool), то независимые режиссёры будут засматриваться на юных идеалистов. Съёмочная группа Newsreel с их хрониками студенческих сообществ, Йонас Мекас с дневниковыми съёмками, в которые попадали и герои альтернативной культуры (в первую очередь режиссёры), и Крис Маркер интересовались культурой, не отрываясь от политической повестки.

7 важных документальных проектов о культуре и повседневности, родившихся в 60-е

Скринтесты Энди Уорхола

Режиссёр: Энди Уорхолл

В начале 60-х Энди Уорхол решает бросить занятия живописью и придумывает у себя на «Фабрике» альтернативную Голливуду киностудию, где каждый день проходят пробы для фильмов, которые, возможно, никогда так и не будут сняты. Его скринтесты — это документальные видеопортреты, снятые без участия Уорхола: модель должна была смотреть в камеру, не улыбаться и не говорить всё время, пока в камере заряжена плёнка. Пробы Уорхола — портрет поколения, ожидавшего 15 минут славы (многие из снятых его получили), и беспристрастный взгляд на современников — артистичных, одиноких, решительных, амбициозных и совершенно разных.


«Не смотри назад»

Don't Look Back, 1967

Режиссёр: Д. А. Пеннебейкер

Документальный фильм — классика американской документалистики, посвящённый восходящей звезде Боба Дилана и его легендарному туру 1965 года по Великобритании. Автор фильма пристально вглядывается в фолк-певца, пока тот бродит за кулисами, выступает перед толпами внимающих, катится по железной дороге из города в город и импровизирует с другими музыкантами. Именно этому фильму будет подражать Тодд Хейнс, когда решит снять байопик о Бобе Дилане «Меня там нет». Последняя документалка о Бобе Дилане — «Нет пути назад: Боб Дилан» вышла под авторством Мартина Скорсезе в 2005 году.


«7 лет»

Seven Up!, 1964–2005

Режиссёр: Пол Элмонд

Многолетняя серия из Великобритании стартует в 1964 году и наблюдает за несколькими детьми каждые семь лет, подойдя к финалу в 2005 году. У серии будет огромное количество телеклонов: в России, например, появится своя сага — «Рождённые в СССР». Смешные, трогательные, открытые и непосредственные дети вырастают в куда более неоднозначных взрослых, а эфиры растаскивают на цитаты (например, мальчик не хочет жениться, чтобы жена не заставляла его есть приготовленные ею овощи). Традиция работать с детьми и наблюдать за их становлением станет важным приёмом не только документалистов, но и режиссёров игрового кино (вспомним Ричарда Линклейтера и его «Отрочество»).


«Вудсток»

Woodstock, 1970

Режиссёр: Майкл Уодли

Историки сходятся в одном: Вудсток не был бы Вудстоком, если бы не записанный фильм-концерт. Спонтанно подтянувшиеся зрители сделали фестиваль грандиозным событием, давшим название целому поколению: помимо легендарных артистов, на плёнке запечатлена та пёстрая, интересная и сложная молодёжная среда, которая сложилась вокруг рок-движения и стала двигателем важных перемен. Ещё одна огромная вечеринка, попавшая в объектив, — фестиваль Monterey Pop, на котором в том числе взошла звезда Дженис Джоплин.


Tonight Let’s Make Love in London

1967

Режиссёр: Питер Уайтхед

О Лондоне 60-х хорошо известно из игровых фильмов режиссёров новой британской волны, многие из которых (например, Линдсей Андерсон) начинали в документальном кино. Про начало бит-движения в Великобритании, например, отлично расскажет фильм The Beat City. Tonight Let’s Make Love in London — тот свингующий Лондон, который был декорацией для «Фотоувеличения» Антониони, но без интерпретаций посредника. Концерты Pink Floyd со световыми шоу, авангардная мода, портреты Джули Кристи и Дэвида Хокни  — идеальный пример того, как оказаться в нужное время в нужном месте посреди самых захватывающих событий десятилетия.


«Коммивояжёр»

Salesman, 1968

Режиссёры: Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес, Шарлотта Зверин

Помните фильм «Бумажная луна» Питера Богдановича об аферисте, который впаривал Библии вдовам? «Коммивояжёр» — захватывающий документальный фильм примерно из этого же времени и на эту же тему. Камера следит за тем, как работает коммивояжёр, чья задача — продать Библию сонным домохозяйкам и потерявшим надежду мужчинам средних лет. Коммивояжёры заседают на мастер-классах по продажам, меряются достижениями и пытаются свести концы с концами — от хорошей жизни, как известно, такую работу не выбирают. Этот документальный фильм, хоть и был снят 50 лет назад, и сейчас остаётся одним из самых точных высказываний об Америке, религии, надувательстве и капитализме и их многолетнем альянсе.


«Бесконечное лето»

The Endless Summer, 1966

Режиссёр: Брюс Браун

Формально документальный фильм, по ощущениям — репортаж из рая. «Бесконечное лето» — кино о начале сёрф-культуры и порождённом ею времяпрепровождении. Сёрферские фильмы в южных штатах, пляжные вечеринки с волейболом, калифорнийский и флоридский зной, немало поспособствовавший сексуальной революции в Штатах — «Бесконечное лето» подытоживает всё главное, что сёрф дал американской молодёжи. Фильм о кругосветном путешествии нескольких молодых людей в поисках идеальной волны и новом типе глобального путешественника — юного человека, который отправился за впечатлениями.

Фильмы о звёздах и их окружении

C середины 50-х музыка стала главным видом досуга нового поколения, за которым было интересно наблюдать людям за камерой и зрителям после. Рок-звёзды после крупных концертов обрастали репортёрами и фотографами; у многих, помимо фотокамеры, была и кинокамера. В тесный круг своих пускают или единомышленников, или знакомых через одно рукопожатие — и за время съёмок режиссёры часто становятся друзьями музыкантов, если ещё не были ими до этого (например, Джим Джармуш, Джулиен Темпл и Айзек Джулиен).

The Beatles, после того как их имена прогремели, удостоились нескольких фильмов — как комедийных игровых (A Hard Day’s Night или Help!), так и документальных (Let It Be). Более радикальных на сцене The Rolling Stones Жан-Люк Годар включал в свою политическую документалку «Сочувствие дьяволу», а фильм Gimme Shelter показывает, как на их же концерте закончилась эпоха «детей цветов» и воцарились «ангелы ада». Шумовые представления The Velvet Underground тоже часто сопровождались съёмкой, сынициированной Уорхолом или кем-то из его снимающих друзей.

За 50 лет жанра «фильм о суперзвезде» в нём произошло не так уж много изменений. Резонанс часто зависит от харизмы и масштаба звезды (например, не выходящие из топов «Зигги Стардаст и пауки с Марса», «Эми» или «Кобейн: Чёртов монтаж»), говорящие головы продолжают рассказывать на камеру малоизвестные факты биографии и байки из юности, а годами не разбираемые архивы потрошатся ради того, чтобы показать, как это было. Инсценировки тоже в ходу — но редко в действительно интересном кино. Раз в несколько лет на поверхность всплывает фильм не о гигантской звезде, а фильм — великая история. Так было с лентой «В поисках Сахарного Человека» о фанатском расследовании исчезновения фолк-певца Родригеса. Если повезло ухватиться за такой сюжет, фактура сработает на миллион.

Для большинства фанатов, живущих на дистанции от своих кумиров, фильмы и записи — единственный способ прикоснуться к вечно далёкой звезде. Прекрасно понимая это, поп-культура идёт на глобальные перемены и вместо документалистики дарит поклонникам видеопостеры: Дэвид Боуи выпускает предсмертный альбом с клипами, а Бейонсе и вовсе делает 40-минутный видеоальбом силами сотен участников, прекрасно понимая, что смотреть на неё фанатам не менее важно, чем слышать.

Список главных документальных фильмов у каждого музыкального и кинокритика свой — и тут сойтись невозможно. Ниже — всего лишь небольшое число отличных примеров, обязательных к просмотру.

22 фильма о знаменитостях и мире вокруг них

«Плохой 25» и Michael Jackson's Journey from Motown to Off the Wall

Bad 25, 2012 / Michael Jackson's Journey from Motown to Off the Wall, 2016

Режиссёр: Спайк Ли

Два искрящихся документальных фильма Спайка Ли о Майкле Джексоне — его первом сольном альбоме после семейного подряда The Jackson 5 и первом грандиозном альбоме, сделавшем его королём поп-музыки.


«Пустой город»

Blank City, 2010

Режиссёр: Селин Данхье

Нью-йоркская сцена ноу-вейва вместе с её музыкантами и кинематографистами: главные люди своего времени (Керн, Харри, Джармуш) рассказывают не очень растиражированную историю от первого лица.


«Не ищи смысла»

Stop Making Sense, 1984

Режиссёр: Джонатан Демми

Фильм на все времена о том, на что способны на сцене Talking Heads: практически на всё.


The Kids Are Alright

1979

Режиссёр: Джефф Стейн

Всё лучшее, что творили The Who в студии, интервью и на лайвах, в одном фильме с 3 тысячами разбитых гитар.


«Последний вальс» и «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире»

The Last Waltz, 2002 / George Harrison: Living in a Material World, 2011

Режиссёр: Мартин Скорсезе

Опытный документалист Скорсезе расцветает, когда берётся за своих любимых — группу The Band и самого таинственного участника The Beatles Джорджа Харрисона.


«Рок» и «Йя-Хха»

1988 / 1986

Режиссёры: Алексей Учитель / Рашид Нугманов

Фильмы Алексея Учителя и Рашида Нугманова с близким взглядом на голоса поколения перестройки и, что уж там, великих музыкантов русского рока.


«В постели с Мадонной»

Madonna: Truth or Dare, 1991

Режиссёр: Алек Кешишян, Марк Альдо Мичели

Мадонна из популярной певицы превращается в мировую звезду: мировой тур, танцевальное шоу, много эротики и пространства для скандала.


«Великое рок-н-ролльное надувательство» и «Грязь и ярость»

The Great Rock’n’Roll Swindle, 1979 / The Filth and the Fury, 2000

Режиссёр: Джулиен Темпл

Две изумительных фильма Джулиена Темпла про Sex Pistols: c большим количеством Малкольма Макларена — и небольшим.


The Punk Singer

2013

Режиссёр: Сини Андерсон

Жизнь и судьба riot grrrl, одной из главных девушек в панк-движении — бескомпромиссной феминистки Кэтлин Ханны.


«Падение западной цивилизации»

The Decline of Western Civilisation, 1981, 1988, 1998

Режиссёр: Пенелопа Сфирис

Сага в трёх частях об американской панк-сцене на протяжении 80-х и 90-х: шумно, грязно и беспощадно для ушей.


«Скотт Уокер: Человек XXX cтолетия»

Scott Walker: 30th Century Man, 2008

Режиссёр: Стивен Кижак

Вся королевская рать в истории музыки рассказывает, как их жизнь изменил Скотт Уокер, певший разное и о разном на протяжении 50 лет.


«Истерия!»

Hype!, 1996

Режиссёр: Дуг Прей

Сиэтлский гранж и его очевидные и невидимые герои — в фильме о том, как локальное явление стало глобальной модой. Схожий с ним невероятный документальный фильм, вышедший десятилетием раньше, — Streetwise.


«Старая добрая Фреда»

Good Ol’ Freda, 2013

Режиссёр: Райан Уайт

История секретарши фан-клуба The Beatles Фреды, которая прожила вместе с главной группой поколения все 60-е и вела их документацию.


«Заткнись и играй хиты» и «Бесстрашные уродцы»

Shut Up and Play the Hits, 2012 / The Fearless Freaks, 2005

Режиссёры: Уилл Лавлэйс и Дилан Саузерн / Брэдли Бисли

Две держащие в тонусе истории про группы со зрелищными лайвами для стадионов — LCD Soundsystem и The Flaming Lips. Фильмы, от которых ноги сами пускаются в пляс.


Journey Through the Past

1972

Режиссёр: Нил Янг

Гипнотический фильм из начала 70-х о том, как выступал и кем был Нил Янг, с минимумом закадровых трактовок.


«Хейма»

Heima, 2007

Режиссёр: Дин ДеБлуа

Торжественный, красивый и завораживающий фильм об истоках музыки Sigur Rós и о том, как они вернулись на родину просто поиграть для своих.


«Дьявол и Дэниел Джонстон»

The Devil of Daniel Johnston, 2005

Режиссёр: Джефф Ферцейг

Честная и грустная история про то, как писать музыку и выступать, когда у тебя диагностирована маниакальная депрессия, а каждая пластинка связана не только с вдохновением, но и с болью.

На грани культуры, социологии и антропологии: как документальное кино видит мир в его сложности

Переход из игрового кино в документальное и обратно — частая практика в режиссуре. Прославившие Вернера Херцога фильмы во многих случаях связаны с фиксированием реальности, будь это фильм о смертной казни или исследование древнейших настенных росписей, и в каждом случае мы как зрители охватываем пласт явлений, а не смотрим на ситуацию под одним углом убеждённого автора. Важнейшие европейские режиссёры — Луи Малль в «Калькутте», Шанталь Акерман в «С Востока», Вим Вендерс в «Лиссабонской истории» и Buena Vista Social Club отправляются в путешествие в непривычные места без ответов на вопросы и готовностью удивляться — укладу жизни, сплетению пейзажей и жителей и местным сообществам. Их рефлексия и отсутствие страха потерять дистанцию так отличают их от глянцевых фильмов серии «Коянискацци» или «Бараки».

Находя местных героев, истории о социальной несправедливости в неблагополучных странах обретают необходимую фактуру. Так, фильм «Свалка» о самой большой свалке в мире в пригороде Сан-Паулу объясняет многое о бедности в Бразилии и о том, как поколения людей в нищете выключены из здоровой жизни. А «Сонита» об иранской хип-хоп-исполнительнице рассказывает о традиции ранних браков против воли, фундаментализме и диктатуре на примере судьбы 14-летней девочки на пороге её замужества.

Классики американской документалистики Фредерик Уайзмен и Эррол Моррис за многие годы работы с материалом совершенствуют каждый свой метод: Моррис работает с мизансценами и резонансными историями, Уайзмен превращается в стороннего наблюдателя, который, кажется, вообще не вмешивается в происходящее и забывает выключить камеру (само собой, это просто иллюзия и признак мастерского монтажа). От старшеклассников до студентов Беркли, от бедняков на пособии до спортсменов — фильмы Уайзмена стоит смотреть при любой возможности (к сожалению, они невероятно труднодоступны для живущих в России зрителей).

Межрасовые отношения — традиционно одна из самых сложных и богатых тем в Штатах — показаны в десятках отличных документальных фильмах. Недавно отреставрированный «Портрет Джейсона» Ширли Кларк с интервью темнокожего хастлера Джейсона на камеру в 1967 году — одно из самых сильных высказываний об обществе сегрегации. Будет ли это история об американском фанке 70-х и его героях (Thunder Soul, 2010), главных фигурах движения за гражданские права («Хроники движения „Власть чёрным“ 1967–1975», 2011), юных баскетболистах в мечтах об игре в NBA («Баскетбольные мечты», 1994), стандартах прямых волос и светлой кожи для афроамериканок («Красивые волосы», 2009) или девочках в тюрьме для подростков («Девичество», 2003), —рассказывая об одной частной проблеме, режиссёр всегда выходит на глобальные обобщения о справедливости, рациональности и классовых различиях.

Скажем, фильм «Детропия» рассказывает об опустении легендарной столицы автопрома Детройта, концентрируясь на его жителях из незащищённых слоёв. А фильм Strike a Pose о танцорах вогинга, с которыми Мадонна гастролировала в начале 90-х, объясняет, что стало с самыми обычными парнями-танцорами из бедных кварталов, внезапно попавших в супершоу мечты: мало кому удалось реализовать успешный сценарий.

Из обилия современного документального кино на политические и социальные темы тоже можно узнать очень многое о культуре мест, горизонтальных связях и сложных отношениях сообществ между собой в странах, чья повестка и контекст могут быть от нас предельно далеко. «Боулинг для Колумбины» об оружейной культуре США, «Земля картелей» о жизни под гнётом наркомафии в Мексике, «Жизнь священна» о студенческом движении против насилия в Колумбии, «Акт убийства» о геноциде в Индонезии — помимо конкретной проблематики, мы видим в этих фильмах людей, их сложную сеть взаимоотношений и рефлексию об исторической памяти, которые ускользают на дистанции, когда мы потребляем темы только в виде новостных заголовков и журналистской аналитики.

14 ярких фильмов, которые по-новому преподносят известные явления

«Войны стиля», «Бомба», Piece by Piece

Style Wars, 1983 / Bomb It, 2007 / Piece by Piece, 2005

Режиссёры: Тони Сильвер, Джон Рейсс, Ник Холл

Три важных и дополняющих друг друга фильма о граффити-художниках разных поколений, их противостоянии власти, самовыражении и мотивации.


A Band Called Death

2012

Режиссёры: Марк Кристофер Ковино, Джефф Хоулетт

Безумная история о первой хард-рок-группе начала 70-х, расцветшей посреди афроамериканского сообщества, захваченного фанком.


«Париж горит» и Kiki

Paris is Burning, 1990 / Kiki, 2016

Режиссёры: Дженни Ливингстон / Cара Джордено

Два зажигательных фильма — классика и наследник — о квир-сцене современного мегаполиса, культуре вогинга и балрума среди этнических и сексуальных меньшинств.


«Тут вам не Калифорния»

This Ain’t California, 2012

Режиссёр: Мартен Персиель

Скейтбордисты ГДР, воплощавшие фантазии американской мечты о скорости и свободе, переживают 80-е и падение Берлинской стены. В довесок можно посмотреть «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине» о жизни по другую сторону стены и музыкальный андеграунд одного из самых интересных и свободных городов Европы.


«Времена Харви Милка»

The Times of Harvey Milk, 1984

Режиссёр: Роб Эпштейн

История борьбы за гражданские права в Сан-Франциско и местной сцене, приведшей к власти первого открытого гей-политика США Харви Милка — ценный взгляд из 1984 года.


«Фристайл: Искусство рифмы» и «Наш винил весит тонну»

Freestyle: The Art of Rhyme, 2000 / Our Vinyl Weights a Ton, 2013

Режиссёры: Кевин Фицджералд / Джефф Бродвэй

Образцовые документалки о музыкальной сцене с предельной концентрацией суперзвёзд: в поле зрения попадает организация музыкального лейбла и культура фристайла в хип-хопе.


«Парни на скейтах»

Dogtown and Z-Boys, 2001

Режиссёр: Стейси Перальта

Уличная культура американских скейтеров в истории о восхождении известнейшей местной команды, начавшей кататься в бассейнах: каждый из них — статуя свободы сам по себе.


«Милашка и боксёр»

Cutie and the Boxer, 2013

Режиссёр: Захари Хейнзерлинг

История 40-летнего брака, дружбы, поддержки и взаимной иронии двоих японцев, выживающих в Нью-Йорке: не слишком удачливого художника Ушио Шинохары и его жены в поисках собственной творческой карьеры.


«Живые внутри»

Alive Inside, 2014

Режиссёр: Майкл Россато-Беннетт

Фильм о музыке как лечении, влиянии музыкальной терапии на потерявших надежду пациентов и борьбе её пропагандистов со скепсисом общественного мнения.


«Собиратели и собирательница»

Les glaneurs et la glaneuse, 2000

Режиссёр: Аньес Варда

Аньес Варда отправляется в путешествие по родной Франции, чтобы выяснить, как живут люди, которые подбирают остатки урожая и продаваемой еды, — фильм о щедрости, жадности, коллективных ритуалах, бедности и уважении к каждому кусочку земли.

Как и где следить за интересным документальным кино о современной культуре

Лучший способ быть в курсе того, какие документальные фильмы снимаются и собирают залы, — следить за программой нескольких ведущих кинофестивалей. Их довольно много, и единственное неудобство — фильмы невозможно посмотреть сразу: их приходится запоминать и шпионить за ними в течение пары лет в местном прокате (если повезёт), на платных каналах вроде HBO или Netflix или онлайн. Надо держать в голове, что цикл проката — от премьеры на фестивале до прихода на телевидение или в Сеть — длится от полугода и больше. Во многих случаях отличным выходом может стать местный кинофестиваль в ближайшем крупном городе или специальные показы при поддержке культурных центров стран-производителей.

Концентрация документального кино в программе любого крупного кинофестиваля сейчас предельная за многие годы — и этому есть объяснение. Там, где игровое кино не справляется с капканами сценария, ошибками актёров и слабой визуальной подачей, документальное выплывает на поверхность за счёт фактуры, потрясающих найденных героев и историй «больше, чем жизнь», которые тебе никогда не доведётся пережить самому. Именно поэтому выбирать документальное кино в пользу художественного — привычный ход для каждого, кто интересуется не только субкультурами, музыкальной сценой или ищет фильмы о своих кумирах, но и просто задумывается о мире вокруг себя — от устройства общества и экологии до биографий и методов современной журналистики.

Ещё один хороший источник нового кино — номинанты на «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм»: выигрывают, кстати, не всегда лучшие, так что можно отсматривать всех интересующих соискателей.

Читать о документальных фильмах, которые меняют этот мир, предпочтительнее на зарубежных ресурсах, до авторов которых многие фильмы добираются быстрее — Indiewire, Guardian Film, Collider, The New York Times, The New Yorker, Slant Magazine, Notebook MUBI, Vulture, Vice или The Criterion Current.

Российские фестивали

«Артдокфест»

artdocfest.ru

«Послание к человеку»

message2man.com

«Кинотавр»

kinotavr.ru/ru

«ММКФ»

moscowfilmfestival.ru

2morrow

2morrowfest.ru

«360»

360.polymus.ru/ru

Beat Film Festival

2016.beatfilmfestival.ru

«Край света»

sakhalinfilmfestival.ru

«Докер»

midff.com


Зарубежные фестивали

SXSW

sxsw.com

Berlinale

berlinale.de

Sundance

sundance.org

True/False

truefalse.org

New York Film Festival

filmlinc.org/nyff2015

Toronto Film Festival

tiff.net

Venice Film Festival

labiennale.org/en/cinema

обложка: кадр из фильма «В постели с Мадонной»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

12 важных фильмов о еде
12 важных фильмов о еде Закрывая рубрику о кино, в котором еда является одним из главных героев, Алиса Таёжная даёт краткие описания каждому из 12 фильмов, о которых рассказывала на The Village в течение нескольких месяцев
12 важных фильмов о еде

12 важных фильмов о еде
Закрывая рубрику о кино, в котором еда является одним из главных героев, Алиса Таёжная даёт краткие описания каждому из 12 фильмов, о которых рассказывала на The Village в течение нескольких месяцев

Назад в СССР: Хорошие и неочевидные советские фильмы. Часть 1
Назад в СССР: Хорошие и неочевидные советские фильмы. Часть 1 Инна Чурикова у Глеба Панфилова, Евгений Леонов у Георгия Данелии и дуэт Олега Янковского и Татьяны Друбич
Назад в СССР: Хорошие и неочевидные советские фильмы. Часть 1

Назад в СССР: Хорошие и неочевидные советские фильмы. Часть 1
Инна Чурикова у Глеба Панфилова, Евгений Леонов у Георгия Данелии и дуэт Олега Янковского и Татьяны Друбич

27 сериалов весны
27 сериалов весны «Сорвиголова» и «Карточный домик», «Игра престолов» и «Девушка по вызову», «Физрук» и «Сладкая жизнь»: Илья Иноземцев — о главных теленовинках и возвращениях весны
27 сериалов весны

27 сериалов весны
«Сорвиголова» и «Карточный домик», «Игра престолов» и «Девушка по вызову», «Физрук» и «Сладкая жизнь»: Илья Иноземцев — о главных теленовинках и возвращениях весны

Линклейтер и не только: Главные фильмы о тинейджерах всех времён
Линклейтер и не только: Главные фильмы о тинейджерах всех времён Как менялось голливудское, европейское и советское кино о взрослении и подростках
Линклейтер и не только: Главные фильмы о тинейджерах всех времён

Линклейтер и не только: Главные фильмы о тинейджерах всех времён
Как менялось голливудское, европейское и советское кино о взрослении и подростках

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня

Первая полоса

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына Уязвимые мужчины с североирландским акцентом
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
Уязвимые мужчины с североирландским акцентом

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму» Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке И его подружка Кисси-Мисси
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
И его подружка Кисси-Мисси

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку» Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ? Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург) Ветошь, люкс и секс-игрушки
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Ветошь, люкс и секс-игрушки

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Где учиться, чтобы стать писателем
Где учиться, чтобы стать писателем Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства
Где учиться, чтобы стать писателем

Где учиться, чтобы стать писателем
Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства

Тоже повсюду видите плюшевую румяную утку? Знакомьтесь: Лалафанфан, новый хит (и мем) в мире детских игрушек
Тоже повсюду видите плюшевую румяную утку? Знакомьтесь: Лалафанфан, новый хит (и мем) в мире детских игрушек Откуда взялся гиалуроновый утенок
Тоже повсюду видите плюшевую румяную утку? Знакомьтесь: Лалафанфан, новый хит (и мем) в мире детских игрушек

Тоже повсюду видите плюшевую румяную утку? Знакомьтесь: Лалафанфан, новый хит (и мем) в мире детских игрушек
Откуда взялся гиалуроновый утенок

«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике
«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике
«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике

«Навальный»: Каким получился выпущенный по горячим следам док о главном российском оппозиционном политике

20 пуховиков для снежной погоды
20 пуховиков для снежной погоды
20 пуховиков для снежной погоды

20 пуховиков для снежной погоды

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке
Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке
Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

Подпишитесь на рассылку