«В будущее возьмут не всех»: Как смотреть выставку Кабаковых в Третьяковке Первая ретроспектива русских концептуалистов из коллекций Тейт и Помпиду

«В будущее возьмут не всех»: Как смотреть выставку Кабаковых в Третьяковке

В четверг 6 сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Событие грандиозное: на своей первой ретроспективе художники показывают свои работы, собранные из разных музеев мира от Тейт до Помпиду. Выставка проделала долгий путь: открылась в Лондоне, затем переехала в Эрмитаж. Третьяковка — последняя остановка и последний шанс увидеть ретроспективу самых известных современных русских концептуалистов. Кроме того, одновременно с выставкой в прокат выходит документальный фильм о художниках. The Village попросил искусствоведа и галериста Тамару Вехову, модератора беседы с Эмилией Кабаковой в Третьяковке, рассказать о том, почему русские концептуалисты стали мировыми звездами и что нужно знать о них перед выставкой.

Текст

Тамара Вехова

«В будущее возьмут не всех»

Илья Кабаков уехал из СССР в 1987 году и вскоре занял одно из ключевых мест на международной художественной сцене. Уже в начале 1990-х он выставлялся на Венецианской биеннале, а модные нью-йоркские галеристы продавали его работы за баснословные для советского художника суммы. С начала 1990-х он работает в паре со своей женой и соавтором Эмилией Кабаковой.

На свою первую ретроспективу в России Илья Кабаков, к сожалению, не приехал. В этом сентябре патриарху московского концептуализма исполняется 85 лет, и трансатлантические перелеты художнику не под силу. Эмилия Кабакова одна открывает их московскую выставку.

Ретроспектива объединит работы с начала 1960-х до 2010-х, собранные из разных музеев и частных коллекций мира. Выставка называется так же, как и одноименное эссе Ильи Кабакова, опубликованное в 1983 году в подпольном журнале о неофициальном русском искусстве «А — Я». «В будущее возьмут не всех» — в этом ироническом тексте вопросов больше, чем ответов: «Кто решает? Кого возьмут? Кого не возьмут?» В одном случае главным «начальником» от искусства выступает революционер Казимир Малевич, в другом — директор художественной школы.

Тотальная инсталляция

Илья Кабаков был и остается первым русским художником, который понял, что современное искусство выходит за рамки двухмерной картины. Он начал экспериментировать еще в конце 1960-х и вскоре расположил свои произведения в пространстве и времени свободно и смело. Своим искусством он предсказал ту легкость, с которой современные художники создают и распространяют свое искусство в пространстве мультимедиа и мировой сети.

В 1970–80-х Кабаков придумал один за другим два новых вида искусства: альбом и тотальную инсталляцию — последняя сделала его знаменитым на весь мир. Тотальная инсталляция — это произведение, которое окружает зрителя со всех сторон. Даже воздух является частью этого художественного мира. Вы оказываетесь внутри работы художника и можете гулять в ней, меняя угол и точку зрения, размышляя о ее значении и смыслах, словно Алиса в стране чудес.

На выставке можно увидеть одну из первых тотальных инсталляций, которую сделал Илья Кабаков, — работу «Человек, улетевший в космос из своей квартиры». Художник соорудил ее прямо в своей мастерской на крыше доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре в 1985-м. Когда к нему приходили гости, инсталляция собиралась, когда уходили — разбиралась и пряталась в шкаф.

Матрицы Кабаковых

Искусство Кабаковых препарирует основные мифы нашего времени и отражает их в своих инсталляциях в виде своеобразного гербария. Сюжеты, с которыми работают Кабаковы, — не просто важные, но ключевые. Это даже не столько сюжеты и темы, сколько матрицы мировосприятия. Основные темы, с которыми работают Кабаковы, — утопия, страх, социум и масштаб. Впрочем, каждый человек, независимо от возраста, национальности и вероисповедания, может найти в их искусстве нечто ему понятное, созвучное, важное.

Матрица 1. Утопия

Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) — это манифест миллиардов. Выглядит она как комната, стены и потолок которой оклеены фотографиями советского быта. Вырваться из пут ежедневного быта, выстрелить собою в прекрасное далеко, в иной масштаб, в светлое будущее — нам всем нужна личная мечта, персональная утопия. Недаром Кабаковых понимают всюду — от Америки до Японии, несмотря на инопланетность культуры советских общежитий и коммунальных кухонь.

В книжке-раскладушке, которая стоит на полке у входа в комнату, рассказана история инженера Николаева, хозяина стоптанных тапок и старой койки, проделавшего в потолке огромную дыру и убежавшего таким образом из скудного «здесь» в многообещающее и неизведанное «там».

Сам художник считает, что его искусство — это «один из вариантов русской литературы в большей степени, нежели чем вариант русской живописи».

Эта работа была и остается одной из главных, смыслообразующих для всего творчества Кабаковых. Благодаря ей художников называют продолжателями темы русского космизма.

Матрица 2. Страх

«В будущее возьмут не всех» (2001) — еще одна ключевая, заглавная в искусстве Кабаковых инсталляция. Опоздать на поезд будущего, остаться одному на перроне со своим нехитрым скарбом, текстами, надеждами и иллюзиями — смятыми и растоптанными, никому не нужными и неинтересными — это страх, живущий в любом художнике. Страх маленького человека перед обществом, страх энтропии и забвения — Кабаковы считают, что именно страх является главной движущей силой цивилизации.

Такое мироощущение имеет свои корни у поколения, чье детство прошло во время Второй мировой войны. Одним из ярких детских воспоминаний Ильи стала эвакуация из родного Днепропетровска: «И мы помчались на мост, этот знаменитый мост через Днепр. Я очень хорошо помню эту сцену: широкий мост, страшная давка, одновременно пешие и всякие телеги, и заводские какие-то машины — все это двигалось медленно-медленно. А сверху в упор нас бомбили мессершмитты, пикируя на мост, желая все это уничтожить».

Эвакуационный поезд как надежда на спасение, и люди, оставшиеся на перроне, ее лишены. Впрочем, у этой инсталляции может быть множество интерпретаций, равно как и у всех других работ Кабаковых.

Матрица 3. Социум

Инсталляция «Случай в коридоре возле кухни» (1989) — это рой кастрюль, сковородок и терок, которые парят по коридору, словно поднятые в воздух энергией коммунального кухонного скандала. Она посвящена коммуналке. Это место максимальной несвободы, где вокруг твоего маленького «я» бесконечно жужжат многоголосые «они», и спрятаться от них можно разве что в шкафу или в туалете — или в собственном воображении.

Работа мгновенно погружает зрителя в магическое пространство мира Кабаковых. По замыслу художника, каждая инсталляция дает «мгновенное, полное, концентрированное ощущение своей жизни как непреодолимой тягостности и одновременно с этим, в то же самое время — переживание толчка, выхода за пределы этой тягостности; странная раздвоенность, нахождение себя „здесь и там“ одновременно, чувство какого-то зависания, плавания над этой жизнью и ситуацией, в которой ты оказался».

К концу 1970-х неофициальное искусство уже представляло собой живую и насыщенную, но все же параллельную, изолированную от общества среду. Мастерские художников — порой их жилые комнаты — становились единственно возможным пространством для индивидуального высказывания.

Мастерская Ильи Кабакова находилась на крыше знаменитого доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре — небольшая надстройка на крыше, похожая на домик Карлсона. Сложно представить, сколько смелости нужно было иметь художнику в те дни, чтобы делать в своей мастерской такие огромные и громоздкие работы — без надежды выставить их.

Погружение в пространство инсталляции позволяет оказаться за рамками коммунального мира и за границами привычных представлений даже о законах гравитации. Свобода достижима в любую секунду, но для этого требуется смелость — смелость свободно мыслить.

Матрица 4. Мусор

Инсталляция Кабаковых «Человек, который никогда ничего не выбрасывал» (1988) — размышление о ценности личной памяти человека. Нагромождение мебели, мусора и обрывков бумаги выставлены в трех комнатах. Она отражается в индивидуальном, драгоценном для человека наборе предметов, который другие люди воспринимают как кучу ненужного хлама.

В истории русского искусства Илья Кабаков был одним из первых художников, выступивших со своей интерпретацией «мусорной» темы. Это одна из самых глубоких, философских тем и в то же время одна из самых очевидных провокаций в творчестве Кабаковых.

Что дозволено называть искусством, а что нет? Где пролегает граница между предметом с помойки и произведением искусства? Становится ли бытовой предмет объектом искусства, если художник берет на себя смелость наделить его сакральным смыслом и поместить в музей? Кабаков развивает мысль Дюшана. Отношение к мусорной, в буквальном смысле слова, куче, выставленной в пространстве музея, священного храма искусства, зависит только от уровня восприятия зрителя, его способности к парадоксальному размышлению.

Матрица 5. Мать

«Лабиринт. Альбом моей матери» (1990) — это, пожалуй, единственное произведение Кабаковых, где главный герой повествования — реальный человек, мать художника Ильи Кабакова, Берта Солодухина.

В основу этой инсталляции легла биография Берты, которую она написала в возрасте 83 лет по просьбе сына. Ее жизнь художник ощущает как символ трагической судьбы миллионов советских женщин, которые вели тяжелейшую борьбу за выживание и за надежду жить лучше для своих детей.

Записи вклеены в монотонные прямоугольники советских обоев и заключены в контур бесконечного коридора, превращенного в лабиринт. Эти очень личные и горькие заметки сопровождаются открытками и фотографиями — образами якобы благополучной советской жизни. Часть фотографий была сделана дядей Ильи Кабакова — профессиональным фотографом Юрием Блехером.

Инсталляция — словно родовые пути, по которым, как ни больно, необходимо пройти, чтобы попасть в свою собственную судьбу — и в заключительный зал выставки, посвященный ангелам.

Матрица 6. Ангелы

Инсталляция «Разговор с ангелом» (2003) — это ажурная конструкция, гордо возвышающаяся посреди последнего зала выставки. Лестница, устремленная в бесконечность. Это макет инсталляции, которая была установлена в 2003 году в парке в Германии, а в 2009-м — на крыше психиатрического госпиталя в Нидерландах.

Так выглядит один из символов рая, каким его понимают Кабаковы: часть универсума, где можно погрузиться в глубины персонального ада, наполненного разнообразными страхами и сомнениями, а можно воспарить над ними, точнее подняться по удобным ступенькам.

Последний зал выставки — место временной регистрации «горних ангелов», утопических мечтаний, пространство, дающее надежду на благополучный исход этого непростого путешествия, которое проходит каждый из нас с момента рождения.

Кабаковы вывели современное русское искусство на международную орбиту. По сей день они возглавляют топ самых дорогих русских художников.

Но это все — настоящее. А Кабаковых интересует будущее. «В галереях нас часто упрекают в том, что нас сложно продавать: они просчитывают, понравятся ли покупателям работы или нет. Мы же просчитываем совершенно другие вещи. Мы представляем стену музея, а на ней — все то, что было до нас, то, что уже взяли в будущее. Для того чтобы в будущее взяли тебя, ты должен выдержать тот уровень, ту планку, которую поставил музей», — говорит в одном из своих интервью Эмилия.


фотографии: Виктор Юльев

Share
1
скопировать ссылку

Читайте также:

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Гид The Village
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Гид The Village

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
Новое в Москве
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»«Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
Новое в Москве

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ» «Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Театр

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-CСмешивая театр и современное искусство

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Театр

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C Смешивая театр и современное искусство

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Искусство
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка годаКоторую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Искусство

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Гид The Village
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы
Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма
Гид The Village

Илья Кабаков в Эрмитаже: Что нужно знать о выставке патриарха московского концептуализма Тотальные инсталляции, вымышленные персонажи, шкаф, туалет, мухи и ангелы

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
Новое в Москве
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»«Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»
Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»
Новое в Москве

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ» «Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Театр

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-CСмешивая театр и современное искусство

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Театр

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C Смешивая театр и современное искусство

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Искусство
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка годаКоторую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Искусство

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение

Комментарии

1 комментарий
Показать

Если честно, не помню когда в последний раз нас что-то так цепляло. Вышли, и час не могли успокоиться: всё обсуждали, обсуждали, обсуждали. Вспоминали, разбирали, осмысливали. Тут, наверное, надо по пунктам. Я не знаю как правильно, поэтому буду говорить так, как откликнулось. 

Первое - это диктатура слов, начинающаяся с библейского: "сначала было Слово" и заканчивающаяся в окружающей нас повседневности: инструкции, диалоги, правила, литература, законы. То что говорят по радио; с экранов телевизоров; в узком кругу на кухне. На ухо или вещая на всю площадь. "Космос звучащих голосов" - назвал это сам Кабаков, воспевая "единство слова и изображения" (я понимаю это как единство формы и содержания). Это глубокая идея, о которой можно говорить долго, вспоминая того же Малевича с его чёрным квадратом и трактатом о чёрном квадрате. 

НО. В контексте изобразительного искусства эта идея особенно привлекательная. Потому что ну согласитесь, искусство тяжело воспринимать без информации о нём. Без прочтённого до просмотра текста: будь то рецензия на Кинопоиске, если речь о кино, или подпись под картиной в музее. Особенно это касается "современного искусства" - концептуального, идейного. Когда неискушённый зритель зачастую выставляется дурачком, который делает вид, что знает зачем сюда пришёл (нет нет! Вовсе не потому, что все постят об этом в инстаграм!) Так вот, Кабаков не только показывает, но и рассказывает.

Отсюда второе - о чём рассказывает. Рассказывает о том, что близко нам: о бесконечной стройке; о том что иногда хочется катапультироваться в космос (особенно в ноябре и марте); об отсутствии личного пространства, частной собственности, права выражать свои мысли и чувства так, как ты того хочешь. О рабстве вещей, в которое мы все попали когда стали взрослыми. О вечном вопросе: для чего я живу? Оставлю ли я что-то после себя? О простой жизни простых советских (а так ли мы поменялись?) людей: Собакина с его "образцовой жизнью"; семьи Мокушанских (будто твоих соседей; Трофимовича, который едет за дровами… и всеми его сумасшедшими персонажами из деревень, районов, коммуналок и музейных залов. Всех тех, кто вокруг тебя и частью которых ты являешься. И всё это выходит у него так понятно (во многом благодаря его собственным объяснениям, написанным рядом. Чёрт, это гениально!), что стоишь, почёсывая репу и удивляешься: ну как он мог так точно? Как мог так странно, но так гениально?

И отсюда, вот, третье, моё любимое. Это не он мог. Это они могли. Он : Илья Кабаков и Она - Эмилия Кабакова, его третья жена. Их творческий союз. Его самые известные работы и их общая, мировая, слава. По-моему, это самое большое человеческое счастье: не просто быть с человеком, а смотреть с ним в одном направлении. Творить. Любить. Любить то, что делаешь, и делать то, что любишь.

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»

Как делают шоколад Mojo Cacao

У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом

Как купить счастье: 5 простых советов

Первая полоса

Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве
Гид The Village
Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве
Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве
Гид The Village

Не дороже 500 рублей: Где есть бюджетные блюда с крабом в Москве

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»
Ситуация
Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»Лучшие места у начальников и борьба за диваны
Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»
Ситуация

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити» Лучшие места у начальников и борьба за диваны

Как делают шоколад Mojo Cacao
Сделано в Москве
Как делают шоколад Mojo CacaoБез молока, сахара и даже заявленного в названии печенья
Как делают шоколад Mojo Cacao
Сделано в Москве

Как делают шоколад Mojo Cacao Без молока, сахара и даже заявленного в названии печенья

У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом
Гид The Village
У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом
У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом
Гид The Village

У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом

Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого
Как купить счастье: 5 простых советовНа что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее
Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого

Как купить счастье: 5 простых советов На что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике

Могильный камень преткновения
Истории
Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных
Могильный камень преткновения
Истории

Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Промо
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесосИ почему он может больше, чем вы думаете
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Спецпроекты
Промо

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос И почему он может больше, чем вы думаете

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки

«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа
«Я выбрал работу с меньшими доходами»Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом
«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа

«Я выбрал работу с меньшими доходами» Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сценаИ почему эксперимент невозможно повторить

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена И почему эксперимент невозможно повторить

Откуда берутся привычки
Книга недели
Откуда берутся привычкиИ почему начать курить проще, чем начать бегать
Откуда берутся привычки
Книга недели

Откуда берутся привычки И почему начать курить проще, чем начать бегать

Как решить нерешаемую проблему
Промо
Как решить нерешаемую проблемуС помощью технологий и собственной головы
Как решить нерешаемую проблему
Спецпроекты
Промо

Как решить нерешаемую проблему С помощью технологий и собственной головы

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратноОб эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно Об эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жильеИ делятся своими финансовыми лайфхаками
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье И делятся своими финансовыми лайфхаками

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»Да, теперь и косметика
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль» Да, теперь и косметика

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить

Подпишитесь на рассылку