«Мозаика»: Расследование методом свайпа Как Стивен Содерберг сузил формат телесериала с малых экранов до дисплея айфона

В конце января на телеканале HBO вышел сериал «Мозаика» Стивена Содерберга (в России его официально показывает Amediateka). Еще в ноябре владельцы айфонов могли скачать интерактивную версию сериала в форме мобильного приложения, где ход расследования задавался самим пользователем — ему предлагалось выбрать, каким образом будет рассказан сюжет.

По просьбе The Village Никита Лаврецкий посмотрел «Мозаику» и рассказал, удался ли Содербергу эксперимент, реализованный в эпоху свайпа.

Текст: Никита Лаврецкий

Состоятельная детская писательница Оливия Лейк (Шэрон Стоун, сияющая в роли одновременно статной и инфантильной, опытной и импульсивной героини) уже давно не издавала новых книжек и теперь живет в одиночестве в большом поместье, где время от времени устраивает вечеринки и благотворительные приемы. В жизни Оливии присутствуют несколько непохожих друг на друга мужчин: старый друг — гей Джей-Си; приемный сын Майкл, владеющий поместьем по соседству; молодой иллюстратор Джоэл, на которого Оливия запала «буквально на пять минут», после чего предложила пожить в ее студии при условии помощи по хозяйству; наконец, упавший с неба мутный бизнесмен Эрик, который делает Оливии предложение. Во время новогодней вечеринки в поместье происходит убийство, и расследование, продолжающееся несколько лет, предлагает по очереди несколько версий произошедшего — каждую более правдоподобную, чем предыдущую. Новизна мультимедийного проекта «Мозаика», выпущенного еще в ноябре в виде мобильного приложения, а в январе показанного в виде мини-сериала на HBO, состоит в том, что вопрос, насколько глубоко стоит копать до финальной истины, остается за зрителем.

Детективный сценарий голливудского драматурга Эда Соломона («Люди в черном», «Иллюзия обмана») выглядит довольно простецким по общелитературным меркам, но здесь куда более важна не сама история, а то, как он рассказана: за постановку отвечает вечный вундеркинд Стивен Содерберг (не только самый молодой в истории лауреат каннской «Пальмовой ветви», но и единственный режиссер, получивший сразу две оскаровские номинации в один год). По сюжету Оливия Лейк прославилась за счет книги с картинками «Чей лес?», которую можно читать с двух разных сторон: сначала с точки зрения охотника, а потом с точки зрения медведя, — и получать две версии одной и той же истории. Еще более точно описывает модель, по которой работает приложение Содерберга, тематический парк, который Оливия разбила в своем поместье: дети, приехавшие на экскурсию, выбирают тропинку, соответствующую одной из версий истории, правда, все равно приходят в одну и ту же конечную точку. У пользователей приложения «Мозаика» также нет возможности повлиять на происходящие по сюжету события, и их зрительская свобода сводится к выбору порядка просмотра получасовых видеофрагментов, сконцентрированных вокруг того или иного персонажа. К счастью, практически каждый из живых, прекрасно сыгранных здешних героев, способен вызвать искренний интерес и симпатию.

Еще время от времени в углу экрана появляется иконка «открытия» — «открытиями» здесь называют дополнительные материалы, которые призваны дополнять историю. Если нажать на иконку, основной видеопоток останавливается на паузу, и поверх него отображается либо документ, либо аудиозапись, либо еще одно видео. Этот повествовательный прием напоминает о бесконечных сносках в романе Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка», но если Уоллес заполнил ни больше ни меньше 100 страниц книги пояснениями, которые брали на себя непосильную задачу хоть как-то приблизиться к описанию бесконечно сложной правды постмодернистского мира, то Содерберг включает в приложение лишь два-три телефонных сообщения, пару вырезок из газет и один правительственный документ — о самостоятельной зрительской интерпретации большого количества данных речи особо не идет. Увы, Содерберга такого плана неоднозначность, кажется, никогда и не интересовала: вопреки заявке на интерактивность и субъективность восприятия, в качестве единственной концовки он предлагает посмотреть на предельно объективный флешбэк, самым однозначным образом раскрывающий основную интригу повествования.

Стивен Содерберг в своей карьере довольно часто переступал границы хорошего вкуса ради острых жанровых ощущений. Его триллер «Побочный эффект» нагромождал сюжетные твисты друг на друга до степени какофонии, и даже в развязке в остальном предельно сдержанного детектива «Пузырь» он умудрился зайти на территорию низкопробного бульварного чтива. (И все же «Пузырь» — это самый недооцененный шедевр режиссера. Серьезно — посмотрите «Пузырь».) Тем удивительнее, что к моменту долгожданного попадания на телеэкран из «Мозаики» совершенно магическим образом пропали наиболее разоблачительные элементы, позволяя самой интересной и пугающей версии событий продолжать таиться где-то в глубокой повествовательной тени — за счет полунамеков и оставшихся без ответов зрительских вопросов.

Как и стоит ожидать от работы одного из больших адептов цифрового кино, визуальная сторона «Мозаики» по-настоящему захватывает дух. При этом в отличие от, скажем, Паоло Соррентино, использовавшего чисто киношные приемы в своем не менее впечатляющем «Молодом папе», Стивен Содерберг, традиционно сам лично выступающий в качестве оператора и монтажера, сознательно делает кино специально для малых экранов (включая экраны даже меньшие, чем телевизионный). Чуть ли не впервые в истории такие ограничения не делают картинку более плоской, а, напротив, задают совершенно новую и эффектную эстетику. Сцены наполнены крупными планами лиц героев и кадрами, раскрашенными практически в однотонные цвета, и при этом у Содерберга остается пространство для поэзии: простые длинные планы в точные моменты подменяются невротическим монтажом, а строгая статичная камера — трясущимися руками оператора.

В явную пользу телеверсии служит тот факт, что на экране пошире, чем у айфона и айпада, визуальное мастерство режиссера ничуть не блекнет, а однозначно только выигрывает. Не говоря уже о том, что за счет своей изящной недосказанности телеверсия этого новаторского проекта парадоксальным образом оказывается даже более интерактивной, чем версия в виде приложения. Но этот выбор, как и все другие, понятное дело, остается за зрителем.


Фотографии: HBO

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту
The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту «Этично ли создавать парк, где люди могут творить все что угодно даже по отношению к роботам?»
The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту

The Village смотрит «Мир Дикого Запада» со специалистом по искусственному интеллекту
«Этично ли создавать парк, где люди могут творить все что угодно даже по отношению к роботам?»

Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга
Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга Камбэк одного из лучших людей в Голливуде. Разбираемся, за что любят Содерберга и что в нем особенного
Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга

Пошлость, криминал и игры в жанр: Без чего нельзя представить фильмы Стивена Содерберга
Камбэк одного из лучших людей в Голливуде. Разбираемся, за что любят Содерберга и что в нем особенного

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода 17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?

«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли»
«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли» Харьковские рок-звезды продолжают воспевать молодость, не забывая о важности самоиронии
«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли»

«Занюхал ее пусси — это райские спиды»: Из чего состоит новый релиз «Пошлой Молли»
Харьковские рок-звезды продолжают воспевать молодость, не забывая о важности самоиронии

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей

Как провести последнюю неделю июля в Москве

16 новых кофеен, о которых вы могли не знать

Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей

«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение

Первая полоса

«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей
«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей Выяснили, как с августа изменятся цены и вызов такси
«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей

«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей
Выяснили, как с августа изменятся цены и вызов такси

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

16 новых кофеен, о которых вы могли не знать
16 новых кофеен, о которых вы могли не знать И куда точно стоит зайти
16 новых кофеен, о которых вы могли не знать

16 новых кофеен, о которых вы могли не знать
И куда точно стоит зайти

Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей
Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей Куда идти за грибами в Подмосковье
Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей

Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей
Куда идти за грибами в Подмосковье

«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение
«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение Эстетика «Остаться в живых» и квесты в духе «Последнего героя»
«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение

«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение
Эстетика «Остаться в живых» и квесты в духе «Последнего героя»

Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших
Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших Рассказываем про новую поп-звезду — скоро его будут слушать все
Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших

Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших
Рассказываем про новую поп-звезду — скоро его будут слушать все

Кровавая луна над Москвой
Кровавая луна над Москвой Собрали сделанные в выходные фото с огромной красной луной на фоне многоэтажек
Кровавая луна над Москвой

Кровавая луна над Москвой
Собрали сделанные в выходные фото с огромной красной луной на фоне многоэтажек

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange
Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange Идеальная база гардероба и ретро-узоры
Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange

Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange
Идеальная база гардероба и ретро-узоры

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Как научиться отдыхать
Как научиться отдыхать И делать это не только в отпуске
Как научиться отдыхать

Как научиться отдыхать
И делать это не только в отпуске

Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона
Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона Что слушать, читать и смотреть в выходные
Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона

Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Пришел, увидел, полюбил
Промо
Пришел, увидел, полюбил Как выбрать планшет для работы и развлечений
Пришел, увидел, полюбил
Промо

Пришел, увидел, полюбил
Как выбрать планшет для работы и развлечений

Почему «Тед Лассо» — один из лучших сериалов года (опять)
Почему «Тед Лассо» — один из лучших сериалов года (опять) Продолжение истории футбольного клуба «Ричмонд» и его неунывающего тренера
Почему «Тед Лассо» — один из лучших сериалов года (опять)

Почему «Тед Лассо» — один из лучших сериалов года (опять)
Продолжение истории футбольного клуба «Ричмонд» и его неунывающего тренера

Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло?
Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло? Спросили об этом у юриста
Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло?

Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло?
Спросили об этом у юриста

Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:
Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:
Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:

Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:

«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него
«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него «Обида — она тогда обида, когда ты обижаешься»
«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него

«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него
«Обида — она тогда обида, когда ты обижаешься»

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки
Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки Впрочем, к магазину блогера все еще есть вопросы
Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки

Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки
Впрочем, к магазину блогера все еще есть вопросы

От владельца ларька до карьерного потолка
Спецпроект
От владельца ларька до карьерного потолка Найди свое место в ритейле
От владельца ларька до карьерного потолка
Спецпроект

От владельца ларька до карьерного потолка
Найди свое место в ритейле

Подпишитесь на рассылку