Где учиться, чтобы стать писателем Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства

Где учиться, чтобы стать писателем

Курсы креативного письма — распространенная практика в зарубежных университетах. Писательскому мастерству обучают либо одним курсом длительностью в несколько месяцев, либо посвящают ему целые бакалаврские и магистерские программы. В России есть опции для профессиональных литераторов: магистратуры по литературному мастерству при ВШЭ и СПБГУ, специалитет в Томском государственном университете, а также Литературный институт имени Горького, открывшийся еще в советское время. На этом фоне в России появился новый формат писательского образования — курсы и школы художественного письма. Они длятся от нескольких месяцев до года и позволяют быстро построить связи внутри профессионального комьюнити.

The Village пообщался с преподавателями новых литшкол и рассказывает, на какие российские писательские курсы и школы действительно стоит обратить внимание.

WLAG


Стоимость

от 3 до 15 тысяч рублей за курс

Формат

онлайн и офлайн

Преподаватели: Света Лукьянова, Оксана Васякина, Дарья Серенко, Кэрри Райан

Особенности: писательские курсы для женщин, транс-персон и небинарных людей

Фокус WLAG — на комфортной, поддерживающей среде. На курсы берут только женщин, небинарных, трансмаскулинных и трансфеминных персон. Так было задумано авторкой WLAG Кэрри Райан, которая считает, что люди маргинализированных гендеров в безопасной среде пишут, читают и высказывают свое мнение более уверенно.

«Например, на очных курсах мы обсуждаем, как ПМС влияет на письмо, и в компании цис-мужчин это было бы сделать сложнее. Дело не в месячных, а в общем опыте гендерного угнетения, от которого наши курсы дают возможность скрыться», — рассказывает Света Лукьянова, соосновательница курсов в России.

Кто делает

С 2014 года Света Лукьянова вместе со своей подругой Сашей Шадриной начала вести блог о стереотипах в поп-культуре. Свету интересовал подростковый янг-эдалт, а Сашу — женское письмо. В какой-то момент девушки поняли, что хотят выйти за рамки блога и делать литературный проект. Саша узнала о писательских курсах для женщин WLAG, которые придумала британская профессорка креативного письма Кэрри Райан, и предложила привезти их в Россию.

В 2016 году Света и Саша связались с Кэрри, отучились на кураторок, перевели учебные материалы на русский язык и запустили первые очные курсы в Казани и Москве. Кроме курсов, Света и Саша открыли уже влиятельное сегодня издательство No Kidding Press, и сейчас Света занимается писательскими курсами, а Саша — книгоизданием.

Как работает школа

Вот уже пять лет WLAG делает онлайн- и офлайн-курсы для начинающих и продолжающих писать женщин, проводит занятия по автобиографическому рассказу и организует тематические воркшопы. Студентки читают тексты, написанные женщинами, например, Лусией Берлин, Ольгой Бешлей, Натальей Мещаниновой, Мирандой Джулай и Элис Монро.

Рассказы и эссе выпускниц публикуются в онлайн-лаборатории WLAG. Также совместно с издательством No Kidding Press Света Лукьянова выпускает сборники текстов студенток, на сегодняшний день их уже три: «Дружба», «Маленькая книга историй о женской сексуальности» и «Без разрешения». «Конечно, мы не публикуем все тексты, написанные на курсе, но даем вероятность публикации. В сборниках у нас могут публиковаться не только выпускницы. Мы одни из первых в России начали делать слепой отбор», — рассказывает она.

Для тех, кто хочет писать регулярно, WLAG делает Daily Letters — ежедневную рассылку с упражнениями, заданиями и советами по письму. Рассылки тематические, среди них — кураторские письма про поэтесс от Оксаны Васякиной, магические — от создательницы магазина Modern Magic Лидии Павловой, а также письма о дружбе, грусти и путешествиях.

Помимо курсов, Света Лукьянова делает свой подкаст «Сообщницы», в котором писательницы, принадлежащие сообществу WLAG, рассказывают о творческом процессе, трудностях и источниках вдохновения. Участницами первого выпуска стали создательницы литературного журнала «Незнание». А осенью 2021 года Света Лукьянова совместно с WLAG, ЦСК «Смена», организацией Volumes и издательством Teti Press провела в Казани лабораторию «Связь», во время которой писательницы совместно с художницами делали свои зины. Результаты лаборатории были представлены в галерее «Смены» и на поп-ап-выставке на дне рождения WLAG в Москве.

Что говорит основательница школы

Света Лукьянова

В литературе есть такой иерархичный патриархальный взгляд: пока тебя не опубликовало издательство и пока великий автор не написал тебе отзыв на обложке, ты не чувствуешь себя настоящей писательницей. Словно есть такой олимп, на котором стоят Достоевский и Пушкин, чуть пониже — Лесков и Платонов, а современный писатель должен быть в их тени, стремиться к ним, но осознавать, что никогда туда не доберется. Мы же хотим из этой тени вырваться и встать на плоскость, где не будет никакой иерархии.

Письмо вообще очень стигматизировано, особенно женское письмо, а потому нам важно предоставлять среду, в которой можно писать без страха быть осужденной. Во WLAG студентки не просто учатся писательским приемам и оттачивают их на практике, но еще и обсуждают книги, ведут интересные разговоры и ищут вдохновение, иными словами — находят для себя творческое поддерживающее сообщество.

Школа литературных практик


Стоимость

от 35 000 рублей за курс, есть грантовые места

Формат

онлайн

Преподаватели: Евгения Некрасова, Алеся Атрощенко, Оксана Васякина, Татьяна Новоселова, Евгения Вежлян, Галина Рымбу, Мария Игнатенко, Мария Бикбулатова

Особенности: работа с актуальными темами и фокус на поиске нового языка

«Тексты, которые сегодня в России получают литературные премии и печатаются большими тиражами, уже устарели. Они не описывают, как меняется повседневность, не поднимают новые темы. Нам же важно думать и писать о современности, а еще важно понять, каким языком», — рассказывают создательницы школы литпрактик.

Кто делает

В 2018 году менеджерка культурных проектов Татьяна Новоселова стала работать в Библиотеке имени Добролюбова, где организовывала и проводила выставки, встречи с писателями и другие публичные мероприятия. Ее экспертиза — литературный рынок и его аудитория. В 2019 году Новоселова вместе с писательницами Евгенией Некрасовой и Оксаной Васякиной открыла Школу литературных практик на базе «Шанинки». К ним присоединились социолог литературы Евгения Вежлян и филологиня Алеся Атрощенко.

Как работает школа

В школе преподаются проза, поэзия, современный литературный процесс и литературный менеджмент. Проведя несколько базовых курсов, кураторки поняли, что хотят видеть больше русскоязычных текстов, написанных современным языком на современные темы. Здесь разбирают, как писать о травме, о женском опыте, опыте ЛГБТ-персон или миграции.

Чтобы найти собственный актуальный язык, кураторки решили построить занятия на принципах изменяемости и междисциплинарности. Каждый набор школы отличается от предыдущего: для нового курса составляется своя программа, подбираются темы и эксперты. В 2021 году в школе прошел курс «Адаптация», где студенты занимались не только прозой, но и эссе, сценаристикой, переводом и социологией литературы. А на курсе «Экописьма» студенты, помимо основных занятий по письму, слушали лекции приглашенных художниц и поэтесс.

Помимо междисциплинарности, кураторки придерживаются принципа постоянной практики. Поэтому все занятия школы основаны на исследовании. Вместе со студентами преподавательницы разбирают, как написаны разные тексты, ищут в них литературные приемы, исследуют, как текст и актуальные для школы темы сосуществует с другими видами искусства.

«Да, мы даем задания и проверяем их. Но мы не позиционируем себя как авторитетов. Нам важно исследовать это поле вместе», — говорят преподавательницы. Иногда студенты сами выступают экспертами: студентка курса «Экописьма» Леля Нордик прочла лекцию про экофеминизм, а студенты, родившиеся в разных регионах России, рассказывали про свои локальные или национальные традиции и про то, как о них писать.

У студентов школы есть большое преимущество — возможность публикации. За два года существования в школе вышло несколько сборников: онлайн-антология «Встречи с властью», антология «Возвращение домой», изданная в литературном номере журнала «Искусство кино», сборник про семью «Одной цепью», куда вошли тексты не только студентов школы, но и уже известных писателей — Полины Барсковой, Ксении Букши и других. Студенты школы получают места в арт-резиденциях, их тексты публикуют в литературных журналах. Выпускница школы, журналистка Дарья Благова, готовит к изданию свой роман «Южный ветер».

Кураторки объясняют, что необязательно иметь опыт публикаций и опыт писательства, чтобы учиться в их школе. «Нам интересно работать с людьми, которые никогда не писали. Да, все приходят с разным бэкграундом, но оттого интереснее наблюдать, какой путь развития проходят начинающие авторы», — рассказывают они.

Что говорят основательницы школы

Татьяна Новоселова

менеджерка культурных проектов

Наша глобальная миссия — включить литературу в современный культурный процесс, чтобы наравне с модными спектаклями, выставками и концертами говорили о главных текстах года или десятилетия. Поэтому нам важно видеть у себя в школе людей с экспертизой в разных сферах. На наших курсах училась редакторка издательства «Есть смысл» Юля Петропавловская, с которой мы вместе сделали сборник «Одной цепью». Другая наша студентка — художница Ильмира Болотян — стала приглашенной кураторкой курса экопрозы. Мы рады видеть людей разных профессиональных идентичностей у себя на курсах, потому что они обогащают не только наше сообщество, но и литературный процесс в целом и в перспективе делают современную литературу более видимой в смежных сферах искусства.

Алеся Атрощенко

филологиня

Наши студенты часто говорят, что литературное поле депрессивно и консервативно. В нем правда много токсичности, потому что ресурсов мало, а люди склонны обесценивать свою работу и работу окружающих. Сложилась установка, что изменить что-то трудно и что публиковаться будут только избранные гении. Наш же подход горизонтальный — мы приглашаем студентов вместе подумать над тем, каким языком сегодня можно писать, какие форматы использовать, как сформировать новый рынок литературы.

Евгения Некрасова

писательница

Школа, в первую очередь, — это наш общий очень личный проект. Мы разрабатываем в лабораториях те темы, которые волнуют нас и студентов. Мы общаемся с людьми, читаем, ощущаем нехватку, пустые белые места в литературе — мощный живой кусок реальности есть, литературы пока нет — предлагаем студентам темы для работы и обсуждаем с ними возможные стратегии письма. Так появляется литература. Это кажется правильным. И радует, что за последние два-три года ситуация в русскоязычном литпроцессе немного изменилась: появились новые интересные издательства, журналы, медиа, литагентства, а главное — качественные новые тексты. И мне приятно думать, что наша школа в том числе причастна к этим изменениям.

Creative Writing School


Стоимость

от 1 000 до 33 000 рублей за курс

Формат

онлайн и офлайн

Преподаватели: Майя Кучерская, Наталья Осипова, Ольга Брейнингер, Марина Степнова, Ольга Славникова, Дмитрий Данилов, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Александра Борисенко, Виктор Сонькин, Вера Мильчина

Задача школы: повышение качества русскоязычных текстов

«Пожалуй, наша главная задача — растить профессионалов. Какой путь они выберут — будут детскими писателями, фантастами, поэтами или эссеистами, переводчиками с английского или французского, — не так важно. Главное, чтобы они хорошо делали свое дело — писали точно, выразительно, умно, а переводили грамотно. Над этим мы и работаем», — рассказывает соосновательница школы Майя Кучерская.

Кто делает

Идея открыть школу писательского мастерства у писателя Майи Кучерской появилась вскоре после того, как она побывала в писательской резиденции Айовы. Там находится одна из самых знаменитых магистерских программ для писателей и поэтов. «Много лет я работала литературным критиком. И всякий раз, читая англоязычного автора, удивлялась: почему ему удается сделать текст таким живым, увлекательным, со структурой тоже всегда все в порядке, никакой аморфности, как во многих русских текстах, — энергия, драйв, четкость прорисовки героя. Словно бы существует совсем другая школа, школа письма. Съездив в Айову, я поняла, что так оно и есть. Действительно, любой студент крупного или среднего американского или британского университета может взять курс по creative writing, а может и полностью посвятить себя этому в бакалавриате или магистратуре. Естественно, что в итоге средняя температура по больнице, средний уровень художественного письма оказывается выше. Там писательству учат в массовом порядке, а у нас нет. Ситуацию надо было менять. И мы ее поменяли», — говорит Кучерская.

Проведя несколько интенсивных очных курсов в Москве при Библиотеке имени Тургенева, Майя Кучерская вместе с филологом Натальей Осиповой открыла Creative Writing School.

Как работает школа

Ценности школы лежат на пересечении нескольких идей, одна из которых — поддержка начинающих авторов. «Мы создаем безопасную среду для писателей, никогда не уничтожаем и не ломаем наших студентов, об ошибках говорим мягко, об успехах и удачах — громко. Это работает: мы неоднократно убеждались в том, что, если в первую очередь искать и находить то, что у автора получается, если поддерживать его веру в себя, он растет быстрее», — считает Кучерская.

Другая ценность школы — стремление к профессионализму. Начинающие авторы изучают основы литературной грамотности, разбирают, как устроены художественные тексты. Предпочтение отдается практике, студенты выполняют творческие задания, а получившиеся тексты разбирают с преподавателями.

Сегодня в CWS более 50 курсов. Есть занятия по прозе, поэзии, автофикшну и сценаристике, художественному переводу, курсы для начинающих и продолжающих писателей, а также для детей и взрослых. Есть длинные курсы, на целый год, есть на семестр, есть совсем короткие — на два дня. Занятия проходят как онлайн, так и очно в Москве и в Санкт-Петербурге. Для тех, кто уже работает над рукописью романа, в школе есть формат коучинга: эксперты помогут не только с редактурой, но и подскажут, в каком направлении можно развивать текст.

Лучшие работы студентов публикуются в электронном журнале «Пашня». Один раз в год выходит бумажная версия журнала. Школа сотрудничает и с издательствами. В 2018 году Майя Кучерская вместе с «Редакцией Елены Шубиной» выпустила сборник «Счастье-то какое», куда вошли рассказы как выпускников CWS, так и уже состоявшихся писателей. В 2019 году в «Эксмо» вышел сборник рассказов выпускников CWS «Твист на банке из-под шпрот». На сайте «Горький» регулярно публикуются работы из мастерской перевода.

За семь лет существования школы более 15 выпускников выпустили свои романы в российских издательствах, десятки опубликовали повести и рассказы в литературных журналах.

Что говорит основательница школы

Майя Кучерская

писательница, соосновательница Creative Writing School

Человека можно научить писать художественные тексты. Так же как можно научить играть на пианино, писать картины или говорить по-японски. Доказательством тому являются работы наших выпускников. Огромное количество этих людей пришли, ничего почти не умея и сомневаясь в своем праве на сочинение текстов. В итоге они выросли в профессиональных авторов, а их книги публикуются в лучших российских издательствах.

«Глагол»


Стоимость

от 7 до 36 тысяч рублей за курс, есть бесплатные места

Формат

онлайн

Преподаватели: Арина Бойко, Алла Горбунова, Тата Анастасян, Евгений Бабушкин, Елена Погорелая, Евгений Казачков

Особенности: совмещение креативного мышления и писательских практик

Все занятия строятся на совмещении приемов креативного мышления, теории и практики художественного письма. Студенты не просто изучают литературную базу и читают тексты, но и учатся каждый раз по-новому подходить к письму, дополняя этот процесс практиками по развитию креативности.

Кто делает

Продюсерка и писательница Женя Иванова работала в команде образовательного проекта по развитию креативности Most Creative Camp, запускала издательство Bookmate Originals, училась на нескольких литературных курсах. Женя поняла, что хочет создать новый проект, в котором писатели, драматурги, сценаристы и редакторы буду помогать начинающим авторам написать первые тексты. В 2020 году она запустила школу прозы «Глагол», над которой работает вместе с писательницами Наташей Подлыжняк и Ариной Бойко (соосновательницей журнала «Незнание»).

Самый популярный курс школы — «Курс одного рассказа» — больше похож на интерактивную книгу о креативном письме. Каждый день студенты получают новые задания — например, «сводить» свою героиню или героя на воображаемый прием к психологу, чтобы лучше понять мотивы поступков, или потренироваться описывать ощущения в закрытом инстаграм-аккаунте. Кроме того, студенты изучают теоретическую базу о том, как создавать диалоги и выстраивать драматургию текста. «Курс одного рассказа» длится всего три недели, но за это время студенты успевают написать тексты, которые потом отсылаются в журналы — Esquire, «Прочтение» и другие.

Еще один, более фундаментальный курс «Глагола» — «Базовый курс прозы» — включает 13 занятий. Студенты созваниваются в Zoom два раза в неделю с экспертами из разных сфер: писателями, сценаристами, критиками, редакторами и издателями. Вместе они обсуждают, как найти сюжет для текста, исследуют актуальные способы письма и учатся редактировать собственные работы. Так студенты формируют собственную базу писательских приемов. За время курса каждый студент может написать текст, который войдет в сборник.

Как работает школа

Особенность «Глагола» — отсутствие дистанции между преподавателями и студентами и поддержка на всех этапах работы с текстом. «У начинающего автора есть психологические блоки, люди сомневаются, достойны ли они писать. Многие боятся показывать свой текст, и этот страх обоснован — первые читатели часто безжалостно критикуют работы новичков. Есть и другие проблемы: авторы не знают, куда нести свои тексты, где найти редактора и профессиональную поддержку», — говорят основательницы школы. «Глагол» помогает решить эти проблемы: после обучения студенты обзаводятся контактами писателей и редакторов, могут опубликовать свои рассказы, а также попадают в общий чат выпускников, где публикуется информация об опен-коллах и литературных мероприятиях.

За два года существования «Глагол» выпустил сборники «Любовь во время карантина» с издательством Popcorn Books, «Мир не будет прежним» с благотворительным фондом «Круг», «Куда глаза глядят» со Storytel, а также делал совместные проекты с психологами и музыкантами. Основательницы школы рассказывают, что в планах сделать еще один сборник с опен-коллом и приглашенным ридером, а также запустить летнюю литературную резиденцию.

Что говорят основательницы школы

Наташа Подлыжняк

писательница, продюсерка литературных мероприятий, редакторка

Нам хочется быть школой, преодолевающей литературный снобизм. Когда говорят про литературу, скорее всего, имеют в виду роман, вышедший на бумаге и изданный крупным российским издательством. Мы хотим это поменять: сейчас не хватает DIY-проектов, работающих с узкими жанрами и темами. Есть люди, которые боятся писать о своем опыте, о травме. Если работать с такими текстами, то они могут выйти за рамки дневниковости и стать литературой для читателей. Мы поддерживаем неконвенциональные темы и авторов с разным опытом, публикуем ЛГБТ-писателей — для них у нас на курсах есть отдельные бесплатные места.

Арина Бойко

писательница

В российском литературном поле намечается противостояние между курсами писательского мастерства и академическими программами творческого письма. К нам приходят не только те, кто планирует стать великим автором, но и те, кто просто хочет попробовать писать. Когда ты только учишься, то не понимаешь, как попасть в мир литературных журналов и состоявшихся писателей. Писательские курсы, школы и академические программы нового типа предлагают начинающим авторам мягкое вхождение в этот мир. В нашем случае это, может, не всегда похоже на настоящую конкурентную писательскую среду — например, когда мы издаем сборники итоговых рассказов, куда попадают все выпускники и выпускницы. Такой подход помогает не бросить письмо тем, кто хочет, но боится заниматься литературой.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Куда пойти учиться этой осенью
Куда пойти учиться этой осенью Чтобы найти новую работу и сделать свою жизнь интереснее
Куда пойти учиться этой осенью

Куда пойти учиться этой осенью
Чтобы найти новую работу и сделать свою жизнь интереснее

«Я прохожу много онлайн-курсов»
«Я прохожу много онлайн-курсов» Люди, которые постоянно учатся, — о том, сколько потратили на это времени и денег
«Я прохожу много онлайн-курсов»

«Я прохожу много онлайн-курсов»
Люди, которые постоянно учатся, — о том, сколько потратили на это времени и денег

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест