До и после Beat Film: Гид по документальному кино о новой культуре Исчерпывающая история жанра и 43 важных фильма о музыкантах, течениях и образе жизни

Сегодня, 26 мая, в Москве стартует фестиваль документального кино Beat Film Festival, который в этом году сменил концепцию и показывает картины не только о музыке, но и о современной культуре в целом. По просьбе The Village Алиса Таёжная разбирается в истории документальных фильмов о культуре, суперзвёздах и образе жизни, а также в том, как эти фильмы меняют привычные представления о мире вокруг нас.
От первых документальных фильмов к осознанию среды
Кино, как и его визуальный предшественник, фотография, имеет документальную природу. Первые фильмы, как и первые фотографии, старались запечатлеть место и время, в которое они появились, — вспомнить хотя бы сотни фильмов братьев Люмьер, которые регистрировали небольшие события в жизни города, обычных горожан и ничем не примечательные бытовые ситуации.
Фотография начиналась с документа — на викторианских портретах конца XIX века, в фотоархивах южных штатов США или в портфолио Августа Зандера мы в первую очередь видим образы современников: привилегированные семьи, освобождённых от рабства афроамериканцев в парадных костюмах или жителей Германии с указанием их рода деятельности, который в тот момент был исчерпывающей характеристикой.
Создание архива и тщательное сопровождение любого выдающегося события собственным корреспондентом особенно заметно в этнографических экспедициях начала века. Идёт ли речь о восхождении на Эверест (The Epic of Everest, 1924), длительной поездке по Индостану или экзотической Москве в огромных сугробах («Москва под снегом», 1908) — немые тревелоги были самым доступным способом увидеть других людей и их культуру до прихода звука в кино. Документалистика в привычном нам понимании, конечно же, началась со звука. Нет звука — нет и коммуникации между автором и его объектами наблюдения. Но традиции визуальной антропологии всё же были заложены: каноническим считается даже сейчас впечатляющий немой «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти, снятый в 1922 году.
Когда съёмочная камера ещё была привязана к штативу, а режиссёры начали смело экспериментировать с монтажом, одновременно появились несколько фильмов, фиксирующих дух крупнейших городов мира и их культурную идентичность: через архитектуру, ритм и повторение городских узоров зрители впервые увидели мировые столицы не на статичных открытках, а в шуме и беготне. «Манхэтта» (1921) Пола Стрэнда (также известного документального и стрит-фотографа), «Остров за 24 доллара» Роберта Флаэрти (1927), «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929) и «Берлин — симфония большого города» Вальтера Руттмана (1927) увековечили образ метрополисов между двумя мировыми войнами. Жан Виго тянется за историей о курортной Ницце и не может оторваться от буржуазных забав в богатейшем месте Европы. Париж, растворённый в бурной и такой разнообразной городской жизни, можно рассмотреть в «Этюдах о Париже» Андре Соважа или в картине «Только время» Альберто Кавальканти — жители в этих фильмах обращают на себя внимание авторов не меньше, чем пейзажи.
30-е годы сделают документалистику служанкой пропаганды, а визуальное исследование главных фигурантов авангарда начала XX века и продолжателей их дела так и останется преимущественно фотопрактикой. Когда за кинокамеры возьмутся нацистские и советские пропагандисты, а в Штатах и Великобритании документалистику будут использовать, чтобы успокоить миллионы бедствующих после Великой депрессии, относиться к фильму как к полю для экспериментов будут единицы. Среди них, например, Луис Бунюэль с его невероятной документальной лентой «Земля без хлеба» о беднейшем испанском крае Эстремадура — фильм был снят в роковом для Европы 1933 году.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.