30 актуальных экранизаций русской классики The Village вспоминает зарубежные и отечественные экранизации русской классики, которые выдерживают испытание временем

30 актуальных экранизаций русской классики

В прокат выходит «Анна Каренина. История Вронского» — новый фильм Карена Шахназарова о самой противоречивой героине русской литературы глазами ее сына Сережи и любовника Алексея. The Village вспоминает зарубежные и отечественные экранизации русской классики, которые выдерживают испытание временем, несмотря на отсутствие постоянной ротации на центральном телевидении. Авторский взгляд, попытки переосмыслить известные сюжеты в современности и бережное отношение к источнику — во многих перечисленных экранизациях не будет костюмов ХIХ — начала ХХ веков, но сохранится интерес авторов к вечной литературе.

«Любовь и смерть»

реж. Вуди Аллен

Вуди Аллен разбирается с главными кумирами

Аллен вырос на русской литературе и всю любовь к Толстому и Достоевскому перенес в свою раннюю комедию «Любовь и смерть», где вопросы Пьера Безухова о смысле жизни чередуются с монологами Сонечки Мармеладовой. Неказистый младший сын большого дворянского дома отправляется на войну убить Наполеона, пока борется со страхом смерти, экзистенциальной тоской и равнодушием давно приятной ему кузины. Монологи о пшенице и шутки про двух 12-летних блондинок — только первый слой одной из самых смешных комедий 70-х, деконструирующий размышления главных русских писателей о страдании, самопожертвовании и любви.

Смотреть также: «Матч-поинт», реж. Вуди Аллен

«Белые ночи»

реж. Лукино Висконти

Марчелло Мастроянни дарит надежду юной и доверчивой девушке

Черно-белый фильм 1957 года с неправдоподобным снегопадом, декорациями петербургского моста и итальянской речью Мастроянни улавливает главное в истории Достоевского — энергию нового чувства, конец мучительного одиночества и близость новой необъяснимой жизни. Героиня — сирота, прожившая юность тенью слепой бабушки, вначале теряет любимого из-за неоправданных обещаний, а потом находит нового человека, который видит в ней лучшее и вдыхает жизнь в дни, где есть только рутина и обязательства. Спустя 60 лет версия «Белых ночей» в режиссуре Висконти — все еще одно из самых точных прочтений русской классики.

Смотреть также: «Униженные и оскорбленные», реж. Андрей Эшпай

«Анна Каренина»

реж. Сергей Соловьев

Нежный взгляд на мысль семейную

Соловьевская «Каренина» вшита в повествование «2-АССА-2» и скромно вышла на экраны самостоятельным фильмом несколько лет назад (полная ее версия была показана в форме телесериала). Каренину играет органичная, теплая и непосредственная Татьяна Друбич — и это, безусловно, лучшее попадание в роль на фоне классической Татьяны Самойловой с бронзовым голосом и не улавливающей тонкости характера Киры Найтли. При количестве действующих лиц «Каренина» остается компактным семейным фильмом, где судьбы семей переплетены, город на самом деле маленький, а столкнуться с одним и тем же человеком можно несколько раз — нежная дымка телеэкранизации и яркие цвета лета переходят в сдержанный и меланхоличный финал, где подросток печально разминается на крошечном катке. И в этих мелочах — вся магия Соловьева.

Смотреть также: «Три сестры», реж. Сергей Соловьев

«Война и мир»

реж. Том Харпер

ВВС читают всем известную книгу по-новому, опуская много обаятельных подробностей

Любая попытка экранизировать четырехтомник Толстого — стремление объять необъятное, и важные вещи неминуемо ускользают как от воспитанного на русской литературе Сергея Бондарчука, так и от оскароносного Кинга Видора. Британец Том Харпер тоже многое теряет, сжимая повествование в шесть эпизодов, но чем примечательна новая версия истории Пьера Безухова и Наташи Ростовой — зачитанная до дыр и многократно цитированная книга внезапно дышит с первого кадра. Будут ли это непосредственные и малоизвестные актеры во второстепенных ролях, легкость, с которой все герои говорят в кадре реплики 200-летней давности, или трогательные детали типа свиньи во дворе и туманного заливного луга, которые объясняют, отчего дом и Родина были для главных героев книги первой ценностью.

Смотреть также: «Вешние воды», реж. Ежи Сколимовский

«Несколько дней из жизни Обломова»

реж. Никита Михалков

Заплыв Никиты Михалкова в родную классику

Один из главных советских режиссеров чувствует себя в мире Обломова так же спокойно, как Обломов — в своем халате. Олег Табаков играет идеалиста и мечтателя, бездельника и уставшего от жизни молодого мужчину, чьи мысли сладко парят и постоянно возвращаются в Обломовку — родовое поместье и символ безусловной любви, материнского тепла и покоя, в котором ничто злободневное не имеет значения. Пока Обломов и Штольц спорят, надо ли браться за ум или лучше двигаться по течению, камера постоянно съезжает — на мирный пейзаж за окном, безграничное зеленое поле, к лесной опушке, глядя на которые замирает и успокаивается главный герой. «Обломов», состоящий из поэтических описаний человеческого настроения и состояний природы, получает в фильме воздушную интерпретацию, где главные повороты сюжета проходят мягко, как пороги бурной, вечно журчащей реки.

Смотреть также: «Неоконченная пьеса для механического пианино», реж. Никита Михалков

«Морфий»

реж. Алексей Балабанов

История загубленной жизни провинциального врача

Скромный в средствах, темный и сдержанный фильм Балабанова по стилистике больше напоминает его ранние кафкианские экранизации и снятый в сепии «Про уродов и людей». «Морфий» и «Записки юного врача» Булгакова объясняли, как наркотики незаметно проникают в расписание дня вместе с тревогой новой жизни — главный герой, начинающий карьеру еще по порядкам царской России, получает должность земского врача после революции. На него обваливается хаос необъяснимых событий, поток потерянных людей и пропащих пациентов, теряющих почву из-под ног. Морфий для главного героя — не только способ заглушить боль, а еще и момент иллюзорного контроля над собственным страданием и страданиями других.

Смотреть также: «Собачье сердце», реж. Владимир Бортко, «Роковые яйца», реж. Сергей Ломкин

«Двойник»

реж. Ричард Айоади

Нервный срыв, шизофрения или настоящий двойник

Если не увлекаться костюмами и русскими именами, большинство сюжетов Достоевского без труда превращается в психологические триллеры — именно эту жанровую возможность в «Двойнике» увидел режиссер Ричард Айоади, пригласив заговаривающегося Джесси Айзенберга сыграть две версии одного героя. Будет ли он Саймоном Джеймсом или Джеймсом Саймоном, никуда не исчезнет его фирменная харизма и привычка захлебываться в собственной речи, произнося задумчивые монологи. «Двойник» — история о жажде исключительности и постоянной угрозе конкуренции от лучшего себя — снята Айоади в почти театральных декорациях.

Смотреть также: «Партнер» Бернардо Бертолуччи

«Простая смерть»

реж. Александр Кайдановский

Страшная история встречи каждого человека с собственным концом

Черно-белый фильм Кайдановского по повести Толстого — об обретении смысла жизни в самом конце — фильм тяжелый, но необходимый. Ивана Ильича (списанного в реальности с брата выдающегося биолога Мечникова) играет Валерий Приемыхов, перед смертью понимающий про себя и окружающих больше, чем во время своей социально одобряемой, относительно счастливой и порядочной жизни. Собственные мысли, редкие встречи и разговоры с близкими, крошечная комната и воспоминания — все, что есть в распоряжении Ивана Ильича, прежде чем он почувствует избавление от всего наносного и переход в другую реальность.

Смотреть также: «Черный монах», реж. Иван Дыховичный

«Преступление и наказание»

реж. Аки Каурисмяки

Дилемма Родиона Раскольникова в финской столице 80-х

Для своего дебюта Каурисмяки выбрал главную книгу Достоевского о чувстве вины и переместил место действия на окраину Хельсинки в современные ему 80-е годы. Сдержанный и ничем не подозрительный мясник Анти работает на скотобойне и живет в тени недавно случившейся трагедии — на его невесту наехал на дороге водитель. Чтобы расквитаться с виновником ДТП, он без труда находит его — свидетельницей преступления становится молодая девушка Ева. Именно она советует Анти сдаться полиции, которая, кажется, нащупала мотив случившегося преступления. Каурисмяки подхватывает в фильме и детективную часть истории, и героя, чье чувство вины и страдание остаются для нас невидимыми, а еще показывает будни рабочего класса Финляндии — повторяющиеся, банальные и колоритные в своей провинциальности.

Смотреть также: «Карамазовы», реж. Петр Зеленка

«Карманник»

реж. Робер Брессон

Французский классик в диалоге с русским классиком

Все, хорошо знающие Робера Брессона, в курсе, что режиссер постоянно возвращался к Достоевскому, полируя мастерство обращаться с деталями и крупными планами. «Карманник» построен на куда меньшем преступлении, чем убийство в «Преступлении и наказании», но ставки здесь так же высоки — приличная жизнь с любимым человеком или тюрьма, а если глобально — семья, где можно сохранить ощущение дома, или предательство всего лучшего в себе. Взрослый карманник приятной наружности попадается и не попадается полиции, пока встречает будущую любовь, хоронит мать и сбегает в другую страну — его приключения не похожи на судьбу Родиона Раскольникова, но зависли над такой же пропастью между стремлением к лучшему и сложившейся преступной карьерой с привычкой идти по пути наименьшего сопротивления.

Смотреть также: «Деньги», «Четыре ночи мечтателя» и «Кроткая» Робера Брессона

«Крейцерова соната»

реж. Михаил Швейцер

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему

«Крейцерова соната» — позднее нравоучительное произведение Толстого получает в фильме Швейцера бергмановское измерение: несчастливый брак инфантильной девушки и искушенного мужчины был обречен с самого начала, по мнению героя, но открылось это обоим не сразу. История подавленных чувств и церемонного лицемерия, желания обладать и бесконечной ревности звучит знакомо и напоминает половину несчастливых браков современников Толстого — в исповедальных монологах «Крейцеровой сонаты» писатель пытался, в свою очередь, попросить прощения и за собственные ошибки: и исполняющий главную роль Олег Янковский легко считывает и передает эту эмоцию опоздавшего раскаяния.

Смотреть также: «Мертвые души», реж. Михаил Швейцер

«Страх и любовь»

реж. Маргарете фон Тротта

Замкнутость мира трех сестер глазами немецкого режиссера

Страх и невозможность выбраться из прошлого и родительского наследства Маргарете фон Тротта переносит из русского губернского города в современную итальянскую провинцию. Три сестры разного возраста, но образованные, интересные и вдохновляющие, живут воспоминаниями о своем отце и с трех сторон окружают любимого брата — однако впереди их ждут и разочарования друг в друге, и унизительный любовный треугольник. Застывшие и не стремящиеся что-то менять, сестры руководствуются любовью, хотя на самом деле ими управляет страх — фильм, как и чеховская пьеса, почти лишен резких сюжетных поворотов, но точно передает общую нерешительность и вялую семейную динамику.

Смотреть также: «После полудня», реж. Ангела Шанелек

«Шальная любовь»

реж. Анджей Жулавски

Постмодернистская сказка с французским князем Мышкиным

Несмотря на дикое название, фильм Жулавски по мотивам романа «Идиот» очень точно передает некоторые аспекты книги: пошляки будут здесь выглядеть дичайшими пошляками, Настасья Филипповна (которую будут звать Мари) при каждом появлении будет готова удариться в истерику, а главный герой из дома для душевнобольных захочет выступить как романтический мушкетер. «Шальная любовь» топчется на грани с китчем и выдает бессовестные номера, которые легко взбесят почитателей Достоевского, — поруганная классика как она есть. С другой стороны, если бы дело происходило в середине 80-х годов ХХ века, кто гарантирует, что Достоевский избежал бы мафиозных перестрелок, танцев в цветных дождевиках и шумных вечеринок в барочных особняках? Фильм Жулавски требует того, чтобы потом вернуться к книге и найти в ней не только рассуждения о вере и спасении, но и много отвязных поступков и резких движений — и они там находятся.

Смотреть также: «Идиот», реж. Пьер Леон

«Китаянка»

реж. Жан-Люк

«Бесы» c диалогами про Мао и войну во Вьетнаме

По задумке Достоевского, бесы — участники подпольной террористической ячейки, задумывающие в провинциальном городе убийство своего бывшего единомышленника. Вспоминая свои юные годы среди почитателей левых идей, поздний Достоевский рисует героев в равной степени тщеславными и безответственными. Но годаровские бесы — не скрывающиеся от царской власти российские революционеры, а образованные молодые ребята в парижской квартире перед майскими событиями 1968 года. Они читают Мао наперегонки, спорят о том, оправдан ли левый терроризм и политические убийства, и готовятся к покушению на министра культуры СССР. Годар сильно перепутал карты первоисточника, сделав главными героями парочку постоянно выясняющих отношения ребят — доминантную Веронику и нестабильного Гийома. В его версии «Бесов» все уже украдено до нас: модные лозунги о переменах — временная игра для людей, которые ценят комфорт и предсказуемость и не хотят рисковать собой в бескомпромиссной борьбе.

Смотреть также: «Бесы», реж. Анджей Вайда

«Оно»

реж. Сергей Овчаров

Вся Россия как город Глупов в авторской антиутопии

Салтыков-Щедрин, писавший книги параллельно с чиновничьей работой, очевидно, представлял с каким масштабом проблем имеет дело: и как вице-губернатор, и как писатель. «История города N» — абсурдная и одновременно страшная в узнавании — касается как жестокости властителей Глупова, так и идиотской покорности его жителей. Особое внимание Щедрина приковано к тому, как все прошлые решения с каждым новым назначением отменяются, а история Глупова начинается как будто бы с нуля. Жертвы, траты и стихийные союзники попадают в метафорическую историю Сергея Овчарова, снявшего на музыку Сергея Курехина важный фильм о том, почему в России за десять лет меняется все, а за 200 лет не меняется ничего. Подзабытая, но важная позднесоветская фантасмагория с десятком великих актерских имен в титрах.

Смотреть также: «Нос», реж. Ролан Быков


фотографии: обложка – СТВ, 1 – Villealfa Filmproduction Oy, 2 – Bac Films, 3 – Sara Films

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

20 отечественных фильмов, которые объясняют современную Россию
20 отечественных фильмов, которые объясняют современную Россию The Village вспоминает киноленты разных эпох, точнее всего показывающие болевые точки российской действительности
20 отечественных фильмов, которые объясняют современную Россию

20 отечественных фильмов, которые объясняют современную Россию
The Village вспоминает киноленты разных эпох, точнее всего показывающие болевые точки российской действительности

Добилась сама: Саша Unisex о том, как акварельные татуировки сделали ее мировой звездой
Добилась сама: Саша Unisex о том, как акварельные татуировки сделали ее мировой звездой Интервью с самой известной и высокооплачиваемой российской татуировщицей
Добилась сама: Саша Unisex о том, как акварельные татуировки сделали ее мировой звездой

Добилась сама: Саша Unisex о том, как акварельные татуировки сделали ее мировой звездой
Интервью с самой известной и высокооплачиваемой российской татуировщицей

Соль на рану: Первый состав «Солянки» — о ее 10-летии
Соль на рану: Первый состав «Солянки» — о ее 10-летии Бывшие сотрудники знакового клуба рассуждают об идее Москвы для всех, наследии черного диско и о том, почему «Солянка» уже не нужна
Соль на рану: Первый состав «Солянки» — о ее 10-летии

Соль на рану: Первый состав «Солянки» — о ее 10-летии
Бывшие сотрудники знакового клуба рассуждают об идее Москвы для всех, наследии черного диско и о том, почему «Солянка» уже не нужна

Тепло и сухо: Веранды с обогревателями
Тепло и сухо: Веранды с обогревателями Летние площадки, на которых будет действительно тепло
Тепло и сухо: Веранды с обогревателями

Тепло и сухо: Веранды с обогревателями
Летние площадки, на которых будет действительно тепло

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря? Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И могут ли обеды и корпоративный фитнес компенсировать более низкий доход
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И могут ли обеды и корпоративный фитнес компенсировать более низкий доход

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Подпишитесь на рассылку