Скульптуры Вадима Сидура в «Манеже»: Что нужно знать о выставке советского Генри Мура The Village рассказывает о ретроспективе одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства

Скульптуры Вадима Сидура в «Манеже»: Что нужно знать о выставке советского Генри Мура

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Война и мир Вадима Сидура» — ретроспектива одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства. Передвижной проект, созданный московским музейно-выставочным объединением «Манеж» приезжает в Петербург в рамках масштабных гастролей (выставку уже показали в Москве, Страсбурге и Люксембурге), но в расширенном варианте — к 46 основным экспонатам добавилось 56 линогравюр.

Сидур — уникальный для советского нонконформистского движения художник. Ветеран Великой Отечественной войны, никогда напрямую не критиковавший власть, в СССР он тем не менее был начисто лишен возможности выставлять свои работы. Главная причина — открытость и искренность, с которыми Сидур поднимал темы насилия, боли, хрупкости человеческого существования. Кроме того, нарекания вызывал и его пластический язык, резко отличный от общепринятого, но абсолютно актуальный в контексте европейского искусства ХХ века. Его скульптуры сравнивали с работами Генри Мура и Альберто Джакометти и устанавливали в крупных городах Германии и США. Сам скульптор их впрочем никогда не видел, на протяжении всей жизни оставаясь невыездным. После распада Советского Союза несколько скульптур Сидура все-таки появились на территории России (одна из них «Формула скорби», посвященная жертвам холокоста, установлена в Пушкине), а в Москве в разгар перестройки был создан музей художника, однако персональных выставок такого масштаба прежде никогда не проводилось.

Показательна история с погромом московской выставки «Скульптуры, которых мы не видим» в 2015 году, тогда православные активисты разбили несколько работ скульптора, объяснив это тем, что они «оскорбляют чувства верующих». Абсурдность ситуации заключалась в том, что именно Сидур был одним из немногих советских авторов, раскрывавших тему христианской морали и работавших с библейскими сюжетами.

The Village изучил показательные экспонаты новой выставки.

«Война и мир Вадима Сидура»

Когда

15 августа — 3 сентября

Где

ЦВЗ «Манеж» (Исаакиевская пл., 1)

Стоимость

100 – 300 рублей

Ранение

«Раненый», 1963. Алюминий, литье.
«Несение креста», из цикла «После войны», 1965. Алюминий, литье.

Главное, что нужно знать о Вадиме Сидуре, — это был человек, почти лишенный детства: хроническое недоедание во время массового голода на Украине в начале 30-х, потом эвакуация, суровая жизнь в военном училище. В 1942 году 18-летним парнем он попал на 3-й Украинский фронт, а спустя год при освобождении родного Днепропетровска был тяжело ранен. Пуля попала в голову и серьезно повредила нижнюю часть лица (позднее он отрастит бороду и будет носить ее до конца своих дней, чтобы скрыть изуродованный подбородок). Описывая свой фронтовой опыт, Сидур говорил: «Когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода я дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству и юности… Потом я был убит на войне». С травмирующим опытом детства и последствиями войны и ранения Сидур будет работать всю жизнь. Одна из самых известных его скульптур — «Раненый» — образ туго забинтованной головы человека с единственной прорезью вокруг рта.

Отчасти биографическую связь можно найти и в работе «Несение креста». Упавшая на колени женщина несет на плечах безногого инвалида: в 1942 году раненого юношу спасли две посторонние женщины, которые по весенней распутице сумели довезти его до госпиталя.

Трагический пафос

«После войны» («Сапог и туфелька»), из цикла «Дань времени», 1983. Медь, гальванопластика.
«Инвалиды. Свидание на скамейке», 50-е. Керамика, декорированная цветными ангобами.

Власти и коллеги по цеху часто обвиняли Сидура в пацифизме. Война занимала в его творчестве центральное место, но героический пафос был художнику полностью чужд, даже враждебен. В 1950-е, когда калек ссылали в специальные лагеря подальше от крупных городов, Сидур (будучи студентом Строгановского училища) создает, например, работу «Свидания на скамейке»: нанесенный размашистыми схематичными мазками портрет сидящих на скамейке инвалидов с ампутированными ногами. Женщина с сигаретой в кокетливом платье, мужчина, одной рукой обнимающий спутницу, а другой придерживающий костыли. Будничность сценки подчеркнута выбранной техникой — это расписанная тарелка, традиционно декоративное изделие, жанр, не предполагающий никакого социального контекста.

Его более поздняя и более известная работа на похожую тему — скульптура «После войны» — композиция из поношенных, ободранных, кажется, извлеченных из недра помойки, солдатского сапога и женской туфли, установленных вплотную друг к другу. В обоих случаях Сидур использует один и тот же прием, заставляя зрителя находить за убогим, грязным, ненужным — взаимопонимание и тоску о любви у людей, искалеченных в равной степени физически и душевно.

Атеист-коммунист, верующий в Христа

«Святое семейство», из цикла «101», № 3, 1971. Линолеум, резьба.
«Святое семейство», 1964. Медь, гальванопластика.

Многие работы Сидура наполнены христианскими символами, притом что в жизни к мистицизму художник был не склонен, сам себя он называл «атеистом-коммунистом, верующим в Христа». Эта двойственность объясняется тем, что Сидур видел в христианских заповедях нечто вроде универсальных истин, считая что в них кроются решения, которые позволят предотвратить неминуемую катастрофу. При этом аскетичная, примитивная пластика его работ на библейские сюжеты начисто лишена собственно божественного, а созданные им христианские образы — и здесь становится понятным возмущение православных активистов — от иконописного канона далеки, как величественный собор от хлева.

Алюминий

«Эскиз надгробия», 1965. Бронза, литье.

Большую часть своей жизни Сидур был стеснен в средствах, и речь не только о деньгах, еще сложнее дело обстояло с выбором материалов для творчества. Бронза скульптору была недоступна, вместо нее он в большинстве случаев использовал алюминий, а отливку скульптур поручал небольшим предприятиям, которые работали с частными заказчиками: грубо сделанные модели со швами и впадинами художник обрабатывал сам при помощи дрели и болгарки, а более мелкие неровности маскировал масляной краской.

Поскольку зарабатывать своим основным трудом художник не мог, он, как и многие нонконформисты тех лет, работал книжным иллюстратором, а кроме того, брал заказы на изготовление надгробных памятников.

«Музей человеческой глупости»

«После экспериментов», из цикла «Препараты», 1968. Медь, гальванопластика.

Медный чан в уродливых заклепках с торчащими из него распиленными головами, костями, отрезанной рукой, словно бы перенесенный в современность элемент босховского бестиария — скульптура «После экспериментов» — это реакция художника разом на все угрозы, стоящие перед лицом человечества. Здесь и гонка вооружений, и экологические катастрофы, и реальная угроза новой — и как казалось тогда — неизбежно последней войны.

С конца 60-х Сидур приступает к созданию собственной философской системы, центральное место в которой занимает художник-пророк, призванный предупредить людей об опасности. Сидур грезил о создании целого парка скульптур — гигантского мемориала, наполненного памятниками погибшим и замученным, одного взгляда на который было бы достаточно, чтобы переменить человека. Будь такой парк и в самом деле создан, этот самый котелок, набитый кусками плоти, превратился бы там в гигантское здание «Музея человеческой глупости», замысел которого художник не без сарказма и иронии описывал так: «Машины и пешеходы подъезжают, вернее, прибывают под дно чана. Если они смотрят вверх на дно чана, то их поражает стереоскопический снимок взрыва атомной бомбы. Почти ослепленные, они по скоростным лифтам и эскалаторам в ножках чана здания поднимаются вверх, во внутренние помещения. Там, в круглом зале площадью 10 квадратных километров, в середине руин городов, разрушенных варварами и другими воинами всеми видами оружия обычного и ядерного типа — огромная фигура Мутанта, грызущего собственный фаллос. На стенах — барельефы, показывающие историю человечества от Адама и до обозримого будущего включительно. А на все это с невероятной высоты свода взирает „Красный Христос“, плачущий кровавыми слезами».

Любовь

«Велосипедист», 50-е. Керамическая тарелка, майолика.
«Связи. Нежность», 1963. Алюминий, литье.

Еще одна цитата: «Я считаю, что не совсем верно говорить о моем жгучем интересе к войне, насилию, бесчеловечным жестокостям. Это не интерес и даже не долг, а жизненная необходимость». Большинство работ Сидура действительно проникнуты мрачным, трагическим взглядом на мир — так художник пытался преодолеть собственные душевные травмы, однако закостенелым пессимистом он не был. В его произведениях есть место и трогательной поэзии и романтике, подкупающей своей прямотой и честностью. Сидур часто посвящал свои произведения тем, кого любил, кем восхищался и кому сочувствовал: ученым, музыкантам, спортсменам и самым простым людям. После войны и боли важнейшей для него темой была любовь, которую он принимал исключительно в старомодном ключе — как неразрывную связь и взаимозависимость. Одна из самых показательных в этом контексте работ — скульптура «Связи. Нежность»: фигуры мужчины и женщины, предельно схематичные — ни черт, ни лиц, — сросшиеся между собой, словно корни дерева.


Фотографии: Манеж

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Эрмитаж наш»: Новый сезон в Музее уличного искусства
«Эрмитаж наш»: Новый сезон в Музее уличного искусства «Праздник к вам приходит» — лучший за все годы проект на территории завода слоистых пластиков в Петербурге
«Эрмитаж наш»: Новый сезон в Музее уличного искусства

«Эрмитаж наш»: Новый сезон в Музее уличного искусства
«Праздник к вам приходит» — лучший за все годы проект на территории завода слоистых пластиков в Петербурге

Что нужно знать о выставке Ансельма Кифера в Эрмитаже
Что нужно знать о выставке Ансельма Кифера в Эрмитаже The Village рассказывает о первой персональной выставке прославленного немецкого художника в России
Что нужно знать о выставке Ансельма Кифера в Эрмитаже

Что нужно знать о выставке Ансельма Кифера в Эрмитаже
The Village рассказывает о первой персональной выставке прославленного немецкого художника в России

16 главных выставок лета в Петербурге
16 главных выставок лета в Петербурге Инсталляция Poetic Kinetics на Новой Голландии, «Винзавод» в «Манеже», выставка к 15-летию «Росфото» и другие проекты
16 главных выставок лета в Петербурге

16 главных выставок лета в Петербурге
Инсталляция Poetic Kinetics на Новой Голландии, «Винзавод» в «Манеже», выставка к 15-летию «Росфото» и другие проекты

«Я благодарен, что не рос на Кавказе»: Черкес и муфтий смотрят фильм «Теснота»
«Я благодарен, что не рос на Кавказе»: Черкес и муфтий смотрят фильм «Теснота» Почему фильм не стали показывать на родине режиссера и что изменилось в Нальчике с 1998 года
«Я благодарен, что не рос на Кавказе»: Черкес и муфтий смотрят фильм «Теснота»

«Я благодарен, что не рос на Кавказе»: Черкес и муфтий смотрят фильм «Теснота»
Почему фильм не стали показывать на родине режиссера и что изменилось в Нальчике с 1998 года

Тэги

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Первая полоса

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Подпишитесь на рассылку