«В будущее возьмут не всех»: Как смотреть выставку Кабаковых в Третьяковке Первая ретроспектива русских концептуалистов из коллекций Тейт и Помпиду

«В будущее возьмут не всех»: Как смотреть выставку Кабаковых в Третьяковке

В четверг 6 сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Событие грандиозное: на своей первой ретроспективе художники показывают свои работы, собранные из разных музеев мира от Тейт до Помпиду. Выставка проделала долгий путь: открылась в Лондоне, затем переехала в Эрмитаж. Третьяковка — последняя остановка и последний шанс увидеть ретроспективу самых известных современных русских концептуалистов. Кроме того, одновременно с выставкой в прокат выходит документальный фильм о художниках. The Village попросил искусствоведа и галериста Тамару Вехову, модератора беседы с Эмилией Кабаковой в Третьяковке, рассказать о том, почему русские концептуалисты стали мировыми звездами и что нужно знать о них перед выставкой.

Текст

Тамара Вехова

«В будущее возьмут не всех»

Илья Кабаков уехал из СССР в 1987 году и вскоре занял одно из ключевых мест на международной художественной сцене. Уже в начале 1990-х он выставлялся на Венецианской биеннале, а модные нью-йоркские галеристы продавали его работы за баснословные для советского художника суммы. С начала 1990-х он работает в паре со своей женой и соавтором Эмилией Кабаковой.

На свою первую ретроспективу в России Илья Кабаков, к сожалению, не приехал. В этом сентябре патриарху московского концептуализма исполняется 85 лет, и трансатлантические перелеты художнику не под силу. Эмилия Кабакова одна открывает их московскую выставку.

Ретроспектива объединит работы с начала 1960-х до 2010-х, собранные из разных музеев и частных коллекций мира. Выставка называется так же, как и одноименное эссе Ильи Кабакова, опубликованное в 1983 году в подпольном журнале о неофициальном русском искусстве «А — Я». «В будущее возьмут не всех» — в этом ироническом тексте вопросов больше, чем ответов: «Кто решает? Кого возьмут? Кого не возьмут?» В одном случае главным «начальником» от искусства выступает революционер Казимир Малевич, в другом — директор художественной школы.

Тотальная инсталляция

Илья Кабаков был и остается первым русским художником, который понял, что современное искусство выходит за рамки двухмерной картины. Он начал экспериментировать еще в конце 1960-х и вскоре расположил свои произведения в пространстве и времени свободно и смело. Своим искусством он предсказал ту легкость, с которой современные художники создают и распространяют свое искусство в пространстве мультимедиа и мировой сети.

В 1970–80-х Кабаков придумал один за другим два новых вида искусства: альбом и тотальную инсталляцию — последняя сделала его знаменитым на весь мир. Тотальная инсталляция — это произведение, которое окружает зрителя со всех сторон. Даже воздух является частью этого художественного мира. Вы оказываетесь внутри работы художника и можете гулять в ней, меняя угол и точку зрения, размышляя о ее значении и смыслах, словно Алиса в стране чудес.

На выставке можно увидеть одну из первых тотальных инсталляций, которую сделал Илья Кабаков, — работу «Человек, улетевший в космос из своей квартиры». Художник соорудил ее прямо в своей мастерской на крыше доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре в 1985-м. Когда к нему приходили гости, инсталляция собиралась, когда уходили — разбиралась и пряталась в шкаф.

Матрицы Кабаковых

Искусство Кабаковых препарирует основные мифы нашего времени и отражает их в своих инсталляциях в виде своеобразного гербария. Сюжеты, с которыми работают Кабаковы, — не просто важные, но ключевые. Это даже не столько сюжеты и темы, сколько матрицы мировосприятия. Основные темы, с которыми работают Кабаковы, — утопия, страх, социум и масштаб. Впрочем, каждый человек, независимо от возраста, национальности и вероисповедания, может найти в их искусстве нечто ему понятное, созвучное, важное.

Матрица 1. Утопия

Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) — это манифест миллиардов. Выглядит она как комната, стены и потолок которой оклеены фотографиями советского быта. Вырваться из пут ежедневного быта, выстрелить собою в прекрасное далеко, в иной масштаб, в светлое будущее — нам всем нужна личная мечта, персональная утопия. Недаром Кабаковых понимают всюду — от Америки до Японии, несмотря на инопланетность культуры советских общежитий и коммунальных кухонь.

В книжке-раскладушке, которая стоит на полке у входа в комнату, рассказана история инженера Николаева, хозяина стоптанных тапок и старой койки, проделавшего в потолке огромную дыру и убежавшего таким образом из скудного «здесь» в многообещающее и неизведанное «там».

Сам художник считает, что его искусство — это «один из вариантов русской литературы в большей степени, нежели чем вариант русской живописи».

Эта работа была и остается одной из главных, смыслообразующих для всего творчества Кабаковых. Благодаря ей художников называют продолжателями темы русского космизма.

Матрица 2. Страх

«В будущее возьмут не всех» (2001) — еще одна ключевая, заглавная в искусстве Кабаковых инсталляция. Опоздать на поезд будущего, остаться одному на перроне со своим нехитрым скарбом, текстами, надеждами и иллюзиями — смятыми и растоптанными, никому не нужными и неинтересными — это страх, живущий в любом художнике. Страх маленького человека перед обществом, страх энтропии и забвения — Кабаковы считают, что именно страх является главной движущей силой цивилизации.

Такое мироощущение имеет свои корни у поколения, чье детство прошло во время Второй мировой войны. Одним из ярких детских воспоминаний Ильи стала эвакуация из родного Днепропетровска: «И мы помчались на мост, этот знаменитый мост через Днепр. Я очень хорошо помню эту сцену: широкий мост, страшная давка, одновременно пешие и всякие телеги, и заводские какие-то машины — все это двигалось медленно-медленно. А сверху в упор нас бомбили мессершмитты, пикируя на мост, желая все это уничтожить».

Эвакуационный поезд как надежда на спасение, и люди, оставшиеся на перроне, ее лишены. Впрочем, у этой инсталляции может быть множество интерпретаций, равно как и у всех других работ Кабаковых.

Матрица 3. Социум

Инсталляция «Случай в коридоре возле кухни» (1989) — это рой кастрюль, сковородок и терок, которые парят по коридору, словно поднятые в воздух энергией коммунального кухонного скандала. Она посвящена коммуналке. Это место максимальной несвободы, где вокруг твоего маленького «я» бесконечно жужжат многоголосые «они», и спрятаться от них можно разве что в шкафу или в туалете — или в собственном воображении.

Работа мгновенно погружает зрителя в магическое пространство мира Кабаковых. По замыслу художника, каждая инсталляция дает «мгновенное, полное, концентрированное ощущение своей жизни как непреодолимой тягостности и одновременно с этим, в то же самое время — переживание толчка, выхода за пределы этой тягостности; странная раздвоенность, нахождение себя „здесь и там“ одновременно, чувство какого-то зависания, плавания над этой жизнью и ситуацией, в которой ты оказался».

К концу 1970-х неофициальное искусство уже представляло собой живую и насыщенную, но все же параллельную, изолированную от общества среду. Мастерские художников — порой их жилые комнаты — становились единственно возможным пространством для индивидуального высказывания.

Мастерская Ильи Кабакова находилась на крыше знаменитого доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре — небольшая надстройка на крыше, похожая на домик Карлсона. Сложно представить, сколько смелости нужно было иметь художнику в те дни, чтобы делать в своей мастерской такие огромные и громоздкие работы — без надежды выставить их.

Погружение в пространство инсталляции позволяет оказаться за рамками коммунального мира и за границами привычных представлений даже о законах гравитации. Свобода достижима в любую секунду, но для этого требуется смелость — смелость свободно мыслить.

Матрица 4. Мусор

Инсталляция Кабаковых «Человек, который никогда ничего не выбрасывал» (1988) — размышление о ценности личной памяти человека. Нагромождение мебели, мусора и обрывков бумаги выставлены в трех комнатах. Она отражается в индивидуальном, драгоценном для человека наборе предметов, который другие люди воспринимают как кучу ненужного хлама.

В истории русского искусства Илья Кабаков был одним из первых художников, выступивших со своей интерпретацией «мусорной» темы. Это одна из самых глубоких, философских тем и в то же время одна из самых очевидных провокаций в творчестве Кабаковых.

Что дозволено называть искусством, а что нет? Где пролегает граница между предметом с помойки и произведением искусства? Становится ли бытовой предмет объектом искусства, если художник берет на себя смелость наделить его сакральным смыслом и поместить в музей? Кабаков развивает мысль Дюшана. Отношение к мусорной, в буквальном смысле слова, куче, выставленной в пространстве музея, священного храма искусства, зависит только от уровня восприятия зрителя, его способности к парадоксальному размышлению.

Матрица 5. Мать

«Лабиринт. Альбом моей матери» (1990) — это, пожалуй, единственное произведение Кабаковых, где главный герой повествования — реальный человек, мать художника Ильи Кабакова, Берта Солодухина.

В основу этой инсталляции легла биография Берты, которую она написала в возрасте 83 лет по просьбе сына. Ее жизнь художник ощущает как символ трагической судьбы миллионов советских женщин, которые вели тяжелейшую борьбу за выживание и за надежду жить лучше для своих детей.

Записи вклеены в монотонные прямоугольники советских обоев и заключены в контур бесконечного коридора, превращенного в лабиринт. Эти очень личные и горькие заметки сопровождаются открытками и фотографиями — образами якобы благополучной советской жизни. Часть фотографий была сделана дядей Ильи Кабакова — профессиональным фотографом Юрием Блехером.

Инсталляция — словно родовые пути, по которым, как ни больно, необходимо пройти, чтобы попасть в свою собственную судьбу — и в заключительный зал выставки, посвященный ангелам.

Матрица 6. Ангелы

Инсталляция «Разговор с ангелом» (2003) — это ажурная конструкция, гордо возвышающаяся посреди последнего зала выставки. Лестница, устремленная в бесконечность. Это макет инсталляции, которая была установлена в 2003 году в парке в Германии, а в 2009-м — на крыше психиатрического госпиталя в Нидерландах.

Так выглядит один из символов рая, каким его понимают Кабаковы: часть универсума, где можно погрузиться в глубины персонального ада, наполненного разнообразными страхами и сомнениями, а можно воспарить над ними, точнее подняться по удобным ступенькам.

Последний зал выставки — место временной регистрации «горних ангелов», утопических мечтаний, пространство, дающее надежду на благополучный исход этого непростого путешествия, которое проходит каждый из нас с момента рождения.

Кабаковы вывели современное русское искусство на международную орбиту. По сей день они возглавляют топ самых дорогих русских художников.

Но это все — настоящее. А Кабаковых интересует будущее. «В галереях нас часто упрекают в том, что нас сложно продавать: они просчитывают, понравятся ли покупателям работы или нет. Мы же просчитываем совершенно другие вещи. Мы представляем стену музея, а на ней — все то, что было до нас, то, что уже взяли в будущее. Для того чтобы в будущее взяли тебя, ты должен выдержать тот уровень, ту планку, которую поставил музей», — говорит в одном из своих интервью Эмилия.


фотографии: Виктор Юльев

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ» «Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
«Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C Смешивая театр и современное искусство
Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Смешивая театр и современное искусство

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение

Тэги

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Кафе Birds в Белграде

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Гид по магазинам Стамбула: От местного ЦУМа до винтажных лавочек

Первая полоса

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химииЧто ей делать?

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии Что ей делать?

«Почта России» запустила доставку одежды из Европы. Также стало известно, кто займет место H&M в торговых центрах

Сотрудники склада Ozon в Подмосковье заболели менингитом. Госпитализировано более 10 человек

Сырки «Б. Ю. Александров» вернутся на прилавки

«За него все подписали и теперь везут в военную часть в Твери». Данила Шершева из «Кружка» забрали в армию

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

Popcorn Books больше не издают и не продают квир-книги. Завтра последний день, когда их можно купить

Совфед одобрил закон о запрете митингов у зданий органов власти и церквей

Совфед одобрил пакет законов о запрете «пропаганды» ЛГБТ, педофилии и смены пола в кино, книгах, рекламе и СМИ

В «Черную пятницу» россияне потратили более 13 миллиардов рублей

На обвиняемую в распространении «фейков» про армию России Викторию Петрову давят в СИЗО через ее сокамерниц

МИД закупил подарки для оставшихся в России иностранных дипломатов — Baza

«Яндекс» запустил тариф «Вместе» для поездок с незнакомцами в такси

Сколько пожертвовали москвичи на строительство православных храмов за 12 лет

Спрос на iPhone 14 в России упал в 2,5 раза по сравнению с продажами гаджетов предыдущей модели

В Minecraft появился постсоветский зимний двор — с пятиэтажками, гаражами и турниками

Какая погода ожидается в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде в начале декабря

В 1976 году Путин провел обыск за надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» на Петропавловке

Студентку, рассказавшую о принудительных гуманитарных сборах, исключили из техникума

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются

Гид по рынкам Тбилиси
Гид по рынкам Тбилиси Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»
Гид по рынкам Тбилиси

Гид по рынкам Тбилиси
Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»

В парках Москвы открылся 21 каток с искусственным льдом

«ВКонтакте» заблокировала группу «Совета матерей и жен военнослужащих»

Ведущая «Спокойной ночи, малыши» предложила привезти на фронт Хрюшу со Степашкой и попросить украинцев «остановиться»

РПЦ безвозмездно получила здание петербургской РАНХиГС. Студентов чуть не выселили

В ноябре число объявлений о срочной продаже квартир в России достигло рекорда

Little Big покинули двое музыкантов. Похоже, что группа распалась

Петербургскую тюрьму «Кресты» выставят на продажу

Московские кинотеатры «Факел», «Юность» и «Звезда» откроются в новом году

В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству
В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству Антивоенные сборы, борьба с патриархатом на Балканах и зоозащитники
В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству

В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству
Антивоенные сборы, борьба с патриархатом на Балканах и зоозащитники

Более 50% благотворительных фондов заявили о сокращении пожертвований

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда

Это идеальная ЛГБТ-пропагандаЛучшие фильмы, чтобы посмотреть с гомофобом, если ему не слабо

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда Лучшие фильмы, чтобы посмотреть с гомофобом, если ему не слабо

Движение Food not bombs в Москве прекратило деятельность из-за угрозы опасности

Сегодня в Тбилиси пройдет марш против сексуального насилия

Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь Участвовать в благотворительном забеге, слушать «Аигел» и смотреть «Треугольник печали»
Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь
Участвовать в благотворительном забеге, слушать «Аигел» и смотреть «Треугольник печали»

На Бауманской горит ТЦ «Елоховский пассаж»

Сериалу «Монастырь» не выдали прокатное удостоверение. По мнению РПЦ, он оскорбляет чувства верующих

Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле
Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле Даже простое «merhaba» прибавит вам очков в глазах местных
Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле

Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле
Даже простое «merhaba» прибавит вам очков в глазах местных

Ночью в «Открытом пространстве» проходили обыски. Задержали более 15 человек, многие из них рассказывают об избиениях

Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают
Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают Объясняем, почему так и где купить украшения дешевле, пока не поздно
Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают

Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают
Объясняем, почему так и где купить украшения дешевле, пока не поздно

Первоклашкам предложили написать письмо «незнакомому мобилизованному» — вместо Деда Мороза

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды
Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды Пошаговая инструкция для россиян
Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды
Пошаговая инструкция для россиян

Цена на импортные новогодние ёлки вырастет на 25%. В Рослесинфорге предложили россиянам самим сходить в лес за елью

О героине The Village снимут сериал. Историю Светы Уголёк экранизирует студия «Среда», премьера — в 2024 году

Госдума окончательно приняла закон о запрете «ЛГБТ-пропаганды»

Лейла Гиреева, сбежавшая из дома в Ингушетии от побоев и «лечения от атеизма», на свободе. Но все еще в опасности

Ушедшую из России Lush заменит косметическая сеть Oomph

В медицинских вузах будет больше бюджетных мест

Петербуржцам запретят добывать березовый сок и вырезать надписи на деревьях

Посмотрите, как в Ереване протестуют накануне приезда Путина, Лукашенко и Лаврова

Чехия запретила безвизовый транзит для россиян

Участок «Октябрьская» — «Новые Черемушки» закроют с 3 по 7 декабря

Якутский панк против войны
Якутский панк против войны Полицейские устали задерживать Айхала Аммосова и хотят его посадить
Якутский панк против войны

Якутский панк против войны
Полицейские устали задерживать Айхала Аммосова и хотят его посадить

Чем заняться в Москве и Питере в конце ноября?
Чем заняться в Москве и Питере в конце ноября? Собирать вещи для бездомных и танцевать в шалаше
Чем заняться в Москве и Питере в конце ноября?

Чем заняться в Москве и Питере в конце ноября?
Собирать вещи для бездомных и танцевать в шалаше