8 августа, понедельник
Москва
Войти

Что происходило с «Гоголь-центром» при Серебренникове The Village вспоминает историю конфликтов вокруг театра и его художественного руководителя

Утром во вторник, 23 мая, дома у художественного руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова начались обыски. Позже стало известно, что следственные мероприятия также проходят и в самом театре. В Следственном комитете заявили, что обыски проводятся по делу о хищении 200 миллионов рублей из бюджетных средств.

Следствие считает, что деньги были похищены «неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации „Седьмая студия“» в период с 2011 по 2014 год. «Седьмая студия» — театральная труппа, созданная Серебренниковым еще до его назначения в Театр имени Гоголя. В 2012 году организация действительно получила бюджетную субсидию в 210 миллионов рублей на три года на развитие другого проекта Серебренникова — «Платформа», базировавшегося с 2011 по 2013 год на «Винзаводе».

Деньги выделили на «развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта „Платформа“». Юрлицо «Седьмой студии» зарегистрировано на Серебренникова в 2011 году. Руководителем организации, согласно уставным документам, является Анна Шалашова — личная помощница режиссера. На «проекты в области театрального искусства» ежегодно выделялось 42,16 миллиона рублей, «проекты в области музыкального искусства» — 5,53 миллиона рублей, «проекты в области хореографического искусства» — 10 миллионов рублей, «проекты в области визуального искусства» — 9,38 миллиона рублей, «лабораторные проекты» — 2,93 миллиона рублей.

Также обыски начались у бывшего руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум, которая возглавляла ведомство как раз в то время, когда проекту Серебренникова выделили средства. Сейчас Апфельбаум руководит РАМТ.

С 2012 года театром и самим Серебренниковым не раз начинали интересоваться правоохранительные органы и различные ведомства. The Village решил вспомнить истории конфликтов вокруг «Гоголь-центра».

2012 год: Смена руководства театра

Серебренникова назначили в «давным-давно погрузившийся в состояние анабиоза» Театр имени Гоголя в августе 2012 года. Это стало очередным театральным назначением возглавляемого тогда Сергеем Капковым департамента культуры Москвы. Аналогичным образом до этого сменилось руководство Театра имени Маяковского, Театра кукол, Центра драматургии и режиссуры, а также Театра имени Ермоловой и театра «Камерный балет „Москва“».

Театральный критик Роман Должанский назвал назначение Серебренникова «программным». По его словам, в данном случае речь шла «о смене самой модели существования подведомственных учреждений культуры».

На посту худрука Серебренников сменил Сергея Яшина, руководившего театром с 1987 года. Коллектив негативно встретил назначение нового руководителя, написав открытое обращение к властям города. По мнению труппы, смена руководства могла привести «к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра» и потере «великих традиций русской театральной школы». Авторы обращения также сетовали на то, что назначение Серебренникова противоречит приказу Минздравсоцразвития, согласно которому «возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования».

Серебренников утверждал, что его не пугают эти претензии, а Капков счел их нерациональными. К сентябрю ситуация обернулась тем, что коллектив театра начал проводить митинги, требуя отставки нового руководства. Сам режиссер все это время находился в Берлине, занимаясь постановкой оперы.

В октябре он вернулся в Москву, провел пресс-конференцию, а также встретился с актерами, пообещав сохранить им работу, социальные гарантии и репертуарный театр. При этом от планов переименования театра в «Гоголь-центр» и проведения других радикальных реформ он отказываться не стал. На этом театральная общественность сочла конфликт исчерпанным. Открытие центра назначили на 2 февраля 2013 года.

2013 год: Угрозы и претензии к «Отморозкам»

Вечером 17 января неизвестный в маске плеснул едкую жидкость в лицо Сергею Филину, художественному руководителю балета Большого театра, когда он подходил к подъезду собственного дома. После нападения Филина госпитализировали с ожогами лица третьей степени. На следующий день Серебренников заявил, что ему начали поступать угрозы. «В контексте происшедшего с Сергеем Филиным. Мне давно шлют угрозы. Давно и много. И мне шлют, и Алексею Малобродскому, директору „Гоголь-центра“. Сегодня стало известно, что материалы переданы в правоохранительные органы и расследование начато», — рассказывал он.

«Гоголь-центр» открылся 2 февраля спектаклем «00:00». Театр начали позиционировать как центр, в котором сосуществуют четыре резидента: «Седьмая студия» Серебренникова, студия Soundrama, танц-компания «Диалог-данс» и актеры Театра имени Гоголя.

Уже через месяц работой театра впервые заинтересовалась полиция. Главное управление МВД по Москве 1 марта начало проверку содержания спектакля «Отморозки», поставленного Серебренниковым по книге Захара Прилепина «Санькя», в связи с обращением Московского общественного совета по нравственности и социально-значимой информации.

«В течение двух месяцев меня вызывали в прокуратуру в связи с попытками вменить нарушения трудового законодательства, что, конечно, делалось по доносам и „письмам трудящихся“. А накануне открытия меня снова вызвали в прокуратуру и дали ознакомиться с жалобами на порочное содержание и тлетворное влияние наших спектаклей. Притом что „Гоголь-центр“ еще не был открыт и ни одного спектакля еще показано не было. Но пишущим уже заранее было понятно, что мы собираемся сеять разврат и пропагандировать гомосексуализм и педофилию», — утверждал директор театра.

Он рассказал, что полицейские попытались получить у него запись спектакля, на что Малобродский ответил, что не располагает записью спектакля. Реакции на это со стороны МВД не последовало.

Уже во время обысков в 2017 году Малобродский заявит, что жалобы в правоохранительные органы не прекращались с момента переименования Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр».

«Мы вынуждены были отвечать на самые разные жалобы, в том числе анонимки. Одни видели экстремизм в спектакле „Отморозки“, поставленном по книге „Санькя“ Захара Прилепина, другие негодовали по поводу голых тел на сцене в ряде спектаклей, третьи жаловались следователям на то, что мы предаем традиции русского психологического театра», — отметил Малобродский.

В июле 2013 года работами Серебренникова заинтересовался Следственный комитет. Спектакль «Человек-подушка», впервые вышедший в МХТ имени Чехова в 2007 году, неожиданно решили проверить на предмет педофилии. Режиссер дал письменные объяснения следователю на наличие в постановке «сцен педофилии» и сцен «насилия с участием детей». Координатор коалиции «За нравственность» Иван Дьяченко утверждал, что проверка спектакля началась по его инициативе. Он рассказал, что члены движения не хотели, «чтобы дети участвовали в тех спектаклях, где применяется насилие, нецензурная брань производится, где различные сцены, половые акты и так далее». В результате им удалось сорвать постановку.

Под конец года произошел еще один скандал. Капков потребовал отменить показ в «Гоголь-центре» фильма о Pussy Riot под названием «Показательный процесс: История „Пусси Райот“». В своем письме Серебренникову глава департамента ссылался на то, что «данное мероприятие не является частью официально утвержденной афиши», а «государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества».

Позже Серебренников рассказал, что опубликовал письмо, «чтобы объяснить публике, по какой причине мы отменили мероприятие». Он заявил, что «мог не подчиниться и на следующий день подать заявление об уходе», но решил, «что хлопать дверью из-за не моего фильма, который я, честно говоря, не видел, и дискуссии, хоть и важной, но организованной нами экстренно, вне программы, — было бы глупо».

2015 год: Смена директора и «Золотая маска»

В начале года происходят два значимых для театра события. 2 марта после двух лет совместной работы с Серебренниковым пост директора «Гоголь-центра» покидает Малобродский. Почему — неизвестно. По официальной версии, он написал заявление об увольнении самостоятельно, однако источник «Интерфакса» тогда утверждал, что «Малобродский уволен по итогам проверки, которая прошла в театре в конце прошлого года (2014 года. — Прим. ред.)». Основные претензии к Малобродскому якобы были связаны с «хозяйственной деятельностью» «Гоголь-центра».

На его место назначили телеведущую Анастасию Голуб. Объявивший об этом Капков через восемь дней сам покинул свою должность, а в Москве, по мнению комментаторов, началась эпоха реакции.

Назначенный на должность главы Депкульта Александр Кибовский, ранее руководивший департаментом культурного наследия Москвы, уже в апреле заявил о претензиях к театру. По его словам, к началу 2015 года долги «Гоголь-центра» составляли 80 миллионов рублей.

«Известия» объясняли задолженность конфликтом между Серебреннниковым и Малобродским, сам бывший директор эти обвинения отрицал. Он также говорил, что долгов у театра не было. «У „Гоголь-центра“ никогда, с момента основания и до 1 марта сего года, не было долга в 80 миллионов рублей. Никогда», — говорил бывший директор.

Параллельно с этим Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева проводил проверку нескольких спектаклей режиссеров Константина Богомолова, еще в 2013-м подвергавшегося критике за постановку «Идеальный муж. Комедия», и Серебренникова. Внимание НИИ привлекли «Мертвые души» в «Гоголь-центре», «Карамазовы» в МХТ и «Борис Годунов» в «Ленкоме» Богомолова. Проверка должна была установить, соответствуют ли режиссерские интерпретации постановок замыслу авторов. Ее результаты так и не были опубликованы.

Через месяц после этого стало известно, что районные отделения прокуратуры Москвы начали требовать от столичных театров, в том числе «Гоголь-центра», предоставить информацию об их репертуарах. Ранее в Генпрокуратуру обратился независимый фонд развития культуры «Искусство без границ», попросив проверить театры на предмет использования в постановках «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

В июле Голуб покинула театр по собственному желанию, проработав на должности гендиректора всего пять месяцев. Исполняющим обязанности директора хотели назначить Серебренникова, однако он отказался, заявив: «Чтобы быть директором, надо разбираться в экономике и многих других вопросах». Тем не менее в октябре худрук соглашается с предложением совета директоров театра возглавить «Гоголь-центр».

Тогда же Серебренников сообщил об отказе театра принимать участие в конкурсе «Золотая маска». «Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли», — писал худрук.

Несмотря на то что в августе 2015 года департамент культуры отказался погашать долги «Гоголь-центра», уже в феврале 2017-го Серебренников утверждал, что в 2016 году театр превысил государственное задание по посещаемости и количеству мероприятий. По его словам, «с каждого вложенного государством рубля театр заработал два».


Фотографии: Гоголь-центр

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон
«Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон Опера на тексты аутистов, спектакль Кирилла Серебренникова по Захару Прилепину, Льюис Кэрролл в бобровой шкуре и нидерландская хореография — The Village разобрался в весенней программе «Платформы».
«Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон

«Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон
Опера на тексты аутистов, спектакль Кирилла Серебренникова по Захару Прилепину, Льюис Кэрролл в бобровой шкуре и нидерландская хореография — The Village разобрался в весенней программе «Платформы».

Роман Супер — о «Гоголь-центре» и жестокой Москве
Роман Супер — о «Гоголь-центре» и жестокой Москве Интересные люди в Москве и Петербурге говорят с The Village о своих любимых местах в городе
Роман Супер — о «Гоголь-центре» и жестокой Москве

Роман Супер — о «Гоголь-центре» и жестокой Москве
Интересные люди в Москве и Петербурге говорят с The Village о своих любимых местах в городе

Как начать разбираться в современном театре
Как начать разбираться в современном театре Самые актуальные московские театры, режиссёры и универсальные постановки для любого уровня подготовки
Как начать разбираться в современном театре

Как начать разбираться в современном театре
Самые актуальные московские театры, режиссёры и универсальные постановки для любого уровня подготовки

Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова
Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова Анализируем одну из главных театральных премьер весны
Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова

Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова
Анализируем одну из главных театральных премьер весны

Тэги

Новое и лучшее

Со всех ног: 9 российских брендов кед и кроссовок

Где покупать базовые футболки прямо сейчас

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

Что происходит с магазинами H&M, Zara, Uniqlo и другими

The Village становится платным

Первая полоса

В Москве отменили концерт группы «АлоэВера»

Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться
Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться
Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться

Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться

Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов
Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов
Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов

Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов

Финляндия ограничит выдачу виз россиянам, приезжающим в страну только для транзита

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

Фото дня: Плакат в московском метро об опасности VPN (с ворами в масках анонимусов!)

«Яндекс Маркет» торгует подделками акул из IKEA. На них вместо бренда написано Shao Hui

YouTube заблокировал канал «Ростеха»

Цифра дня: Сколько сайтов заблокировали и удалили после начала ***** в России

Ротонда: Строительная компания RBI запретила использовать в рекламе жилого комплекса его название — «Миръ»

Акция дня: 35 деревянных крестов во Всеволожске, означающие фразу «Нет *****»

Wildberries создаст новый сервис для борьбы с контрафактом

В России выявили более 20 тысяч новых случаев COVID-19 впервые c конца марта

Предложение дня: Запретить рэп в России

Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России
Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России
Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России

Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»
«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку» Топ-10 цитат из предполагаемого «ЖЖ» бывшей жены Путина 
«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»
Топ-10 цитат из предполагаемого «ЖЖ» бывшей жены Путина 

Группа депутатов и сенаторов потребовала уволить ведущих Урганта и Васильева и режиссера Молочникова

Мосгорсуд оставил политика Илью Яшина в СИЗО по делу о «фейках»

Минтруд поможет россиянкам справиться со «стеклянным потолком» и неравенством

Владелец «Л’Этуаль» выкупил косметическую сеть «Подружка»

В Москве-реке появилось нефтяное пятно. Прокуратура начала проверку

Долги россиян за услуги ЖКХ выросли до 804,5 миллиарда рублей

Сервис Patreon и платформу для проверки письма Grammarly заблокировали в России

La Repubblica: Анатолия Чубайса выписали из больницы на Сардинии

Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР
Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР Отрывок из книги «Дни освобождения. Laibach и Северная Корея»
Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР

Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР
Отрывок из книги «Дни освобождения. Laibach и Северная Корея»

МЧС предупредило москвичей о грозе, сильном ливне и ветре 7 августа

В России впервые с конца марта выявили более 19 тысяч случаев COVID-19 за сутки

Полиция Калуги задержала журналиста из-за комментария его коллеги под постом Дмитрия Медведева

Болгария продолжит выдавать туристические визы россиянам

Роскомнадзор заблокировал интернет-портал Сахалина sаkh.соm

Цитата дня: Иван Ургант — о требовании уволить его с Первого канала

«Кухня на районе» накормит одиноких пенсионеров горячими обедами

Посольство Латвии приостановило выдачу любых виз россиянам

Сыр Oltermanni будет выпускаться под брендом Laplandia в России

Подкаст «Снова никогда» заблокировали за «фейки» про Украину

Эфиопия возобновит авиасообщение с Россией с 23 августа

Мундепа из Петербурга обвинили в «дискредитации» армии за пост, написанный до принятия соответствующего закона

В речи музыканта Юрия Шевчука не нашли «дискредитации армии»

IKEA добавила в зону доставки десять городов России

Жители Грузии требуют ввести визовый режим с Россией. Петицию подписали 18 тысяч человек

«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»
«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы» Сибирский рэпер Саша Огородников — о переезде в Ереван и перспективах российской музыки
«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»

«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»
Сибирский рэпер Саша Огородников — о переезде в Ереван и перспективах российской музыки

В России впервые с апреля выявили более 18 тысяч случаев COVID-19 за сутки

Расследование: Кремль попросил СМИ сравнивать боевые действия в Украине с Первой мировой войной

Американский производитель принтеров Lexmark продал бизнес в России

Купальный сезон в Москве продлится до середины августа

«РБК»: Банки перестали получать деньги на продвижение карт «Мир», потому что в России нет конкуренции

YouTube удалил канал блогера Дмитрия «Гоблина» Пучкова за «нарушение правил сообщества»

Суд заочно арестовал редактора The Insider Романа Доброхотова по делу о незаконном пересечении границы

Третьяковскую галерею снова эвакуировали из-за сообщения о минировании

В центре Москвы задержали активиста с плакатом «Прощай, немытая Россия»

Минпромторг убрал из списка параллельного импорта Renault и добавил Giorgio Armani, Yves Saint Laurent и Lancome

Двадцатилетнюю активистку из Петербурга объявили в федеральный розыск. Силовики ищут ее по детскому фото

Sony и Microsoft хотят заблокировать турецкие карты, чтобы россияне не оплачивали ими игры и подписки

Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок
Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок Рассказывает клинический психолог Татьяна Павлова
Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок

Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок
Рассказывает клинический психолог Татьяна Павлова

Экс-замглавы Минпросвещения Марина Ракова признала вину в рамках «дела ректоров»

Баскетболистку Грайнер приговорили к девяти годам колонии по делу о контрабанде наркотиков

С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны
С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны
С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны

С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны

Суд постановил уничтожить iPhone, на который петербурженка сфотографировалась в трусах на фоне собора

«Вкусно — и точка» возобновит работу кафе с 11 августа