Гид The Village22 октября 2021

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале Что посмотреть в Екатеринбурге и городах Урала

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале

Екатеринбургская осень проходит под эгидой 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Тема выставки — измененная цитата из Екклесиаста «Время обнимать и уклоняться от объятий». Поэтому художники исследовали касание, право на прикосновение, границы тела и частный опыт.

Биеннале состоит из публичной программы, спецпроектов, арт-резиденций и основного проекта, который впервые представлен не на одной, а сразу на восьми площадках. До 5 декабря на них можно посмотреть 76 работ художников из 23 стран. Но одна из площадок — Екатеринбургский цирк — закончит свою работу уже 24 октября. Так же, как и выставки про МЖК в Ельцин Центре.

The Village Екатеринбург собрал все площадки в одном гиде, чтобы вы не запутались и могли разобраться в большом количестве событий, а также самостоятельно собрать удобный маршрут по интересующим музеям и индустриальным пространствам.

Екатеринбургская осень проходит под эгидой 6-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Тема выставки — измененная цитата из Екклесиаста «Время обнимать и уклоняться от объятий». Поэтому художники исследовали касание, право на прикосновение, границы тела и частный опыт.

Биеннале состоит из публичной программы, спецпроектов, арт-резиденций и основного проекта, который впервые представлен не на одной, а сразу на восьми площадках. До 5 декабря на них можно посмотреть 76 работ художников из 23 стран. Но одна из площадок — Екатеринбургский цирк — закончит свою работу уже 24 октября. Так же, как и выставки про МЖК в Ельцин Центре.

The Village Екатеринбург собрал все площадки в одном гиде, чтобы вы не запутались и могли разобраться в большом количестве событий, а также самостоятельно собрать удобный маршрут по интересующим музеям и индустриальным пространствам.

ИНТЕРВЬЮ

«Мы делаем одну и ту же работу три раза»: Кураторы биеннале — об объятиях и переосмыслении выставки

Читать 

Основной проект

Кураторы основного проекта Уральской биеннале Чала Илэке, Аднан Йылдыз и Ассаф Киммель решили не разделять между собой площадки, а работали над всеми коллективно. Они опирались на роман Евгения Замятина «Мы» и наделили пространства в Екатеринбурге особенностями персонажей и глав этой антиутопии.

Основные площадки

Чала Илэке, Аднан Йылдыз и Ассаф Киммель представляют основные площадки как серию «планит» — домов будущего в представлении Казимира Малевича. Поэтому в «Яндекс.Панорамах» над зданиями Уральского оптико-механического завода, Главпочтамта, Цирка и бывшего кинотеатра «Салют» появились объекты из параллелепипедов, отсылающие к графическим чертежам Малевича.

Здание бывшего кинотеатра «Салют»


Адрес

ул. Толмачева, 12

Время работы площадки

до 5 декабря, 12:00–21:00, понедельник — выходной

Сколько

250 рублей

«Салют» стал воплощением главного героя романа «Мы» — математика и инженера Д-503, который ведет повествование и фиксирует последовательность событий. Поэтому само пространство бывшего кинотеатра стало смысловым узлом Уральской биеннале в городе: в «Салюте» проводится публичная программа, которая включает киносеансы, перформансы и мероприятия для детей, а также здесь представлены инсталляции и видеоработы в рамках основного проекта. «Мы намеренно привлекли на площадку много художников, работающих с видео, чтобы использовать зрительный зал кинотеатра по историческому назначению в последний раз», — рассказала одна из кураторов Чала Илэке.

Всего в «Салюте» можно посмотреть 14 арт-объектов основного проекта Уральской биеннале. Один из первых, который видишь в бывшем кинотеатре, — это черно-белый короткометражный научно-фантастический фильм Ларисы Сансур «В пробирке» о жизни после экологической катастрофы. «Когда вы смотрите эту работу, то сложно сказать, к какому времени она относится. Вполне возможно, что здесь изображены события после атомной войны в 2300 году, как в романе Евгения Замятина», — рассказала Чала Илэке. Также в бывшем кинотеатре находится скульптура «Памятник потерянному времени» — физически воплощенный психологический образ черной сферы из фильма, где он появляется в воображении одной из героинь как объект, не имеющий собственного места.

Видеоработа Клемана Кожитора создана совместно с Парижской национальной оперой — это современная интерпретация оперы-балета «Галантные Индии», написанной в 1735 году. Художник взял сцену из либретто, где действие происходит на краю вулкана, и превратил ее в крапм — современный уличный танец, зародившийся в афроамериканском сообществе Лос-Анджелеса в начале 1990-х годов во время общественных беспорядков. Таким образом Клеман Кожитор провел параллель между современностью и нравами эпохи Великих географических открытий, продемонстрировав актуальность темы социального неравенства и угнетения.

В инсталляции Руно Лагомарсино фраза «America Amnesia» повторяется бесконечное количество раз, заполняя собой все пространство. Фраза создает синтез языкового штампа и знака, наполненного смыслом, — забытой истории Америки. Позволяя буквам двух разных слов America и Amnesia накладываться друг друга, художник одновременно и связывает, и разделяет слова. Эффект усиливается благодаря многократному повторению, когда одно слово уже неотделимо от другого.

Еще в холле на втором этаже находится инсталляция «Peles Empire» — это совместный проект двух художниц, Катарины Штовер и Барбары Вольф. Само название и идеи для их работ дал замок в Румынии. Каждая из его сотен комнат — стилистическое копирование разных исторических периодов и мест. Этот акт имитации лежит в основе творческого метода «Peles Empire»: то, что реализовано в трехмерном виде для одной выставки, становится двухмерным исходным материалом для следующей. Инсталляция для кинотеатра «Салют» состоит из фрагментов местной городской архитектуры и декоративных деталей, отсылающих к румынскому замку.

Также в «Салюте» представлена новая работа художницы Яэль Бартана «Две минуты до полуночи». По сюжету фильма, правительство вымышленной страны, состоящее из одних женщин, должно выступить против надвигающейся ядерной угрозы. Работа отсылает к сатирической кинокартине Стэнли Кубрика о холодной войне «Доктор Стрейнджлав, ​​или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». Работа «Две минуты до полуночи» — это заключительный этап четырехлетнего проекта художницы «Что, если бы женщины правили миром», в котором она анализирует геополитические игры и представляет альтернативу мужскому дискурсу власти. Кадр из фильма также представлен на другой площадке основного проекта — Оптико-механическом заводе.

Оптико-механический завод (Ростех)


Адрес

ул. Восточная, 51 (вход с южной проходной за зданием со стороны улицы Яламова)

Время работы площадки

до 5 декабря, 12:00–21:00, понедельник — выходной (при посещении завода необходимо предъявить паспорт)

Сколько

250 рублей

ДОМ, В КОТОРОМ

Дом, в котором пройдет пятая Уральская индустриальная биеннале

Читать 

На территории УОМЗ находился основной проект предыдущей Уральской индустриальной биеннале. Выставка этого года расположена в другом цехе, где за пластиковой перегородкой шумит действующее производство. По словам кураторов, во время работы над площадкой они сдавали свои телефоны перед входом в цех из-за правил безопасности. Поэтому все идеи и заметки по работе они могли писать только на листочках.

Под руководством кураторов 6-ой биеннале Оптико-механический завод стал воплощением «Интеграла» — космического корабля из романа «Мы», который должен принести систему Единого Государства на другие планеты.

Всего на площадке завода находится 23 работы основного проекта. Например, для УОМЗа создана и новая инсталляция Никиты Селезнева. Она вдохновлена ленинградским конструктором игрушек Львом Сморгоном, которому удалось создать политически нейтральные игрушки и не следовать официальной советской идеологии. Селезнев, задавшись вопросом, как в современном российском контексте ребенок справляется с действительностью, создает своего рода памятник эскапизму.

На полу заводского цеха находится работа Шейлы Камерич. «Hooked — Опасная работа» — тема художественного цикла, начатого художницей еще в 2010 году. Он состоит из масштабных вязаных крючком изделий. Эти объекты напрямую затрагивают вопрос женского ручного труда в традиционном обществе и домашней визуальной культуре. Помещенные в стерильное пространство заводского цеха, они контрастируют с этим окружением, указывая, с одной стороны, на традиционное гендерное распределение ролей и обязанностей, а с другой — на место художественного ремесла в контексте индустриального производства. Частью проекта художницы стал перформанс в Екатеринбургском цирке, где местные жительницы приняли участие в коллективном вязании.

Выходя из УОМЗ, можно увидеть уличную инсталляцию художницы Марии Терезы Алвес, вдохновленную Шигирским идолом. Ее объект и связан с историей Урала, и служит мостом к дополнительной площадке основного проекта — Музею истории и археологии Урала, где эта деревянная скульптура представлена.

Екатеринбургский цирк


Адрес

ул. 8 Марта, 43

Время работы площадки

до 24 октября, 12:00–21:00, понедельник — выходной

Сколько

300 рублей

ГДЕ ТЫ РАБОТАЕШЬ

«Я работаю в Екатеринбургском цирке»

Читать 

По словам кураторов Чалы Илэке, Аднана Йылдыза и Ассафа Киммеля, еще до приезда в город они изучаи Екатеринбург по виртуальным картам. Их заинтересовали два объекта: телебашня (объект снесли в 2020 году, но он все еще сохранился на последней версии видов города в Google Maps. — Прим. ред.) и цирк.

Инсталляции и перформансы в Екатеринбургском цирке посвящены персонажу О-90 — партнерше строителя «Интеграла» Д-503. По описанию из романа «Мы», она внешне напоминает свой нумер О: круглая, розовая, похожая на ребенка. Книга Замятина вдохновила кураторов на создание перформативной программы для кругового панорамного пространства главной арены.

ГИД THE VILLAGE

Гид по перформансам Уральской биеннале в Екатеринбургском цирке

Читать 

Проведение биеннале в цирке вызвало споры. Художница Алиса Горшенина опубликовала пост, которым запустила дискуссию внутри культурного комьюнити о гуманности проведения выставки на площадке и важности обсуждения запрета использования животных в цирке. На время самой Уральской биеннале выступления в цирке приостановили, а здание предоставили художникам для реализации своих проектов.

Помимо перформансов, в пространстве цирка установили 14 работ основного проекта Уральской биеннале. Например, серия фотографий Стелиоса Каллинику исследует пропасть между людьми и животным. На снимках глаза капуцинов, несущие доисторическую меланхолию, смотрят на зрителя сквозь толстую стеклянную стену, невидимую на фотографиях и через фотообъектив. Часть этой серии также находится в «Доме Метенкова».

Главпочтамт


Адрес

пр-т Ленина, 39

Время работы площадки

до 5 декабря, по будням 8:00–22:00, по выходным 10:00–18:00

Сколько

бесплатно

Пять работ Уральской биеннале, расположенных на этой площадке, посвящены возможности свободы и идее революции, в которые верит I-330 — один из главных персонажей романа «Мы».

Художник Эгемен Демирчи создал здесь работу «Что есть будущее, как не отрезок настоящего» о построении и разрушении воображаемого будущего — ведь почтовая служба позволяет доставлять письма в будущее. В зале отправки писем художник организовал специальную зону в форме круга, где посетители могут написать письма в будущее, которые будут отправлены через 100 лет.

АРХИТЕКТУРА

Коридоры времени. Как выглядит изнутри екатеринбургский Главпочтамт

Читать 

Также здесь представлены работы художницы Мехтап Байду, которая создала для Уральской биеннале инсталляцию и перформанс «Камни желаний». Он связан с ее детскими воспоминаниями о традиционном курдском ритуале, когда женщины отправлялись на места паломничества и пытались забросить маленький камень на крутую поверхность большого для исполнения желаний.

Дополнительные площадки

Музей истории и археологии Урала


Адрес

пр-т Ленина, 69/10

Время работы площадки

до 5 декабря, 11:00–18:00, понедельник — выходной

Сколько

250 рублей

Музей истории и археологии Урала стал отображением Древнего Дома из романа «Мы». По сюжету антиутопии Евгения Замятина, в нем представлены артефакты, существовавшие в иррациональном мире до становления Единого Государства.

На площадке есть четыре работы основного проекта 6-й биеннале. Инсталляция «Die Monotonie des Yeah, Yeah, Yeah» Хенрике Науманн связывает пространство с другой площадкой основного проекта — Оптико-механическим заводом. На нем художница представила выставку передовых достижений — примеры объектов, которые могли бы выпускаться на заводе, но лишь остаются предметом воображения. Металлические объекты экспозиции на самом деле были созданы вручную жителями Екатеринбурга, и Науманн выкупила их на Avito. А в музее художница использовала объекты из немецкого обувного магазина 1990-х годов, которые привезла с собой из Берлина. Хенрике Науманн отражает социально-политические проблемы с помощью дизайна интерьера и домашнего пространства. По словам художницы, ее работы посвящены колониальности, а также исследованию восприятия человека через труд.

«Дом Метенкова»


Адрес

ул. Карла Либкнехта, 36

Время работы площадки

до 5 декабря, 12:00–20:00 (касса до 19:00), понедельник, вторник — выходной

Сколько

250 рублей

Площадка музея связана с образом поэта R-13 из романа «Мы». Здесь находятся три работы основного проекта, которые ставят вопрос о потреблении изображений в современном мире.

Видеоколлаж Эли Кортиньяс «Не унесенные ветром» посвящен политике изображений и их социальному и политическому влиянию. Художник Михаил Толмачев представил трехчастную работу «Ре-локации». Отправной точкой проекта послужили фотографии, сделанные солдатом Владиславом Тамаровым, который провел 621 день в Афганистане. Художник создал проект, исследующий концепцию памяти как театра, и в котором попытался взглянуть на переплетение отношений, возникших между правдой и вымыслом. Перформативная часть этой работы была представлена в Екатеринбургском цирке.

Уральский ГЦСИ (сейчас — филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина)


Адрес

ул. Добролюбова, 19а

Время работы площадки

до 5 декабря, 12:00–20:00, понедельник — выходной

Сколько

250 рублей

ГДЕ ТЫ РАБОТАЕШЬ

Я работаю в здании Земской школы на берегу Исети

Читать 

По словам кураторов, площадка Уральского ГЦСИ стала метафорой Зеленой Стены из романа «Мы». В антиутопии Евгения Замятина она представляет собой стеклянный купол, который ограждает Единое государство от диких земель, никуда не распространяются его законы и порядки. На площадке представлена одна работа основного проекта Уральской биеннале: фильм Дениз Феррейра да Сильва и Арджуна Ноймана «Дыхание сажи», посвященный нежности и чувствительности.

Белая башня


Адрес

ул. Бакинских Комиссаров, 2а

Время работы площадки

до 5 декабря, посещение по воскресеньям в 17:00 (для посещения необходимо зарегистрироваться заранее)

Сколько

250 рублей

В Белой башне представлены три звуковые инсталляции. Художница Николь Л’Юильер разместила свою работу на верхнем этаже здания, а каждые две недели организаторы меняют ее местоположение, перенося на другой этаж. По задумке, с помощью динамиков, встроенных в множество разноцветных силиконовых ушей, собираются звуки из разных частей башни и снаружи нее, а затем транслируются в одной точке самого здания.

Для другой звуковой инсталляции художник Михаэль Аксталлерь создал звуки давления, чтобы условно заново открыть давление воды в башню, когда-то снабжавшей квартиры в округе. Произведение Аксталлера сочетается с шумом транспорта, постоянно проникающим в здание, и синусоидальной композицией Яна Вернера. Он настроил два генератора на создание сигналов в зависимости от нарастания и затухания шума оживленной улицы, окружающего башню. Работы Вернера есть еще на двух площадках биеннале: перформанс в цирке и инсталляция на УОМЗ — это робот, который может самостоятельно передвигаться и воспроизводить генерируемые электроникой звуки.

Спецпроекты в Екатеринбурге

МЖК-1980


Адрес

Арт-галерея Ельцин Центра (ул. Бориса Ельцина, 3)

Время работы площадки

до 24 октября

Сколько

250 рублей

Только основной проект 6-й Уральской биеннале основан на романе «Мы». Остальные программы и спецпроекты углубляются в темы телесности и коллективности в рамках основной — «Время обнимать и уклоняться от объятий».

Ельцин Центр и Уральская индустриальная биеннале запустили проект, посвященный 40-летию начала строительства МЖК «Комсомольский» в Свердловске. Проект включает публичную и детскую программы, театральные перформансы и арт-интервенции, экскурсии, даже издание книги. А также две выставки в арт-галерее Ельцин Центра. Исследовательская выставка «Что делает нас лучше» знакомит с историей молодежных жилых комплексов в СССР и, в частности, в Свердловске. А художественная выставка «Место на Земле» объединяет авторов, рассуждающих о коллективности и самоорганизации.

Движение «Молодежный жилой комплекс» развивалось в позднем СССР — поддержка инициативы молодежи по строительству многоквартирного жилья своими руками. В Екатеринбурге действовали несколько МЖК, а самый первый из них — МЖК «Комсомольский» — был самым крупным в СССР и служил образцом социального эксперимента в жилищном строительстве.

Ранее мы рассказывали, как устроена жизнь в позднесоветском утопическом микрорайоне Екатеринбурга — МЖК — и окружающем его районе ЖБИ.

«Обнять и плакать»


Адрес

Галерея «Синара Арт» (Верх-Исетский бульвар, 15/4)

Время работы площадки

до 14 ноября

Сколько

300 рублей

Проект «Обнять и плакать» стал одним из этапов работы с опен-коллом основного проекта 6-й биеннале. Получив более 600 заявок от художников и понимая, что из них будет отобрана лишь небольшая часть, команда биеннале инициировала дополнительную площадку для высказывания.

Спецпроект Уральской биеннале размышляет о травматическом опыте и кризисах, которые испытывают участники культурного процесса, поскольку с работой в сфере искусства связаны выгорание, дискоммуникация, нестабильность условий труда.

Куратор спецпроекта Лев Шушаричев решил проблематизировать отказ, который получили художники от кураторов основного проекта. Проект обратился к эмоциям людей — мелким ранам и досадным эпизодам, незначительным в контексте большой истории искусства, но болезненным и памятным для каждого художника, куратора и культурного деятеля. Команда надеется, что проект станет терапией: через диалог о кризисах он поможет осмыслить отказ как объединяющий опыт, который так или иначе переживали все.

«ТКачество звука»


Адрес

Галерея «Синара Арт» (Верх-Исетский бульвар, 15/4)

Время работы площадки

до 14 ноября

Сколько

300 рублей

Тканый текстиль — неотъемлемая часть материальной культуры и практик человеческой повседневности. Развитие цивилизации идет параллельно с практикой ткачества — от мифов древних народов через Великий шелковый путь и промышленную революцию к современности с ее постепенным и пока что очень эпизодическим возвратом к ценности ручного труда и переосмыслению традиций. Интерактивный саунд-арт спецпроект 6-й Уральской биеннале является своеобразным переосмыслением традиционного уральского текстиля и основан на принципе сонификации — то есть озвучивания тканей, создававшихся на Урале в первой трети 19 века.

Цель проекта в том, чтобы с помощью современных технологий создать для зрителя, привыкшего к мультисенсорности, возможность узнать традицию народного ткачества через новый аудиовизуальный опыт. На основании базовых характеристик ткани, таких как тип переплетения, фактура, толщина и цвет нитей, создается программа, составляющая музыкальную композицию. Таким образом качество звука зависит от того, как соткан текстиль — отсюда и название проекта.

Программа арт-резиденций

«Больше, чем ожидаешь»: Выставка по итогам программы арт-резиденций


Адрес

г. Верхняя Пышма (Музейный комплекс УГМК, ул. Александра Козицына, 2б)

Время работы площадки

до 9 января (вторник — воскресенье, 10:00–19:00)

Сколько

200 рублей

Программа арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале проходила в восьми городах Урала. В их число по итогам опен-колла вошли Кыштым, Челябинск, поселки Сокол и Черноисточинск; а многолетних партнеров — Сатку, Нижний Тагил, Асбест и Полевской — добавили в список сами кураторы программы.

В течение полугода российские и иностранные художники приезжали в населенные пункты, чтобы познакомиться с локальными сообществами, индустриальным наследием и производством на действующих предприятиях. Итогом стало создание в городах-резиденциях восьми работ, связанных с идентичностью самих населенных пунктов. Это и скульптуры в руслах заводских рек, и муралы на фасадах заводских цехов, и экспозиции в исторических зданиях и креативных кластерах. Увидеть все работы можно на итоговой выставке «Больше, чем ожидаешь» в Верхней Пышме — в виде видеоэссе, которые проецируются на девять больших экранов.

Все участники арт-резиденций создавали работы для показа в городах-резиденциях, поэтому для итоговой выставки программы выбрали формат видеодокументации. «Нам было важно, чтобы зритель погрузился в ту атмосферу, в которой находились наши резиденты — от первого прибытия в город до презентации своих работ, показать не только работу резидента, но и то, что его окружает, тот контекст, в котором он находится, и то, что послужило для него вдохновением», — рассказал куратор программы арт-резиденций Владимир Селезнев.

Мурал «Рекультивация»


Где

г. Сатка (Комбинат «Магнезит», координаты смотровой площадки для самостоятельного посещения: 55.071421, 58.997214)

Сколько

бесплатно (контакты для оформления экскурсии на завод: +7 (35161) 9-46-84, email: museum@magnezit.com)

Художник из Нижнего Новгорода Андрей Оленев создал мурал на фасаде 14-этажной высокотемпературной шахтной печи. Во время своей резиденции в Сатке художник посещал карьеры, производственные цеха, общался с сотрудниками предприятия «Магнезит» и в результате изобразил рабочего, оберегающего побег растения.

Мурал находится в диалоге с традицией советской монументальной живописи, которая представляла героические образы строительства нового мира и рабочего, которому все по плечу. В современном контексте Андрей Оленев трактует труд не как подвиг отдельных героев, а как ежедневную заботу каждого заводчанина об окружающей среде и доме, в котором он живет.

На мурале видно только тело рабочего: обезличенность говорит о том, что ответственность за растение не лежит на конкретной личности — она общая. А изображения серых камней — магнезита — прорезаны окнами, и как будто содержимое печей выходит наружу, метафорически передавая тепло городу.

РЕКОМЕНДОВАНО

Искусство и заводы: Чем заняться в Сатке

Читать 

Скульптура «Дразнилка»


Где

г. Кыштым (Набережная реки Кыштымка, координаты для самостоятельного посещения: 55.708407, 60.539059)

Сколько

бесплатно

В своем творчестве Иван Горшков переосмысляет традиционные художественные средства — живопись и скульптуру. В основу работы, созданной в рамках арт-резиденции, лег заводской процесс, о котором художник узнал в Кыштыме. На местном предприятии сохранился медеплавильный цех 1913 года постройки, в котором в прошлом веке применялись березовые «дразнилки» (в процессе дразнения происходит удаление газов и восстановление оксидов до металла путем погружения древесины в расплав. — Прим. ред.). Скульптура Ивана Горшкова посвящена этой аутентичной технологии обработки меди. Бревно из искусственного камня с накладками, имитирующими пятна на стволе березы, держит рабочий, выполненный в духе пластики советского авангарда.

При подготовке своей работы Горшков вдохновлялся эстетикой «Окон РОСТА» — советских агитационных плакатов, в создании которых принимали участие многие представители русского авангарда. Также в фигуре рабочего читается и отсылка к динамическим скульптурам итальянского футуриста Умберто Боччони.

Скульптура «Стечение»


Где

пос. Черноисточинск (ул. Кирова, 2а)

Сколько

бесплатно

В центре арт-резиденции «Щерный квадрат» в Черноисточинске находится заброшенный текстильный завод; здесь же когда-то было и железоделательное производство. В память о них остались дамба и проржавевшее сооружение спуска воды под шлюзом.

Скульптура Вадима Кондакова установлена в русле реки Черная. Она начинает звучать под воздействием ветра и воды, вбирая в себя звуки окружающего пространства. Еще одним важным этапом работы в резиденции стала выставка в «Щерном квадрате» серии абстрактной графики, созданной взаимодействием воды, металла и ткани.

Выставка «Звенящий след»


Когда

до 7 ноября

Где

Сокол (корпус бывшего общежития «Лаборатории Б»)

Сколько

бесплатно

На Южном Урале был построен первый в СССР реактор по наработке оружейного плутония, где создавалась первая атомная бомба. В конце 1940 — начале 1950-х важно было любой ценой добиться паритета с США по ядерному вооружению, поэтому вопросы радиационной безопасности были не на самом первом месте. Высокорадиоактивные отходы сбрасывали в каскад реки Теча, на берегах которой жили десятки тысяч человек. Из-за режима секретности люди не знали о том, какой опасности подвергают себя и своих близких, используя воду из этой реки для полива огородов и приготовления пищи. В 1957 году произошел взрыв радиоактивных отходов, а через десять лет ветер разнес их на десятки расположенных поблизости населенных пунктов.

Темой экспозиции «Звенящий след» стала цена, которую пришлось заплатить людям, оказавшимся вовлеченными в атомный проект и испытавшим на себе последствия, связанные с его осуществлением. Это не только самоотверженные работники и ликвидаторы аварии 1957 года, но и все жители окружающих населенных пунктов, подвергшиеся повышенному радиоактивному воздействию, а также те, кому пришлось покинуть дом и оказаться в числе переселенцев. Экспозиция построена как музей. Ее экспонаты — найденные фотографии и свидетельства. Все артефакты представлены в бывшем общежитии секретной «Лаборатории Б», в которой занимались вопросами радиобиологии и получения изотопов.

ИСКУССТВО

Павел Отдельнов — об исследовании районов и эстетизации советской эпохи

Читать 

Монументальная композиция «Северный поток»


Где

пос. Полевской (Северский трубный завод)

Сколько

бесплатно

На фасаде научно-исследовательского центра завода резиденты биеннале Анна и Виталий Черепановы создали монументальную композицию, сюжет которой определил знакомство художников с городом, предприятием и людьми. Огненные трубы на торце панельного дома контрастируют с его привычной серостью, делая ее визуальным акцентом. На одной из труб в уверенной и спокойной позе стоит рабочий Северского завода. В композицию включен спич-баббл с текстом «Внимание! Работают люди!». Эта надпись была замечена авторами во время экскурсии по заводу на предупредительных табличках. Черепановы вынесли ее из цехового пространства в городское, превратив предупреждение об опасности в ироничный и сентиментальный лозунг о труде. Реплика напоминает прохожим о сотнях невидимых тружеников, ежедневно выходящих на работу.

Игровая площадка «Памятник неизвестному гражданину»


Где

г. Асбест (Санаторий «Горный лен», ул. Лесхозная, 7)

Сколько

бесплатно

«Памятник неизвестному гражданину» — сайт-специфическая игровая площадка, которая представляет собой возможное будущее социального памятника. В основу идеи легла серия югославских мультфильмов «Профессор Бальтазар», снятая во время холодной войны. В этом памятнике соединилась новейшая история трех стран: Швеции, Югославии и России. Сайт-специфическое произведение функционирует как детская площадка в Асбесте. Этот объект способен рассказывать истории об игре, утопии и изгнании. У него есть потенциал стать местом общения для абсолютно разных социальных сообществ.

Спецпроекты в других городах

«Сад камней»


Когда

до 5 декабря

Где

Березовский карьер (г. Сатка)

Сколько

бесплатно

Все работы арт-резиденций объединены единым кураторским замыслом. Художники создавали их после долгого пребывания в уральских городах-резиденциях и осмысления этих пространств. При создании спецпроектов не было такой работы с локальным контекстом, но при этом стоит посмотреть на них.

Масштабная инсталляция Василия Кононова-Гредина состоит из 250 зеркал, прикрученных к выступам Березовского карьера в Сатке. С 1980 года в этом карьере добывали магнезит для производства огнеупорных кирпичей, а в конце прошлого года, спустя 40 лет, добычу минерала прекратили и остановили насосы, откачивающие воду со дна карьера. Теперь он медленно заполняется водой. Вскоре карьер будет затоплен и уйдет под воду вместе с инсталляцией. Таким образом зрители становятся свидетелями исчезновения арт-объекта.

«Создать новый слой»


Когда

до 3 декабря

Где

Библиотечно-музейный комплекс ТюмГУ (ул. Республики, 18, г. Тюмень)

Тобольский межрайонный центр ветеринарии (г. Тобольск)

Сколько

бесплатно

В рамках спецпроекта Уральской биеннале молодые художники из Москвы и Тюмени создали работы о многослойности сегодняшнего дня — взаимоотношениях человека с гибридным пространством физического и виртуального мира.

Основная площадка проекта находится в библиотеке Тюменского государственного университета — центре интеллектуальной истории города, в месте материального хранения информации. Здесь собраны 10 художественных работ, среди которых видео, звуковая и пространственные инсталляции — все они акцентируют связь цифровой реальности с городским пространством.

Также в рамках проекта «Создать новый слой» Екатерина Соколовская сделала в Тобольске инсталляцию «Невидимые прикосновения» — серию скульптур с тактильно разнообразными формами поверхности. Скульптуры дают возможность взаимодействовать с ними: прикасаться, сидеть, сползать, что фокусирует внимание на движениях и раздвигает границы восприятия загадочного городского объекта.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах

Читать 

Читайте там, где удобно


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Событие

Места

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Главные сериалы этой зимы

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря? Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы«Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы «Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы А также ключевые изобретения их героев
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
А также ключевые изобретения их героев

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И можно ли принимать предложение о работе только ради денег
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И можно ли принимать предложение о работе только ради денег

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Подпишитесь на рассылку