2 июля, суббота
Санкт-Петербург
Войти

«Мозаика»: Расследование методом свайпа Как Стивен Содерберг сузил формат телесериала с малых экранов до дисплея айфона

В конце января на телеканале HBO вышел сериал «Мозаика» Стивена Содерберга (в России его официально показывает Amediateka). Еще в ноябре владельцы айфонов могли скачать интерактивную версию сериала в форме мобильного приложения, где ход расследования задавался самим пользователем — ему предлагалось выбрать, каким образом будет рассказан сюжет.

По просьбе The Village Никита Лаврецкий посмотрел «Мозаику» и рассказал, удался ли Содербергу эксперимент, реализованный в эпоху свайпа.

Текст: Никита Лаврецкий

Состоятельная детская писательница Оливия Лейк (Шэрон Стоун, сияющая в роли одновременно статной и инфантильной, опытной и импульсивной героини) уже давно не издавала новых книжек и теперь живет в одиночестве в большом поместье, где время от времени устраивает вечеринки и благотворительные приемы. В жизни Оливии присутствуют несколько непохожих друг на друга мужчин: старый друг — гей Джей-Си; приемный сын Майкл, владеющий поместьем по соседству; молодой иллюстратор Джоэл, на которого Оливия запала «буквально на пять минут», после чего предложила пожить в ее студии при условии помощи по хозяйству; наконец, упавший с неба мутный бизнесмен Эрик, который делает Оливии предложение. Во время новогодней вечеринки в поместье происходит убийство, и расследование, продолжающееся несколько лет, предлагает по очереди несколько версий произошедшего — каждую более правдоподобную, чем предыдущую. Новизна мультимедийного проекта «Мозаика», выпущенного еще в ноябре в виде мобильного приложения, а в январе показанного в виде мини-сериала на HBO, состоит в том, что вопрос, насколько глубоко стоит копать до финальной истины, остается за зрителем.

Детективный сценарий голливудского драматурга Эда Соломона («Люди в черном», «Иллюзия обмана») выглядит довольно простецким по общелитературным меркам, но здесь куда более важна не сама история, а то, как он рассказана: за постановку отвечает вечный вундеркинд Стивен Содерберг (не только самый молодой в истории лауреат каннской «Пальмовой ветви», но и единственный режиссер, получивший сразу две оскаровские номинации в один год). По сюжету Оливия Лейк прославилась за счет книги с картинками «Чей лес?», которую можно читать с двух разных сторон: сначала с точки зрения охотника, а потом с точки зрения медведя, — и получать две версии одной и той же истории. Еще более точно описывает модель, по которой работает приложение Содерберга, тематический парк, который Оливия разбила в своем поместье: дети, приехавшие на экскурсию, выбирают тропинку, соответствующую одной из версий истории, правда, все равно приходят в одну и ту же конечную точку. У пользователей приложения «Мозаика» также нет возможности повлиять на происходящие по сюжету события, и их зрительская свобода сводится к выбору порядка просмотра получасовых видеофрагментов, сконцентрированных вокруг того или иного персонажа. К счастью, практически каждый из живых, прекрасно сыгранных здешних героев, способен вызвать искренний интерес и симпатию.

Еще время от времени в углу экрана появляется иконка «открытия» — «открытиями» здесь называют дополнительные материалы, которые призваны дополнять историю. Если нажать на иконку, основной видеопоток останавливается на паузу, и поверх него отображается либо документ, либо аудиозапись, либо еще одно видео. Этот повествовательный прием напоминает о бесконечных сносках в романе Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка», но если Уоллес заполнил ни больше ни меньше 100 страниц книги пояснениями, которые брали на себя непосильную задачу хоть как-то приблизиться к описанию бесконечно сложной правды постмодернистского мира, то Содерберг включает в приложение лишь два-три телефонных сообщения, пару вырезок из газет и один правительственный документ — о самостоятельной зрительской интерпретации большого количества данных речи особо не идет. Увы, Содерберга такого плана неоднозначность, кажется, никогда и не интересовала: вопреки заявке на интерактивность и субъективность восприятия, в качестве единственной концовки он предлагает посмотреть на предельно объективный флешбэк, самым однозначным образом раскрывающий основную интригу повествования.

Стивен Содерберг в своей карьере довольно часто переступал границы хорошего вкуса ради острых жанровых ощущений. Его триллер «Побочный эффект» нагромождал сюжетные твисты друг на друга до степени какофонии, и даже в развязке в остальном предельно сдержанного детектива «Пузырь» он умудрился зайти на территорию низкопробного бульварного чтива. (И все же «Пузырь» — это самый недооцененный шедевр режиссера. Серьезно — посмотрите «Пузырь».) Тем удивительнее, что к моменту долгожданного попадания на телеэкран из «Мозаики» совершенно магическим образом пропали наиболее разоблачительные элементы, позволяя самой интересной и пугающей версии событий продолжать таиться где-то в глубокой повествовательной тени — за счет полунамеков и оставшихся без ответов зрительских вопросов.

Как и стоит ожидать от работы одного из больших адептов цифрового кино, визуальная сторона «Мозаики» по-настоящему захватывает дух. При этом в отличие от, скажем, Паоло Соррентино, использовавшего чисто киношные приемы в своем не менее впечатляющем «Молодом папе», Стивен Содерберг, традиционно сам лично выступающий в качестве оператора и монтажера, сознательно делает кино специально для малых экранов (включая экраны даже меньшие, чем телевизионный). Чуть ли не впервые в истории такие ограничения не делают картинку более плоской, а, напротив, задают совершенно новую и эффектную эстетику. Сцены наполнены крупными планами лиц героев и кадрами, раскрашенными практически в однотонные цвета, и при этом у Содерберга остается пространство для поэзии: простые длинные планы в точные моменты подменяются невротическим монтажом, а строгая статичная камера — трясущимися руками оператора.

В явную пользу телеверсии служит тот факт, что на экране пошире, чем у айфона и айпада, визуальное мастерство режиссера ничуть не блекнет, а однозначно только выигрывает. Не говоря уже о том, что за счет своей изящной недосказанности телеверсия этого новаторского проекта парадоксальным образом оказывается даже более интерактивной, чем версия в виде приложения. Но этот выбор, как и все другие, понятное дело, остается за зрителем.


Фотографии: HBO

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту
The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту «Этично ли создавать парк, где люди могут творить все что угодно даже по отношению к роботам?»
The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту

The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту
«Этично ли создавать парк, где люди могут творить все что угодно даже по отношению к роботам?»

Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга
Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга Камбэк одного из лучших людей в Голливуде. Разбираемся, за что любят Содерберга и что в нем особенного
Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга

Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга
Камбэк одного из лучших людей в Голливуде. Разбираемся, за что любят Содерберга и что в нем особенного

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода 17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?

«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли»
«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли» Харьковские рок-звезды продолжают воспевать молодость, не забывая о важности самоиронии
«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли»

«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли»
Харьковские рок-звезды продолжают воспевать молодость, не забывая о важности самоиронии

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку