Коллекция братьев Морозовых в Эрмитаже: Главные факты и картины Что нужно знать о знаменитом собрании живописи Ивана и Михаила Морозовых, воссоединенном впервые за 70 лет

Коллекция братьев Морозовых в Эрмитаже: Главные факты и картины

21 июня в Главном штабе открылась выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». Ради нее впервые за 70 лет была воссоединена знаменитая коллекция живописи братьев Ивана и Михаила Морозовых, после революции национализированная и сначала попавшая в специально организованный под нее московский Музей нового западного искусства, а позднее, в 1948 году, разделенная между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

По просьбе The Village арт-критик и журналист Константин Агунович на примере нескольких показательных работ рассказывает о причудливой истории формирования собрания, художественных вкусах братьев-коллекционеров и их любимых художниках.

Поль Сезанн «Девушка у пианино» («Увертюра к „Тангейзеру“»), ок. 1869 года, Государственный Эрмитаж

«Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»


Когда

21 июня — 6 октября

Где

Главный штаб (Дворцовая пл., 2)

Стоимость

400 рублей

Сто лет назад художественные коллекции московских купцов (тогда, впрочем, уже упраздненного сословия) представляли яркую достопримечательность первопрестольной столицы. Третьяковы, Бахрушины, Рябушинские, Боткины, Щукины, Морозовы: словно по некоему закону наследственности пресловутая купеческая дурь в определенном поколении сублимировала в занятие тоже причудливое, тоже будто сверхэгоистичное («мне! мое!»), однако в итоге оборачивавшееся созданием новых музеев или щедрыми дарами музеям уже существующим.

Но прошло всего ничего времени — и, кроме Третьяковки, в советской Москве ничего не осталось. Где Цветковская галерея? Где Первый музей новой живописи, он же коллекция Сергея Щукина? Где Второй музей новой живописи, коллекция Ивана Морозова? Возникший после слияния Первого и Второго музеев, легендарный Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) в 1948 году ликвидировали за личной подписью Сталина в ходе «борьбы с космополитизмом» — и от былой московской роскоши теперь уже окончательно остались лишь фасады купеческих особняков, прежде музеев, отошедших под разные конторы. Изгнанное щукинско-морозовское собрание наскоро, на коленке, поделили московский Музей изобразительных искусств имени Пушкина и Эрмитаж: Эрмитаж в лице директора Иосифа Орбели был посмелее и получил вещи наиболее сильные, выразительные и крупные — именно они составили славу «третьего этажа Эрмитажа» с Моне, Пикассо и Матиссом.

К вопросу о воссоздании ГМНЗИ время от времени возвращаются; Эрмитаж, разумеется, против, и дальше разговоров дело не идет. Шесть лет назад, когда подобные разговоры звучали особенно громко, в числе прочего была высказана идея хотя бы в рамках временной выставки, хоть одним глазком увидеть, как это было, когда коллекции были вместе. Собрать вместе бывший ГМНЗИ, целый музей, неподъемно, а по отдельности щукинскую и морозовскую коллекции — оказалось возможным; проект спонсировал Фонд Louis Vuitton. Петербург отправил свои вещи в Москву на выставку «Щукин. Биография коллекции», Москва — в Петербург на выставку «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»; в следующем году музеи выставками поменяются — если к тому времени ничего не случится.

Валентин Серов «Портрет Михаила Абрамовича Морозова», 1902 год, Государственная Третьяковская галерея
Валентин Серов «Портрет Ивана Абрамовича Морозова», 1910 год, Государственная Третьяковская галерея

Братья-погодки были от природы наделены весьма разным темпераментом. В импульсивном Михаиле Абрамовиче явно сказывалась кровь маменькиного рода, купцов Хлудовых, и сходство со знаменитым дядей, пьяницей и безобразником, «страшилищем Первопрестольной» Михаилом Алексеевичем Хлудовым, не заканчивалось только именем

Коллекционеры

Братья-погодки были от природы наделены весьма разным темпераментом. В импульсивном Михаиле Абрамовиче явно сказывалась кровь маменькиного рода, купцов Хлудовых, и сходство со знаменитым дядей, пьяницей и безобразником, «страшилищем Первопрестольной» Михаилом Алексеевичем Хлудовым, не заканчивалось только именем. «Ее муж был кентавр», — коротко и емко описал Михаила Абрамовича влюбленный в его жену Андрей Белый. Валентин Серов, склонный к выразительным и почти шаржевым характеристикам, изображает Михаила Абрамовича у камина в особняке на Смоленском бульваре в образе тоже почти получеловека–полуживотного: с крепко расставленными ногами, будто перед состязанием, впечатав каблуки в пол, фигура московского купчины производит впечатление звериной энергии, напора и упрямства. «Все, как мы любим». Проиграл за ночь миллион табачному магнату Бостанжогло в Английском клубе: могу себе позволить. Купил первого «таитянского» Гогена в России («Tarari maruru. Пейзаж с двумя козами», ныне в Эрмитаже): и это тоже могу себе позволить (тем более что гроши).

Разноплановый вкус Михаила Абрамовича походил на интерьеры его особняка на Смоленском: большая столовая в стиле а la russe, малая — а la Генрих IV; одна гостиная — Людовик XV, другая — помпеянская вилла; в передней — Египет (с настоящей мумией) и так далее. В его коллекции соседствовали Гоген и Левитан, Коровин и Коро, Ренуар и Маковский, Врубель, Серов, Суриков, Нестеров — всех понемногу; возможно, со временем пристрастие к какому-либо одному автору оказалось бы сильнее, и тогда собрание старшего Морозова приобрело определенное направление — и большое значение, средства-то позволяли, — но вот как раз времени и не нашлось: умер он рано (в общем, тоже из-за упрямства: не стоило с его почками и печенью столько пить), и коллекция оказалась распылена по разным музеям.

Так что теперь, когда мы говорим «морозовская коллекция», то подразумеваем другого брата. «Теленок с добрыми глазами», по словам хорошо знавшего обоих Морозовых художника Сергея Виноградова, Иван Абрамович во многом был противоположностью Михаилу Абрамовичу. (Старший отправлял стирать рубашки в Лондон, этот — в Париж.) По идее, именно старшему брату полагалось нести бремя ответственности перед семейным предприятием и рулить многомиллионной фирмой, а всем остальным жить в свое удовольствие, но вышло наоборот. Тут показательно, что в разговорах старший был для всех «Миша Морозов», а вот его брат — исключительно «Иван Абрамович».

В юности Иван Абрамович мечтал стать художником (оба брата в свое время учились понемногу у Коровина и других московских живописцев), но об этой юношеской мечте поведал в единственном за всю жизнь интервью за год до смерти. Не самовыражался ни в дневниках, ни в личных письмах. Один из самых симпатичных портретов у Серов, на фоне натюрморта Матисса: вроде бы открытое и располагающее лицо Морозова-среднего при дальнейшем всматривании в эту замершую гримасу приветливости являет только неопределенно любезную маску — что-то между «чего изволите?» и «вы по какому вопросу?» («модный депутат», как сформулировал этот серовский образ художественный критик Абрам Эфрос.)

Морис Дени — серия панно «История Психеи», 1909 год, Государственный Эрмитаж

Морис Дени — серия панно «История Психеи»

Изюминка нынешней выставки — реконструкция музыкального салона, он же Белый зал, особняка на Пречистенке с панно Мориса Дени (правда, без скульптур Аристида Майоля по углам). Любовно-аллегорический сюжет из Апулея предложил сам художник — заказчик, как раз готовившийся к свадьбе, идею приветствовал. Прошло около года, прежде чем панно оказались в Москве; Дени приехал следить за развеской и попутно набросал еще эскизы новой мебели, чтобы был полный ансамбль. Выплаченного Морозовым гонорара хватило на дом в парижском предместье — где сейчас музей Дени и его товарищей по символистской группе «Наби»: таким образом, Иван Абрамович Морозов поучаствовал в судьбе не только отечественных музеев.

Ужасно неудобные банкетки — с низким сиденьем и высокими подлокотниками и спинкой, чтобы гармонировать с пропорциями зала с высоким потолком — не единственная неловкость, с которой мог столкнуться гость музыкального салона. Так, слащавый сюжет и колорит «вырвиглаз» причинял страдания Александру Бенуа, который прежде Дени превозносил и всячески рекомендовал (тем же братьям Морозовым и Щукиным), а теперь признавался, что «мнимо-высокое» искусство его протеже обнаружило «всю несостоятельность художника и, что еще хуже, — его безвкусие». Когда в морозовском особняке обосновался Музей нового западного искусства, панно Дени заколотили фанерой и завесили другими картинами; при спешной ликвидации музея в 1948 году сюсипусечного символиста, судя по всему, просто уничтожили бы, если бы «Психею» не взял к себе Эрмитаж.

Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1878 год, Государственный Эрмитаж
Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Пьер Огюст Ренуар 

В отличие от Михаила Абрамовича, жившего открыто, даже напоказ, и на широкую ногу, компенсируя себе строгие гимназическо-студенческие годы на иждивении у мамаши, Иван Абрамович был человеком, публичность отнюдь не жаловавшим. За исключением нескольких человек, вхожих к Морозову и как-то связанных с его покупками, например его консультантов, любопытствующая художественная общественность долгое время оставалась в неведении, куда уходят морозовские тыщи, на какие пустяки: поскольку что может смыслить в искусстве банальный миллионщик? А когда каталог морозовской коллекции был в 1912 году опубликован «Аполлоном» (иллюстрированный журнал, издававшийся в Петербурге с 1909 по 1917 год. — Прим. ред.) и первое любопытство было удовлетворено, общее мнение успокоилось тем, что если даже это и небанально, то а) ничего особо оригинального в этом тоже нет, Морозов просто повторяет брата — вон, даже постоянный его консультант, художник Виноградов, достался Ивану после смерти Михаила; б) парижские маршаны небось нагревают московского теху, втридорога сбывая ему неликвид. Смотрите, старший-то цельного ростового Ренуара сторговал за 20 тысяч франков, а этот только за головку отдал 25 тысяч!

Альфред Сислей «Мороз в Лувесьенне», 1873 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина

Альфред Сислей

Действительно, посещая парижские галереи минимум два раза в год, по заведенному распорядку: с вокзала в гостиницу, из гостиницы сперва к одному галеристу — самому-самому, за ним к другому — тоже самому, далее к третьему и четвертому, не таким любимым, Морозов за деньги не держался (прославленный маршан Амбруаз Воллар называл его «русский, который не торгуется»). Зато расписки от продавцов хранил строго. Благодаря этой дотошности известно точно, во что стала морозовская коллекция — считая только французскую ее часть, которая и называется, собственно, «коллекцией Морозова»: один миллион 410 тысяч 665 франков. (Была ведь еще и русская часть, равная по количеству, если не по цене.)

Также известно, вплоть до дня, когда морозовская коллекция началась: 24 июля 1903 года, когда Иван Морозов купил в галерее Дюран-Рюэля пейзажик Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьене» — нежную импрессионистическую штучку тонкого автора не первого ряда, точно не из топ-5 и даже не из топ-10, не принадлежащего к числу «отцов-основателей», зато высоко чтимого среди поклонников чистого импрессионизма и хорошо знакомого отечественной публике благодаря Морозову.

Легендарный парижский галерист Поль Дюран-Рюэль, долго и упорно раскручивавший импрессионистов, в том числе Сислея, с начала 1870-х, именно в этот раз, кстати, продешевил — намеренно: «Мороз в Лувесьене» обошелся Морозову в 11,5 тысячи франков, но Дюран-Рюэль справедливо счел это «необходимой жертвой», рассчитывая, что русский покупатель к нему еще вернется. И он не прогадал. К Сислею Морозов неровно дышал еще несколько лет, покупал — хотя цены на импрессионистов росли — и порой возвращал покупку обратно: нет, не вписался в коллекцию этот Сислей, не подошел. Частая, кстати, история с Морозовым, и в случае подобных эскапад московского купчины парижский галерист мог злиться сколько угодно — про себя; въяве оставалось только соглашаться и ждать следующего раза.

Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» («Туман в Лондоне»), 1903 год, Государственный Эрмитаж

Клод Моне

Как у всякого коллекционера, были у Морозова свои заскоки; впрочем, само коллекционирование на сторонний взгляд — не заскок ли? Например, он долго гонялся за «Завтраком на траве» Мане и пренебрег возможностью приобрести «Бар в Фоли-Бержер»: потому что жанр не тот, не его, вот кабы пейзаж или натюрморт… А то была бы сейчас в Москве или в Петербурге, не в Лондоне, эта икона раннего модернизма. Разумеется, как и всякий коллекционер, Морозов увлекался, переживая периоды влюбленности то в одного, то в другого автора; маршан, улавливая эту перемену в настроении клиента, получал в руки рычаги манипулирования. Например, когда Морозов заинтересовался другим первостатейным импрессионистом, Клодом Моне, живым классиком, Дюран-Рюэль поначалу предложил покупателю Моне свежайшего, картину из серии с лондонским мостом Ватерлоо — еще одной у Моне, подобной сериям со стогами в Живерни или Руанским собором, когда один и тот же объект фиксируется художником в разное время суток, при разном освещении и тому подобное. Эрмитажная картина с почти растворившимся в тумане мостом (вот-вот изображение станет совсем абстрактным маревом) относится к числу лучших, наиболее замечательных из этой серии; Морозову она обошлась в 18 тысяч франков. Однако уже в следующем году каждый из двух новых Моне (правда, классических, 1870-х годов) будут стоить Морозову более чем вдвое дороже.

Поль Сезанн «Персики и груши», 1890–1895 годы, ГМИИ имени А. С. Пушкина
Поль Сезанн «Большая сосна близ Экса», Между 1895 и 1897 годом, Государственный Эрмитаж

Поль Сезанн

Следующим увлечением стал Сезанн — всерьез и надолго. Морозов оказался на посмертной выставке скончавшегося в 1906 году мастера, большой ретроспективе в Гран-Пале, и затем приходил туда снова и снова; в упоминавшемся выше единственном интервью Морозов именно Сезанна назовет своим любимым художником, а сезанновские «Персики и груши» будет держать над диваном: место в доме любого коллекционера особое, душевное, можно сказать, почти интимное, настраивающее на сокровенный лад. Сезанн интересовал Морозова всякий, любой: и натюрморт, и пейзаж, и ранний Сезанн вроде «Девушки за пианино», и самый поздний вроде «Голубого пейзажа» (обе картины при разделе ГМНЗИ достались Эрмитажу). После ретроспективы в Гран-Пале Морозов купил сразу четыре картины, а всего собрал 18 Сезаннов. Соответственно, в это время его главным его дилером становится Амбруаз Воллар — когда-то крупно в Сезанна вложившийся и завесивший Сезанном свою галерейку на рю Лафитт от пола до потолка. Притом что стоил Сезанн дорого, чуть ли не дороже всех в Париже, — Морозова это, понятное дело, не останавливало. За поздним, «голубым» Сезанном он охотился особенно долго, и все это время место на стене, где полагалось быть нужному Сезанну, оставалось пустым. «Голубой пейзаж» был наконец-то приобретен за 35 тысяч франков в 1912 году: до начала Первой мировой войны, оборвавшей интенсивные сношения московского коллекционера с парижскими галеристами, оставалось всего ничего.

Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара», 1910 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина

Пабло Пикассо

Каким могло стать собрание И. А. Морозова, если бы не война, из-за которой он если что и покупал, то исключительно у отечественных авторов? (В частности, обеспечил покупкой трех картин свадьбу Марка Шагала.) Вряд ли Морозов увлекся бы авангардом — приобретение кубистического портрета Амбруаза Воллара, по-видимому, было просто жестом симпатии французскому галеристу; ну и еще Воллар там удивительно похож на себя, хоть и весь из кусочков. Однако усматривать в этой работе Пикассо знак будущего нового направления морозовской коллекции не стоит; потом Пикассо, хоть имя его и гремело, Морозова, кажется, особо не интересовал. Нынче знаменитую «Девочку на шаре» из собрания Лео и Гертруды Стайн он приобрел у Даниэля Канвейлера за 16 тысяч франков — и никакого авангарда там в помине нет, просто глупо было упускать такую вещь. Что касается «Арлекина с подружкой», с ними связана показательная смешная история. Очень характерная для Пикассо раннего «голубого периода» картина досталась Морозову в 1908 году за какие-то 300 франков — предполагают, что Пикассо пошел в нагрузку к какой-то другой покупке; так или иначе, но в 1912 году при составлении каталога Морозову пришлось обращаться к Воллару: как имя этого художника, которого он не запомнил?


Фотографии: обложка, 7, 8, 10, 12 – ГМИИ им. Пушкина, 1, 9, 11 – Государственный Эрмитаж, 2, 3 – Государственная Третьяковская галерея, 5, 6 – Государственный Эрмитаж

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Мунк в Москве: Не только «Крик»
Мунк в Москве: Не только «Крик» Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины
Мунк в Москве: Не только «Крик»

Мунк в Москве: Не только «Крик»
Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины

16 выставок лета в Петербурге
16 выставок лета в Петербурге Макс Эрнст и коллекция братьев Морозовых в Эрмитаже, Константин Сомов в Русском музее и ретроспектива AES+F
16 выставок лета в Петербурге

16 выставок лета в Петербурге
Макс Эрнст и коллекция братьев Морозовых в Эрмитаже, Константин Сомов в Русском музее и ретроспектива AES+F

«Руки на птицах»: Что нужно знать о выставке Макса Эрнста в Эрмитаже
«Руки на птицах»: Что нужно знать о выставке Макса Эрнста в Эрмитаже Куратор Анастасия Чаладзе — о первой в России крупной выставке одного из основоположников сюрреализма
«Руки на птицах»: Что нужно знать о выставке Макса Эрнста в Эрмитаже

«Руки на птицах»: Что нужно знать о выставке Макса Эрнста в Эрмитаже
Куратор Анастасия Чаладзе — о первой в России крупной выставке одного из основоположников сюрреализма

Fondation Louis Vuitton: Что смотреть на выставке в Пушкинском
Fondation Louis Vuitton: Что смотреть на выставке в Пушкинском Главные герои современного искусства
Fondation Louis Vuitton: Что смотреть на выставке в Пушкинском

Fondation Louis Vuitton: Что смотреть на выставке в Пушкинском
Главные герои современного искусства

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?