Из чего состоит спектакль Максима Диденко «Чапаев и Пустота» Разбираем первую работу «брусникинцев» в статусе резидентов театра «Практика»

Из чего состоит спектакль Максима Диденко «Чапаев и Пустота»

18 ноября московский театр «Практика», специализирующийся на постановках по современным текстам, показал премьеру «Чапаев и Пустота» по самому известному роману Виктора Пелевина. Режиссер — неутомимый Максим Диденко, который всего пару месяцев назад выпустил нашумевшего «Черного русского», а в ролях — молодые театральные звезды из Мастерской Брусникина. The Village рассказывает, из каких компонентов собран потенциальный хит «Практики».

«Чапаев и Пустота»


Автор романа: Виктор Пелевин

Режиссер: Максим Диденко

Сценография и костюмы: Галя Солодовникова

Композитор: Иван Кушнир

В ролях: Василий Буткевич, Илья Барабанов, Дмитрий Брусникин, Николай Чиндяйкин

Режиссура Максима Диденко

На сегодняшний день Диденко — чуть ли не самый востребованный молодой режиссер Москвы. Только за последний год он выпустил пантомиму по «Идиоту» Достоевского в Театре наций, поэтический спектакль о Пастернаке в «Гоголь-центре» и независимый интерактивный проект «Черный русский» в настоящем дореволюционном особняке.

Диденко — полиглот от режиссуры. Он чувствует себя своим в разных жанрах исполнительских искусств — перформансе, танце, пантомиме, драме, мюзикле — и произвольно миксует их на сцене. В одном из его последних спектаклей «Пастернак. Сестра моя — жизнь» заглавный герой был разделен на три ипостаси (молодой мужчина, старик и ребенок): один артист отвечал за поэтическую читку, другой — за пение, третий — за пластику. Тот же прием — назовем его «трехстороннее приближение» — Диденко применяет в новой работе по тексту Виктора Пелевина: первый акт — это музыкальный концерт на стихи из романа, второй — драматическая сцена, третий — танец.

Заключительное танцевальное действие — не столько трактовка литературного первоисточника, сколько комментарий к пелевинскому «Чапаеву»: режиссер обыгрывает эклектичную природу текста и его буддистские мотивы. Наблюдая за медленными движениями актеров, зрители должны войти в состояние, похожее на медитацию — вот только мантрой служит не санскритское слово, а строчка из народной песни «Ой, то не вечер». Вполне в духе оригинала.

Роман Виктора Пелевина

В постмодернистском тексте Пелевина продолжилась эволюция Василия Ивановича и Петьки — исторических фигур, превратившихся сначала в эпических героев, а потом и в комический дуэт из анекдотов: Петька стал поэтом-интеллектуалом с буддистской фамилией Пустота, а Чапаев — его духовным наставником. Для Пустоты существуют две реальности — Гражданская война и психиатрическая клиника в России 90-х, и один из этих миров — определенно галлюцинация (Чапаев утверждает, что оба).

«Чапаева и Пустоту» можно читать как популярное изложение буддистской философии — особенно занятно, как персонажи описывают концепцию нирваны, пользуясь аналогиями из криминального мира. Роман, изданный в 1996 году, не так сильно связан со своей эпохой, как, например, «Generation П», а звучащие в спектакле реплики о сталинизме и православии так и вовсе кажутся написанными вчера.

Второпях пересказывать «Чапаева» на сцене, стараясь уложиться в два-три часа, — заведомо провальная затея: такая постановка почти наверняка будет проигрывать первоисточнику. Диденко выбрал, наверное, единственно правильный путь — создать самостоятельное произведение по мотивам Пелевина. Режиссер оставил от романа большую диалоговую сцену, где бандиты из 90-х едят грибы и рассуждают о дуккхе и нирване, стихи Петра Пустоты плюс выдержки из бесед поэта с Чапаевым (в 1920-х) и психиатром (в 1990-х).

«Брусникинцы»

Мастерская Дмитрия Брусникина — группа выпускников Школы-студии МХАТ — еще до окончания института стала любимой молодой труппой театральной Москвы. Руководитель курса Дмитрий Брусникин придерживался стратегии, которая шла вразрез с консервативным укладом творческих вузов: его студенты занимались с успешными режиссерами, играли спектакли по пьесам современных авторов, обучались перформансу, документальному и пластическому театру — словом, осваивали актуальный контекст искусства.

«Брусникинцы» рано вышли на профессиональную сцену: их учебные спектакли то и дело появлялись за пределами Школы-студии — в Центре имени Мейерхольда, «Театре.doc», той же «Практике». В июне 2016 года, через год после вручения дипломов, «Практика» объявила, что предоставит Мастерской резиденцию.

В «Чапаеве» немало серьезных вызовов для артиста: современный танец, пение, огромный драматический эпизод, где вместо нормальных эмоций нужно играть рефлексию человека под веществами. Универсальные актеры Мастерской все это умеют: заслуга Диденко еще и в том, что он сумел за три часа выгодно показать молодую труппу со всех сторон.

Главного героя, Петра Пустоту, играет один из самых узнаваемых «брусникинцев» Василий Буткевич, недавно снявшийся в «Тряпичном союзе», и это безукоризненно точный кастинг: суровые стихи Пустоты эффектно контрастируют с нежной, почти детской внешностью артиста.

Психиатром Тимуром Тимуровичем стал в одном из составов сам Дмитрий Брусникин, что служит поводом для инсайдерских шуточек. «Когда я представляю себе, сколько с вами будет возни, мне становится страшно»: то ли доктор говорит это больным, то ли мастер — ученикам.

Музыка Ивана Кушнира

Композитор Кушнир — бессменный соавтор Максима Диденко. Тандем выпустил два оригинальных мюзикла — «Ленька Пантелеев» по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта и «Хармс. Мыр» на слова обэриута Даниила Хармса.
А еще Кушнир написал роскошные аранжировки народных песен и первого российского гимна для «Черного русского», положил на музыку прозу Бабеля для «Конармии» и стихи Пастернака для «Пастернака», сочинил саундтреки «Идиота» и «Земли». Продюсерская компания Ecstátic, выпустившая «Черный русский», пересмотрела совместные спектакли Кушнира и Диденко и собрала целую музыкальную программу: концерт «Черная свадьба» запланирован на 29 ноября.

В «Чапаеве и Пустоте» основным интересом композитора был первый, вокальный акт: Кушнир создал репертуар вымышленной рок-группы, основываясь на стихах Петра Пустоты.

Пространство и костюмы Гали Солодовниковой

«Чапаев и Пустота» — четвертый совместный проект режиссера Диденко и талантливейшего сценографа Гали Солодовниковой. Художница любит большую форму, и любовь эта взаимная — в ее портфолио немало опер, а это самый дорогой театральный жанр.

Но в «Чапаеве» сценографа ограничивал тесный подвал театра «Практика», и в результате энергия сопротивления помогла Солодовниковой спроектировать одну из лучших своих декораций — лаконичную, остроумную и эффектную. Крошечная сцена превратилась в музыкальную студию, облицованную шипастыми звукопоглощающими панелями: в первом, «песенном» отделении зрители как будто присутствуют на записи альбома. Стоит им уйти на перерыв, и красная комната превращается в точно такую же желтую, а та, в свою очередь — в голубую: каждый цвет соответствует основному настроению акта.

Бывший фэшн-дизайнер, Солодовникова обожает придумывать эксцентричные наряды, и «Чапаев» — не исключение. К примеру, для первого действия художница сочинила костюмы, в которых объединила русскую революцию с мексиканским карнавалом смерти, — микс, достойный Пелевина. 


Фотографии: Даша Трофимова/Театр «Практика»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве
Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве «Какая разница, коммерческий мы проект или некоммерческий?»
Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве

Луна: От клипов на коленке до аншлага в Москве
«Какая разница, коммерческий мы проект или некоммерческий?»

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история» Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»
Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории

На чем зарабатывают молодые рэперы?
На чем зарабатывают молодые рэперы? Галат, Redo и Букер рассказывают про работу юристом, дизайнером и учебу на философском факультете
На чем зарабатывают молодые рэперы?

На чем зарабатывают молодые рэперы?
Галат, Redo и Букер рассказывают про работу юристом, дизайнером и учебу на философском факультете

«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку Родченко
«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку Родченко Позвонили в музей, который посетил рэпер
«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку Родченко

«Кажется, ему очень понравилось»: Сотрудник МАММ — о визите Канье Уэста на выставку Родченко
Позвонили в музей, который посетил рэпер

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

Первая полоса

Бывшие журналисты «Эха Москвы» запустят новое медиа

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли
Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли
Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

«Я уезжаю прямо сейчас»

Как найти жилье в Ереване
Как найти жилье в Ереване А там вообще осталось что снимать? Квартира или дом? Что с отоплением? Подписывать ли договор?
Как найти жилье в Ереване

Как найти жилье в Ереване
А там вообще осталось что снимать? Квартира или дом? Что с отоплением? Подписывать ли договор?

Мобилизация в России, день восьмой. Что произошло

В США пообещали политическое убежище уклонистам от мобилизации

Латвия объявила режим ЧС на границе с Россией из-за мобилизации

Центр Москвы перекроют 30 сентября из-за митинга в поддержку референдумов

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Срочно в Турцию
Срочно в Турцию Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Турцию

Срочно в Турцию
Экстренный гид по эмиграции

Срочно в Кыргызстан
Срочно в Кыргызстан Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Кыргызстан

Срочно в Кыргызстан
Экстренный гид по эмиграции

Срочно в Сербию
Срочно в Сербию Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Сербию

Срочно в Сербию
Экстренный гид по эмиграции

Коммунальщики и полиция ломают двери в подъездах, чтобы вручить повестки. Об этом написал депутат, но позже удалил пост

Turkish Airlines отменила все рейсы в Сочи, Ростов, Екатеринбург и Минск до 31 декабря 2022 года

Силовики пытали и насиловали гантелей поэта Артема Камардина в центре Москвы — «Новая газета. Европа»

На фоне мобилизации продуктовым магазинам опять рекомендовали не штрафовать поставщиков. Так уже делали после 24 февраля

Госбанки Турции отказались от использования системы «Мир»

«Пограничники знали фамилии и места каждого»: Пятерых петербуржцев не выпустили в Беларусь

Срочно в Казахстан
Срочно в Казахстан Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Казахстан

Срочно в Казахстан
Экстренный гид по эмиграции

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

Apple заблокировала приложения почты Mail.ru и «ВКонтакте» в AppStore

Что происходило в российских военкоматах за день

Границу с Грузией разрешили переходить пешком

The Bell: В аэропортах перестали пропускать мужчин, которые состоят в списках военкомата

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)

В военкоматах Москвы и Петербурга мобилизованных зачисляют в тероборону

В казахстанском кинотеатре переночевали более 200 россиян

«Новая газета»: Более 260 тысяч мужчин покинули Россию после объявления мобилизации

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам

Студент журфака МГУ устроил Z-акцию. Как на это отреагировали его однокурсники и вуз

Россияне продолжают поджигать военкоматы

Срочно в Армению
Срочно в Армению Экстренные советы по эмиграции
Срочно в Армению

Срочно в Армению
Экстренные советы по эмиграции

Срочно в Грузию
Срочно в Грузию Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Грузию

Срочно в Грузию
Экстренный гид по эмиграции

Когда закроют границу? Вот все версии

Кинотеатр в Казахстане предложил ночлег россиянам

Минобрнауки: Аспиранты тоже имеют право на отсрочку от мобилизации

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Росавиация продлила ограничение полетов на юг до 2 октября

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Улицу в Москве назвали в честь Жириновского

Более 790 задержанных: Итоги субботних протестов против мобилизации

Четвертый день мобилизации в России. Собрали несколько историй

«Видите этот гондон?», — блогерка Рина Рамзаева ответила пропагандистам, объясняющим, почему не надо бояться мобилизации

Из AppStore пропало приложение с картами «2ГИС»

Финляндия готовится запретить российским туристам въезжать в страну по любым шенгенским визам. Собрали главное

В Петербурге пришли с обысками к фигурантам дела «Весны», журналистке SOTA и фем-активистке

Студентам-медикам в Петербурге неожиданно заменили плановые предметы на «экстренную хирургию и неотложную помощь»

Журналиста «Соты» выгнали с митинга в поддержку референдумов. Позже к нему пристали двое парней

Уклонистам точно будут давать убежище в Германии — Deutsche Welle

Норвегия приостановила упрощенный визовый режим с Россией

Минобороны: Каких специалистов не коснется мобилизация

Репатриация по телефону. «Сохнут» запустил горячую линию

После резонанса в СМИ в Москве не будут мобилизовать работника Сбербанка, который не служил в армии

ЦБ: Родственникам мобилизованных тоже сделают более лояльные условия погашения кредита