Фотограф, философ, искусствовед и директор музея — о скандале вокруг выставки Стёрджеса И о том, имеют ли общественные организации право закрывать экспозиции

На выходных некоммерческая организация «Офицеры России» принудила Центр фотографии имени братьев Люмьер закрыть выставку Джока Стёрджеса — активистов возмутили снимки обнаженных детей на экспозиции. «Офицеры» заблокировали вход в галерею, а один из участников акции облил работу фотографа мочой. Ранее сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова требовали проверить выставку на предмет детской порнографии, но «Офицеры России» не стали дожидаться результатов экспертизы. The Village поговорил с философом, искусствоведом, директором музея современного искусства «Гараж» и фотографом, чтобы узнать, почему Стёрджес снимал обнаженных детей и кто дал право общественным организациям закрывать экспозиции.

Антон Белов
директор музея современного искусства «Гараж»
На попытки погромов администрация музея должна реагировать вызовом охранной службы и представителей полиции. После того как стражи порядка эту ситуацию пресекут, музей должен продолжить работать в прежнем режиме, ведь он работает, соблюдая законы Российской Федерации, включая правила возрастного ценза. Кроме того, работники музея, безусловно, способны понять, что является искусством, а что не является.
Нужно обращать внимание на такие акции: если мы будем подобным явлениям потворствовать, общество докатится до очень плохих вещей. Здесь можно вспомнить опыт Германии — недавно журналист Илья Клишин вспомнил у себя в фейсбуке, как группа людей перекрыла там доступ к одному из магазинов и добилась того, что владелец уволил всех евреев. Все это закончилось для мировой истории холокостом.
Если происходит погром, музейное сообщество должно вступиться за пострадавшую организацию. Это не дело каких-то непонятных НКО — решать, что можно выставлять в музее, а что нет. Если кто-то хочет поставить под сомнение художественную ценность выставки, они всегда могут сделать это в СМИ и интернете — эти площадки созданы для дискуссий. Кроме того, есть компетентные органы, которые могут решать, является ли выставка порнографией или нет.
Я не могу осудить Центр братьев Люмьер за закрытие выставки, потому что они являются маленькой частной организацией — не такой крупной, как «Гараж» или, например, Эрмитаж, которые сильнее остальных защищены от подобных нападок. Понятно, что центру тяжело сопротивляться давлению. Они закрыли выставку, чтобы иметь хоть какую-то возможность работать дальше. Я их решение не поддерживаю, но, с другой стороны, обкладываться юристами и вести долгую законную борьбу с теми, кто пользуется незаконными методами, — это неподходящее занятие для маленького выставочного пространства.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.