Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга Камбэк одного из лучших людей в Голливуде. Разбираемся, за что любят Содерберга и что в нем особенного

В прокат вышла «Удача Логана» — неторопливая и остроумная комедия Стивена Содерберга про ограбление бандой аутсайдеров кассы гоночного трека в Западной Виргинии, регионе брутальных реднеков. Несколько лет назад Содерберг, один из самых плодовитых и разносторонних американских режиссеров, клялся, что никогда больше не вернется в кино: «Удача Логана» — его долгожданный камбэк, причем невероятно удачный. Разбираемся, на каких китах держится огромная фильмография Содерберга и за что его принято любить.
Американские независимые
Стоит начать с того, что фильм Содерберга «Секс, ложь и видео» 1989 года привел на широкие экраны новое поколение американских режиссеров, а заодно показал, что неожиданные прорывы в индустрии еще случаются. В течение 90-х звездами с регалиями оказались братья Коэн и Спайк Ли, Ричард Линклейтер и Тодд Хейнс. Их фильмам была проторена дорожка полнометражным дебютом Содерберга — одним из самых важных фильмов об измене и соблазне, где вообще никто не снимает одежду. Компактная драма на четверых о том, как фасадный брак с червоточиной разрушается по приезде нежданных гостей, размышляла не только о природе отношений, но и о свойстве кинематографа очаровывать и одновременно обманывать наши ожидания: жюри Каннского фестиваля было застигнуто врасплох и вручило Содербергу «Золотую пальмовую ветвь» — ему и всему движению, которое он представлял. С тех пор режиссер успел позлить всех без исключения: выпустил «Шизополис» — пощечину общественным ожиданиям от авторского кино с запоминающимся кадром Idea Missing, снял ни в какие ворота не влезающий «Пузырь» о фабрике кукол, метнулся в телевидение и вернулся обратно, а параллельно сделал десяток американских хитов — от «Эрин Брокович» до «Друзей Оушена». Умение снимать с полпинка и из чего дадут, разворачивать огромную историю, полагаясь на собственные силы, требование финального голоса при производстве (в большинстве проектов Содерберг исполняет роль оператора и режиссера монтажа) — наследие традиций независимого кинопроизводства, где фильм начинается с режиссера, камеры и нескольких актеров и снимается без расчета на глобальное признание.
Мошенники
Герои Содерберга — не обязательно отщепенцы, но всегда в душе немного мошенники или хотя бы авантюристы: американская реальность «не узнаешь, пока не попробуешь» слишком сильно разделяет диванное большинство и всех, кто втянут в очень странные дела. Грань, когда обычная жизнь превращается в приключение, а обыватель в трикстера, всегда удается Содербергу лучше остальных — там, где другие будут городить адреналиновую биографию бойца, матери-одиночки, жертвы смертельной эпидемии под громкую оркестровку, Содерберг обойдется извилистыми диалогами, несобранными аферами и монтажом, приближающим каждый нелегальный и безумный опыт к ритму реальной жизни. Ограбление друзьями Оушена — это ни в коем случае не каноническое «Казино», «Вне поля зрения» — не типичный роман преступления и закона, а «Англичанин» — не классический фильм о британском криминале. В грязных историях, которые любит Содерберг, риск никогда не увязывается с клиповыми склейками точных пуль и погонь в стиле «Форсажа», а его мошенники — просто чуть более отчаявшиеся люди, которым не то чтобы есть что терять — но это не сквозит в трагических монологах. Новая «Удача Логана» отлично разоблачает классический ход Содерберга: маленькие люди с проблемами как у всех и задетым самолюбием придумывают план спасения себя и своей репутации, бросая все силы на рискованную аферу, но в истории столько идиотских деталей и маленьких слабостей, что ее моментально удается примерить на себя.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.