16 января, воскресенье
Москва
Войти

Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства Бьорк, «битва инвалидов», японский поп-арт и еще 7 выставок, которые нельзя пропустить

Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства

Седьмая Московская биеннале современного искусства стартует 19 сентября: в этот день в Новой Третьяковке открывается основной проект «Заоблачные леса» при участии Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни, а выставки параллельной программы, как водится, будут разбросаны по всему городу.

В этом году биеннале претерпела ряд важных изменений: во-первых, впервые за свою историю она будет длиться четыре месяца — аж до 18 января 2018 года. Во-вторых, сменилась команда: с поста комиссара ушел ее основатель Иосиф Бакштейн, который в 2005 году придумал Московскую биеннале на пару с куратором Виктором Мизиано. Теперь бал правит экспертный совет, в который вошли директора музеев, кураторы и прочие функционеры от культуры, по воле которых сменился и учредитель проекта — под запуск нынешней биеннале специально был создан фонд «Биеннале современного искусства». The Village отобрал десять выставок 7-й Московской биеннале современного искусства, которые пропускать категорически нельзя.

Текст: Татьяна Сохарева

Основной проект

На фотографии: «Заоблачные леса»

«Заоблачные леса»

Предыдущая Московская биеннале, которую курировали Барт де Баре, Дефне Айас и Николаус Шафхаузен, проходила на ВДНХ. Она была своего рода ответом на назревший кризис формата: вместо развесистой трехэтажной выставки, какой, как правило, предстают биеннальные проекты, кураторы под меланхоличным лозунгом «Как жить вместе?» запустили непрерывный процесс сменяющих друг друга лекций, дискуссий и круглых столов. Под их аккомпанемент художники создавали свои работы на глазах у зрителей, но, увы, организаторы прогадали. Поставив принцип work in progress во главу угла, кураторская команда на выходе получила биеннале, которая больше не походила на имиджевый проект, призванный легитимизировать современное искусство в глазах российских культурных чиновников, а заодно и чурающейся его массовой аудитории, — она работала ровно наоборот.

Юко Хасэгава, директор Музея современного искусства Токио и куратор нынешней биеннале, сразу пообещала обойтись без экспериментов с формой и представила вполне традиционную выставку. Кстати, благодаря ей в историю Московской биеннале вошло еще одно новшество: Хасэгава впервые отбирала работы российских участников основного проекта через открытый конкурс, заявку на который мог прислать любой желающий. Созвав «креативное племя художников», она предложила поэтическую — и открытую практически любым интерпретациям — тему «Заоблачные леса», из которой выросло исследование о влиянии новых технологий на общество и природу.

Проект соединил работы 52 художников из 25 стран мира. Среди них есть очевидные суперзвезды вроде Мэтью Барни, который привезет в Москву специально созданную для биеннале серию «Космическая охота», его бывшей жены — исландской певицы Бьорк и Олафура Элиассона со световой инсталляцией «Пространство резонирует от нашего присутствия». Российские художники представлены в диапазоне от уже успевшего распасться звездного дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского до таких молодых авторов, как Илья Федотов-Федоров и Михаил Толмачев. Все они попытаются осмыслить мир как цельную экосистему, в которой технологии, искусство и медиа составляют единый организм. Будет ли он жизнеспособным, узнаем в Новой Третьяковке, куда биеннале, к слову, тоже въехала впервые — видимо, чтобы повысить статус события.


Где: Новая Третьяковка

Когда: с 19 сентября до 18 января 2018 года

Параллельная программа

На фотографии: «Заоблачные леса»

«Коллекция Биомуз / Наши березы, ваши березы»

В Биологическом музее группа шведских и российских художников решила перекодировать экологический вектор основного проекта на национальный лад и исследовать, каким образом национальная культура может присвоить себе, например, березу — дерево, которое растет почти повсеместно в северном полушарии. Проект «Наши березы, ваши березы» представляет собой несколько видео, которые будут проигрываться в разных залах музея среди естественно-научных коллекций. Среди них — фильм о садовых цветах, которые при определенном ракурсе выглядят как экзотические кущи, балет теней на морском берегу и исследование флоры и фауны старинного европейского парка.


Где: Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева

Когда: с 19 сентября до 5 ноября 2017 года

«Проспект непокоренных»

Московский музей современного искусства продолжает исследовать петербургское искусство на московской земле: начав с ретроспективных выставок таких идолов, как Владислав Мамышев-Монро и Тимур Новиков, он продолжает эту линию проектом «Проспект непокоренных». Студия «Непокоренные» была основана десять лет назад выпускникам академии Штиглица и считалась одним из немногих анклавов современного искусства на художественной карте Петербурга. Впрочем, к сегодняшнему дню Ирина Дрозд, Иван Плющ, Илья Гапонов, Татьяна Ахметгалиева уже давно примелькались как в Москве, так и на международных биеннале, да и, честно сказать, перестали ассоциироваться с тем локальным контекстом, с которого начинали. Тем не менее «Непокоренные» остаются сообществом, требующим серьезного осмысления — как вместе, так и порознь.


Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

Когда: с 9 сентября до 12 ноября 2017 года

Recycle Group. Template of Life

(цикл «Прощание с вечной молодостью»)

Проект Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) как нельзя лучше вписывается в концепцию Юко Хасэгавы. Инсталляция Template of Life — это специальная капсула, которая должна передать зрителю ощущения компьютера в момент отключения от сети посредством визуальных и звуковых эффектов, уравняв, таким образом, человека и машину на уровне чувств. Для Recycle, как и для прочих участников выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью», эта выставка является своего рода итогом, хотя на деле лишь продолжает намеченную ими линию исследования мира, в котором человек перестал быть венцом творения, уступив место другой креатуре — новым технологиям. Попытка «Винзавода» осмыслить культ молодости началась с проекта живописца Егора Кошелева, который продолжили выставки Евгения Гранильщикова, Арсения Жиляева, группировки ЗИП и других художников — всего 12 проектов.


Где: «Винзавод», Цех Красного

Когда: с 20 сентября до 22 октября 2017 года

Ирина Нахова. «Битва инвалидов»

Ирина Нахова считается изобретательницей «тотальных инсталляций», опередившей Илью Кабакова с его пространствами коммунального человека. При этом она одна из немногих представительниц того поколения, кто сумел перекодировать концептуальные практики 70-х на новый лад. Интерактивная инсталляция «Битва инвалидов» лишь отдаленно напоминает ее знаменитые «Комнаты» — особые пространства, которые художница конструировала у себя дома, становясь, таким образом, творцом и жильцом своих произведений. На этот раз она превратила пространство галереи в поле битвы, на котором Запад схлестнулся с Востоком, а реплики японского воина — с речью древнегреческого атлета. Однако ее интересует не столько столкновение двух великих цивилизаций, сколько то, как классическое искусство взаимодействует с современностью — особенно с современным зрителем.


Где: Pop/off/art gallery

Когда: с 13 сентября до 15 октября 2017 года

На фотографии: Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

«Позади Москва. Пейзаж, натюрморт, портрет в творчестве московских художников»

Сложенный из нескольких десятков осколков портрет Москвы образца XX века представляет фонд In Artibus: более 50 произведений московских художников — от Аристарха Лентулова и Роберта Фалька до Михаила Рогинского и Владимира Вейсберга — создают свой образ столицы, через который здесь осмысляется феномен московской живописной школы. Быт, персонажи и целый клубок культурных наслоений, ассоциирующихся с Москвой уходящей или уже ушедшей навсегда. Перечень художников-москвичей воистину впечатляет: Илья Машков и Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и Роберт Фальк, Анатолий Зверев и Дмитрий Краснопевцев, Михаил Рогинский и Борис Касаткин.


Где: In Artibus Foundation

Когда: с 30 августа до 30 сентября 2017 года

«Оргия вещей»

В рамках проекта Владимира Логутова и Ильи Саморукова вещи, по завету французского философа Бруно Латура, наконец-то дадут отпор: вместе с группой художников (среди них — Игорь Самолет, Иван Горшков, Анастасия Кизилова, Роман Минаев и Алек Петук) кураторы исследуют связи между объектами и их способность быть или притворяться искусством. Однако если Латур грезил о «парламенте вещей», в котором каждый объект имеет собственную ценность, статус и место в иерархии, то Логутов и Саморуков обещают устроить настоящую оргию, освобождающую вещи как от своего изначального предназначения, так и от необходимости быть искусством.


Где: Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Когда: с 19 сентября до 1 октября 2017 года

Илья Федотов-Федоров. «Инстинкт сохранения»

Еще один певец постгуманизма — Илья Федотов-Федоров, художник и биолог-генетик по образованию, — создал музей-лабораторию, в которой разнообразные скелеты, пробирки, схемы и чертежи образуют сокровищницу, какой мог бы владеть мир после исчезновения человека. Органическая природа здесь слилась с неорганической материей, а животные и растения мутировали так, что ни одному писателю-фантасту и не снилось. Так могла бы выглядеть кунсткамера будущего, если бы ее было кому поддерживать. Апроприируя научные методы описания мира в художественных целях, Федотов-Федоров, по сути, показывает, что любое знание, которым мы сегодня владеем, — лишь конструкт, созданный нами для упрощения коммуникации.


Где: Fragment Gallery

Когда: с 5 сентября до 20 октября 2017 года

Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

Кеичи Танаами — один из лидеров японского поп-арта, который сумел переплавить детские воспоминания о войне и оккупации в причудливый гибрид манги, классической японской гравюры, журнальной иллюстрации и рекламы. Познакомившись с Энди Уорхолом, Танаами, на тот момент снимавший экспериментальное анимационное кино, позаимствовал его стратегию и очень быстро стал одним из ведущих поп-артистов Японии. Он рисовал антивоенные плакаты, обложки для музыкальных альбомов и эротические картины с участием голливудских актрис, а в какой-то момент даже стал художественным руководителем японской версии Playboy. На выставку в Москву приедут его новые живописные работы, скульптура и видео-арт.


Где: галерея Гари Татинцяна

Когда: с 28 сентября до 18 ноября 2017 года

Хаим Сокол. «Бумажная память»

Память — пожалуй, единственная материя, с которой имеет дело художник Хаим Сокол. Он добывал ее, сопрягая между собой поломанные игрушки, газетные вырезки и прочий сор, оставшийся за бортом истории — личной и коллективной. Таким же «сором», отвергнутым современным обществом, стали для него мигранты, которым Сокол посвятил свои социально заряженные проекты. В этот раз он обратился к истории пространства, в котором проходили многие его знаковые выставки — архиву «Фабрики», — и создал серию графических работ, посвященных бумаге, которую производили здесь до превращения пространства в арт-кластер.


Где: ЦТИ «Фабрика»

Когда: с 25 октября до 30 ноября 2017 года


фотографии: обложка — Laure Prouvost, 1 — Mathieu Merlet-Briand, 2 — Gert Jan van Rooij, 3 — предоставлено галереей Гари Татинцяна и студией художника

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

10 главных выставок Москвы: Казимир Малевич, Бьорк, Климт и другие
10 главных выставок Москвы: Казимир Малевич, Бьорк, Климт и другие Куратор Андрей Паршиков — о самых важных вернисажах сезона
10 главных выставок Москвы: Казимир Малевич, Бьорк, Климт и другие

10 главных выставок Москвы: Казимир Малевич, Бьорк, Климт и другие
Куратор Андрей Паршиков — о самых важных вернисажах сезона

Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне
Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне Почему китайский художник завалил вход в Пушкинский музей детскими колясками
Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне

Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне
Почему китайский художник завалил вход в Пушкинский музей детскими колясками

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

«В смысле, оливье закончился?»: Выбираемся из дома после новогодних праздников

Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

Первая полоса

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«В смысле, оливье закончился?»: Выбираемся из дома после новогодних праздников
«В смысле, оливье закончился?»: Выбираемся из дома после новогодних праздников «Лакричная пицца», спектакль-терапия про выгорание и фестиваль камерной музыки
«В смысле, оливье закончился?»: Выбираемся из дома после новогодних праздников

«В смысле, оливье закончился?»: Выбираемся из дома после новогодних праздников
«Лакричная пицца», спектакль-терапия про выгорание и фестиваль камерной музыки

Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

«Орнитология», Макбет и книга про лес
«Орнитология», Макбет и книга про лес Что слушать, смотреть и читать на выходных
«Орнитология», Макбет и книга про лес

«Орнитология», Макбет и книга про лес
Что слушать, смотреть и читать на выходных

Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни
Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни
Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни

Мясной ресторан «Агнец» на Большой Грузинской, японское бистро J’Pan на Забелина, фестиваль тирольской кухни

Как выглядела зимняя радуга над Москвой
Как выглядела зимняя радуга над Москвой Собрали лучшие фотографии гало
Как выглядела зимняя радуга над Москвой

Как выглядела зимняя радуга над Москвой
Собрали лучшие фотографии гало

Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать
Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать
Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать

Что нужно знать про VPN и какой из них выбрать

Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории»
Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории» Меньше глиттера, больше драмы
Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории»

Ребята не в порядке: Каким вышел второй сезон «Эйфории»
Меньше глиттера, больше драмы

«Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна
«Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна Который режиссер снял без брата
«Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна

«Трагедия Макбета»: Киноклассика XX века и шекспировские образы в новом фильме Джоэла Коэна
Который режиссер снял без брата

Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней
Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней
Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней

Как приготовить глинтвейн и грог? Вот 3 согревающих рецепта для холодных дней

Бабушки вяжут: Как построить социальный бизнес после разговора с собственной бабушкой
Бабушки вяжут: Как построить социальный бизнес после разговора с собственной бабушкой
Бабушки вяжут: Как построить социальный бизнес после разговора с собственной бабушкой

Бабушки вяжут: Как построить социальный бизнес после разговора с собственной бабушкой

Расцвет порноиндустрии, Kiss и ку-клукс-клан: Что смотреть об Америке 70-х
Расцвет порноиндустрии, Kiss и ку-клукс-клан: Что смотреть об Америке 70-х К выходу «Лакричной пиццы» Пола Томаса Андерсона
Расцвет порноиндустрии, Kiss и ку-клукс-клан: Что смотреть об Америке 70-х

Расцвет порноиндустрии, Kiss и ку-клукс-клан: Что смотреть об Америке 70-х
К выходу «Лакричной пиццы» Пола Томаса Андерсона

Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

Петербург на выезде: Ресторан Sage Дмитрия Блинова и Владимира Перельмана на Большой Грузинской
Петербург на выезде: Ресторан Sage Дмитрия Блинова и Владимира Перельмана на Большой Грузинской
Петербург на выезде: Ресторан Sage Дмитрия Блинова и Владимира Перельмана на Большой Грузинской

Петербург на выезде: Ресторан Sage Дмитрия Блинова и Владимира Перельмана на Большой Грузинской

«Моя работа — нацепить лыжи и ходить»: Гляциолог — о любви ко льду и жизни между Эльбрусом и московским офисом
«Моя работа — нацепить лыжи и ходить»: Гляциолог — о любви ко льду и жизни между Эльбрусом и московским офисом
«Моя работа — нацепить лыжи и ходить»: Гляциолог — о любви ко льду и жизни между Эльбрусом и московским офисом

«Моя работа — нацепить лыжи и ходить»: Гляциолог — о любви ко льду и жизни между Эльбрусом и московским офисом

Не только скрэмбл и глазунья: 21 интересный яичный завтрак в Москве
Не только скрэмбл и глазунья: 21 интересный яичный завтрак в Москве
Не только скрэмбл и глазунья: 21 интересный яичный завтрак в Москве

Не только скрэмбл и глазунья: 21 интересный яичный завтрак в Москве

16 пар ботинок-дутиков, чтобы преодолевать сугробы и снежные заносы
16 пар ботинок-дутиков, чтобы преодолевать сугробы и снежные заносы
16 пар ботинок-дутиков, чтобы преодолевать сугробы и снежные заносы

16 пар ботинок-дутиков, чтобы преодолевать сугробы и снежные заносы

Подпишитесь на рассылку