26 сентября, суббота
Москва
Войти

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж» Российский кинетизм в четырех ипостасях и его связь с современным искусством

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»

14 февраля в ЦВЗ «Манеж» на Исаакиевской площади открыли выставку «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России», подготовленную совместно с Третьяковской галереей. Экспозиция посвящена отечественному кинетизму 1960-х и 1970-х годов, его связи с авангардом начала XX века и современным искусством.

Кинетическое искусство — сложный феномен, зародившийся в эпоху после Второй мировой войны. В основе этого направления лежат трансформация художественной формы, реабилитация технического прогресса и формирование информационного общества. Художники-кинеты изобретали визуальные системы передачи информации и экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Все это превратило течение в своеобразную творческую лабораторию, оказавшую существенное влияние на современных авторов: многие идеи и концепции кинетизма нашли отражение в творчестве сегодняшних художников.

Чтобы показать масштаб этого влияния, в «Манеже» собрали около 400 экспонатов: работы советских кинетов, произведения мастеров русского авангарда и современное искусство (скульптуры, инсталляции, интерактивные объекты). Выставочный проект разбили на четыре раздела: первый этаж комплекса занимают отсеки «Лаборатория зрения» и «Лаборатория искусствометрии», второй этаж — «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии». Структура экспозиции получилась достаточно свободной — осматривать разделы можно в любом порядке, подчеркивает архитектор Ксения Лукьянова. «На первом этаже благодаря специально оставленным „окнам“ можно заглядывать из боковых галерей в центральную — из „Лаборатории зрения“ в „Лабораторию искусствометрии“. То есть пока вы изучаете оптику и зрение, вы ощущаете прямую связь с влиянием науки на искусство. Четких границ нет, как нет и обязательного хронологического деления», — объяснила она.

По просьбе The Village куратор Юлия Аксенова и ее коллеги (кураторы разделов) подробно рассказали о каждой «лаборатории» и тех объектах, которые там можно увидеть.

«Лаборатория будущего: Кинетическое искусство в России»

Когда

14 февраля — 29 марта

Где

ЦВЗ «Манеж»

Стоимость

300 рублей


«Лаборатория зрения»

Юлия Аксенова

куратор выставки и раздела

Эта часть выставки посвящена визуальным формам отражения движения на плоскости. Мы начинаем этот раздел с таблиц Матюшина, в которых он как раз развивает эту идею взаимосвязи формы, цвета, динамики изобразительного искусства. С другой стороны вы можете увидеть очень много работ современных художников. Через яркие образы, геометрические фигуры, специальные методы воздействия на сетчатку глаза они создают иллюзию движения и очень активно трансформируют вашу систему видения.

«Цветовые таблицы» Михаила Матюшина

Пример: «Цветовые таблицы» Михаила Матюшина

1930-е годы, Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Михаил Матюшин был представителем русского авангарда, он исследовал предельные возможности зрения и восприятие цвета в различных условиях. Художник изучал физику, математику, физиологию и психологию — считал, что люди недостаточно используют возможности собственных органов восприятия. Матюшин призывал «расширять угол зрения» и «видеть все разом».

«Лаборатория искусствометрии»

Анна Колейчук

куратор раздела

Соединение технического термина «искусствометрия» с искусством — почва для размышления и обсуждения. В этой «лаборатории» мы стараемся проявить связи между чем-то научным, строгим, механистичным, запрограммированным и «живым» кинетическим искусством. Главные имена здесь — Александр Родченко, Владимир Татлин, Карл Иогансон, Наум Габо — и те, кто потом развивал это направление (например, Густав Клуцис и Соломон Никритин). Мы показываем не только сами объекты, но и чертежи, проекты, планы.

Серия объектов Вячеслава Колейчука «Светостереографика»

Пример: серия объектов Вячеслава Колейчука «Светостереографика»

1996–2010 годы, личный архив художника

Серия работ «Светостереографика» — это чертежи на плоскости, которые становятся объемными за счет света и движения. Объекты были созданы, когда Вячеслав Колейчук делал реконструкцию «Овала в овале» Александра Родченко. Его попросили сделать ее не из дерева, а из металла, поэтому после завершения работы на полу остались куски металла. Художник увидел, что риски, нанесенные на металл случайным способом, стали превращаться в объем, и начал экспериментировать в этом направлении. Ознакомиться с технологией видим на выставке в «Манеже»: круговые риски на поверхности дают возможность увидеть объемные объекты (например, шар или куб), когда на них сверху падает свет.

«Лаборатория синестезии»

Андрей Смирнов

куратор раздела

Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis — «соощущение». Раздел посвящен истории синестезии в отечественном искусстве и работам, которые так или иначе исследуют кросс-модальность (возможность видеть звук или слышать свет). Здесь много науки. Все объекты дают возможность исследовать свое восприятие и понять, насколько часто оно бывает обманчивым.

Инсталляция Павла Сельдемирова IfRO& D (Interface for Research of Opportunity and Determination)

Пример: Инсталляция Павла Сельдемирова IfRO& D (Interface for Research of Opportunity and Determination)

2018 год, собственность автора

Эту работу художник впервые представил на выпускной выставке в Школе Родченко в 2019 году. Инсталляция представляет собой своеобразную мастерскую для исследования звука, света и пластики тела. Пока посетителей нет, объект светит только одним лучом; как только в центр кто-то входит и задевает световые струны — инсталляция начинает работать (движение создает звук, звук создает движения).

«Лаборатория среды»

Алиса Прохорова

куратор раздела

В этом разделе представлены художники, архитекторы и дизайнеры, творчество которых было направлено на изменение среды, быта, эмоционального состояния человека — и вообще эстетических представлений об окружающем мире. Группа «Движение» в 1960-х предложила совершенно новый вариант дизайна, невиданный для советского зрителя. Взаимодействие с кинетическими объектами — зеркалами, светящимися и крутящимися сферами и формами — должно было раскрепостить чувства человека, раскрыть в нем творческие способности. Это было отражением идей оттепели: знакомство с новым миром, полет человека в космос, развитие кибернетики и прочих наук. «Лаборатория среды» — целая галерея фантастических проектов.

«Цветомузыкальное панно на заводе в Светловодске» Августа Ланина

Пример: «Цветомузыкальное панно на заводе в Светловодске» Августа Ланина

1972 год, действующий макет

Советский художник Август Ланин разработал алгоритм, который преобразовывал определенную частоту звука в цвет, свет и форму. Автор создал партитуру, которая лучше всего смотрится с джазовой музыкой: чем живее музыка, тем интереснее наблюдать за мерцанием. Созданное Ланиным панно находилось в рекреационной комнате рабочих на заводе металлов, для петербургской выставки объект восстановила творческая мастерская ARKI. Кроме того, гостям представили эскизы другого объекта художника — цветомузыкальной комнаты для космической станции (этот заказ Ланин получил в 1980-е, но проект не был реализован).


Фотографии: обложка – Михаил Вильчук / ЦВЗ «Манеж», 1 – Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2 – Вячеслав Колейчук, 3 – Павел Сельдемиров, 4 – ЦВЗ «Манеж»

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Новое
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларовХудожник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Новое

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов Художник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем

20 выставок зимы в Петербурге
Планы на сезон
20 выставок зимы в ПетербургеОт ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса
20 выставок зимы в Петербурге
Планы на сезон

20 выставок зимы в Петербурге От ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Итоги года
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 годаВыбрали восемь лучших работ
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Итоги года

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года Выбрали восемь лучших работ

Что произошло с российским искусством в 2010-е
Искусство
Что произошло с российским искусством в 2010-е«Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»
Что произошло с российским искусством в 2010-е
Искусство

Что произошло с российским искусством в 2010-е «Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Новое
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларовХудожник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем
Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов
Новое

Есть один стул: Кто и зачем сделал стеклянный трон с миллионом долларов Художник Сергиенко и бизнесмен Рыбаков создали арт-объект из стекла и денег, а теперь собираются заработать на нем

20 выставок зимы в Петербурге
Планы на сезон
20 выставок зимы в ПетербургеОт ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса
20 выставок зимы в Петербурге
Планы на сезон

20 выставок зимы в Петербурге От ассирийского искусства и фламандцев до стрит-арта и тетриса

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Итоги года
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 годаВыбрали восемь лучших работ
Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года
Итоги года

Выборы, снежный коллапс и насилие: Лучший петербургский стрит-арт 2019 года Выбрали восемь лучших работ

Что произошло с российским искусством в 2010-е
Искусство
Что произошло с российским искусством в 2010-е«Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»
Что произошло с российским искусством в 2010-е
Искусство

Что произошло с российским искусством в 2010-е «Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Сюжет

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters

Гид по острову Сахалин

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»

Как распознать фейк-ньюс

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Первая полоса

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters

Гид по острову Сахалин
Путешествия
Гид по острову СахалинПосмотреть на вулканы, искупаться в Охотском море и объесться икрой
Гид по острову Сахалин
Путешествия

Гид по острову Сахалин Посмотреть на вулканы, искупаться в Охотском море и объесться икрой

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы» Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»

Как распознать фейк-ньюс
Книга недели
Как распознать фейк-ньюс
Как распознать фейк-ньюс
Книга недели

Как распознать фейк-ньюс

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Что случилось со Сбербанком
Ситуация
Что случилось со СбербанкомНовый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки
Что случилось со Сбербанком
Ситуация

Что случилось со Сбербанком Новый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идтиВыбор редакции The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти Выбор редакции The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village
Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку
Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень

Как получать удовольствие от учебы
Проще простого
Как получать удовольствие от учебы6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее
Как получать удовольствие от учебы
Проще простого

Как получать удовольствие от учебы 6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
ПРОМО
Глобальная удаленка: Как мы к ней привыклиИ как ищем работу по новым правилам
Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
Спецпроекты
ПРОМО

Глобальная удаленка: Как мы к ней привыкли И как ищем работу по новым правилам

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно! 8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животныхЧтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных Чтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений

«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа
«Мне повезло, что я остался без работы»Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности
«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа

«Мне повезло, что я остался без работы» Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности

Подпишитесь на рассылку