10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

Pom Poko — «Cheater»

Бойкий, плотный арт-панк Pom Poko из Осло, назвавшихся так в честь аниме Исао Такахаты, сооснователя Ghibli Studio. Искрящиеся гитары, зачастую подкрепленные фуззом, и трогательный девичий вокал в духе Стеллы Доннелли или Sunflower Bean.

Black Country, New Road — «For the First Time»

Очередной идеальный постпанк-дебют из Британии: кажется, альбом расхвалят не меньше Black Midi и HMLTD (музыка-то у Black Country, New Road другая, просто типаж несколько схож). Постпанка тут не так уж и много — он есть, но в очень странном, видоизмененном виде: с кусочками клезмера, краут-рока и фри-джаза (в состав группы входят скрипач и саксофонист). В очередной раз удивляешься, как у молодых музыкантов хватает профессионализма, чтобы делать такую запутанную музыку и не утонуть в ней.

«ИХНАБТБ» — «Человек плохой компьютер»

«ИХНАБТБ» — довольно безумная группа, чего уж таить. Странные выкрики, внезапные соло — какая-то полная хармсовщина. Главные лица «ИХНАБТБ» (расшифровывается как I Had Not a Breakfast Today, Bitch!) — это Женя Куковеров и Олег Елисеев. Они больше известны своей арт-группой «Еликука» — и это вполне легитимная современная арт-группа: они выставляются в галереях, их работы покупают. «ИХНАБТБ» — это их музыкальный проект.

Казалось бы, песня с единственными словами «Рэмбо, как ты будешь жить день за днем» — это насмешка. Но она звучит удивительно серьезно, даже трагично. Как и у Хармса: за нелепыми, почти детскими словами скрывается какой-то больший смысл, который понимаешь на уровне чувства:

Стыд-стыд, срам-срам, хрум-хрум, храм-храм,

Прости меня, мама, нейронная сеть.

Прости меня, внучка, твой дед — идиот,

Нейронное море — нейронное горе.

Ну как после такого не пустить слезу! Но есть и другие песни: бойкие, злободневные — но не пошлые. Например, «Иди своей дорогой, мужик» или «Секс это не секс». Удивительно также, насколько все хорошо и тонко записано! Подобная музыка — артхаусная, экспериментальная — зачастую скрывает свои смыслы в лоуфайном звучании и растекающейся форме. Здесь с этим все в порядке, даже наоборот: на альбоме появились ксилофоны, органы (как у сольного Куковерова), которые не только встраиваются в запись, но и дополняют ее.

Кассандра Дженкинс — «An Overview on Phenomenal Nature»

Удивительно, как за полчаса альбом Кассандры Дженкинс — сингер-сонграйтерши из Нью-Йорка — успевает погрузить слушателя в какую-то абсолютно иную реальность. Это альбом-созерцание, альбом-путешествие — не зря он так и называется: «An Overview on Phenomenal Nature». Кассандра поет про воду, называет человеческую память жестким диском; струнные вокруг напоминают об Эндрю Берде и Джулии Холтер, обрывки голосов — о японском эмбиенте начала 2000-х. Есть и прямая отсылка, самая грустная — к Дэвиду Берману (Silver Jews, Purple Mountains). В 2019 году Кассандра должна была поехать с ним в совместный тур, но 7 августа Дэвид повесился.

Пожалуй, фигуру Кассандры в этом деле лучше всего описывает одна из строчек первой песни:

I’m Michaelangelo

And I carve myself out of marble

When I don’t know how to grow

Flowers out of arrows

Ник Кейв, Уоррен Эллис — «Carnage»

Записав вместе с The Bad Seeds один из лучших альбомов 2019 года, пластинку «Ghosteen», Ник Кейв обратился к более камерному творчеству (одна из причин, разумеется, карантин). Помогал ему с этим Уоррен Эллис — многолетний соратник Кейва, известный также по группе Dirty Three. Мрачный голос Кейва лишь выиграл от обволакивающих минималистичных аранжировок.

Floating Points, Pharoah Sanders & The London Symphony Orchestra — «Promises»

Floating Points (тот самый британский электронщик с образованием нейробиолога) все дальше уходит от электроники в сторону классики и фьюжна. Честно говоря, и предыдущие его альбомы сложно назвать электронными — отталкиваясь от дип-хауса, Сэм Шеперд взмывал в какие-то околокосмические дали, где синтезаторы и драм-партии растворялись в пышных оркестровых аранжировках. На новом альбоме все гораздо круче. Для начала — на саксофоне здесь играет Фэроу Сандерс, 80-летний тенор-саксофонист, которого еще сам Орнетт Коулман называл одним из лучших в мире — подобные комплименты в 100 раз ценнее, чем любые премии, статуэтки и признания критиков. Каким образом молодой Сэм Шеперд заинтересовал культового джазмена (который играл на десяти альбомах Джона Колтрейна) — загадка. Но получившуюся пластинку уже сейчас можно назвать одной из лучших за последние годы. Это, что называется, masterpiece.

Сам Floating Points отвечал не только за электронные вкрапления, но и за оркестровые партии, которые исполняет не абы кто, а Лондонский симфонический оркестр. Вместе это создает плотную звуковую базу, поверх которой импровизирует Фэроу Сандерс. Альбом звучит очень степенно, раскрывается неторопливо — композиции перетекают одна в другую, и ни одна из компонент (оркестр, электронные вставки и саксофонные проигрыши) не перетягивает одеяло на себя. Здесь все пропитано спокойствием и взаимным уважением — например, на «Movement 6» Сандерс отходит чуть в сторону, оставляя место для соло на скрипке. И как же великолепны и уместны аккуратные переборы Шеперда, предваряющие многие композиции — сыгранные то на клавесине, то на электропианино!

В 1972 году уже упомянутый Орнетт Коулман тоже записал пластинку вместе с Лондонским симфоническим оркестром, экспериментировали с подобным форматом и Элис Колтрейн, и Flying Lotus — так вот «Promises» Шеперда и Сандерса абсолютно не теряется в этом ряду великих, а в чем-то их даже и превосходит. Честно признаюсь, сложно писать про другую музыку после таких альбомов, но я постараюсь.

For Those I Love — «For Those I Love»

For Those I Love — это один человек, дублинец Дэвид Балф. Он не очень похож на ирландца — у него странная фактурная челюсть, как у героя американского фильма про войну, и выкрашенные в блонд волосы. Но зато, как и у многих ирландцев, у него очень ярко выраженный акцент. Поэтому For Those I Love звучит очень похоже на главных ирландских героев последних лет — группу Fontaines D.C. Но это, конечно, обман: ничего, кроме вокального сходства, здесь нет (если мы не учитываем ремикс Soulwax на For Those I Love — вот он и правда похож). For Those I Love — это электронно-речитативный проект, для него слово первостепеннее, поэтому в голову лезет еще одно сравнение: британец Майк Скиннер с проектом The Streets. Оба работают в очень странном жанре — это не совсем рэп, скорее, хип-хоп под электронные аранжировки. И у обоих очень крутые тексты: если про сторителлинг The Streets знают многие, то про строчки Дэвида Балфа еще нужно поговорить. У него есть очень интересные злободневные заходы, например:

I don’t want this world

Where our troubles and complaints

Are justified

It’s just numbers

And stats

Til it’s your life

Но намного больше тепла и восхищения вызывают скорее мирские истории — пожалуй, это сложновато воспринимать на слух, но откройте Genius — это правда того стоит (кстати, дальше в этом треке строка про Kia Rio — прямо как у Хаски):

And a year ago or so

I played this song for you on the car stereo in the night’s breeze

This bit kicked in with it’s synths and its keys

And you smiled as ya sat next to me

The Armed — «Ultrapop»

https://open.spotify.com/

Приставка «ультра» перед словом «поп» здесь отсылает почти что к «ультранасилию» Энтони Берджеса. Потому что, несмотря на весь нойз, постхардкор, шум и гам звуковой палитры и рёв шести гитар, это все равно поп-пластинка, и в этом ее прелесть. Описывать музыку с помощью жанров — гиблое дело. Но здесь все эти слова (вроде «мат-рок» или «нойз-поп») хочется употребить, чтобы затем сказать: ничего из этого не сработало. «Ultrapop» — очень яростная и свободная пластинка, которая сметает на своем пути жанровые рамки вместе с ожиданиями слушателей.

Dry Cleaning — «New Long Leg»

Дебютный альбом лондонских постпанков Dry Cleaning. По-нашему — химчистка. Звучат они ритмично, но не скучно — напоминает Wire и Blur. Поет девушка Флоренс Шоу. Вернее, не поет, а читает — вокал Dry Cleaning записывают в графу spoken word. Сами стихи не очень многословные и весьма бытовые: Флоренс рассказывает про электриков, тостеры, шампуни и закусочные, но сквозь все это просвечивает политическое и социальное — пожалуй, этим Dry Cleaning и похожи на Blur. Например, в песне «Strong Feelings» рассказ идет о том, как плохо Брексит сказывается на романтических отношениях. Кстати, важный штрих: продюсировал альбом Джон Пэриш, более всего известный по работе с Пи Джей Харви.

Porter Robinson — «Nurture»

Спустя семь лет вернулся и Портер Робинсон, правда, в отличие от Бондарева, это его единственный проект. Начинал Портер с дабстепа — еще десять лет назад его заприметил Skrillex. Новый же альбом звучит как пластинка, которую бы мог выпустить лейбл PC Music: эдакий наэлектризованный гиперпоп. Ну а главное, она очень и очень анимешная. Когда впервые слушаешь альбом, в голове сами собой появляются кадры из разных японских мультиков. Разумеется, выяснилось, что Портер большой поклонник жанра да и японской культуры в целом. Одна из песен в альбоме выстроена вокруг семпла из еще не выпущенного фита с Kero Kero Bonito — британской группой, выстроившей свое звучание на основе джей-попа. Ну а в японском издании альбома «Nurture» и вовсе будет песня, записанная вместе с Wednesday Campanella. Так что да, Портер Робинсон и правда любит Японию.

Обложка: BELLA UNION

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас
«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас Постпанк, который уделал даже Моргенштерна
«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас

«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас
Постпанк, который уделал даже Моргенштерна

Интервью с режиссером «Кровопийц» Юлианом Радльмайером
Интервью с режиссером «Кровопийц» Юлианом Радльмайером О соблазне левых идей, советской пропаганде, берлинской жизни и Льве Толстом
Интервью с режиссером «Кровопийц» Юлианом Радльмайером

Интервью с режиссером «Кровопийц» Юлианом Радльмайером
О соблазне левых идей, советской пропаганде, берлинской жизни и Льве Толстом

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Первая полоса

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства «Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана

Москву накрыло «летним снегом»
Москву накрыло «летним снегом» Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами
Москву накрыло «летним снегом»

Москву накрыло «летним снегом»
Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

Подпишитесь на рассылку