«В будущее возьмут не всех»: Как смотреть выставку Кабаковых в Третьяковке Первая ретроспектива русских концептуалистов из коллекций Тейт и Помпиду

«В будущее возьмут не всех»: Как смотреть выставку Кабаковых в Третьяковке

В четверг 6 сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Событие грандиозное: на своей первой ретроспективе художники показывают свои работы, собранные из разных музеев мира от Тейт до Помпиду. Выставка проделала долгий путь: открылась в Лондоне, затем переехала в Эрмитаж. Третьяковка — последняя остановка и последний шанс увидеть ретроспективу самых известных современных русских концептуалистов. Кроме того, одновременно с выставкой в прокат выходит документальный фильм о художниках. The Village попросил искусствоведа и галериста Тамару Вехову, модератора беседы с Эмилией Кабаковой в Третьяковке, рассказать о том, почему русские концептуалисты стали мировыми звездами и что нужно знать о них перед выставкой.

Текст

Тамара Вехова

«В будущее возьмут не всех»

Илья Кабаков уехал из СССР в 1987 году и вскоре занял одно из ключевых мест на международной художественной сцене. Уже в начале 1990-х он выставлялся на Венецианской биеннале, а модные нью-йоркские галеристы продавали его работы за баснословные для советского художника суммы. С начала 1990-х он работает в паре со своей женой и соавтором Эмилией Кабаковой.

На свою первую ретроспективу в России Илья Кабаков, к сожалению, не приехал. В этом сентябре патриарху московского концептуализма исполняется 85 лет, и трансатлантические перелеты художнику не под силу. Эмилия Кабакова одна открывает их московскую выставку.

Ретроспектива объединит работы с начала 1960-х до 2010-х, собранные из разных музеев и частных коллекций мира. Выставка называется так же, как и одноименное эссе Ильи Кабакова, опубликованное в 1983 году в подпольном журнале о неофициальном русском искусстве «А — Я». «В будущее возьмут не всех» — в этом ироническом тексте вопросов больше, чем ответов: «Кто решает? Кого возьмут? Кого не возьмут?» В одном случае главным «начальником» от искусства выступает революционер Казимир Малевич, в другом — директор художественной школы.

Тотальная инсталляция

Илья Кабаков был и остается первым русским художником, который понял, что современное искусство выходит за рамки двухмерной картины. Он начал экспериментировать еще в конце 1960-х и вскоре расположил свои произведения в пространстве и времени свободно и смело. Своим искусством он предсказал ту легкость, с которой современные художники создают и распространяют свое искусство в пространстве мультимедиа и мировой сети.

В 1970–80-х Кабаков придумал один за другим два новых вида искусства: альбом и тотальную инсталляцию — последняя сделала его знаменитым на весь мир. Тотальная инсталляция — это произведение, которое окружает зрителя со всех сторон. Даже воздух является частью этого художественного мира. Вы оказываетесь внутри работы художника и можете гулять в ней, меняя угол и точку зрения, размышляя о ее значении и смыслах, словно Алиса в стране чудес.

На выставке можно увидеть одну из первых тотальных инсталляций, которую сделал Илья Кабаков, — работу «Человек, улетевший в космос из своей квартиры». Художник соорудил ее прямо в своей мастерской на крыше доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре в 1985-м. Когда к нему приходили гости, инсталляция собиралась, когда уходили — разбиралась и пряталась в шкаф.

Матрицы Кабаковых

Искусство Кабаковых препарирует основные мифы нашего времени и отражает их в своих инсталляциях в виде своеобразного гербария. Сюжеты, с которыми работают Кабаковы, — не просто важные, но ключевые. Это даже не столько сюжеты и темы, сколько матрицы мировосприятия. Основные темы, с которыми работают Кабаковы, — утопия, страх, социум и масштаб. Впрочем, каждый человек, независимо от возраста, национальности и вероисповедания, может найти в их искусстве нечто ему понятное, созвучное, важное.

Матрица 1. Утопия

Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) — это манифест миллиардов. Выглядит она как комната, стены и потолок которой оклеены фотографиями советского быта. Вырваться из пут ежедневного быта, выстрелить собою в прекрасное далеко, в иной масштаб, в светлое будущее — нам всем нужна личная мечта, персональная утопия. Недаром Кабаковых понимают всюду — от Америки до Японии, несмотря на инопланетность культуры советских общежитий и коммунальных кухонь.

В книжке-раскладушке, которая стоит на полке у входа в комнату, рассказана история инженера Николаева, хозяина стоптанных тапок и старой койки, проделавшего в потолке огромную дыру и убежавшего таким образом из скудного «здесь» в многообещающее и неизведанное «там».

Сам художник считает, что его искусство — это «один из вариантов русской литературы в большей степени, нежели чем вариант русской живописи».

Эта работа была и остается одной из главных, смыслообразующих для всего творчества Кабаковых. Благодаря ей художников называют продолжателями темы русского космизма.

Матрица 2. Страх

«В будущее возьмут не всех» (2001) — еще одна ключевая, заглавная в искусстве Кабаковых инсталляция. Опоздать на поезд будущего, остаться одному на перроне со своим нехитрым скарбом, текстами, надеждами и иллюзиями — смятыми и растоптанными, никому не нужными и неинтересными — это страх, живущий в любом художнике. Страх маленького человека перед обществом, страх энтропии и забвения — Кабаковы считают, что именно страх является главной движущей силой цивилизации.

Такое мироощущение имеет свои корни у поколения, чье детство прошло во время Второй мировой войны. Одним из ярких детских воспоминаний Ильи стала эвакуация из родного Днепропетровска: «И мы помчались на мост, этот знаменитый мост через Днепр. Я очень хорошо помню эту сцену: широкий мост, страшная давка, одновременно пешие и всякие телеги, и заводские какие-то машины — все это двигалось медленно-медленно. А сверху в упор нас бомбили мессершмитты, пикируя на мост, желая все это уничтожить».

Эвакуационный поезд как надежда на спасение, и люди, оставшиеся на перроне, ее лишены. Впрочем, у этой инсталляции может быть множество интерпретаций, равно как и у всех других работ Кабаковых.

Матрица 3. Социум

Инсталляция «Случай в коридоре возле кухни» (1989) — это рой кастрюль, сковородок и терок, которые парят по коридору, словно поднятые в воздух энергией коммунального кухонного скандала. Она посвящена коммуналке. Это место максимальной несвободы, где вокруг твоего маленького «я» бесконечно жужжат многоголосые «они», и спрятаться от них можно разве что в шкафу или в туалете — или в собственном воображении.

Работа мгновенно погружает зрителя в магическое пространство мира Кабаковых. По замыслу художника, каждая инсталляция дает «мгновенное, полное, концентрированное ощущение своей жизни как непреодолимой тягостности и одновременно с этим, в то же самое время — переживание толчка, выхода за пределы этой тягостности; странная раздвоенность, нахождение себя „здесь и там“ одновременно, чувство какого-то зависания, плавания над этой жизнью и ситуацией, в которой ты оказался».

К концу 1970-х неофициальное искусство уже представляло собой живую и насыщенную, но все же параллельную, изолированную от общества среду. Мастерские художников — порой их жилые комнаты — становились единственно возможным пространством для индивидуального высказывания.

Мастерская Ильи Кабакова находилась на крыше знаменитого доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре — небольшая надстройка на крыше, похожая на домик Карлсона. Сложно представить, сколько смелости нужно было иметь художнику в те дни, чтобы делать в своей мастерской такие огромные и громоздкие работы — без надежды выставить их.

Погружение в пространство инсталляции позволяет оказаться за рамками коммунального мира и за границами привычных представлений даже о законах гравитации. Свобода достижима в любую секунду, но для этого требуется смелость — смелость свободно мыслить.

Матрица 4. Мусор

Инсталляция Кабаковых «Человек, который никогда ничего не выбрасывал» (1988) — размышление о ценности личной памяти человека. Нагромождение мебели, мусора и обрывков бумаги выставлены в трех комнатах. Она отражается в индивидуальном, драгоценном для человека наборе предметов, который другие люди воспринимают как кучу ненужного хлама.

В истории русского искусства Илья Кабаков был одним из первых художников, выступивших со своей интерпретацией «мусорной» темы. Это одна из самых глубоких, философских тем и в то же время одна из самых очевидных провокаций в творчестве Кабаковых.

Что дозволено называть искусством, а что нет? Где пролегает граница между предметом с помойки и произведением искусства? Становится ли бытовой предмет объектом искусства, если художник берет на себя смелость наделить его сакральным смыслом и поместить в музей? Кабаков развивает мысль Дюшана. Отношение к мусорной, в буквальном смысле слова, куче, выставленной в пространстве музея, священного храма искусства, зависит только от уровня восприятия зрителя, его способности к парадоксальному размышлению.

Матрица 5. Мать

«Лабиринт. Альбом моей матери» (1990) — это, пожалуй, единственное произведение Кабаковых, где главный герой повествования — реальный человек, мать художника Ильи Кабакова, Берта Солодухина.

В основу этой инсталляции легла биография Берты, которую она написала в возрасте 83 лет по просьбе сына. Ее жизнь художник ощущает как символ трагической судьбы миллионов советских женщин, которые вели тяжелейшую борьбу за выживание и за надежду жить лучше для своих детей.

Записи вклеены в монотонные прямоугольники советских обоев и заключены в контур бесконечного коридора, превращенного в лабиринт. Эти очень личные и горькие заметки сопровождаются открытками и фотографиями — образами якобы благополучной советской жизни. Часть фотографий была сделана дядей Ильи Кабакова — профессиональным фотографом Юрием Блехером.

Инсталляция — словно родовые пути, по которым, как ни больно, необходимо пройти, чтобы попасть в свою собственную судьбу — и в заключительный зал выставки, посвященный ангелам.

Матрица 6. Ангелы

Инсталляция «Разговор с ангелом» (2003) — это ажурная конструкция, гордо возвышающаяся посреди последнего зала выставки. Лестница, устремленная в бесконечность. Это макет инсталляции, которая была установлена в 2003 году в парке в Германии, а в 2009-м — на крыше психиатрического госпиталя в Нидерландах.

Так выглядит один из символов рая, каким его понимают Кабаковы: часть универсума, где можно погрузиться в глубины персонального ада, наполненного разнообразными страхами и сомнениями, а можно воспарить над ними, точнее подняться по удобным ступенькам.

Последний зал выставки — место временной регистрации «горних ангелов», утопических мечтаний, пространство, дающее надежду на благополучный исход этого непростого путешествия, которое проходит каждый из нас с момента рождения.

Кабаковы вывели современное русское искусство на международную орбиту. По сей день они возглавляют топ самых дорогих русских художников.

Но это все — настоящее. А Кабаковых интересует будущее. «В галереях нас часто упрекают в том, что нас сложно продавать: они просчитывают, понравятся ли покупателям работы или нет. Мы же просчитываем совершенно другие вещи. Мы представляем стену музея, а на ней — все то, что было до нас, то, что уже взяли в будущее. Для того чтобы в будущее взяли тебя, ты должен выдержать тот уровень, ту планку, которую поставил музей», — говорит в одном из своих интервью Эмилия.


фотографии: Виктор Юльев

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ» «Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
«Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C Смешивая театр и современное искусство
Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Смешивая театр и современное искусство

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Можно ли отчислить из вуза за лайк?

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза

Куда поехать в нерабочие дни

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?

Первая полоса

Можно ли отчислить из вуза за лайк?

И что делать студенту, если это произошло

Можно ли отчислить из вуза за лайк?
И что делать студенту, если это произошло

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в культовый мультик об одиночестве и травме
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в культовый мультик об одиночестве и травме

Куда поехать в нерабочие дни
Куда поехать в нерабочие дни В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду
Куда поехать в нерабочие дни

Куда поехать в нерабочие дни
В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?
Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть? Спектакли, выставки и онлайн-фестивали
Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?

Последняя неделя октября в Москве: Куда пойти, что посмотреть?
Спектакли, выставки и онлайн-фестивали

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле» «Выхода нет» поколения зумеров
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Выхода нет» поколения зумеров

Большой гид по независимым книжным Москвы
Большой гид по независимым книжным Москвы Как живут авторские книжные: Рассказывают их создатели
Большой гид по независимым книжным Москвы

Большой гид по независимым книжным Москвы
Как живут авторские книжные: Рассказывают их создатели

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA Все, что нужно для холодной погоды. И не только
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Все, что нужно для холодной погоды. И не только

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Как отказаться от кофе и кому это нужно? Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить
Как отказаться от кофе и кому это нужно?

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить

Где покупать винтаж в Москве. Часть 2
Где покупать винтаж в Москве. Часть 2
Где покупать винтаж в Москве. Часть 2

Где покупать винтаж в Москве. Часть 2

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

Не только Паралимпиада
Спецпроект
Не только Паралимпиада Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте
Не только Паралимпиада
Спецпроект

Не только Паралимпиада
Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте

«Я уехал зимовать в тропики»
«Я уехал зимовать в тропики» Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит
«Я уехал зимовать в тропики»

«Я уехал зимовать в тропики»
Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье

Спасатели ведут поиски

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье
Спасатели ведут поиски

Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке
Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке
Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке

Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке

Что покупать в коллекции Uniqlo +J?
Что покупать в коллекции Uniqlo +J?
Что покупать в коллекции Uniqlo +J?

Что покупать в коллекции Uniqlo +J?

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

Подпишитесь на рассылку