25 февраля, четверг
Санкт-Петербург
Войти

Из чего состоит спектакль Максима Диденко «Чапаев и Пустота» Разбираем первую работу «брусникинцев» в статусе резидентов театра «Практика»

Из чего состоит спектакль Максима Диденко «Чапаев и Пустота»

18 ноября московский театр «Практика», специализирующийся на постановках по современным текстам, показал премьеру «Чапаев и Пустота» по самому известному роману Виктора Пелевина. Режиссер — неутомимый Максим Диденко, который всего пару месяцев назад выпустил нашумевшего «Черного русского», а в ролях — молодые театральные звезды из Мастерской Брусникина. The Village рассказывает, из каких компонентов собран потенциальный хит «Практики».

«Чапаев и Пустота»


Автор романа: Виктор Пелевин

Режиссер: Максим Диденко

Сценография и костюмы: Галя Солодовникова

Композитор: Иван Кушнир

В ролях: Василий Буткевич, Илья Барабанов, Дмитрий Брусникин, Николай Чиндяйкин

Режиссура Максима Диденко

На сегодняшний день Диденко — чуть ли не самый востребованный молодой режиссер Москвы. Только за последний год он выпустил пантомиму по «Идиоту» Достоевского в Театре наций, поэтический спектакль о Пастернаке в «Гоголь-центре» и независимый интерактивный проект «Черный русский» в настоящем дореволюционном особняке.

Диденко — полиглот от режиссуры. Он чувствует себя своим в разных жанрах исполнительских искусств — перформансе, танце, пантомиме, драме, мюзикле — и произвольно миксует их на сцене. В одном из его последних спектаклей «Пастернак. Сестра моя — жизнь» заглавный герой был разделен на три ипостаси (молодой мужчина, старик и ребенок): один артист отвечал за поэтическую читку, другой — за пение, третий — за пластику. Тот же прием — назовем его «трехстороннее приближение» — Диденко применяет в новой работе по тексту Виктора Пелевина: первый акт — это музыкальный концерт на стихи из романа, второй — драматическая сцена, третий — танец.

Заключительное танцевальное действие — не столько трактовка литературного первоисточника, сколько комментарий к пелевинскому «Чапаеву»: режиссер обыгрывает эклектичную природу текста и его буддистские мотивы. Наблюдая за медленными движениями актеров, зрители должны войти в состояние, похожее на медитацию — вот только мантрой служит не санскритское слово, а строчка из народной песни «Ой, то не вечер». Вполне в духе оригинала.

Роман Виктора Пелевина

В постмодернистском тексте Пелевина продолжилась эволюция Василия Ивановича и Петьки — исторических фигур, превратившихся сначала в эпических героев, а потом и в комический дуэт из анекдотов: Петька стал поэтом-интеллектуалом с буддистской фамилией Пустота, а Чапаев — его духовным наставником. Для Пустоты существуют две реальности — Гражданская война и психиатрическая клиника в России 90-х, и один из этих миров — определенно галлюцинация (Чапаев утверждает, что оба).

«Чапаева и Пустоту» можно читать как популярное изложение буддистской философии — особенно занятно, как персонажи описывают концепцию нирваны, пользуясь аналогиями из криминального мира. Роман, изданный в 1996 году, не так сильно связан со своей эпохой, как, например, «Generation П», а звучащие в спектакле реплики о сталинизме и православии так и вовсе кажутся написанными вчера.

Второпях пересказывать «Чапаева» на сцене, стараясь уложиться в два-три часа, — заведомо провальная затея: такая постановка почти наверняка будет проигрывать первоисточнику. Диденко выбрал, наверное, единственно правильный путь — создать самостоятельное произведение по мотивам Пелевина. Режиссер оставил от романа большую диалоговую сцену, где бандиты из 90-х едят грибы и рассуждают о дуккхе и нирване, стихи Петра Пустоты плюс выдержки из бесед поэта с Чапаевым (в 1920-х) и психиатром (в 1990-х).

«Брусникинцы»

Мастерская Дмитрия Брусникина — группа выпускников Школы-студии МХАТ — еще до окончания института стала любимой молодой труппой театральной Москвы. Руководитель курса Дмитрий Брусникин придерживался стратегии, которая шла вразрез с консервативным укладом творческих вузов: его студенты занимались с успешными режиссерами, играли спектакли по пьесам современных авторов, обучались перформансу, документальному и пластическому театру — словом, осваивали актуальный контекст искусства.

«Брусникинцы» рано вышли на профессиональную сцену: их учебные спектакли то и дело появлялись за пределами Школы-студии — в Центре имени Мейерхольда, «Театре.doc», той же «Практике». В июне 2016 года, через год после вручения дипломов, «Практика» объявила, что предоставит Мастерской резиденцию.

В «Чапаеве» немало серьезных вызовов для артиста: современный танец, пение, огромный драматический эпизод, где вместо нормальных эмоций нужно играть рефлексию человека под веществами. Универсальные актеры Мастерской все это умеют: заслуга Диденко еще и в том, что он сумел за три часа выгодно показать молодую труппу со всех сторон.

Главного героя, Петра Пустоту, играет один из самых узнаваемых «брусникинцев» Василий Буткевич, недавно снявшийся в «Тряпичном союзе», и это безукоризненно точный кастинг: суровые стихи Пустоты эффектно контрастируют с нежной, почти детской внешностью артиста.

Психиатром Тимуром Тимуровичем стал в одном из составов сам Дмитрий Брусникин, что служит поводом для инсайдерских шуточек. «Когда я представляю себе, сколько с вами будет возни, мне становится страшно»: то ли доктор говорит это больным, то ли мастер — ученикам.

Музыка Ивана Кушнира

Композитор Кушнир — бессменный соавтор Максима Диденко. Тандем выпустил два оригинальных мюзикла — «Ленька Пантелеев» по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта и «Хармс. Мыр» на слова обэриута Даниила Хармса.
А еще Кушнир написал роскошные аранжировки народных песен и первого российского гимна для «Черного русского», положил на музыку прозу Бабеля для «Конармии» и стихи Пастернака для «Пастернака», сочинил саундтреки «Идиота» и «Земли». Продюсерская компания Ecstátic, выпустившая «Черный русский», пересмотрела совместные спектакли Кушнира и Диденко и собрала целую музыкальную программу: концерт «Черная свадьба» запланирован на 29 ноября.

В «Чапаеве и Пустоте» основным интересом композитора был первый, вокальный акт: Кушнир создал репертуар вымышленной рок-группы, основываясь на стихах Петра Пустоты.

Пространство и костюмы Гали Солодовниковой

«Чапаев и Пустота» — четвертый совместный проект режиссера Диденко и талантливейшего сценографа Гали Солодовниковой. Художница любит большую форму, и любовь эта взаимная — в ее портфолио немало опер, а это самый дорогой театральный жанр.

Но в «Чапаеве» сценографа ограничивал тесный подвал театра «Практика», и в результате энергия сопротивления помогла Солодовниковой спроектировать одну из лучших своих декораций — лаконичную, остроумную и эффектную. Крошечная сцена превратилась в музыкальную студию, облицованную шипастыми звукопоглощающими панелями: в первом, «песенном» отделении зрители как будто присутствуют на записи альбома. Стоит им уйти на перерыв, и красная комната превращается в точно такую же желтую, а та, в свою очередь — в голубую: каждый цвет соответствует основному настроению акта.

Бывший фэшн-дизайнер, Солодовникова обожает придумывать эксцентричные наряды, и «Чапаев» — не исключение. К примеру, для первого действия художница сочинила костюмы, в которых объединила русскую революцию с мексиканским карнавалом смерти, — микс, достойный Пелевина. 


Фотографии: Даша Трофимова/Театр «Практика»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве
Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве«Какая разница, коммерческий мы проект или некоммерческий?»
Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве

Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве «Какая разница, коммерческий мы проект или некоммерческий?»

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история» Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории

На чем зарабатывают молодые рэперы?
На чем зарабатывают молодые рэперы?Галат, Redo и Букер рассказывают про работу юристом, дизайнером и учебу на философском факультете
На чем зарабатывают молодые рэперы?

На чем зарабатывают молодые рэперы? Галат, Redo и Букер рассказывают про работу юристом, дизайнером и учебу на философском факультете

«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку Родченко
«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку РодченкоПозвонили в музей, который посетил рэпер
«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку Родченко

«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку Родченко Позвонили в музей, который посетил рэпер

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах Петербурга

🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse

Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»

24 главных события этой недели

Первая полоса

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах Петербурга
Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах ПетербургаИ шопинг, и прививка
Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах Петербурга

Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах Петербурга И шопинг, и прививка

🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse
🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в ClubhouseИ дают советы по самопрезентации
🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse

🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse И дают советы по самопрезентации

Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»
Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»
Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»

Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»

24 главных события этой недели
24 главных события этой недели «Турандот» с Анной Нетребко в Мариинке, спецпоказ «Фарго», Тося Чайкина и прощание с баром «Мишка»
24 главных события этой недели

24 главных события этой недели «Турандот» с Анной Нетребко в Мариинке, спецпоказ «Фарго», Тося Чайкина и прощание с баром «Мишка»

Квартира с двумя историческими каминами (Петербург)
Квартира с двумя историческими каминами (Петербург) Бюст Ленина работы Аникушина, мебель XVIII века и минимум современных решений
Квартира с двумя историческими каминами (Петербург)

Квартира с двумя историческими каминами (Петербург) Бюст Ленина работы Аникушина, мебель XVIII века и минимум современных решений

Что школьники думают про 23 Февраля и 8 Марта
Что школьники думают про 23 Февраля и 8 МартаОткрыточки, конфетки и Роза Люксембург
Что школьники думают про 23 Февраля и 8 Марта

Что школьники думают про 23 Февраля и 8 Марта Открыточки, конфетки и Роза Люксембург

«FOMO sapiens»: Как стадный инстинкт заставляет нас покупать ненужное
«FOMO sapiens»: Как стадный инстинкт заставляет нас покупать ненужноеВ том числе инвайты в Clubhouse
«FOMO sapiens»: Как стадный инстинкт заставляет нас покупать ненужное

«FOMO sapiens»: Как стадный инстинкт заставляет нас покупать ненужное В том числе инвайты в Clubhouse

«Необратимость» Гаспара Ноэ

«Необратимость» Гаспара Ноэ

«Необратимость» Гаспара Ноэ

«Необратимость» Гаспара Ноэ

Krng Corp в «Севкабель Порту», российские вина на Добролюбова и Nonino Secret Room
Krng Corp в «Севкабель Порту», российские вина на Добролюбова и Nonino Secret Room
Krng Corp в «Севкабель Порту», российские вина на Добролюбова и Nonino Secret Room

Krng Corp в «Севкабель Порту», российские вина на Добролюбова и Nonino Secret Room

Алло, «Гараж»:
Дорн, Варнава, «Хадн дадн» и «Громыка» отвечают на вопросы The Village о современном искусстве
Спецпроект
Алло, «Гараж»: Дорн, Варнава, «Хадн дадн» и «Громыка» отвечают на вопросы The Village о современном искусстве
Алло, «Гараж»:
Дорн, Варнава, «Хадн дадн» и «Громыка» отвечают на вопросы The Village о современном искусстве
Спецпроект

Алло, «Гараж»: Дорн, Варнава, «Хадн дадн» и «Громыка» отвечают на вопросы The Village о современном искусстве

«Лоно»: Откровенный фем-панк из Петербурга
«Лоно»: Откровенный фем-панк из Петербурга Вокалистка группы Катя Валера — о сингле «Я обязательно выживу», искренности и разговорах с родителями
«Лоно»: Откровенный фем-панк из Петербурга

«Лоно»: Откровенный фем-панк из Петербурга Вокалистка группы Катя Валера — о сингле «Я обязательно выживу», искренности и разговорах с родителями

Кто такие биониклы и с кем они борются
Кто такие биониклы и с кем они борютсяУральский бионикловед и журналисты — о загадках вселенной Bionicle и любимых игрушках
Кто такие биониклы и с кем они борются

Кто такие биониклы и с кем они борются Уральский бионикловед и журналисты — о загадках вселенной Bionicle и любимых игрушках

Главные беседы в Clubhouse за неделю: Дочка Путина, биониклы и гастроскопия 
Главные беседы в Clubhouse за неделю: Дочка Путина, биониклы и гастроскопия Рассказываем о лучших чатах — для тех, у кого нет айфона и времени 
Главные беседы в Clubhouse за неделю: Дочка Путина, биониклы и гастроскопия 

Главные беседы в Clubhouse за неделю: Дочка Путина, биониклы и гастроскопия  Рассказываем о лучших чатах — для тех, у кого нет айфона и времени 

«Лауд» — о новом альбоме «Красный закат», работе на себя, люстре от Антохи МС и влиянии
«Лауд» — о новом альбоме «Красный закат», работе на себя, люстре от Антохи МС и влиянии
«Лауд» — о новом альбоме «Красный закат», работе на себя, люстре от Антохи МС и влиянии

«Лауд» — о новом альбоме «Красный закат», работе на себя, люстре от Антохи МС и влиянии

Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас
Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчасRauf & Faik, «Король и Шут» (!) и другие хиты, которые слушает вся страна
Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас

Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас Rauf & Faik, «Король и Шут» (!) и другие хиты, которые слушает вся страна

«Готов скупить все румяна мира»: Мужчины — о любимой косметике и уходе за собой
«Готов скупить все румяна мира»: Мужчины — о любимой косметике и уходе за собой
«Готов скупить все румяна мира»: Мужчины — о любимой косметике и уходе за собой

«Готов скупить все румяна мира»: Мужчины — о любимой косметике и уходе за собой

Как попасть на логотип Clubhouse?
Как попасть на логотип Clubhouse? И кто этот парень на иконке приложения
Как попасть на логотип Clubhouse?

Как попасть на логотип Clubhouse? И кто этот парень на иконке приложения

Минус 15: Пора покупать шерстяной костюм
Минус 15: Пора покупать шерстяной костюм
Минус 15: Пора покупать шерстяной костюм

Минус 15: Пора покупать шерстяной костюм

5 стратегий, которые помогут решить проблемы с деньгами
5 стратегий, которые помогут решить проблемы с деньгамиКак научиться копить, планировать бюджет и расплатиться с кучей кредитов
5 стратегий, которые помогут решить проблемы с деньгами

5 стратегий, которые помогут решить проблемы с деньгами Как научиться копить, планировать бюджет и расплатиться с кучей кредитов

Подпишитесь на рассылку