30 (и еще 90) альбомов года От The 1975, Арианы Гранде и Мицки до Бульвара Депо, IC3PEAK и Sonic Death

Музыкальные обозреватели The Village выбирают свои любимые альбомы — и рассказывают, что еще можно послушать вместе с ними.
Текст: Артем Макарский
Текст: Кирилл Мажай
Текст: Лев Левченко

The 1975 — «A Brief Inquiry into Online Relationships»
Группу The 1975, названную так по заметке на последней странице сборника стихов Керуака, очень легко возненавидеть: обложки синглов их последнего альбома визуально напоминали обложки научных публикаций, их прошлый альбом длился час с четвертью, один из первых EP назывался «Музыка для тачек», а прославились они с песней «Секс». Хиты с «A Brief Inquiry into Online Relationships» беззастенчиво копируют Joy Division, The Blue Nile и Дрейка, при этом группа претендует на то, чтобы записать великий альбом и стать голосом поколения.
Трюк в том, что у них действительно получается: в этом году для итогов года нет ничего лучше их песни «Love It If We Made It», очень привязчивого поп-хита, в котором только и делают, что перечисляют приметы времени. В какой-то степени The 1975 берут многое у LCD Soundsystem, то есть очень личные вещи проговаривают под утащенную у всех подряд музыку, в какой-то — многое берут у поп-панка (до The 1975 все участники играли в эмо-ривайвл-группе); удивительные, словом, люди.
Текст: Артем Макарский
Слушать: The 1975 — «Love It If We Made IT»
Слушать также: Arctic Monkeys «Tranquility Base Hotel + Casino», Foxing «Nearer My God», Kero Kero Bonito «Time n’ Place»
Ариана Гранде — «Sweetener»
Ариана Гранде, наверное, редкая современная поп-звезда, у которой каждый сольный сингл — непременно большой хит (просто откройте ее страницу на «Википедии» и убедитесь в этом сами). На этом альбоме с хитами ситуация обстоит не хуже — тут вам и закос под 90-е «No Tears To Cry», посвященный жертвам теракта на концерте певицы в Манчестере, и гимн поп-феминизму «God is a Woman» с совершенно сумасшедшим видео.
Впрочем, сила «Sweetener» кроется скорее не в синглах, а в другой половине альбома, спродюсированной Фарреллом (который сейчас, похоже, в который раз на пике карьеры): фанковой, подвижной, безудержно веселой, безбашенной, но также грустной, тревожной и с Мисси Эллиотт на фите. Другое дело, что, несмотря на все подобные положительные моменты, «Sweetener» в карьере Арианы явно запомнится как переходная работа — вон одна только «Thank You, Next» уже затмила целиком весь альбом.
Текст: Кирилл Мажай
Слушать: Ariana Grande — «BreathiN»
Слушать также: Камила Кабельо «Camila», Мэрайя Кэри «Caution», Чарли Пут «Voicenotes»
Бульвар Депо — «Rapp 2»
Для русского хип-хопа этот год был сложным и интересным одновременно: страшные и безумные новости об исполнителях шли одна за другой. При этом в плане альбома хорошо сработали лишь единицы — и лучше уфимца Артема Шатохина, известного как Бульвар Депо, никто в этой форме не выступил.
Биг Бейби Тейп: «Поэтов всегда щемили»
«Rapp 2» начинается с аутро (потому что на первой, максимально лоу-файной, части его не было), у каждого трека разный продюсер, но при этом он звучит невероятно цельно и четко — и это не очень вяжется с расслабленной и нарочито вялой читкой самого Бульвара, чьи слова всегда говорятся будто впроброс и под нос. Давние друзья — IC3PEAK, Summer of Haze, i61 и «Лауд» — идут рука об руку с новыми, по совместительству самыми свежими людьми на сцене — OFFMi, Big Baby Tape, DJ Poproboval. Тут есть совместная работа с самим собой, дикий кавер на Цоя, спродюсированный американцем Hot Sugar трек, есть дэнсхолл и хаус, трэп и классический рэп — Бульвар вертит духом времени как хочет, и это прекрасно.
Текст: А. М.
СЛУШАТЬ: Boulevard Depo ft. PowerPuff Luv — «КАЩЕНКО»
Слушать также: Big Baby Tape «Dragonborn», Mnogoznaal «Гостиница Космос», Face «Пути неисповедимы»
Варг — «Nordic Flora Series Pt. 5: Crush»
Хаус, техно и другая танцевальная электроника в последние годы все больше выходят из условного андерграунда в условный мейнстрим. Ни один список альбомов года сейчас не обойдется без Леона Вайнхолла, Джона Хопкинса или Мэри Дэвидсон, а любой мало-мальски уважающий себя европейский музыкальный фестиваль пытается засунуть в лайн-ап как можно больше имен с «Декмантела».
Шведский продюсер Варг стоит чуть в стороне от этого ренессанса, делая немного менее доступную и куда более интересную музыку. В лучших традициях лейбла Posh Isolation Варг сочетает здесь коллажный эмбиент с поломанным, неправильным техно, а весь альбом кажется скорее трогательным личным документом о влюбленности и желании, чем сборником треков, которые хорошо бы было сводить на вечеринках. В общем, идеальная клубная музыка для людей, которые в гробу видали рейвы и лучше останутся дальше лежать на диване.
Текст: К. М.
СЛУШАТЬ: Varg — «Rush/Tinder»
Слушать также: Marie Davidson «Working Class Woman», Skee Mask «Compro», Jessica Moss «Entanglement»
Елена Темникова — «Temnikova III: Не модные»
Принято считать, что в русской поп-музыке дела с альбомами обстоят куда хуже, чем с отдельными песнями, и это, к сожалению, правда. Новоиспеченные поп-титаны Элджей и Федук в этом формате работают с переменным успехом, Лобода и вовсе не думает о нем, из не упомянутых в «Слушать дальше» радует еще разве что Лолита Милявская.
Есть, впрочем, и радостные новости: например, уже третий сольный альбом Елены Темниковой, целиком и полностью написанный ею как автором текстов и композитором (кто не верит, может заглянуть в реестр РАО, там все-таки врать нельзя). Это обманчиво немодные песни, название — это скорее кокетство, не отражающее реального положения дел: Темникова называет главным источником вдохновения дип-хаус, но в альбоме то слышится британская электроника 2010-х, то странный поп в духе FKA Twigs, то еще что-то. При всем при том — очень скромная, выдержанная в одном стиле и не лишенная вкуса работа. Всем бы так.
Текст: А. М.
Слушать: Елена Темникова — «Не модные»
Слушать также: Matrang «ЭЙА», NK «No Komments», Kazka «Karma»
Пуша Ти — «Daytona»
Терренс Леварр Торнтон некоторое время продавал наркотики, о чем говорит его псевдоним, тексты его песен и официальная биография, но прямо сейчас он — глава основанного Канье Уэстом лейбла G.O.O.D. Music. Ведутся дебаты, хорошую ли музыку выпускает лейбл (не в последнюю очередь из-за фигуры Канье Уэста, из спорных высказываний которого в твиттере о Трампе, жизни, смерти и обо всем таком прочем можно было бы собрать хоть три статьи), но по поводу «Daytona» вроде бы все согласны, что это один из рэп-альбомов года, а сам Торнтон и вовсе считает его лучшим.
Читать подробнее о серии альбомов, вышедших этим летом на G.O.O.D. Music
Для всех, кто переживал, что Канье потерял нюх на хороший бит, сообщаем: уже с первого трека «If You Know You Know», главный посыл которого — «кто зашел на Genius, тот лох», Уэст умело совмещает дух своих ранних альбомов с сэмплами из соула и старого рока с нестандартным, передовым сведением. Сам Пуша выступает под стать битам: бахвалится, читает про русский след в Америке, вспоминает сидящих друзей и одной строчкой заставляет Дрейка переделать половину своего очередного альбома. Блестящая запись — и длится всего 23 минуты.
Текст: А. М.
Слушать: Pusha T — «If You Know You Know»
Слушать также: Тьерра Уэк «Whack World», Канье Уэст «ye», Винс Стейплз «FM!»

Тирца — «Devotion»
Тирца Мартин лет пять назад выпустила в сотрудничестве с подругой Микой Леви, известной по участию в группе Micachu & The Shapes, несколько странных и очень привязчивых поп-песен: примерно так же вела себя сама Леви на дебютном альбоме, только Тирца ушла еще дальше в сторону поп-музыки. Затем она пропала, и редкие треки от нее показывали, что ей интересен авангард. Но вышедший в этом году «Devotion» опасения опроверг.
Это очень интимный, тихий и одновременно беспокойный альбом с неправильной хронологией: часть песен здесь о радости обретения нового чувства, о первых месяцах влюбленности, часть — о горечи расставания, когда пытаешься избавиться от мыслей о человеке. За музыку снова отвечала Леви, которая за это время успела стать большим кинокомпозитором, но то, как поет Тирца, тут даже важнее — это очень честная поп-музыка.
Текст: А. М.
Слушать: Tirzah — «Devotion»
Слушать также: Розалия «El Mal Querer», Let’s Eat Grandma «I’m All Ears», Julia Holter «Aviary»
Карди Би — «Invasion of Privacy»
Если 2018-й и был чьим-то годом как минимум в плане медийной популярности, то он точно был годом Карди Би, чья личная жизнь все никак не уходит из поля зрения журналистов. «Invasion of Privacy» — зеркальное отражение ее яркой и необычной персоны. Диапазон здесь впечатляющий: тут есть и летние латино-трэп-хиты («I Like It»), и баллады о неверных мужчинах («Be Careful»), и жесткая рэп-агрессия под громогласные биты («Money Bag», «Bartier Cardi»), и заигрывания с R’n’B и соулом («Best Life», «Thru Your Phone»).
Карди отлично показывает, что «Bodak Yellow» — не случайность и не единственное, благодаря чему ее запомнят. «Invasion of Privacy» кажется моментальной классикой — от обложки и названия до вереницы хитов и немыслимого коммерческого успеха. Карди все сделала абсолютно правильно.
Текст: К. М.
Слушать: Cardi B, Bad Bunny & J Balvin — «I Like It»
Слушать также: CupcakKe «Ephorize», Rico Nasty «Nasty», City Girls «G I R L C O D E»
Кали Учис — «Isolation»
Кали Учис может показаться певицей, которую очень легко поместить в категорию «девушка с рэп-подпевок записала сольный альбом», но на самом деле это не так: Кали невозможно поместить вообще ни в какую категорию. Реггетон, R’n’B, дэнсхолл, фанк, психоделия, синти-поп, ретро-соул: Учис умудряется перепрыгивать из жанра в жанр, работая с десятками разных продюсеров вроде Кевина Паркера и Дэймона Албарна, на каждом новом треке открывать себя заново.
При этом, несмотря на подобные хамелеонские повадки, Кали Учис все равно остается собой: ее харизму, подачу и визуальный стиль где-то на грани латиноамериканских мыльных опер и Бриджит Бардо не спутаешь ни с кем и ни с чем. «Isolation» — это калейдоскоп из всей современной поп-музыки, но, в отличие от реального калейдоскопа, оторваться от него не так просто.
Текст: К. М.
Слушать: KALI UCHIS — «MIAMI»
Слушать также: Джорджа Смит «Lost & Found», The Internet «Hive Mind», Жанель Монэ «Dirty Computer»
«Лауд» — «ТанецГолосЗвук 3»
Рэп под прямую бочку — один из самых опостылевших трендов в русском рэпе за последние годы. Другое дело, что уфимцев из «Лауда» это не касается: во-первых, всем бы так делать рэп под прямую бочку, а во-вторых, «ТанецГолосЗвук 3» сложно назвать продуктом какого-то одного тренда.
Фристайл, электро, гэридж, синти-поп, хаус, еще чего только не — «Лауд» играются с жанрами и влияниями, напоминая то ли Disclosure, то ли Мистера Малого. Идеальная вечериночная музыка, которую, судя по всему, делать было так же весело, как и слушать.
Текст: К. М.
Слушать: Boulevard Depo, I61, «ЛАУД» — «My Life My Rules»
Слушать также: OFFMi «Страха нет», i61 «Shelby 3», Bad Zu «Zupreme»
Луна — «Заколдованные сны»
О Кристине Бардаш принято говорить, что ее альбомы выдержаны примерно в одном стиле — но с этими словами сразу хочется поспорить. На дебюте «Маг-ни-ты» Бардаш ностальгировала по 90-м, на втором альбоме «Остров свободы» — тянуло к современному хаусу. На «Заколдованных снах» это все прорывается и заменяется чем-то новым: тут и постпанк, и синтезаторная электроника в духе Palmbomen, и чуть ли не русская поп-музыка нулевых.
Луна — о киевской тусовке, разводе и новом альбоме
Бардаш сразу ставит себя в сильную позицию: просто и без затей рассказывает о своем разводе, на раз-два пропевает вещи вроде «Ну ты, а ты такой весь из себя» и в целом будто бы выходит за привычные для себя рамки. Это очень свободная музыка, как в плане текстов — примерно так же вольно с языком обращается Иван Дорн, — так и в плане музыки: ничего более душераздирающего, чем песня «Чужие люди», в русскоязычной поп-музыке за год не произошло.
Текст: А. М.
Слушать: Луна — «Чужие люди»
Слушать также: MGMT «Little Dark Age», Against All Logic «2012–2017», Ross From Friends «Family Portrait»
Мак Миллер — «Swimming»
Мак Миллер начинал с полушутливых, даже дурашливых рэп-песен, но со временем все больше заставлял говорить о себе как о серьезном артисте, на что намекал еще предыдущий его альбом «The Divine Feminine». «Swimming» не просто укрепляет его право в серьезности — это лучшая его работа, честный разговор с собой и слушателем о зависимостях, демонах и тяге к лучшему, сдобренный аранжировками композитора Джона Брайона, когда-то показавшего Канье Уэсту, что такое оркестровка.
Одним Брайоном все не ограничивается: тут и Девоните Хайнс (он же Blood Orange), и бог баса Тандеркэт, и Снуп Дог на подпевках — никто не тянет одеяло на себя, давая Миллеру высказаться. Говорить ему, как уже отмечалось выше, есть о чем — но, к сожалению, за ним ничего не последует, это жирная точка: в начале сентября рэпера не стало. Остался лишь этот великолепный, полный надежды альбом.
Текст: А. М.
Слушать: Mac Miller — «Self Care»
Слушать также: Curren$y, Freddie Gibbs & The Alchemist «Fetti», A$AP Rocky «Testing», Action Bronson «White Bronco»

Мицки — «Be The Cowboy»
В этом году не было другого более хайпового и расхваленного рок-альбома, чем «Be The Cowboy». Число одних только интервью с Мицки насчитывает несколько десятков, не говоря уже про списки с альбомами за год, где она непременно появляется на самых высоких позициях. Надо сказать, Мицки это более чем заслужила: за пару лет она прошла путь от малоизвестной девушки с локального инди-лейбла, которая поет с надрывом под гитару с кучей дисторшена, до чуть ли не самого узнаваемого и оригинального голоса в жанре.
Госпожа Никто: Как Мицки променяла рок на поп — и победила
Особенно радует, что этот прорыв случился именно на альбоме, на котором Мицки прыгнула выше головы: да, это все еще короткие, быстрые и драматичные песни, но с танцами, синтезаторами и кучей смелых, нетипичных решений. Выйди «Be The Cowboy» в 90-х, Мицки сразу бы стала мультиплатиновой артисткой и находилась бы в одной лиге с Фионой Эппл. Сейчас, может быть, с коммерческим успехом все не так гладко, но всеобщей любви ей точно не занимать.
Текст: К. М.
Слушать: Mitski — «Nobody»
Слушать также: illuminati hotties «Kiss Yr Frenemies», Courtney Barnett «Tell Me How You Really Feel», boygenius «boygenius EP»
Монеточка — «Раскраски для взрослых»
В 2018 году от автора единственной, вероятно, в мире хитовой песни со словом «зигую» было некуда деться. О каких-то вещах хотелось бы поскорее забыть (дуэт с «Би-2» для чего-то под названием «Куртки Кобейна» совершенно точно был лишним, да и клип про 90-е каких-то интересных штрихов к и без того отличной песне не добавил), к каким-то, наоборот, возвращаться почаще — прозорливому выступлению на «Урганте», например, или к этой диско-песне про монеты.
Как в «Вечерний Ургант» попадают хорошие музыканты
Ясно одно: переехав в Москву и заручившись поддержкой прекрасного музыканта Вити «БЦХ» Исаева, Лиза Монеточка стала музыкальным аналогом писателя Пелевина лет этак 20 назад. Непонятно, хорошо это или плохо, но в текстах «Раскрасок для взрослых» собраны почти все языковые маркеры молодых жителей больших городов России конца 2010-х — и как минимум эпоху по ним явно можно будет изучать.
Текст: Лев Левченко
СЛУШАТЬ: МОНЕТОЧКА — «НЕТ МОНЕТ»
Слушать также: Гречка «Мы будто персонажи», «Комсомольск» «Дорогие москвичи», «Мы» «Ближе»
Ноунейм — «Room 25»
Ноунейм впервые засветилась на культовом микстейпе «Acid Rap» рэпера Чэнса, а потом наделала шуму сольной работой «Telefone», которая оказалась свежим глотком воздуха на фоне всего остального хип-хопа.
«Room 25» продолжает гнуть ту же линию — это такая же джазовая и олдскульная музыка, балансирующая на грани художественной декламации благодаря вдумчивым, колким и злободневным текстам. Ноунейм снова выворачивает душу наизнанку, остервенело читая мимо бита не только о джентрификации, американской политике, правах темнокожих и прочих важных вещах (например, тут есть строчка «My Pussy Wrote A Thesis On Colonialism»), но также о собственных родителях, отношениях с музыкой и других личных темах. «And Y'all Still Thought A Bitch Couldn't Rap Huh?» — говорит Ноунейм в конце открывающего трека «Self». Сложно с этим поспорить.
Текст: К. М.
Слушать: Noname — «Self»
Слушать также: Saba «Care For Me», Jean Grae & Quelle Chris «Everything's Fine», Pink Siifu «ensley»
«Позоры» — «Девичье горе»
«Девичье горе» начинается с сэмпла «Мы начнем с народного хита...» — и это единственный момент на всей записи, который можно расценить как юмор. Год вообще выдался удачным для злой музыки. Музыкальные журналисты писали статьи к 20-летию альбома Korn «Follow The Leader», успешными становились группы Vein и Ho99o9, перерабатывающие наследие ню-метала. Русскую музыку это не обошло стороной: свою лучшую запись выпустили Jars, после трехлетнего молчания вернулись трешеры Reptiloids, Хаски заиграл все тот же ню-метал, даже «Психея» впервые с 2014 года выпустила новые песни.
Нойз-рокеры «Позоры» тоже гнут эту линию, но гораздо удачнее других. За группой стоит Лена Кузнецова, которая играет в томской группе «Вхоре», и это чувствуется. Кузнецова знает, как сочинить правильный хук (попробуйте выкинуть из головы басовый риф из первой же песни, того самого народного хита, «Толпа **** мужиков») и заставить людей вопить свои песни, даже если они их слышат впервые. От «Вхоре» «Позорам» передалась меметичность, но не ирония: какие уж шутки, когда речь идет о домашнем насилии или о том, что «любовь — это власть уродов и слепых». Пойдем выйдем?
Текст: Л. Л.
Слушать: «Позоры» — «Толпа **** мужиков»
Слушать также: Jars «Джрс II», Daughters «You Won't Get What You Want», Mne Strashno «Россия»
Робин — «Honey»
C момента выхода последнего полноформатного альбома Робин прошло целых восемь лет. За это время вся современная поп-музыка догнала и перегнала ее предыдущий опус магнум «Body Talk», пока сама шведка больше оставалась в тени, работая над разными не очень обязательными коллаборациями.
«Honey» стал ее большим возвращением, но, неожиданно, оказался не таким масштабным, как можно было представить. Это и к лучшему: Робин почти полностью ушла от массивного синти-попа в сторону лампового и непринужденного диско, вышедшего из-под руки фронтмена Metronomy Джозефа Маунта, на котором она не забывает петь о разбитых сердцах, прошедшей любви и прочих душещипательных вещах. Более слаженного, интеллигентного и взрослого поп-альбома в этом году просто-напросто не было, что неудивительно: конкурировать с Робин на этом поле фактически невозможно.
Текст: К. М.
Слушать: Робин — «Honey»
Слушать также: Christine & The Queens «Chris», Ликке Ли «So sad So sexy», Tove Styrke «Sway»
Софи — «Oil of Every Pearl's Un-Insides»
Оставив позади PC Music, Софи сделала каминг-аут как трансгендерная женщина и записала самый смелый альбом, который могла только записать. Визжащие синтезаторы, индустриальные биты, запитченный вокал, ломаные ритмы, шум и дрон здесь нужны для того, чтобы рассказать историю о контроле над своей идентичностью, чувствами и внешним обликом.
В каком-то смысле революционная пластинка: Софи берет слушателя за руку и проводит его в «целый новый мир», где типичные правила поп-музыки не работают, а звук мутирует прямо у вас перед глазами. Вот оно будущее.
Текст: К. М.
Слушать: Софи — «Oil of Every Pearl's Un-Insides»
Слушать также: US Girls «In a Poem Unlimited», Lotic «Power», Gábor Lázár «Unfold»

Трэвис Скотт — «Astroworld»
Учитывая, что Канье в этом году порадовал нас невнятной 20-минутной зарисовкой на тему своего не очень хорошего самочувствия, то место по-настоящему грандиозного рэп-альбома оставалось вакантным. Это продолжалось недолго: его уже в августе уверенно занял Трэвис Скотт с гигантским, дорогим и по-хорошему перепродюсированным «Astroworld-ом».
Состав здесь безумный: вот куплет Дрейка внезапно прерывается, и начинается совсем другая песня (кто еще себе может такое позволить?), вот Стиви Уандер играет на губной гармошке, вот Джеймс Блейк уходит в госпел на две минуты, вот Кевин Паркер снова включает звук Tame Impalа на чужом альбоме, вот все модные рэперы вроде 21 Savage, Juice WRLD и Шек Уэса выдают огненные куплеты: в общем, не альбом, а праздник какой-то. Виноват ли Трэвис, что на таком фоне он кажется самой неинтересной частью своего же альбома? Немного. Так ли будет пытаться звучать весь остальной рэп в ближайшие пару лет? Наверняка.
Текст: К. М.
Слушать: Трэвис Скотт — «Sicko Mode»
Слушать также: Playboi Carti «Die Lit», Rae Sremmurd «SR3MM», Sheck Wes «MUDBOY»
Эрл Свитшот — «Some Rap Songs»
Эрл Свитшот три года назад выпустил альбом под хлестким названием «Я не люблю дерьмо, я не выхожу из комнаты» — и после этого пропал на все эти три года. Обложка его нового альбома снята, кажется, на его телефон за пару секунд, название альбома старается не отвлекать слушателя от содержания, а большинство композиций спродюсированы самим Свитшотом. Какое-то время назад у него умер отец, которого он все еще не смог простить за уход из семьи и не смог с ним поговорить, умер дядя, которого он уважал, — да и сам Свитшот оказался в условиях тяжелейшей депрессии.
«Some Rap Songs» звучит соответствующе: вдохновленные Мэдлибом и Джей Диллой биты звучат максимально меланхолично, текст даже не читается, а проговаривается — и из-за этого музыка Свитшота становится похожей на то, что в нулевых делала группа Kunteynir во главе с Пашей Техником. Свитшот при этом все-таки передает свою боль, а не просто фристайлит по накурке — более мрачных и человечных хип-хоп-альбомов стоит еще поискать.
Текст: А. М.
Слушать: Эрл Свитшот — «The Mint»
Слушать также: JPEGMAFIA «Veteran», Armand Hammer «Paraffin», Novelist «Novelist Guy»
Antarctigo Vespucci — «Love in the Time of E-Mail»
Казус: два глубоко женатых и немолодых панк-рокера (Крис Фаррен и Джефф Розенсток) записали очень честный альбом о том, какими причудливыми бывают человеческие отношения. Не только во времена интернета, а в принципе.
Фаррен и Розенсток рассказывают универсальные истории: когда ты влюбляешься в человека, с которым толком незнаком, и от этого совершенно едет голова; когда вспоминаешь давно завершившиеся отношения вплоть до каких-то нелепых деталей (фигурирует DVD с годаровским «На последнем дыхании» — представляете, тогда еще были DVD); да и в принципе про неврозы: «Ты все еще хотел бы со мной дружить, зная все то, что знаешь про меня сейчас?».
Плюс превосходное чутье на поп-мелодии — если бы рок-радиостанции застыли на том уровне, на котором они были году в 1999, песни Antarctigo Vespucci бы на них крутили не переставая. Да и в принципе это вещь, сделанная с любовью к музыке: песня про «На последнем дыхании», например, вдохновлена «Like a Prayer» Мадонны — совсем не то, чего ожидаешь от поп-панка.
Текст: Л. Л.
Слушать: Antarctigo Vespucci — So Vivid!
Слушать также: Джефф Розенсток «POST-», «Зарница» «Нюанс», Joyce Manor «Million Dollars to Kill Me»
Blood Orange — «Negro Swan»
Карьера Дева Хайнса (он же Blood Orange) в 2018-м пошла по интересному пути: как продюсер он все больше уходит в мейнстримную поп-музыку (в этом году он, например, записал совместную песню с Мэрайей Кэри), а как сольный музыкант все больше звучит как аутсайдер и все больше напоминает Артура Расселла. «Negro Swan» по-прежнему сделан в традициях восьмидесятнической поп-музыки и R’n’B с его предыдущих альбомов, но куда сильнее уходит в сторону абстрактного и лоу-файного.
Семья, одиночество, место в обществе, культурная и сексуальная идентичность: Хайнс исследует все эти темы на двух десятках очень разномастных зарисовок, меняющихся и переливающихся в нечто иное практически каждую минуту. «He's way too much. But, like, why would we want to do the least?» — говорит на треке «Jewelry» транс-активистка Джанет Мок, как будто бы описывая весь «Negro Swan». Да, это все амбициозно, максималистично и немного чересчур, но как еще иначе?
Текст: К. М.
Слушать: Blood Orange — «Chewing Gum»
Слушать также: Starchild & the New Romantic «Language», Empress Of «Us», Ian Isiah «Shugga Sextape Vol.1»
Car Seat Headrest — «Twin Fantasy»
Группа Car Seat Headrest изначально была сольным проектом американца Уилла Толидо — он и назвал ее по подголовнику в машине, который постоянно видел перед собой во время записи песен на заднем сиденье. За несколько лет Толидо выложил на Bandcamp очень много альбомов, подписался на лейбл, собрал полноценную рок-группу и выпустил один альбом перезаписанных хитов и одну настоящую пластинку.
«Twin Fantasy» — это перезаписанный альбом 2011 года, и поначалу казалось, что весь его смысл в том, чтобы сдать лейблу еще один по контракту. Вышло совсем иначе: в отличие от оригинала, новая версия получилась более собранной, отрефлексированной и зрелой — собственно, стало понятно, что имел в виду Толидо тогда и что он хочет сказать сейчас. Первая версия «Twin Fantasy» была полна боли и разочарования человека, которого бросили, вторая спрашивает автора «А стоило ли так печалиться на людях?» — и, что важно, получает ответ.
Текст: А. М.
Слушать: Car Seat Headrest — «Bodys»
Слушать также: Parquet Courts «Wide Awake!», Fucked Up «Dose Your Dreams», Cloud Nothings «Last Building Burning»
IC3PEAK — «Сказка»
За событиями, происходящими с дуэтом IC3PEAK (которые некоторые даже умудряются воспринимать их как пиар-стратегию — оставим это в стороне), о музыке многие как-то забыли, а зря. С одной стороны, это продолжение пути, начатого на прошлогодней «Сладкой жизни», с другой — еще более цельная и красивая запись. Низкие очень красиво выкручиваются на полную, среди песен чувствуется однородность, в текстах теперь вместо намеков остроумные заметки о русской жизни, безусловно, не лишенные гипербол и метафор, но при этом довольно хлесткие и бьющие по слушателю в нужные места.
IC3PEAK: «Страшно, если музыку начнут запрещать»
Интимность граничит с настроением для вечеринки, рефлексия с плакатностью, ирония с честным описанием жизни — а музыка очень резво балансирует между жанрами: передовой электроникой, современной поп-музыкой и не менее новым хип-хопом. Может, это, конечно, и сказка, но все-таки кажется, что совсем не тот альбом назвали «Быль в глаза».
Текст: А. М.
Слушать: IC3PEAK — «Сказка»
Слушать также: «Аигел» «Музыка», «Порез на Собаке» «Фегивербе», «Хадн дадн» «Тайный альбом»

Idles — «Joy as an Act of Resistance»
Запоздалый итог «Брекзита» — у англичан снова появилась злая музыка. Sleaford Mods на прошлогодней Primavera, проходившей во время выборов в британский парламент, посылали со сцены собственное правительство на *** [хер], бристольцы Idles на своем последнем альбоме посылают туда же телевидение и поют о своем друге-эмигранте Дане Неделько (гражданине Украины: мигрантская проблема в Британии имеет славянские корни).
В большинстве случаев этого было бы достаточно, но группа идет дальше: вокалист Джо Талбот с характерным выговором рычит про то, что хочет перестать бояться быть уязвимым, токсичной маскулинности («Вот поэтому ты никогда не видел своего отца плачущим»), грозится сводить гомофобов в гроб, а в какой-то момент откровенно рассказывает о смерти своей новорожденной дочери. Это иногда граничит с хорошим вкусом (в песне про дочку, например, рефреном идет хемингуэевский мем про не ношенные ботиночки — тот самый рассказ из одного предложения, способный растрогать любого), но всегда искренне — и в общем правда вселяет некоторую надежду на лучшее.
Текст: Л. Л.
Слушать: Idles — «Danny Nedelko»
Слушать также: Shame «Songs of Praise», Slaves «Acts of Fear and Love», «Sons Of Kemet» Your Queen Is A Reptile
«ГШ» — «Польза»
Группа «ГШ» за последние несколько лет сильно изменилась: исчезло и прежнее название Glintshake, сильно поменялся состав, но самые радикальные преобразования произошли со звуком. Два единственных постоянных участника группы Екатерина Шилоносова и Евгений Горбунов начинали с жизнерадостного альтернативного рока на английском, чтобы разом как у Dinosaur Jr., Nirvana и Sonic Youth, а в итоге пришли к постпанку на русском, который звучит как джазовая импровизация.
«Интурист»: «Я рожден быть дедом»
Первый альбом обновленных «ГШ» под названием «ОЭЩ МАГЗИУ» было интересно слушать, но сложно по-настоящему любить: в этой музыке было слишком много от головы. «Польза» эту тему развивает, но только в половине альбома (такое ощущение, что первые три песни остались как наработки с «ОЭЩ МАГЗИУ»), а с песни «Наши предложения» уходит в увлекательный, несерьезный отрыв. Восьмиминутная, казалось бы, монструозная вещь «Недолж» — так и вовсе самая качающая песня из того, что когда-либо делалось «ГШ»/Glintshake. Возможно, дело в том, что Шилоносова и Горбунов все свои авангардные порывы устремили на сольные проекты Kate NV и «Интурист», возможно, что так получилось случайно (так утверждает сама Шилоносова), но это явно к лучшему.
Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне
Текст: Л. Л.
Слушать: «ГШ» — «Симпатичный мужчина»
Слушать также: «Интурист» «Командировка», Kate NV «Для FOR», Ought «Room Inside the World»
Low — «Double Negatvie»
От семейной четы мормонов из группы Low уже много лет никто ничего не ждал — они несколько лет выпускали альбомы с тишайшими акустическими песнями. «Double Negatvie» это изменил: продюсеру их предыдущего альбома, работавшему с Джеймсом Блейком и Bon Iver, разрешили поэкспериментировать, из-за чего звук Low стал таким, каким не был уже очень давно — радикальным и заставляющим слушателя активировать свое внимание.
Сейчас группа исполняет на концертах акустические версии этих песен, но оно и понятно: сбивающую с толку и с ног стену звука довольно сложно воспроизвести вживую. «Double Negatvie» при этом берет не только звуком — вместе с ним слова и тексты группы звучат еще более пронзительно, чем обычно. Это очень светлый альбом людей, которые всегда будут пытаться быть лучше по отношению к себе и друг к другу, поэтому благостное отношение критики и слушателей более чем понятно.
Текст: А. М.
Слушать: Low — «Dancing and Blood»
Слушать также: Yo La Tengo «There’s a Riot Goin’ On», Spiritualized «And Nothing Hurt», Grouper «Grid of Points»
Sonic Death — «Punks Against Mafia, vol. 2»
Арсений Морозов активен как никогда. За этот год он выпустил четыре альбома (окей, один из них — сборник лучших хитов): три под вывеской Sonic Death, один — как «Арсений Креститель» («Почему «Креститель»? Потому что я первый музыкант, который заиграл инди-музыку на русском языке в этой стране. Я отец всей этой *** [херни]»).
Sonic Death — о канале Грибоедова, нулевых и сексизме
Они все хорошие, особенно «Креститель», самая, может быть, добрая работа Морозова: «Я почувствовал дефицит света и тепла у нас в стране и решил этим заняться» — но в итоговый список мы решили взять второй альбом Sonic Death. Морозов на нем самоотверженно выставляет свою жизнь напоказ — да, получается такой странный сериал, но наблюдать за этим страшно интересно.
Текст: Л. Л.
Слушать: Sonic Death — «Сиськастый меломан»
Слушать также: «Арсений Креститель» «31», Sonic Death «Punks Against Mafia, vol. 1», Sonic Death «Foken Hits»
Snail Mail — «Lush»
Дебютный альбом 19-летней Линдси Джордан считается самым лучшим из всей волны нового американского инди-рока. Жанр действительно меняется: место стереотипных «белых чуваков» в нем теперь занимают девушки, темнокожие и геи. Джордан, которая занимается гитарой с пяти лет, звучит лучше других: в «Lush» нету даже намеков на лоу-фай. В этом и его слабость: все-таки артистов, делающих ставку на более грязное звучание, слушать интереснее.
Текст: Л. Л.
Слушать: Snail Mail — «Heat Wave»
Слушать также: Soccer Mommy «Clean», awakebutstillinbed «what people call low self-esteem is really just seeing yourself the way that other people see you», Люси Дакус «Historian»
Yves Tumor — «Safe In The Hands of Love»
На самом деле Ива Тьюмора зовут Шон Боуи, и он, в отличие от своего псевдонима, переводящегося с английского как «опухоль», не вредит музыке, а помогает ей. Два года назад он выпустил на передовом берлинском лейбле PAN альбом, на котором совмещал эксперименты с тяготением к песенной форме — и на «Safe In The Hands of Love» эта тяга еще более заметна.
Лучшие вещи здесь — именно песни: возможно, в этом году не было в музыке лучшей связки, чем «Honesty» — «Noid» — «Licking An Orchid», превосходных и как минимум кажущихся передовыми композициями. Иногда Тьюмора заносит в социальный комментарий, который ему будто кажется чуть ли не важнее самой музыки, но в лучшие свои моменты «Safe In The Hands of Love» — это самая интересная, необычная и острая поп-музыка момента. К счастью, таких моментов на альбоме столько, что его можно с легкостью считать альбомом года.
Текст: А. М.
Слушать: Yves Tumor — «Noid»
Слушать также: Amnesia Scanner «Another Life», serpentwithfeet «soil», Eartheater «IRISIRI»
Фотографии: обложка – Елизавета Белалова, 1 – Republic Records, 2 – Наталья Шляховая, 3 – Pop Farm, 4 – Elizabeth Crook / Matador Records, 5 – Витя Юльев
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.