8 августа, понедельник
Москва
Войти

Эрте в Эрмитаже: Что нужно знать о классике ар-деко и пионере унисекса The Village составил краткий гид по выставке «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург»

Эрте в Эрмитаже: Что нужно знать о классике ар-деко и пионере унисекса

В Эрмитаже открылась выставка работ русского художника-эмигранта Романа Тыртова, больше известного под псевдонимом Эрте — возможно, самого последовательного мастера искусства ар-деко. В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа выставлены 136 работ, начиная с ранних эскизов для модных домов, сделанных в Париже 1910-х годов, и заканчивая несколькими скульптурами, самая поздняя из которых датирована 1990 годом. Проживший долгую и плодотворную жизнь, Эрте оставил после себя тысячи работ и успел поработать в самых разных жанрах. The Village рассказывает о наиболее значимых этапах биографии автора на примере экспонатов выставки.

Дом мод Поля Пуаре

Роман Петрович Тыртов родился в Петербурге в 1892 году в семье, поколениями жившей морской службой. Отец — генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища, дед — генерал-майор, военный моряк. Семья до последнего рассчитывала, что единственный сын продолжит династию, несмотря на то, что с раннего детства ребёнок не проявлял никакого интереса к военной службе, предпочитая игре в солдатиков уроки музыки, балета и рисования. Надежды не оправдались. На 18-летние Тыртов попросил единственный подарок — загранпаспорт и, с твёрдым намерением стать модельером, налегке отправился в Париж.

Родители, видимо, в надежде на то, что изнеженный ребёнок, столкнувшись с трудностями, быстро откажется от своей затеи, практически лишили его всякой финансовой поддержки. Перспектива влачить нищенское существование в незнакомом городе была вполне реальна: в Париже Тыртов никого не знал, навыками академического рисунка обладал сомнительными, а ко всему был стеснителен. Окончательно сломать честолюбивые стремления замечтавшегося юноши должен был случай, приключившийся в доме мод «Каролин» — второразрядном салоне, куда Тыртов устроился было на работу рисовальщиком и откуда его меньше чем через месяц с позором уволили.

Возвращая эскизы, владелица заведения дала незадачливому работнику совет поскорее оставить затею стать художником, поскольку у него нет к этому таланта.

То ли от отчаянья, то ли бросая вызов судьбе, Тыртов собрал возвращённые рисунки и отправил их почтой самому известному парижскому модельеру тех лет Полю Пуаре, чей модный дом в тот момент находился в самом зените своей славы. Пуаре ответил и предложил работу в своей компании.

Хотя сотрудничество с мэтром парижской моды продолжалось всего несколько лет, именно оно определило всю дальнейшую судьбу Эрте (к слову, сам псевдоним, взятый, «чтобы не позорить семью», окончательно утвердился именно в это время). В доме мод начинающий художник под контролем кутюрье разрабатывал модели костюмов, платьев и аксессуаров, получил первый опыт оформления театральных постановок и постепенно стал обрастать нужными знакомствами.

«Вечернее платье», 1912

Эскиз для дома мод Поля Пуаре. Акварель

Harper’s Bazаar

Сотрудничать с периодическими изданиями Эрте начал ещё до начала работы у Пуаре. С 1912 года он делает рисунки для петербургского «Дамского журнала», а позднее и для французской Gazette du Bon Ton. Однако всерьёз иллюстрацией он начал заниматься во время Первой мировой войны. С началом военных действий интерес к большой моде, равно как и к театрализованным представлениям, в Европе заметно спал. Пуаре был мобилизован и на время закрыл свой дом мод. Эрте, столкнувшись с отсутствием работы, решил искать заказы в США и написал письмо в редакцию журнала Harper’s Bazаar. Сотрудничество с американским изданием продлилось около 20 лет, за это время художник успел создать для журнала более двух тысяч иллюстраций, а кроме того, время от времени публиковал в нём заметки о моде и выступал в качестве светского хроникёра.

Тень и свет, 1928

Эскиз обложки журнала Harper’s Bazаar

Мюзиклы и театр

После окончания войны театральная жизнь в Европе быстро вернулась в привычное русло. Эрте поступают заказы на оформление театральных постановок по обе стороны Атлантики (благодаря иллюстрациям в Harper’s Bazаar он постепенно становится знаменит и в Америке). В основном речь идёт о мюзиклах и ревю, требовавших большого количества реквизита и костюмов.

Масштабные эстрадные шоу-программы, балансирующие на грани пошлости и нарочитого эпатажа, стремились дать публике то, чего ей тогда не хватало, — воображаемый мир, в котором можно было спрятаться от пережитого. И Эрте, с его фантазией и нечеловеческой работоспособностью, подходил для работы на этом конвейере грёз как никто другой.

Костюм, 1926.

Эскиз для ревю «Триумф женщины»
«Скандалы» Джорджа Уайта, Нью-Йорк

Сергей Дягилев

В 1921 году Сергей Дягилев предложил Эрте выполнить новые декорации для балета «Спящая красавица». Тот с радостью согласился, принялся за работу и даже успел сделать несколько эскизов, после чего, однако, получил срочный заказ на костюмы от владельца Harper’s Bazаar Уильяма Хёрста и ради больших денег, обещанных за работу американцем, от балета отказался. Дягилев, только что едва не разорившийся во время лондонских гастролей труппы, отнёсся к такому решению с пониманием, а вот сам Эрте впоследствии о своём выборе жалел, ведь именно эстетика мирискусничества, инспирированная Дягилевым и построенная на смешении ар-нуво и модерна, лежала в основе выработанного им стиля.

Костюм принца Шармана, 1921.

Эскиз для балета «Спящая красавица» «Русского балета» Дягилева

Унисекс

В 20-е годы Эрте несколько лет сотрудничал с американскими торговыми фирмами «Генри Бендель» и «Б. Альтман и компания», создавая для них модные коллекции. Среди новаторских идей, предложенных художником и реализованных коммерсантами, было асимметричное декольте, использование в мужском гардеробе парчи и бархата, но главное — спортивный покрой отдельных костюмов. Считается, что именно Эрте дал дорогу стилю, который спустя некоторое время получит название унисекс.

Слева

Силуэты 1925–1928, 1929.

Иллюстрация к статье Эрте «Современная одежда»
для «Энциклопедии Британника»

Справа

Костюм, 1937.

Эскиз для спектакля «Дело в шляпе»
Театр «Сэвил», Лондон

Супруги Эсторик

После Второй мировой войны, которую Эрте провёл в Париже, интерес к ар-деко стал постепенно угасать. На фоне ужасов, с которыми столкнулась Европа, подобное искусство казалось вульгарным пережитком прошлого. Эрте продолжал время от времени оформлять театральные постановки, но заказов от журналов и торговых домов больше не поступало. Так продолжалось вплоть до начала 60-х, когда уже пожилой художник стал участником серии выставок, важнейшей из которых была выставка в музее Метрополитен 1967 года, закрепившая за ним статус классика.

За ней последовало знакомство с супругами Саломеей и Эриком Эсторик, владельцами галереи «Гровнор», работавшей в Лондоне и Нью-Йорке, которые взялись вести дела Эрте. С тех пор и уже до самой смерти он снова активно работает, в том числе в новых жанрах скульптуры, литографии и шёлкографии, и активно выставляется по всему миру.

Алфавит, 1927–1967.

26 рисунков

Среди работ, созданных в это время, особенно выделяется серия «Алфавит», одно из самых тиражируемых графических произведений Эрте. Работать над ней художник начал ещё в 1927 году, а вот закончить сумел лишь спустя 40 лет, в 1967 году, когда неожиданно обнаружил, что в ней не хватает двух букв — Q и L.

На выставке в Эрмитаже серия занимает центральное место. И это символично. Притом что буквы суть лишь набор графических знаков, позволяющий передавать бессмысленные по отдельности звуки, в случае Эрте они становятся чуть ли не квинтэссенцией всего творчества мастера, способного видеть атлетов, полураздетых танцовщиц, извивающихся змей и русалок, кажется, вообще в чём угодно.


Для Эрмитажа всегда важно показывать то, чего нет в нашей коллекции, а ар-деко представлено у нас минимально, и потому нам было интересно работать с этим материалом. Мы были заинтригованы, у нас никто не знал Эрте достаточно хорошо. Художник в России не работал, никогда у нас не выставлялся. Здесь была определённая интрига, и она нас привлекала. С другой стороны, были и опасения. Интернет наводнён образцами некой полусувенирной продукции, которую часто приписывают Эрте. И это было то, чего мы больше всего опасались, когда начинали работать.

С вещами, представленными на выставке, я познакомился в феврале прошлого года. Последние 25 лет они хранились в экстерриториальной зоне цюрихского аэропорта. Для владельцев антиквариата и произведений искусства это место — своеобразный офшор, позволяющий избегать высоких налогов. Там в небольшом бункере одна из комнат была заставлена стеллажами, на которых находились папки, коробки, луи-вюиттоновские сундуки и чемоданы середины прошлого века с монограммами Эрте. В них были его сокровища, вещи, которые никто давно не видел, многие из них вообще никогда не выставлялись, а уровень был понятен сразу: это подлинные шедевры графики, совершенно оригинальные потрясающие вещи, их там были тысячи. Нам уже было известно место и время будущей выставки, размеры зала, и мы должны были уложиться. Притом хотелось сделать отбор так, чтобы максимально полно представить творчество художника, показать все грани его таланта: одежду, костюмы, театральную графику, скульптуру. И это, мне кажется, у нас получилось, мы выбрали действительно много хороших работ.

Это был первый этап, потом надо было всё уточнять, согласовывать и описывать в каталоге. Это была значительно более простая работа и вместе с тем приятная, потому что постепенно, общаясь с художником, я его для себя обрёл, реконструировал его образ. Мне этот образ показался очень симпатичным, и об этом я написал.

Михаил Дединкин

куратор выставки


фотографии: Государственный Эрмитаж

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров
Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров Рабочий клуб Алвара Аалто, бар в отеле «Палас», церковь в Каннонкоски, кресло «Мяч» и другие экспонаты выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне»
Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров

Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров
Рабочий клуб Алвара Аалто, бар в отеле «Палас», церковь в Каннонкоски, кресло «Мяч» и другие экспонаты выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне»

«Подлость, вялость, жажда культуры»: Каким видели Петербург в начале XX века
«Подлость, вялость, жажда культуры»: Каким видели Петербург в начале XX века Жизнь столицы в книге Евы Берар «Империя и город: Николай II, „Мир искусства“ и городская дума в Санкт-Петербурге»
«Подлость, вялость, жажда культуры»: Каким видели Петербург в начале XX века

«Подлость, вялость, жажда культуры»: Каким видели Петербург в начале XX века
Жизнь столицы в книге Евы Берар «Империя и город: Николай II, „Мир искусства“ и городская дума в Санкт-Петербурге»

Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть
Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть The Village составил гид по главным работам выставки «Через границы / Сквозь ограничения», посвящённой проблемам миграции
Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть

Новый сезон Музея уличного искусства в Петербурге: Что смотреть
The Village составил гид по главным работам выставки «Через границы / Сквозь ограничения», посвящённой проблемам миграции

13 выставок лета в Петербурге
13 выставок лета в Петербурге Семья Кранахов, Эрте и «Реализмы» в Эрмитаже, автопортреты в Русском музее, участники Венецианской биеннале в Манеже и другие события сезона
13 выставок лета в Петербурге

13 выставок лета в Петербурге
Семья Кранахов, Эрте и «Реализмы» в Эрмитаже, автопортреты в Русском музее, участники Венецианской биеннале в Манеже и другие события сезона

Тэги

Новое и лучшее

Со всех ног: 9 российских брендов кед и кроссовок

Где покупать базовые футболки прямо сейчас

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

Что происходит с магазинами H&M, Zara, Uniqlo и другими

The Village становится платным

Первая полоса

В Москве отменили концерт группы «АлоэВера»

Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться
Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться
Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться

Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться

Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов
Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов
Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов

Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов

Финляндия ограничит выдачу виз россиянам, приезжающим в страну только для транзита

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Фото дня: Плакат в московском метро об опасности VPN (с ворами в масках анонимусов!)

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

Цифра дня: Сколько сайтов заблокировали и удалили после начала ***** в России

YouTube заблокировал канал «Ростеха»

«Яндекс Маркет» торгует подделками акул из IKEA. На них вместо бренда написано Shao Hui

Ротонда: Строительная компания RBI запретила использовать в рекламе жилого комплекса его название — «Миръ»

Wildberries создаст новый сервис для борьбы с контрафактом

Акция дня: 35 деревянных крестов во Всеволожске, означающие фразу «Нет *****»

Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России
Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России
Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России

Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России

Мосгорсуд оставил политика Илью Яшина в СИЗО по делу о «фейках»

Минтруд поможет россиянкам справиться со «стеклянным потолком» и неравенством

Владелец «Л’Этуаль» выкупил косметическую сеть «Подружка»

В России выявили более 20 тысяч новых случаев COVID-19 впервые c конца марта

Предложение дня: Запретить рэп в России

Полиция Калуги задержала журналиста из-за комментария его коллеги под постом Дмитрия Медведева

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»
«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку» Топ-10 цитат из предполагаемого «ЖЖ» бывшей жены Путина 
«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»
Топ-10 цитат из предполагаемого «ЖЖ» бывшей жены Путина 

Жители Грузии требуют ввести визовый режим с Россией. Петицию подписали 18 тысяч человек

Группа депутатов и сенаторов потребовала уволить ведущих Урганта и Васильева и режиссера Молочникова

В Москве-реке появилось нефтяное пятно. Прокуратура начала проверку

Долги россиян за услуги ЖКХ выросли до 804,5 миллиарда рублей

Сервис Patreon и платформу для проверки письма Grammarly заблокировали в России

La Repubblica: Анатолия Чубайса выписали из больницы на Сардинии

Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР
Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР Отрывок из книги «Дни освобождения. Laibach и Северная Корея»
Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР

Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР
Отрывок из книги «Дни освобождения. Laibach и Северная Корея»

МЧС предупредило москвичей о грозе, сильном ливне и ветре 7 августа

В России впервые с конца марта выявили более 19 тысяч случаев COVID-19 за сутки

Болгария продолжит выдавать туристические визы россиянам

Роскомнадзор заблокировал интернет-портал Сахалина sаkh.соm

Цитата дня: Иван Ургант — о требовании уволить его с Первого канала

«Кухня на районе» накормит одиноких пенсионеров горячими обедами

Посольство Латвии приостановило выдачу любых виз россиянам

Сыр Oltermanni будет выпускаться под брендом Laplandia в России

Подкаст «Снова никогда» заблокировали за «фейки» про Украину

Эфиопия возобновит авиасообщение с Россией с 23 августа

Мундепа из Петербурга обвинили в «дискредитации» армии за пост, написанный до принятия соответствующего закона

В речи музыканта Юрия Шевчука не нашли «дискредитации армии»

IKEA добавила в зону доставки десять городов России

«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»
«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы» Сибирский рэпер Саша Огородников — о переезде в Ереван и перспективах российской музыки
«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»

«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»
Сибирский рэпер Саша Огородников — о переезде в Ереван и перспективах российской музыки

В России впервые с апреля выявили более 18 тысяч случаев COVID-19 за сутки

Расследование: Кремль попросил СМИ сравнивать боевые действия в Украине с Первой мировой войной

Американский производитель принтеров Lexmark продал бизнес в России

Купальный сезон в Москве продлится до середины августа

«РБК»: Банки перестали получать деньги на продвижение карт «Мир», потому что в России нет конкуренции

YouTube удалил канал блогера Дмитрия «Гоблина» Пучкова за «нарушение правил сообщества»

Суд заочно арестовал редактора The Insider Романа Доброхотова по делу о незаконном пересечении границы

Третьяковскую галерею снова эвакуировали из-за сообщения о минировании

В центре Москвы задержали активиста с плакатом «Прощай, немытая Россия»

Минпромторг убрал из списка параллельного импорта Renault и добавил Giorgio Armani, Yves Saint Laurent и Lancome

Двадцатилетнюю активистку из Петербурга объявили в федеральный розыск. Силовики ищут ее по детскому фото

Sony и Microsoft хотят заблокировать турецкие карты, чтобы россияне не оплачивали ими игры и подписки

Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок
Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок Рассказывает клинический психолог Татьяна Павлова
Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок

Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок
Рассказывает клинический психолог Татьяна Павлова

Экс-замглавы Минпросвещения Марина Ракова признала вину в рамках «дела ректоров»

Баскетболистку Грайнер приговорили к девяти годам колонии по делу о контрабанде наркотиков

С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны
С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны
С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны

С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны

Суд постановил уничтожить iPhone, на который петербурженка сфотографировалась в трусах на фоне собора

«Вкусно — и точка» возобновит работу кафе с 11 августа