Супермен вместо Сталина: 10 комиксов о России, которые кого-нибудь оскорбят От ледяного ГУЛАГа Морозко до ядерной войны в Чечне

Комедия Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», поставленная по мотивам одноименного графического романа, все-таки не выйдет в российский прокат — во всяком случае, в ближайшее время. Первые возмущения от представителей КПРФ и Общественного совета при министерстве культуры прозвучали еще осенью. Несмотря на это, позже «Смерть Сталина» получил прокатное удостоверение на 25 января, однако вчера вечером все опять встало под сомнение: посмотрев картину целиком за три дня до премьеры, в Общественном совете предложили перенести «Смерть Сталина» на полгода, чтобы фильм не совпал с празднованием 75-й годовщины окончания Сталинградской битвы и, как ни странно, подготовкой к выборам президента. По лучшим традициям госцензуры картину также назвали «оскорбительной». Уже сегодня вечером Минкультуры отозвало прокатное удостоверение фильма.
Это далеко не единственный комикс, посвященный России и Советскому Союзу, и многие из них потенциально могли бы вызвать у кого-нибудь протесты. Какими бы разными они ни были, очевидно, что их авторов привлекает ограниченный набор деталей: Ленин (особенно его тело в Мавзолее), Сталин (самый популярный в комиксах деятель отечественной истории), балет, война, космос, красный цвет, спецслужбы, страх. В мире комиксов холодная война никогда не заканчивалась, образ России здесь — причудливый микс из коммунизма, православия, пропаганды и имперского блеска; но иногда нарисованная реальность, сконструированная из стереотипов, слишком сильно напоминает то, что мы каждый день видим из окна и в новостях.
Текст
Мария Кувшинова
«Тинтин в стране Советов» (1929)
Видимо, первый в истории комикс о путешествии нарисованного героя в молодую страну — и классика графической русофобии. Когда «Тинтин в стране Советов» впервые был опубликован в детском приложении к консервативной бельгийской газете Le Vingtième Siècle, его создателю Эрже было едва за 20; он никогда не бывал в России, но читал воспоминания Жозефа Дуйе, бывшего консула Бельгии в Ростове-на-Дону, который девять месяцев провел в тюрьме ОГПУ и впоследствии основал Международный центр противодействия коммунизму.
Сложности у юного репортера Тинтина и собаки Снежка начинаются еще в Европе — вездесущие агенты Москвы пытаются сорвать командировку. После пересечения границы он постоянно подвергается опасности ареста и один раз чудом избегает расстрела, спасает кулака от продразверстки и неоднократно разоблачает советскую пропаганду (заводы, которые показывают английским коммунистам, на самом деле не работают — дым из трубы обеспечивает горящая солома; пока дети на улицах стоят в очереди за хлебом, правительство посылает за границу муку и икру, чтобы продемонстрировать свои успехи). ОГПУ не отпускает Тинтина из своих лап даже на обратной дороге, в Берлине, но герой и его пес Снежок, так и не сыскавший в стране Советов ни одной косточки, с триумфом возвращаются домой. Позднее Эрже называл этот выпуск «ошибкой молодости» и не включал его в сборники, но в начале 2017 года, по случаю возобновления холодной войны, «Тинтин в стране Советов» был впервые переиздан в цветной версии.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.