3 августа, вторник
Санкт-Петербург
Войти

Как устроена первая масштабная посткарантинная выставка Петербурга «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» в ЦВЗ «Манеж»

Как устроена первая масштабная посткарантинная выставка Петербурга

В конце июня власти Петербурга заявили, что музеи и галереи города смогут возобновить работу 6 июля. Эрмитаж и Русский музей решили повременить с открытием до середины месяца, другие площадки открыли двери уже в понедельник. Дальше всех пошел ЦВЗ «Манеж» — выставочный зал не только начал принимать посетителей, но и открыл масштабную выставку «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum».

Рассказываем, как устроена эта экспозиция, и показываем, как она выглядит.

Текст

Сергей Феофанов

Фотографии

Виктор Юльев

Рабочие вешают предвыборные плакаты с изображением Бориса Ельцина напротив Красной площади. Москва, Россия, 1996 © Томас Хепкер / Magnum Photos

«Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum»

Когда

6 июля — 22 июля

Где

ЦВЗ «Манеж»

Стоимость

300 рублей


Два года подготовки — и две недели работы

Агентство Magnum Photos создали больше 70 лет назад пять фоторепортеров, имеющих сегодня культовый статус: Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер, Дэвид Сеймур и Уильям Вандиверт. Согласно официальной легенде, решение о создании агентства они приняли, распивая  полуторалитровую бутылку игристого вина (магнум) — так и родилось название. За семь десятилетий Magnum Photos прошло большой путь: от предприятия нескольких энтузиастов до известнейшего агентства, имеющего репутацию лучшего в мире. Произошло это благодаря отцам-основателям Magnum и тем принципам, которые они заложили в основу компании: фотографы отказались от постановочных съемок и кадрирования.

Magnum регулярно проводит выставки в разных странах — экспозиции агентства привозили и в Россию, — но выставка в «Манеже» стала по-настоящему уникальным событием. Обычно агентство предлагает музеям уже собранные выставки, гастролирующие по всему миру, но для петербургского проекта в Magnum Photos сделали исключение. Организаторы решили собрать уникальную экспозицию, посвященную истории нашей страны: фотографы агентства довольно часто посещают СССР и Россию, первая такая поездка произошла в далеком 1947 году (через два месяца после основания Magnum). Военный фотограф Роберт Капа и писатель Джон Стейнбек отправились в 40-дневное путешествие по Советскому Союзу. Их репортажи печатались в издании New York Herald Tribune, а конечным результатом акции стала книга «Русский дневник», получившая большую известность за рубежом.

Празднование Дня Победы. Москва, СССР, 1989 © Гарри Груйер / Magnum Photos
Модники Ленинграда. СССР, 1987 © Фердинандо Шанна / Magnum Photos
Лагерь No27. Помещение для молодоженов. Красноярск, Сибирь, Россия, 2001 © Карл Де Кейзер / Magnum Photos

К работе над новой выставкой привлекли историка фотографии Нину Гомиашвили, которая уже работала над проектами Magnum и завоевала полное доверие агентства. Кураторскую работу Гомиашвили начала два года назад — она приехала в Париж и пересмотрела весь архив агентства. По договоренности сторон для петербургской выставки нужно было выбрать ровно 250 фотографий: только отбор снимков занял у куратора несколько месяцев. Были и другие организационные трудности — агентство, к примеру, никогда не передает цифровые копии снимков для печати. Все фотографии печатаются во Франции под надзором сотрудников Magnum Photos, затем их пересылают выставочной площадке (а после закрытия экспозиции снимки нужно передать назад).

«Иной взгляд» должен был начать работу в апреле или мае, но жизнь внесла в планы организаторов коррективы: из-за пандемии коронавируса все музеи и галереи Петербурга закрыли, уже смонтированная выставка дожидалась гостей пару месяцев. В итоге работу музеев разрешили только в июле — интереснейшая выставка будет открыта для посещения чуть больше двух недель. Тем, кто не успеет посетить экспозицию, обещают насыщенную онлайн-программу — скажем, 8 июля в 19:00 «Манеж» организует онлайн-лекцию историка Паскаля Коши «СССР и Россия: Взгляд из Франции».

Новые правила

Наряду с рекордно короткой продолжительностью выставки посетителям следует учесть и многочисленные ограничения, разработанные Роспотребнадзором для культурных площадок. «Манеж» уже представил обновленные правила работы. Вот что нужно знать перед посещением:

 Вход осуществляется только по электронным билетам. Приобрести их можно по ссылке. Билеты продают на определенные временные сеансы — например, с 11:00 до 12:00. Покупатели смогут попасть внутрь только в указанный временной промежуток.

 В залах посетители и сотрудники должны соблюдать социальную дистанцию — не менее 1,5 метра друг от друга.

 На выставку пустят только посетителей в масках и перчатках.

 Индивидуальные и групповые экскурсии проводить не будут, но гости смогут скачать на свои телефоны аудиогид.

 Многие зоны внутри выставочного зала (кафе, книжный магазин и гардероб) не работают. Пройти нельзя будет и в те помещения, где планировалась интерактивная программа (например, вход в кинозал закрыли с помощью ограничительных лент).

Взгляд со стороны

Архитектура выставки довольно лаконична: темные стены, красные полы и красные же цифры, отмечающие тот или иной временной период. На стенах — черно-белые и цветные фотографии, рядом — краткие исторические справки и цитаты фотографов Magnum. Экспозиция заняла два этажа комплекса. Первый этаж отвели советскому периоду, залы здесь посвящены разным десятилетиям: вот — зарисовки из послевоенного СССР конца 1940-х, вот — портреты Пастернака и Плисецкой, а вот — обычные прохожие и ленинградские диссиденты из 1970-х. Венчают советскую историю 80-е: с Олимпиадой и ленинградскими модниками.

Маршрут по первому этажу подчинен хронологии: за одним десятилетием следует другое, сойти с этого пути невозможно. На втором все немного иначе — планировка более свободная, а фотографии разделили по сериям (сам жанр фоторепортажа в новом веке стал более нарративным, а авторы начали показывать в фотографиях длинные истории). Снимки военного фотографа Томаса Дворжака показывают войну в Чечне, фотографии Кристофера Андерсона — жизнь Новосибирска и местных ученых, а работы Йонаса Бендиксена — быт секты Виссариона в Красноярском крае. Присутствуют и другие темы, по большей части экзотические: тувинские шаманы, сибирские тюрьмы и так далее. Логическим завершением экспозиции стал блок, не предусмотренный изначально, — проект Нанны Хайтманн «Просто стой и смотри», посвященный врачам и пациентам 52-й московской больницы. Эти фотографии были сделаны весной 2020 года, в разгар эпидемии коронавируса, впервые их опубликовало издание «Такие дела». Кстати, вход в «Манеж» для медиков до конца года сделали бесплатным.

Красная площадь. Москва, СССР, 1965 © Томас Хепкер / Magnum Photos
Туристы на Красной площади. Москва, СССР, 1947 © Роберт Капа © International Center of Photography / Magnum Photos

Создатели выставки подчеркивают, что они не пытались организовать энциклопедическую выставку-летопись, которая в фотографиях перескажет российскую историю последних 70 лет. Их задача была иной — показать, как увидели Россию именитые иностранные фотографы разных поколений. Именно поэтому политики здесь не так много: на несколько снимков знаменитых «кухонных дебатов» приходятся десятки бытовых фотографий и портретов. Предельное воплощение этого принципа — целый раздел с фотографиями, сделанными во время открытия первого отечественного завода Pepsi (этот блок оформили иначе, чем остальные: снимки представлены в виде слайдов, посмотреть которые можно через увеличительное стекло).

Отдельного внимания заслуживает обилие аллюзий и реминисценций: многие экспонаты перекликаются друг с другом. Особенно много таких взаимосвязей находишь при сравнении двух этажей: на первом можно найти фото Картье-Брессона, который снял портрет Ленина на фасаде здания в Ленинграде, на втором — снимок Томаса Хепкера, запечатлевший момент установки предвыборных плакатов Ельцина (Москва, 1996 год). Обратить внимание следует на разницу в масштабах: огромный Ленин затмевает случайных прохожих, рабочие на фоне президента России выглядят куда больше. Похожая история произошла с серией «Ленинградские модники»: в 1987 году итальянец Фердинандо Шанна снял в Ленинграде несколько иностранных моделей в шубах. 20 лет спустя британец Мартин Парр сделал для журнала Black Square очень похожую фотосессию в Сочи — с участием модели Галины Смирнской. Встречаются и совсем неожиданные пересечения: фотография американца Берта Глинна, который в 1963 году снял занятия гимнастикой в сочинском санатории, недвусмысленно отсылает к работам Александра Дейнеки и Александра Самохвалова (выставка этих советских художников прошла в «Манеже» совсем недавно — и стала очень успешной).


Нина Гомиашвили

куратор выставки

Архивы Magnum невероятно велики, но в нашем случае тема была — для Magnum — достаточно узкая: путешествия фотографов агентства по СССР и России. Поэтому изначально хотелось показать взгляды и ощущения фотографов от того, что они видели. Как лес состоит из отдельных деревьев, так и образ страны состоит из портретов отдельных людей, за которыми наблюдали фотографы. Не вмешиваясь, они смотрели на происходящее вокруг и старались отразить эту реальность. Что попадало в их объектив — это уже полностью зависело от их персональных взглядов, от «иных взглядов».

Роберт Капа путешествовал по СССР и вылавливал пинцетом какие-то моменты жизни, которые его интересовали или, наоборот, открывались ему неожиданно. Анри Картье-Брессон много снимал именно людей в Москве и долго был важнейшим источником знаний о том, что происходит за железным занавесом. Кого-то интересовали портреты, например, Питера Марлоу, который приезжал в Ленинград с туристической группой, пряча фотоаппарат в сумке. Время от времени, отрываясь от этой группы, он снимал диссидентов — и с помощью этих снимков освещал множество вопросов, но фотографически отражал их в портретах людей.

Мы говорим про личное отношение конкретных фотографов в той временной рамке и в тех предлагаемых обстоятельствах, в которых они существовали. Мы говорим про их любопытство, про невовлечение в ситуацию, в которой они находятся. Это выставка про нашу повседневность, увиденную иным взглядом: взглядом отстраненным, у которого нет наших культурных и исторических штампов. Кто-то из критиков так сказал про выставку: «Как будто я побывал сам у себя в гостях». Посмотреть на себя со стороны очень трудно, практически невозможно, потому что этот взгляд всегда субъективный.



Фотографии: обложка, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 – Виктор Юльев, 1, 17 – Томас Хепкер / Magnum Photos, 2 – Гарри Груйер / Magnum Photos, 3 – Фердинандо Шанна / Magnum Photos, 4 – Карл Де Кейзер / Magnum Photos, 18 – Роберт Капа © International Center of Photography / Magnum Photos

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»
«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж» Российский кинетизм в четырех ипостасях и его связь с современным искусством
«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»
Российский кинетизм в четырех ипостасях и его связь с современным искусством

10 альбомов лета
10 альбомов лета Fountaines D. C., возвращение Dixie Chicks и очередной Джаар
10 альбомов лета

10 альбомов лета
Fountaines D. C., возвращение Dixie Chicks и очередной Джаар

Тема этого лета: Лучшие петербургские террасы
Тема этого лета: Лучшие петербургские террасы 53 веранды — хватит до конца сезона
Тема этого лета: Лучшие петербургские террасы

Тема этого лета: Лучшие петербургские террасы
53 веранды — хватит до конца сезона

Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин?
Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин? Первые итоги, онлайн-деятельность, ближайшие планы и музейное будущее
Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин?

Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин?
Первые итоги, онлайн-деятельность, ближайшие планы и музейное будущее

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

22 главных события этой недели

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

10 новых детских книг для конца лета

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая

Первая полоса

22 главных события этой недели
22 главных события этой недели Концерт OQJAV, опера «Лакме», ретроспектива Сокурова и открытый турнир по петанку
22 главных события этой недели

22 главных события этой недели
Концерт OQJAV, опера «Лакме», ретроспектива Сокурова и открытый турнир по петанку

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

10 новых детских книг для конца лета
10 новых детских книг для конца лета На море, на дачу, в деревню к бабушке
10 новых детских книг для конца лета

10 новых детских книг для конца лета
На море, на дачу, в деревню к бабушке

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая Подборка редакции «Гусьгусь»
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
Подборка редакции «Гусьгусь»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

Детские страхи: Как помочь ребенку
Детские страхи: Как помочь ребенку Отрывок из книги Натальи Ремиш
Детские страхи: Как помочь ребенку

Детские страхи: Как помочь ребенку
Отрывок из книги Натальи Ремиш

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах
Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах
Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах

Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Подпишитесь на рассылку