Модильяни, Сутин и другие: Что нужно знать о новой выставке в Музее Фаберже The Village рассказывает о коллекции Йонаса Неттера — крупнейшем частном собрании художников Парижской школы

Модильяни, Сутин и другие: Что нужно знать о новой выставке в Музее Фаберже

25 ноября в Музее Фаберже открывается выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса», на которой будет представлено около 120 произведений из уникального собрания французского мецената Йонаса Неттера. На протяжении 70 лет, прошедших с его смерти, большинство из представленных картин были недоступны ни широкой публике, ни специалистам, притом что ядро коллекции составляют работы признанных мастеров, в том числе Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, Моисея Кислинга и других. Впервые собрание Неттера показали только в 2012 году в парижской Пинакотеке, год спустя — в Милане и Риме, а теперь его привезли в Петербург.

Выставка включает работы примерно 25 авторов, которых относят к так называемой Парижской школе — широкому кругу художников, активно участвовавших в художественной жизни Франции начала XX века и преимущественно проживавших в квартале Монпарнас в Париже.

На основе некоторых показательных работ The Village рассказывает о легендарном коллекционере, а также о жизни и творчестве художников Монпарнаса.

«Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса»

Когда: 25 ноября 2017 — 25 марта 2018

Где: Музей Фаберже (наб. реки Фонтанки, 21)

Стоимость: 450 рублей

fabergemuseum

Моисей Кислинг — «Портрет Йонаса Неттера», 1920 год.

Коллекционер

О коллекционере Йонасе Неттере известно сравнительно мало. Сын страсбургского промышленника, коммерсант, представлявший в Париже несколько торговых марок, по-видимому, стал коллекционером случайно. Увлеченный музыкой и живописью (в первую очередь импрессионистами, работы которых в начале ХХ века он не мог позволить себе купить), Неттеро днажды увидел в кабинете префекта работу Мориса Утрилло — и заинтересовался новым поколением художников.

Познакомившись с поэтом и предприимчивым маршаном Леопольдом Зборовским, он при посредничестве последнего начал покупать работы никому неизвестных на тот момент авторов. Довольно часто речь шла не просто о разовых покупках, но о персональных контрактах, которые Зборовский заключал с художниками: те получали ежемесячное жалование, а взамен отдавали коллекционеру свои картины.

Сотрудничество со Зборовским Неттер прекратил в 1930 году, поймав компаньона на обмане. О том, что происходило с коллекцией после этого, почти ничего неизвестно. В сопроводительном тексте к выставке куратор Марк Рестеллини пишет, что Неттер мечтал сделать свою коллекцию доступной широкому кругу зрителей, но почему более полувека картины оставались под замком — не объясняет. Возможно, свою роль сыграла война. Во время нацистской оккупации Неттер был вынужден вести полуподпольный образ жизни с поддельными документами, а умер он спустя год после освобождения Парижа, и, вероятно, будущее коллекции в тот момент его мало интересовало.

Морис Утрилло — «Церковная площадь в Монманьи», около 1907 года.

Окружение

Монпарнас 20-х годов был для парижской богемы таким же местом силы, каким парой десятилетий ранее, в момент рассвета импрессионизма, был Монмартр. Дешевые комнаты и студии (например, именно здесь Альфред Буше организовал свой знаменитый «Улей»), атмосфера равенства и свободы, многочисленные кафе, бары и кабаре, которые начали заполнять квартал еще в годы Французской революции, — все это привлекало начинающих художников, писателей и артистов, а спустя некоторое время — и иностранных богачей, устремлявшихся в Париж в поисках новых впечатлений.

Первым автором, получившим поддержку от Неттера, стал Морис Утрилло — сын художницы и натурщицы Сюзанны Валадон (ее работы можно будет также увидеть на выставке), неврастеник, алкоголик, завсегдатай дешевых кабаков и, как следствие, полицейского участка и клиник для душевнобольных. В то же время он — умелый пейзажист, проживший долгую жизнь и успевший добиться признания. На выставке покажут работы лучшего «белого» периода его творчества: меланхоличные пейзажи, в которых он экспериментировал с лучащимися светлыми тонами, а также текстурой, используя необычные приемы, например смешивая краски с гипсом, мхом или песком.

Другой пример типичного жителя Монпарнаса — польский эмигрант Моисей Кислинг — полная противоположность Утрилло: эмоциональный, энергичный, пассионарный юноша, приехавший в Париж, не зная ни слова по-французски, но почти мгновенно ставший душой местного общества, сумев познакомиться и завязать дружбу с Шагалом, Сутиным, Модильяни, Пикассо, Браком, стать завсегдатаем шумных вечеринок и приемов. Его портреты обращают на себя внимание благодаря контрасту между отрешенными лицами персонажей и буйством окружающих их красок, как бы выражающему двойственность жизни Монпарнаса тех лет, где чудовищные одиночество и неустроенность зачастую соседствовали с невиданной по силе творческой энергией.

Хаим Сутин — «Красная лестница в Кань», около 1918 года.

Одержимость искусством

В Риме и Милане выставка проходила под другим названием — не только более интригующим, но и честным: «Модильяни, Сутин и проклятые художники». Наравне со свободой и экспериментом ключевой характеристикой жизни большинства обитателей Монпарнаса была бедность, снести которую позволяла лишь полная самоотдача в творчестве.

Один из наиболее ярких примеров, казалось бы, обреченной борьбы с обстоятельствами — история Хаима Сутина, уроженца белорусского села Смиловичи, сумевшему лишь благодаря собственной настойчивости перебраться в Париж и, пусть и не сразу, добиться признания. Первые годы жизни Сутина во Франции были классической иллюстрацией преданности искусству: чтобы не износить одежду, художник рисовал голым, терпел голод, рисуя натюрморты с селедками, и шокировал даже, как может показаться, ко всему привыкших соседей запахом гниющих бычьих туш, которые он подвешивал в своей комнате. Неизвестно чем закончилась бы эта история, если бы не парадоксальная дружба невротичного провинциала с Амадео Модильяни, благодаря которому на работы Сутина обратил внимание коллекционер Неттер.

В экспозиции представлены все жанры, в которых работал художник, включая знаменитые натюрморты с едой и серию портретов. Но на отдельные работы вдвойне интереснее взглянуть. Параллельно с выставкой в Музее Фаберже персональную ретроспективу Сутина показывает Пушкинский музей: благодаря этому, у зрителей есть уникальная возможность сравнить, например, два варианта его «Красной лестницы в Кань» (всего существует пять вариантов этой работы) или «Туши быка», написанные с разницей в несколько лет.

Амедео Модильяни — «Жанна Эбютерн», 1918 год.

Трагизм

Помимо сильной воли и одержимости искусством, художников Парижской школы объединяет еще и некоторый орел трагичности. Оторванность от дома и родных, насмешки, невостребованность, война — все это десятилетия спустя станет важным элементом искусствоведческих текстов и прославит многих, когда для этого будет уже слишком поздно.

Так, главным сокровищем коллекции Неттера без сомнения являются портреты Амадео Модильяни, созданные художником в последние годы жизни, когда он был уже очень слаб — и физически, и эмоционально. Удивительным образом один из самых заметных персонажей Монпарнаса всю свою короткую жизнь был вынужден мириться с почти полным равнодушием к нему со стороны критиков и покупателей. Первую персональную выставку художника в 1917 году организовал Зборовский. Закончилось она плачевно: два обнаженных женских торса, выставленных в витрине для привлечения внимания, вызвали скандал, и по требованию полиции выставку пришлось свернуть.

Последний ярким эпизодом жизни великого портретиста была встреча с его последней любовью, женой и музой Жанной Эбютерн — 18-летней художницей, с которой Модильяни прожил свои последние четыре года и которая покончила с собой на третьи сутки после его смерти. В коллекцию Неттера попали и две ее работы — «Интерьер с фортепиано» и «Адам и Ева».


изображения: Музей Фаберже

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Фрида Кало в Музее Фаберже: главные факты и картины
Фрида Кало в Музее Фаберже: главные факты и картины The Village составил краткий гид из 6 слов и 8 полотен по выставке «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» в Шуваловском дворце
Фрида Кало в Музее Фаберже: главные факты и картины

Фрида Кало в Музее Фаберже: главные факты и картины
The Village составил краткий гид из 6 слов и 8 полотен по выставке «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» в Шуваловском дворце

Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне
Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне Почему китайский художник завалил вход в Пушкинский музей детскими колясками
Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне

Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне
Почему китайский художник завалил вход в Пушкинский музей детскими колясками

15 главных выставок осени в Петербурге
15 главных выставок осени в Петербурге Видеоарт в Мраморном дворце, «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», «Ранняя британская фотография» и другие заметные проекты
15 главных выставок осени в Петербурге

15 главных выставок осени в Петербурге
Видеоарт в Мраморном дворце, «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», «Ранняя британская фотография» и другие заметные проекты

Алкоголь, красный цвет и бычьи туши: Что нужно знать о творчестве Хаима Сутина
Алкоголь, красный цвет и бычьи туши: Что нужно знать о творчестве Хаима Сутина Гид по большой выставке экспрессивного художника в Пушкинском музее
Алкоголь, красный цвет и бычьи туши: Что нужно знать о творчестве Хаима Сутина

Алкоголь, красный цвет и бычьи туши: Что нужно знать о творчестве Хаима Сутина
Гид по большой выставке экспрессивного художника в Пушкинском музее

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Внимательно к себе и окружающим: Как работает студия массажа и йоги Chill & Heal

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Куда поехать в нерабочие дни

Можно ли отчислить из вуза за лайк?

Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?

Первая полоса

Внимательно к себе и окружающим: Как работает студия массажа и йоги Chill & Heal
Внимательно к себе и окружающим: Как работает студия массажа и йоги Chill & Heal
Внимательно к себе и окружающим: Как работает студия массажа и йоги Chill & Heal

Внимательно к себе и окружающим: Как работает студия массажа и йоги Chill & Heal

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Куда поехать в нерабочие дни
Куда поехать в нерабочие дни В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду
Куда поехать в нерабочие дни

Куда поехать в нерабочие дни
В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду

Можно ли отчислить из вуза за лайк?

И что делать студенту, если это произошло

Можно ли отчислить из вуза за лайк?
И что делать студенту, если это произошло

Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?
Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть? Спектакли, выставки и онлайн-фестивали
Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?

Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?
Спектакли, выставки и онлайн-фестивали

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в аниме об одиночестве и травме
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в аниме об одиночестве и травме

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле» «Выхода нет» поколения зумеров
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Выхода нет» поколения зумеров

Большой гид по независимым книжным Москвы
Большой гид по независимым книжным Москвы Как живут авторские книжные: Рассказывают их создатели
Большой гид по независимым книжным Москвы

Большой гид по независимым книжным Москвы
Как живут авторские книжные: Рассказывают их создатели

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA Все, что нужно для холодной погоды. И не только
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Все, что нужно для холодной погоды. И не только

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Как отказаться от кофе и кому это нужно? Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить
Как отказаться от кофе и кому это нужно?

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить

Где покупать винтаж в Москве. Часть 2
Где покупать винтаж в Москве. Часть 2
Где покупать винтаж в Москве. Часть 2

Где покупать винтаж в Москве. Часть 2

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Не только Паралимпиада
Спецпроект
Не только Паралимпиада Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте
Не только Паралимпиада
Спецпроект

Не только Паралимпиада
Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

«Я уехал зимовать в тропики»
«Я уехал зимовать в тропики» Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит
«Я уехал зимовать в тропики»

«Я уехал зимовать в тропики»
Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье

Спасатели ведут поиски

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье
Спасатели ведут поиски

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

Подпишитесь на рассылку