Гид по стендапу — самому популярному русскому искусству 2020 года

Шесть с половиной тысяч слов про новый русский стендап — самое популярное искусство в России 2020 года. Почему мы все его смотрим? Кто есть кто в русском стендапе? Что стендаперы говорят о своей популярности сами?

Смех побеждает смерть: Почему в 2020-м стендап начали смотреть все
Это и стендапом-то сложно назвать. Русские стендаперы в 2020-м шутят над звездами — ну или как можно назвать то, что происходит в самом популярном шоу нашего ютьюба «Что было дальше?». Шутят друг над другом в аналоге «Своей игры». Шутят в стримах, твиттере и телеграм-каналах. Шутят в подкастах.
Живые стендапы — прибыльная и популярная вещь, но смотрят их немногие. (Особенно в 2020-м.) Записанных концертов мало — люди смотрят в основном шоу. И тем не менее именно комики в этом году стали главными в России по энтертейнменту.
Бывшие шпалоукладчики, выпускники региональных КВНов, экс-сценаристы Comedy Club и просто энтузиасты за пять лет вытащили стендап из баров в подвалах и лофтов с картонными декорациями на всероссийский уровень с миллионами просмотров на YouTube и турами по стране и не только. Они зарабатывают все деньги мира, и их смотрит вся страна. А говорить они могут все что угодно.
В часто оскорбительной, глуповатой, немного детской и искренней русской комедии много жизнерадостности, а именно ее нам всем и не хватает в год, когда в основном тебе хочется просто лечь и умереть
«Сейчас мы имеем настоящий стендап — как рупор современности, который честно говорит о проблемах общества», — рассказывает The Village комик и сооснователь важнейшего для индустрии Stand Up Club #1 Эльдар Гусейнов.
И он прав — но дело не только в этом. В часто оскорбительной (то, как популярнейшие комики шутят про геев, например, заслуживает отдельного серьезного разговора), глуповатой, немного детской — стендапу в России лет десять от силы — и искренней русской комедии много жизнерадостности, а именно ее, наверное, нам всем и не хватает в год, когда в основном тебе хочется просто лечь и умереть.
Это понимают стендаперы, и это понимает еще один человек, уже давно осознавший силу юмора и ютьюба. Алексей Навальный, который в каждый свой ролик вставляет с десяток мемов, а после длинного и серьезного расследования о своих отравителях выпускает видео с пранкерским разговором с химиком Константином Кудрявцевым «про трусы» и выставляющий таким образом на посмешище самое, может быть, зловещее советское и постсоветское ведомство, — чем не комик? Политика в стране победившего стендапа: Алеша и телефон. Смех побеждает смерть — на этот раз буквально.
Восемь видео, которые нужно посмотреть, чтобы понять новый российский стендап
Кто есть кто: Главные люди российского стендапа
Stand Up Club #1
ПодробнееРаботающий с 2015 года бар на Арбате — первый стендап-клуб в Москве, пока что не наш Comedy Cellar, но что-то вроде. Его открыли Эльдар Гусейнов вместе с Вовой Бухаровым, которые проводили стендап-вечеринки и до него и стали таким образом ответственными за первое поколение московских стендаперов, — у них выступали все.

Руслан Белый
СмотретьПатриарх русского стендапа и единственный комик старше 40 лет. Многие молодые комики признаются, что выросли на его выступлениях на ТНТ. Руслан много сделал для стендапа: он основатель и продюсер шоу StandUp на ТНТ. В 2017 году Белый вместе с комиками Тимуром Каргиновым и Юлией Ахмедовой открыл клуб Stand Up Store — у Stand Up Club #1 появился конкурент. В 2020 году завел ютьюб-канал «Чужие письма», где вместе с психоаналитиком Ольгой Кузнецовой читает и обсуждает письма зрителей. По мнению комика Вани Усовича, спешл Белого Indicator — один из лучших на русском языке.

Павел Воля
СмотретьСамый успешный из комиков поколения Comedy Club (а также звезда чудовищных ремейков советского кино и других отечественных фильмов нулевых) известен больше аудитории, противоположной аудитории Поперечного, — но действует методами современных стендаперов: выпускает короткие монологи и ездит по стране с гастролями. Периодически в его шоу проскакивают сексистские шутки и шутки, построенные на стереотипах о феминистках. Новое поколение комиков стендап Воли не ценит, но старые фанаты до сих пор смотрят. И таких фанатов много.

Александр Долгополов
СмотретьМы рассказывали о Долгополове, когда он только приехал из Воронежа в Москву. Сейчас можно сказать точно: Саша покорил не только Москву, но и Россию. Долгополов чуть ли не единственный из комиков «новой волны», у которого есть три часовых спешла (два из них — это самые популярные видео на канале Stand Up Club #1). Комик занимает профеминистскую позицию, поддерживает ЛГБТК+, открыто критикует путинский режим, ведет классный твиттер, не стесняется своего биполярного расстройства, записывает подкаст «Я люблю тебя», зарабатывает на Patreon и старается делать «этичную комедию». Он такой один.


Тимур Каргинов
СмотретьОдин из ведущих самого популярного русскоязычного подкаста Kuji Тимур Каргинов в прошлом играл в КВН и работал сценаристом Comedy Woman. После начал выступать в StandUp на ТНТ и стал его резидентом. В сольном концерте Каргинова шутки про стереотипы о кавказцах и русских соседствуют с рефлексией об утрате настоящих чувств из-за соцсетей.

Сева Ловкачёв
Смотреть сноваПетербургский комик Сева Ловкачёв подходит к выбору религии для сына как к выбору операционной системы для компьютера. Христианство — это Windows — «стоит у большинства, давно работает, сервисные центры по всей стране». Юмор Севы как будто чуть тоньше, чем у других, он много шутит про отцовство и удивляется, что сам повзрослел. Кроме того, Ловкачёв ведет шоу Segozavtra, куда приглашает ученых и экспертов в разных областях, стримит на Twitch Worms Armageddon и ведет телеграм-канал.

Саша Малой
Смотреть!Резидента Stand Up Club #1 Сашу Малого сложно с кем-то спутать. Он — звезда шоу «Самый умный комик», обожает Джима Керри, а во время выступлений постоянно краснеет, потому что кричит, из-за чего его комедия порой похожа на театральное представление. Сам Малой называется себя «пошлым и грязным комиком, но при этом нежным и чувственным. Как соленая карамель».


Александр Незлобин
СмотретьРезидент старого Comedy Club решил покорить не местный стендап, а сразу высшую лигу. Незлобин уехал из России, где его концерт стоил 650 тысяч рублей, в США, где приходится стоять на улице в очереди, чтобы с плохим английским выступить на «Открытом микрофоне». Александр ведет канал на ютьюбе, где в том числе показал свое провальное выступление в Америке (недавно вышло и успешное). Но главный результат поездки — фильм Nezlobin: Sasha From Russia. Сейчас, судя по всему, Незлобин вернулся в Россию, работает на СТС, помогает снимать сериал про девушку-стендапершу и периодически выступает в стендап-клубах.

Сергей Орлов
СмотретьОрлов не похож на других комиков как минимум происхождением: он из поселка Депутатский в Якутии. В детстве Сергей мечтал стать рэпером и, как многие из нас, записывал с одноклассниками музыку. А потом понял, что «стендап круче, чем рэп». Своей региональностью комик и подкупает: шутит про тюрьму, смерть отца, пьющую мать, «Макдоналдс», зовет в свой подкаст соседа, а его сольный концерт называется «Генетическая провинция».
«Панчлайн»
Подробнее«Панчлайн» — ежегодный фестиваль комедии, который делает Ксения Севастьянова. Единственный в своем роде в России: в течение нескольких дней в Москве выступают сотни комиков со всей страны. Лучшие выигрывают деньги. Также на фестивале проходят мастер-классы от опытных комиков. В 2019 году в Москву на фестиваль также привозили американского комика Эндрю Шульца, а в 2020-м «Панчлайн» прошел онлайн и длился месяц.

Данила Поперечный
СмотретьМногие стендап-комики считают бывшего видеоблогера Поперечного не особенно смешным. И действительно, его стендапы в основном состоят из политических шуток, что сильно отличает их от традиционных стендапов с юмором «про жизнь». Тем не менее политизированность Поперечного привлекла к нему внимание сперва либеральной аудитории (как в свое время случились с Оксимироном), а затем и всей остальной: Поперечный — самый популярный стендапер в России.
«Прожарка» и ТНТ4
СмотретьАмериканский формат, адаптированный новым каналом «Газпром-медиа», в котором комики жестко шутят над приглашенной звездой. В России прожаривали Дудя, Собчак, Тимати, Батрутдинова и других, но вряд ли хоть что-то из этого можно назвать смешным. Куда лучше другие два проекта, которые выходили на телеканале: «22 комика» Артура Чапаряна и фестиваль «Открытый микрофон» для комиков со всей России.

Илья Соболев
СмотретьИлья прошел через проекты ТНТ «Убойная лига» и «Смех без правил», потом попал в Comedy Club. Выступал в трио вместе со «Смирнягой» и «Бандеросом». В 2017-м начал активно вести блог на ютьюбе. В стендапе Соболева много импровизации, а также унижений и шуток про говно и секс. Сейчас Соболев снимает в ютьюбе сериал и много других шоу, а в инстаграме делает отличные пародии. Например, на Соловьева, Дягтерева, адвоката Ефремова и других.
ТНТ
СмотретьТелеканал, в нулевые перезапустивший русскую комедию при помощи Comedy Club, вовремя разглядел потенциал и в стендаперах нового поколения, для которых сделал передачу «Standup на ТНТ». Так у них появились первые серьезные деньги — и что-то вроде постоянной работы: телеканал обязывал комиков регулярно выпускать определенное количество монологов, поэтому стендаперы каждый день приезжали в офис, где садились за компьютеры и начинали писать шутки. Короткие монологи комиков, из которых состоит передача, тоже мало напоминают традиционный стендап — зато обладают необходимой для интернета вирусностью, что сильно помогает комикам на начальном этапе.

Ваня Усович
СмотретьЗвезда ТНТ, Усович, попал на телеканал еще в 19 лет. Как и многие, в стендап пришел из КВНа, в который играл в Минске. Самые смешные шутки у Усовича про русский алфавит, правила русского языка и чтение. Из-за низкой продуктивности ушел с ТНТ и сейчас гастролирует сам.

Артур Чапарян
СмотретьАртур долгое время выступал в Stand Up Club #1, где с другими комиками делал противоречивое шоу «Вечер.Вечер», которое многим казалось оскорбительным по отношению к гостям. Выступления Чапаряна в чем-то похожи на это шоу: такие же интровертные. Также Артур известен благодаря телеграм-каналу «Бывшая», который он продал больше чем за миллион рублей — и таким образом показал, что стендаперы умеют делать деньги буквально из всего. Позже Чапарян был одним из ведущих «Порараз Бирацца» и «Что было дальше?», но ушел из обоих шоу. В 2019 году запустил проект «22 комика». В последнее время комик не выпускает новый материал. По крайней мере, если судить по его ютьюбу.

ЛЮДИ В ГОРОДЕ
Московские стендаперы The Village поговорил с четырьмя молодыми комиками о юморе как профессии
Читать«Что было дальше?» и Labelcom
За два года существования ютьюб-канал Labelcom стал феноменом. Шоу «Что было дальше?», где звезды как бы должны рассказать историю, но их постоянно перебивают комики, — смотрят за завтраком, оно всегда в трендах ютьюба, его ждут, на него делают пародии, анализируют смену ведущих, публикуют вырезанные сцены, делают нарезки лучших шуток, рисуют мультики по его мотивам. Выпуск с Лолитой и Дудем в качестве гостей стал самым популярным видео в России. Один из ведущих Алексей Щербаков признавался, что ждет съемок «ЧБД» как праздника и не готовится к ним. На канале выходят и другие юмористические шоу, но без такого сокрушительного успеха.

Алексей Щербаков
СмотретьВозможно, антипод Долгополова — Алексей Щербаков. Юмор Щербакова неполиткорректный, порой пошлый и сексистский. Алексей попал в комедию через программу Comedy Battle на ТНТ. Параллельно с выступлениями он работал монтажником в метро. Многие полюбили Щербакова за дерзость в «Что было дальше?», другие — за комичные образы из инстаграма. Например, Нептун Дельфинариевич Вода, Турникмен Выходсилович Ямоками и другие. Позже из этих образов получилось популярное шоу «Перелезаем через заборы в костюме с Алексеем Щербаковым», которое комик сам монтирует на телефоне.

Почему в стендапе так мало женщин? Чем наш отличается от американского? Почему он так популярен? И почему на ютьюбе? И другие вопросы стендаперам
Почему стендап стал так популярен?

Ксения Севастьянова
создатель фестиваля «Панчлайн»
Стендап дает возможность говорить на любые темы. Государство вовремя не поняло, что ютьюб — это *** как опасно, а теперь его хрен закроешь. Люди устали от официальной повестки и лицемерия в стране, а тут ребята искренне говорят с тобой на одном языке. И искренность у всех разная: у всех разные проблемы и политические взгляды. Например, Долгополов до Дудя и после — это два разных Долгополова. И за таким развитием комика тоже очень интересно наблюдать. Крутые комики — это сложные люди со сложной судьбой, как поэты или художники.
Почему Толстой и Достоевский котируются во всем мире? Русская душа и наш образ жизни, наши проблемы, погодные условия, духовность всегда ценилась во всем мире. Мы — про язык, про *** (потрындеть), про почувствовать. Поэтому я уверена, что русские стендап-комики станут известны во всем мире. Когда-нибудь в ближайшем будущем Netflix купит англоязычный концерт российского комика. И надеюсь, я буду иметь отношение к команде, которая этот концерт продаст.

Эльдар Гусейнов
комик, основатель и владелец Stand Up Club #1
Стендап отличается от всего, что было в русском юморе. Хотя сольные выступления в разном виде были всегда, и тот, кто выступал раньше сольно, сейчас переквалифицировался в стендап, например Незлобин. В целом же Россия за десять лет прошла путь, который Америка прошла за несколько десятилетий. Быстро развился интернет, все посмотрели западных комиков и подумали, что хотят так же. Сначала, конечно, шутки были в духе «10 причин не ходить на день рождения своей бывшей», но в итоге мы имеем настоящий стендап — как рупор современности, который честно говорит о проблемах общества.
В телеке шутят ни о чем, в КВНе тоже. А стендап — он про искренность, про трушность, которой так не хватает в нашем максимально рафинированном телевидении. Мы все немного *** (охреневаем), что живем в *** (трындеце), а с телека нам говорят, что все классно. И тут спасает стендап.
Стендап по всему миру переживает бум развития, так не только у нас происходит. В интернете накопилась огромная база отснятого стендапа, который новые люди постоянно открывают для себя. Ну и плюс — в стендапе тебе никто не нужен. Сам придумал шутку, сам выступил на открытом микрофоне.
Чем русский стендап отличается от американского?
Ксения Севастьянова
У них сколько лет стендапу? Сто? А у нас лет десять максимум. Поэтому американская индустрия развита намного больше, чем наша, там давно присутствуют большие деньги. А у нас деньги, в принципе, появились недавно. Поэтому у них и конкуренция выше, и уровень продакшена лучше. А у нас первые выпуски «Пораразбираца» выходили с не самым лучшим звуком просто потому, что мы не умели делать качественный.
Самые крутые западные комики — это люди в возрасте. Поэтому темы, которые они поднимают, и шутки, которые рассказывают, совершенно другого уровня. Во-первых, они в возрасте и видят мир по-другому, а во-вторых, у них гораздо больше опыта в стендап-комедии.
Почему стендаперы идут в YouTube и делают там шоу, а не занимаются именно стендапом?
Ксения Севастьянова
Их легче делать. Ты туда идешь без подготовки и выезжаешь на том, что находишься в комфортной атмосфере с друзьями-комиками с хорошим чувством юмора. А чтобы сделать стендап, нужно трудиться. Когда комик не занимается стендапом, а только сидит в шоу, его репутация среди комиков понижается. Поэтому все параллельно с веселыми шоу работают над сольниками. Все нацелены на сольники. Проще, конечно, сделать несколько коротких монологов, но сольник гораздо круче и сложнее. В нем есть центральная мысль, при этом большое количество гэгов.
Эльдар Гусейнов
Это нормальный способ популяризации комиков. Эдди Мерфи все в России знают как актера, а он на самом деле важный для Америки стендап-комик.
У шоу есть свои плюсы. Во-первых, его намного легче записывать, во-вторых, в стендапе ты можешь быть в образе, и люди не понимают, какой ты на самом деле, в а шоу ты обычный человек. Многие наши комики раскрылись благодаря ютьюб-проектам. Например, Вася Медведев и Серега Орлов зашли людям после «Женского взгляда».
Многие мои знакомые, когда удачно шутят в компании, говорят: «Мне надо в стендап». А я отвечаю: «Нет, не надо»
Есть ли в российском стендапе преемственность или каждый комик развивается с нуля?
Ксения Севастьянова
Преемственности нет. Конечно, начинающие комики сначала заимствуют манеру других комиков — например, многие копируют подачу Артура Чапаряна. Это нормально, ведь вначале у тебя может не быть собственного стиля и ты неосознанно подражаешь кому-то. Со временем вырабатывается уже свой стиль.
Многие мои знакомые, когда удачно шутят в компании, говорят: «Мне надо в стендап». А я отвечаю: «Нет, не надо». Лет пять назад кухонная шутка, где обязательно есть либо жопа, либо пердеж, была бы окей, а сейчас это моветон. Всем кажется, что стендап — это легко, но на самом деле адски сложно заставить кого-то смеяться.
Все комики начинают с комедии наблюдения. «Видел, как кто-то кому-то что-то сказал или ехал в такси, а там…» Но, по-хорошему, стендап — это мысли, это философия. Ты должен быть умным, чутким человеком, чтобы найти то самое, где на сломе произойдет смех. Я давно смотрю стендап не чтобы посмеяться, а чтобы поразмышлять, погрустить, подумать на темы, на которые раньше не думала.
Это как прочитать книгу или посмотреть сериал.
На что живут стендап-комики?
Ксения Севастьянова
Основной доход — это концерты. Реклама в шоу денег много не приносит. Во-первых, ее стоимость напрямую зависит от количества просмотров. В лучшем случае 1 рубль на 1 просмотр, а порой и полрубля к одному просмотру. Еще разделить сумму на пять человек в шоу плюс затраты на производство, плюс проценты клуба. Регулярные живые выступления со стендапом в клубах тоже не могут быть основным источником заработка. На эту сумму не разгуляешься.
Но сейчас мы находимся на стадии, когда большие компании с деньгами относятся к стендапу максимально серьезно. Пять лет назад такого не было.
Эльдар Гусейнов
Основной заработок — это выступления на платных мероприятиях. Оклада у нас в клубе нет, сколько билетов продадим — столько и заработаем. Все комики зарабатывают по-разному. Порой работает система с бесплатным входом и ведром на выходе, в которое зрители добровольно кидают деньги. В июле мне после выступления так накидали 30 тысяч рублей.
В стендапе есть девушки, но их все равно мало. Почему?
Ксения Севастьянова
В смешном стендапе нужно вытаскивать из себя всякую *** (херню). Не всякая девушка готова рассказывать про свои минусы и неловкие ситуации. Наверное, мы так воспитаны, в нас меньше внутренней свободы.
Эльдар Гусейнов
Девушек стало больше, чем раньше. Им сложно. Почему, если шутку расскажет комик, который тебе нравится, ты посмеешься, а если почти такую же расскажет кто-то другой, тебе не будет смешно? Многое зависит от симпатий к комику. И в России как будто изначально кредит доверия у чувака в целом больше, чем у девушки. От девушек как будто ожидаешь всегда чего-то очень крутого. А чувак может сказать: «Блин, я проснулся в блевотине». Ты думаешь: «Как омерзительно, но что там за история все-таки?» А девушка не может такое рассказать. Точнее может, и все подумают, что она свободная девушка, но все равно чувствуется в обществе какой-то барьер, который нам нужно перебороть.
Что будет дальше со стендапом?
Ксения Севастьянова
Вряд ли все пойдут на телек. Раньше было как: на телеке гонорары, а у нас свобода и бедность. Но сейчас ситуация изменилась: у нас осталась свобода, но появились деньги. Будут появляться новые звезды, новые классные форматы — на это и заточен наш клуб. Любой человек может прийти к нам с идеей, и, если она классная, мы поможем ее реализовать.
Дисклеймер: Мы попытались рассказать о тех, кто, по нашему субъективному мнению, сейчас важен в мире российского стендапа. Но рассказать про всех невозможно, поэтому приходилось выбирать. Предупреждаем, что в этом гиде мы не рассказали о многих отличных комиках. Например, не вместились: Слава Комиссаренко, Алексей Квашонкин, Нурлан Сабуров, Вася Медведев, Денис Чужой, Женя Сидоров, Дмитрий Романов, Гарик Мартиросян, Виктор Комаров, Константин Пушкин, Гарик Оганисян, Кирилл Селегей, Николай Андреев и многие-многие другие.
Фотографии: обложка, 1 – Stand Up Club #, 2 – Labelcom