21 января, пятница
Москва
Войти

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж» Российский кинетизм в четырех ипостасях и его связь с современным искусством

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»

14 февраля в ЦВЗ «Манеж» на Исаакиевской площади открыли выставку «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России», подготовленную совместно с Третьяковской галереей. Экспозиция посвящена отечественному кинетизму 1960-х и 1970-х годов, его связи с авангардом начала XX века и современным искусством.

Кинетическое искусство — сложный феномен, зародившийся в эпоху после Второй мировой войны. В основе этого направления лежат трансформация художественной формы, реабилитация технического прогресса и формирование информационного общества. Художники-кинеты изобретали визуальные системы передачи информации и экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Все это превратило течение в своеобразную творческую лабораторию, оказавшую существенное влияние на современных авторов: многие идеи и концепции кинетизма нашли отражение в творчестве сегодняшних художников.

Чтобы показать масштаб этого влияния, в «Манеже» собрали около 400 экспонатов: работы советских кинетов, произведения мастеров русского авангарда и современное искусство (скульптуры, инсталляции, интерактивные объекты). Выставочный проект разбили на четыре раздела: первый этаж комплекса занимают отсеки «Лаборатория зрения» и «Лаборатория искусствометрии», второй этаж — «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии». Структура экспозиции получилась достаточно свободной — осматривать разделы можно в любом порядке, подчеркивает архитектор Ксения Лукьянова. «На первом этаже благодаря специально оставленным „окнам“ можно заглядывать из боковых галерей в центральную — из „Лаборатории зрения“ в „Лабораторию искусствометрии“. То есть пока вы изучаете оптику и зрение, вы ощущаете прямую связь с влиянием науки на искусство. Четких границ нет, как нет и обязательного хронологического деления», — объяснила она.

По просьбе The Village куратор Юлия Аксенова и ее коллеги (кураторы разделов) подробно рассказали о каждой «лаборатории» и тех объектах, которые там можно увидеть.

«Лаборатория будущего: Кинетическое искусство в России»

Когда

14 февраля — 29 марта

Где

ЦВЗ «Манеж»

Стоимость

300 рублей


«Лаборатория зрения»

Юлия Аксенова

куратор выставки и раздела

Эта часть выставки посвящена визуальным формам отражения движения на плоскости. Мы начинаем этот раздел с таблиц Матюшина, в которых он как раз развивает эту идею взаимосвязи формы, цвета, динамики изобразительного искусства. С другой стороны вы можете увидеть очень много работ современных художников. Через яркие образы, геометрические фигуры, специальные методы воздействия на сетчатку глаза они создают иллюзию движения и очень активно трансформируют вашу систему видения.

«Цветовые таблицы» Михаила Матюшина

Пример: «Цветовые таблицы» Михаила Матюшина

1930-е годы, Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Михаил Матюшин был представителем русского авангарда, он исследовал предельные возможности зрения и восприятие цвета в различных условиях. Художник изучал физику, математику, физиологию и психологию — считал, что люди недостаточно используют возможности собственных органов восприятия. Матюшин призывал «расширять угол зрения» и «видеть все разом».

«Лаборатория искусствометрии»

Анна Колейчук

куратор раздела

Соединение технического термина «искусствометрия» с искусством — почва для размышления и обсуждения. В этой «лаборатории» мы стараемся проявить связи между чем-то научным, строгим, механистичным, запрограммированным и «живым» кинетическим искусством. Главные имена здесь — Александр Родченко, Владимир Татлин, Карл Иогансон, Наум Габо — и те, кто потом развивал это направление (например, Густав Клуцис и Соломон Никритин). Мы показываем не только сами объекты, но и чертежи, проекты, планы.

Серия объектов Вячеслава Колейчука «Светостереографика»

Пример: серия объектов Вячеслава Колейчука «Светостереографика»

1996–2010 годы, личный архив художника

Серия работ «Светостереографика» — это чертежи на плоскости, которые становятся объемными за счет света и движения. Объекты были созданы, когда Вячеслав Колейчук делал реконструкцию «Овала в овале» Александра Родченко. Его попросили сделать ее не из дерева, а из металла, поэтому после завершения работы на полу остались куски металла. Художник увидел, что риски, нанесенные на металл случайным способом, стали превращаться в объем, и начал экспериментировать в этом направлении. Ознакомиться с технологией видим на выставке в «Манеже»: круговые риски на поверхности дают возможность увидеть объемные объекты (например, шар или куб), когда на них сверху падает свет.

«Лаборатория синестезии»

Андрей Смирнов

куратор раздела

Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis — «соощущение». Раздел посвящен истории синестезии в отечественном искусстве и работам, которые так или иначе исследуют кросс-модальность (возможность видеть звук или слышать свет). Здесь много науки. Все объекты дают возможность исследовать свое восприятие и понять, насколько часто оно бывает обманчивым.

Инсталляция Павла Сельдемирова IfRO& D (Interface for Research of Opportunity and Determination)

Пример: Инсталляция Павла Сельдемирова IfRO& D (Interface for Research of Opportunity and Determination)

2018 год, собственность автора

Эту работу художник впервые представил на выпускной выставке в Школе Родченко в 2019 году. Инсталляция представляет собой своеобразную мастерскую для исследования звука, света и пластики тела. Пока посетителей нет, объект светит только одним лучом; как только в центр кто-то входит и задевает световые струны — инсталляция начинает работать (движение создает звук, звук создает движения).

«Лаборатория среды»

Алиса Прохорова

куратор раздела

В этом разделе представлены художники, архитекторы и дизайнеры, творчество которых было направлено на изменение среды, быта, эмоционального состояния человека — и вообще эстетических представлений об окружающем мире. Группа «Движение» в 1960-х предложила совершенно новый вариант дизайна, невиданный для советского зрителя. Взаимодействие с кинетическими объектами — зеркалами, светящимися и крутящимися сферами и формами — должно было раскрепостить чувства человека, раскрыть в нем творческие способности. Это было отражением идей оттепели: знакомство с новым миром, полет человека в космос, развитие кибернетики и прочих наук. «Лаборатория среды» — целая галерея фантастических проектов.

«Цветомузыкальное панно на заводе в Светловодске» Августа Ланина

Пример: «Цветомузыкальное панно на заводе в Светловодске» Августа Ланина

1972 год, действующий макет

Советский художник Август Ланин разработал алгоритм, который преобразовывал определенную частоту звука в цвет, свет и форму. Автор создал партитуру, которая лучше всего смотрится с джазовой музыкой: чем живее музыка, тем интереснее наблюдать за мерцанием. Созданное Ланиным панно находилось в рекреационной комнате рабочих на заводе металлов, для петербургской выставки объект восстановила творческая мастерская ARKI. Кроме того, гостям представили эскизы другого объекта художника — цветомузыкальной комнаты для космической станции (этот заказ Ланин получил в 1980-е, но проект не был реализован).


Фотографии: обложка – Михаил Вильчук / ЦВЗ «Манеж», 1 – Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2 – Вячеслав Колейчук, 3 – Павел Сельдемиров, 4 – ЦВЗ «Манеж»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов Художник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Художник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем

20 выставок зимы в Петербурге
20 выставок зимы в Петербурге От ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса
20 выставок зимы в Петербурге

20 выставок зимы в Петербурге
От ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года Выбрали восемь лучших работ
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Выбрали восемь лучших работ

Что произошло с российским искусством в 2010-е
Что произошло с российским искусством в 2010-е «Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»
Что произошло с российским искусством в 2010-е

Что произошло с российским искусством в 2010-е
«Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»

Тэги

Сюжет

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Первая полоса

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика» Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России Главное из интервью Алексея Навального журналу Time
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Главное из интервью Алексея Навального журналу Time

«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»

«Я сделал вазэктомию»

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)

«Черная книга» эпохи Собянина
«Черная книга» эпохи Собянина 30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году
«Черная книга» эпохи Собянина

«Черная книга» эпохи Собянина
30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

«Спасите мою душу»:
Спецпроект
«Спасите мою душу»: С чем боролись художники, создавая свои работы
«Спасите мою душу»:
Спецпроект

«Спасите мою душу»:
С чем боролись художники, создавая свои работы

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце» Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы

Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом
Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом
Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом

Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду
Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду
Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации
Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса

Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации

Подпишитесь на рассылку