17 мая, вторник
Москва
Войти

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж» Российский кинетизм в четырех ипостасях и его связь с современным искусством

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»

14 февраля в ЦВЗ «Манеж» на Исаакиевской площади открыли выставку «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России», подготовленную совместно с Третьяковской галереей. Экспозиция посвящена отечественному кинетизму 1960-х и 1970-х годов, его связи с авангардом начала XX века и современным искусством.

Кинетическое искусство — сложный феномен, зародившийся в эпоху после Второй мировой войны. В основе этого направления лежат трансформация художественной формы, реабилитация технического прогресса и формирование информационного общества. Художники-кинеты изобретали визуальные системы передачи информации и экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Все это превратило течение в своеобразную творческую лабораторию, оказавшую существенное влияние на современных авторов: многие идеи и концепции кинетизма нашли отражение в творчестве сегодняшних художников.

Чтобы показать масштаб этого влияния, в «Манеже» собрали около 400 экспонатов: работы советских кинетов, произведения мастеров русского авангарда и современное искусство (скульптуры, инсталляции, интерактивные объекты). Выставочный проект разбили на четыре раздела: первый этаж комплекса занимают отсеки «Лаборатория зрения» и «Лаборатория искусствометрии», второй этаж — «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии». Структура экспозиции получилась достаточно свободной — осматривать разделы можно в любом порядке, подчеркивает архитектор Ксения Лукьянова. «На первом этаже благодаря специально оставленным „окнам“ можно заглядывать из боковых галерей в центральную — из „Лаборатории зрения“ в „Лабораторию искусствометрии“. То есть пока вы изучаете оптику и зрение, вы ощущаете прямую связь с влиянием науки на искусство. Четких границ нет, как нет и обязательного хронологического деления», — объяснила она.

По просьбе The Village куратор Юлия Аксенова и ее коллеги (кураторы разделов) подробно рассказали о каждой «лаборатории» и тех объектах, которые там можно увидеть.

«Лаборатория будущего: Кинетическое искусство в России»

Когда

14 февраля — 29 марта

Где

ЦВЗ «Манеж»

Стоимость

300 рублей


«Лаборатория зрения»

Юлия Аксенова

куратор выставки и раздела

Эта часть выставки посвящена визуальным формам отражения движения на плоскости. Мы начинаем этот раздел с таблиц Матюшина, в которых он как раз развивает эту идею взаимосвязи формы, цвета, динамики изобразительного искусства. С другой стороны вы можете увидеть очень много работ современных художников. Через яркие образы, геометрические фигуры, специальные методы воздействия на сетчатку глаза они создают иллюзию движения и очень активно трансформируют вашу систему видения.

«Цветовые таблицы» Михаила Матюшина

Пример: «Цветовые таблицы» Михаила Матюшина

1930-е годы, Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Михаил Матюшин был представителем русского авангарда, он исследовал предельные возможности зрения и восприятие цвета в различных условиях. Художник изучал физику, математику, физиологию и психологию — считал, что люди недостаточно используют возможности собственных органов восприятия. Матюшин призывал «расширять угол зрения» и «видеть все разом».

«Лаборатория искусствометрии»

Анна Колейчук

куратор раздела

Соединение технического термина «искусствометрия» с искусством — почва для размышления и обсуждения. В этой «лаборатории» мы стараемся проявить связи между чем-то научным, строгим, механистичным, запрограммированным и «живым» кинетическим искусством. Главные имена здесь — Александр Родченко, Владимир Татлин, Карл Иогансон, Наум Габо — и те, кто потом развивал это направление (например, Густав Клуцис и Соломон Никритин). Мы показываем не только сами объекты, но и чертежи, проекты, планы.

Серия объектов Вячеслава Колейчука «Светостереографика»

Пример: серия объектов Вячеслава Колейчука «Светостереографика»

1996–2010 годы, личный архив художника

Серия работ «Светостереографика» — это чертежи на плоскости, которые становятся объемными за счет света и движения. Объекты были созданы, когда Вячеслав Колейчук делал реконструкцию «Овала в овале» Александра Родченко. Его попросили сделать ее не из дерева, а из металла, поэтому после завершения работы на полу остались куски металла. Художник увидел, что риски, нанесенные на металл случайным способом, стали превращаться в объем, и начал экспериментировать в этом направлении. Ознакомиться с технологией видим на выставке в «Манеже»: круговые риски на поверхности дают возможность увидеть объемные объекты (например, шар или куб), когда на них сверху падает свет.

«Лаборатория синестезии»

Андрей Смирнов

куратор раздела

Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis — «соощущение». Раздел посвящен истории синестезии в отечественном искусстве и работам, которые так или иначе исследуют кросс-модальность (возможность видеть звук или слышать свет). Здесь много науки. Все объекты дают возможность исследовать свое восприятие и понять, насколько часто оно бывает обманчивым.

Инсталляция Павла Сельдемирова IfRO& D (Interface for Research of Opportunity and Determination)

Пример: Инсталляция Павла Сельдемирова IfRO& D (Interface for Research of Opportunity and Determination)

2018 год, собственность автора

Эту работу художник впервые представил на выпускной выставке в Школе Родченко в 2019 году. Инсталляция представляет собой своеобразную мастерскую для исследования звука, света и пластики тела. Пока посетителей нет, объект светит только одним лучом; как только в центр кто-то входит и задевает световые струны — инсталляция начинает работать (движение создает звук, звук создает движения).

«Лаборатория среды»

Алиса Прохорова

куратор раздела

В этом разделе представлены художники, архитекторы и дизайнеры, творчество которых было направлено на изменение среды, быта, эмоционального состояния человека — и вообще эстетических представлений об окружающем мире. Группа «Движение» в 1960-х предложила совершенно новый вариант дизайна, невиданный для советского зрителя. Взаимодействие с кинетическими объектами — зеркалами, светящимися и крутящимися сферами и формами — должно было раскрепостить чувства человека, раскрыть в нем творческие способности. Это было отражением идей оттепели: знакомство с новым миром, полет человека в космос, развитие кибернетики и прочих наук. «Лаборатория среды» — целая галерея фантастических проектов.

«Цветомузыкальное панно на заводе в Светловодске» Августа Ланина

Пример: «Цветомузыкальное панно на заводе в Светловодске» Августа Ланина

1972 год, действующий макет

Советский художник Август Ланин разработал алгоритм, который преобразовывал определенную частоту звука в цвет, свет и форму. Автор создал партитуру, которая лучше всего смотрится с джазовой музыкой: чем живее музыка, тем интереснее наблюдать за мерцанием. Созданное Ланиным панно находилось в рекреационной комнате рабочих на заводе металлов, для петербургской выставки объект восстановила творческая мастерская ARKI. Кроме того, гостям представили эскизы другого объекта художника — цветомузыкальной комнаты для космической станции (этот заказ Ланин получил в 1980-е, но проект не был реализован).


Фотографии: обложка – Михаил Вильчук / ЦВЗ «Манеж», 1 – Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2 – Вячеслав Колейчук, 3 – Павел Сельдемиров, 4 – ЦВЗ «Манеж»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов Художник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Художник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем

20 выставок зимы в Петербурге
20 выставок зимы в Петербурге От ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса
20 выставок зимы в Петербурге

20 выставок зимы в Петербурге
От ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года Выбрали восемь лучших работ
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Выбрали восемь лучших работ

Что произошло с российским искусством в 2010-е
Что произошло с российским искусством в 2010-е «Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»
Что произошло с российским искусством в 2010-е

Что произошло с российским искусством в 2010-е
«Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»

Тэги

Сюжет

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Первая полоса

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам Которые едут в Европу
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
Которые едут в Европу

Как дела, как дела? Это новый автозак
Как дела, как дела? Это новый автозак Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки
Как дела, как дела? Это новый автозак

Как дела, как дела? Это новый автозак
Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки

«Поездка на дачу отменяется»
«Поездка на дачу отменяется» Собрали кадры с майским снегопадом в Москве
«Поездка на дачу отменяется»

«Поездка на дачу отменяется»
Собрали кадры с майским снегопадом в Москве

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу» Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе

Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии
Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии
Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии

Уехавшие айтишники — о причинах переезда, утечке мозгов и будущем индустрии

Подпишитесь на рассылку