Майские дома: Что смотреть, слушать и читать на праздниках От «Хораса и Пита» до нового Дрейка

На длинные майские праздники принято уезжать за пределы Москвы, но если вы по каким-то причинам остались дома, сценария два: отправиться в многодневный тур по барам, кинотеатрам, галереям и концертам или же остаться на диване и посмотреть все сериалы, на которые не хватало времени, послушать упущенную из внимания музыку и не выпускать из рук джойстик. О том, что будет происходить в Москве на длинных выходных, мы расскажем совсем скоро, а пока — собираем лучшие новые и вернувшиеся сериалы, главные последние пластинки, свежие большие романы и захватывающие компьютерные игры.
Текст: Илья Иноземцев, Артём Макарский, Лиза Биргер, Николай Удинцев
Что смотреть
«Хорас и Пит» / Horace and Pete
1 сезон, 2016
Создатель: Луи Си Кей
В ролях: Луи Си Кей, Стив Бушеми, Иди Фалько, Алан Алда
Сделанный Луи Си Кеем на свои собственные деньги (из-за чего он теперь вроде как влез в долги, но справляется) сериал о двух братьях, которые управляют собственным баром. Помимо всего прочего, в это управление постоянно влезают и другие члены семьи, отчего становится совсем тяжело.
Интересное упражнение Си Кея, который превратил стандартный жанр ситкома, где все сидят в баре и обсуждают свою никчёмную жизнь (см., например, «Как я встретил вашу маму»), в мощную психологическую драму о современном состоянии семьи. Плюс ко всему создатель не стал распространять свой сериал через эфирные каналы после нескольких отказов и разместил его за символическую (для жителей США) сумму у себя на сайте. В общем, отличные актёры, обстановка, близкая к театральной, — смотреть точно стоит.
«Любовь»
Love
Очередной проект вездесущего продюсера Джадда Апатоу — на этот раз о дисфункциональной любовной паре. Душещипательно неловкая история взрослых детей с диаметрально противоположными взглядами на жизнь. Начавшись как романтическая комедия в духе старых фильмов Апатоу, сериал быстро превращается в мрачное и едкое высказывание о современной любви. Любопытных деталей много — например, главный актёр был одним из «Бесславных ублюдков», а Гиллиан Джейкобс играет алкоголичку, хотя из личных убеждений никогда не пила алкоголь в реальной жизни. И всё это — в залитой солнцем Калифорнии, так что в какой-то мере «Любовь» даже попадает в праздничное настроение.
1 сезон, 2016
Создатель: Джадд Апатоу
В ролях: Пол Раст, Гиллиан Джейкобс, Лесли Арфин, Дэвид Кинг
«11/22/63»
11.22.63
Малозамеченный широкой аудиторией проект Джеймса Франко по легендарному роману Стивена Кинга. По сюжету герой Франко находит способ отправиться в 60-е годы, чтобы предотвратить убийство американского президента Джона Кеннеди. Как и оригинальный источник, сериал в первую очередь сосредоточен на характере и душевном состоянии героя, попавшего во временной переплёт, нежели на самом предотвращении убийства. Этим шоу и ценно — на фоне провального «Под куполом» телефильм выглядит просто превосходной адаптацией книги Кинга.
1 сезон, 2016
Создатель: Бриджет Карпентер
В ролях: Джеймс Франко, Сара Гадон, Джош Дюамель, Крис Купер
«В объезд»
The Detour
По выражению актёра сериала Джейсона Джонса, «„В объезд“ — это „Во все тяжкие“ в мире комедий». Что он имел под этим в виду, лучше выяснить самим, однако описание очень похоже на прошлогоднюю комедию «Каникулы» (странное семейство отправляется на отдых), но в данном шоу сюжетный поворот кроется в том, что отца увольняют во время весёлой поездки.
Что нужно знать: «В объезд» продлили ещё до премьеры сразу на второй сезон, и это хороший знак качества для ситкома. Среди актёров — знакомые все лица типа «ага, я видел этого чувака в том самом сериале». В принципе, отличная комедия для каникул.
1 сезон, 2016
Создатели: Джейсон Джонс, Саманта Би
В ролях: Джейсон Джонс, Натали Зи, Эшли Герасимович, Лиам Кэрролл
«Подземка»
Underground
Для мира сериалов «Подземка» — всё равно что «12 лет рабства». Вечная для США тема рабства нашла своё пристанище и на телевидении — на этот раз в форме многосерийного фильма о побеге группы рабов с хлопковой плантации. Так что сравнивать, возможно, стоит не только с «12 лет рабства», но и с «Побегом из тюрьмы». Сериал тоже продлили на второй сезон, и надежды на то, что он будет лучше «Побега», весьма велики.
1 сезон, 2016
Создатели: Миша Грин, Джо Покаски
В ролях: Джерни Смолетт-Белл, Элдис Ходж, Джессика де Гау
«Внутри Эми Шумер»
Inside Amy Schumer
Да, сериал никак нельзя причислить к числу новинок, но влияние комика Эми Шумер на популярную культуру ещё в прошлом году достигло таких масштабов, что игнорировать это просто недопустимо. Поэтому, если вы из того большинства, которое до сих пор не подключилось к феномену Шумер, на майских самое время это сделать.
В своём скетч-шоу Шумер исследует, как далеко она может зайти в образе современной девушки средних лет, которая способна добывать средства к существованию (в отличие от героини Лины Данэм в «Девочках»), но в душе всё ещё ребёнок. Смотреть надо ещё и потому, что новый сезон только-только вышел в эфир, так что шоу ещё можно догнать.
4 сезона, 2013–2016
Создатели: Эми Шумер, Дэниэл Пауэлл
В ролях: Эми Шумер, Скотт Эдсит, Зак Брафф
Конечно, альбом вышел только вчера, но ведь это же Дрейк! Как на обложке он подминает под себя весь Торонто, так и на самом альбоме он в очередной раз говорит о себе — немногочисленные гости лишь стоят в стороне, семплы чуть приглушены, Обри Грэм снова читает и поёт о том, как же ему плохо. В этот раз, правда, ему стало ещё грустнее. Нет друзей и нет приятелей, лишь враги и лишь предатели — но вместе со строчками вроде «your best day is my worst day» и ямайскими ритмами это производит впечатление тем более интересное.
Штатные продюсеры группировки OVO Sound и Канье Уэст в качестве битмейкера (правда, только в треке U with me?) создают довольно убедительную картину тёмного прохладного Торонто, из-за чего альбом кажется то ли прогулкой по городу, то ли случайно пойманной пиратской радиостанцией. Хочется верить, что декадентская волна современного хип-хопа кончится на «Views» — завершение эпохи было бы достойным.
Sturgill Simpson — «A Sailor's Guide to Earth»
Стерджилл Симпсон, 37-летний мужчина с тяжёлым взглядом, один из самых интересных людей в современном кантри, выпустил лишь третий альбом (впрочем, до этого он играл в группе Sunday Valley), но каждый раз он попирает законы жанра. На предыдущем альбоме он упоминал в одной песне Иисуса, Будду и виды синтетических наркотиков, а под конец из кантри уходил куда-то в психоделический рок. Здесь же, на первый взгляд, всё куда более чинно, но вот уже первая песня резко меняет свой ритм, играет кавер на Nirvana, включается невесть откуда взявшийся моуг — а Симпсон, сравнивая себя с моряком, рассказывает своему сыну о том, какая нелёгкая штука жизнь. Ориентируясь на лучших — Гэя, Боуи, Болана, — он делает альбом для тех, кто кантри никогда не слушал, но теперь вполне может заинтересоваться. Пожалуй, в первую очередь стоит обратить внимание на «Brace for Impact (Live a Little)», самую мощную вещь.
Kamaiyah — «A Good Night in the Ghetto»
Совсем молодая рэперша из Окленда Камайя с уважением относится к TLC, Мисси Эллиотт и Тупаку: её дебютный микстейп напоминает не только о них, но, например, и о рэперах вроде YG (единственная звезда, появляющаяся на «A Good Night in the Ghetto»). Американские рецензенты не только расхваливают Камайю, но и отмечают, что её треки — это идеальный саундтрек для летней вечеринки. Но зачем ждать лета, когда есть майские праздники?
Пусть она читает о каких-то совсем классических для хип-хопа вещах — в жанре, где переворот происходит раз в три месяца, любовь к традициям тоже может вызвать уважение. Камайя во многом продолжает путь Мисси — в своих интервью она говорит, что хочет доказать: женщинам-рэперам не обязательно быть секс-символами, чтобы быть популярными (да, в 2016 году это всё ещё очевидно не всем). Вообще, её расслабленные биты и читка как-то сразу располагают к себе — сложно представить, что будет на первом альбоме.
Beyonce — «Lemonade»
Самый обсуждаемый альбом месяца можно рассматривать как высказывание с разных точек зрения (подробнее, например, можно почитать о нём здесь и здесь), но не стоит забывать, что и как поп-альбом он очень даже работает.
В то время как все обсуждают личную историю, стоящую за ним, и существовала она или нет (на деле это абсолютно неважно), гораздо интереснее обратить внимание на детали: невероятно смешной звук гудка в «Hold Up», случайная, но завораживающая цитата из Animal Collective в «6 Inch», королевский выход Кендрика Ламара в «Freedom», игра на повышенных тонах в «Sandcastles» — можно продолжать достаточно долго. Бьющие в цель строчки, инструменталы, которые не выглядят выставкой тенденций в современном звуке, а лишь помогают лучше понять сюжет «Lemonade» и без сопровождающего его фильма, в итоге — один из самых интересных поп-альбомов последнего времени. К тому же здесь есть кантри-трек — разве нужно что-то ещё?
Andy Stott — «Too Many Voices»
Манчестерец Энди Стотт долгое время славился мрачной, погружающей слушателя в себя музыкой, которая каждый раз давила на нужные точки. На «Too Many Voices», вдохновившись опытом великих японцев «Yellow Magic Orchestra», Стотт заметно теплеет (насколько это в принципе для него возможно), пытается, кажется, петь сам, а также работает с собственным материалом так, как если бы его играл на вечеринке диджей — в этом смысле очень показателен трек «Selfish», постоянно меняющий своё движение.
Впрочем, несмотря на некоторую смену курса, из-за которой преданные слушатели разочаровываются в новом альбоме, Стотт всё так же пытается передать в своей музыке ощущение холодного городского мира и то, как человек пытается в нём существовать. Здесь попытка удаётся куда лучше — хотя некоторые вещи здесь слишком компромиссны и заигрывают с актуальной музыкой, заглавная песня стоит особняком и, скорее всего, обязательно выбьет слушателя из зоны комфорта.
Carlos Niño — «Flutes, Echoes, It’s All Happening!»
Пожалуй, нет в этом году альбома, название которого настолько идеально его описывало бы: здесь действительно много флейт и эха, да и ощущение того, что происходит нечто важное, не исчезает. Карлос Ниньо, лос-анджелесский музыкант, выпускает пластинки с помощью своих многочисленных друзей примерно раз в два года — на «Flutes, Echoes, It’s All Happening!» можно найти музыкантов, участвовавших в записи одного из трёх предыдущих альбомов, из «новичков» разве что Мэдлиб да выпустивший в прошлом году гигантский альбом Камаси Вашингтон. Музыка Ниньо не предполагает никакого знания материала. Согласно заветам Элис Колтрейн и Рави Шанкара, он делает музыку, в которой важен не контекст, а она сама. Тем, кого не пугает слово «нью-эйдж», альбом явно понравится; тем, кто ищет хороший джаз, скорее всего, не по этому адресу, но остальным вполне может прийтись по душе.
Deakin — «Sleep Cycle»
Джошуа Дибб, более известный как Дикин, — временно выбывший участник Animal Collective, то и дело покидающий группу по личным причинам. «Sleep Cycle» он пытался записать ещё шесть лет назад, собрав на него деньги путём краудфандинга, а теперь неожиданно для всех выпустил, успокоив всех, кто считал, что деньги пропали зря.
Пока его то ли бывшие, то ли просто согруппники занимаются невесть чем — последний альбом Animal Collective слушать довольно сложно, хотя там и есть свои немногочисленные радости, — Дибб выпускает достаточно простую и доступную каждому запись. Дикин продолжает ту линию полуакустических пластинок, которую начали альбомы AnCo «Sung Tongs» и «Campfire Songs». Если проще, это песни под гитару, спетые словно на природе, самая обычная вещь в мире, которой на самом деле так не хватало — или не хватало как минимум «Golden Chords», идеальной поп-песни, открывающей альбом и заставляющей дослушать его до конца.
Что читать
Кейт Аткинсон. «Боги среди людей»
СПб.: «Азбука»
«Боги среди людей» — это продолжение другого романа Кейт Аткинсон, «Жизнь после жизни». Но если его героиня Урсула бесконечно восставала из мёртвых (вот только умрёт от испанки — и в следующей главе она снова тут), проживая таким образом весь XX век, то её брат Тедди, лётчик Второй мировой войны, проживает одну, но очень длинную жизнь и большую часть книги умирает в доме престарелых, словно «лежащий в руинах, но по-прежнему величественный замок». Тема у обеих книг, конечно, одна — они про английское, про чувство корней, про то, как жизнь складывается в единую картинку из отрывков разговоров и воспоминаний, но самое главное — про то, как неразрывно мы связаны с прошлым.
Дэниел Клоуз. «Пейшенс»
СПб.: «Бумкнига»
Даже не самый большой любитель комиксов в мире обязан знать, кто такой Дэниел Клоуз — художник, подаривший нам когда-то «Мир призраков». «Пейшенс» — совсем новая его книга, которая в России выходит практически одновременно со всем миром. Она начинается с двух полосок на тесте на беременность — обычная история, всё это «хватит ли нам денег» и «а что будет с ребёнком, если наступит глобальное потепление». Но однажды Джек, вернувшись домой, обнаруживает Пейшенс мёртвой. И много лет спустя он находит машину времени, чтобы вернуться в прошлое, раскрыть все тайны своей возлюбленной и всё исправить. Это не просто и не совсем фантастика, а прежде всего самая пронзительная история любви, которую вам приходилось читать — и видеть.
Всеволод Петров. «Турдейская Манон Леско»
Спб.: Издательство Ивана Лимбаха
Самое правильное чтение ко Дню Победы — повесть, написанная сразу после войны, в 1946 году, но дошедшая до нас спустя десятилетия. Войны тут как таковой и нет — есть раненый солдат, который едет в эшелоне с врачами, влюбляется во фронтовую дружинницу и во всём этом невозможном мире вдруг видит чистоту и ясность и так же размышляет о любви и смерти, как мог бы мечтать, например, гуляя по весенней Москве.
Его повесть о том, что человек, его чувства, мечтания и заблуждение — это самое главное повсюду, даже на войне. Уникальный текст, в котором романтизм XVIII века оказывается возможен даже на адовых минных полях века XX. «Я подумал о том, как пусто моё существование, и о том, что сама по себе жизнь — ничто, ровная прямая линия, убегающая в пространство, колея на снежном поле, исчезающее ничто. „Нечто“ начинается там, где линия пересекается другими линиями, где жизнь входит в чужую жизнь. Всякое существование ничтожно, если оно ни в ком и ни в чём не отражается. Человек не существует, пока не посмотрится в зеркало».
Виталий Бабенко. «Странно и наоборот. Русская таинственная проза»
М.: «Бослен»
Если вы любите читать, а школьный курс русской литературы, например, не любите, то сборник волшебных рассказов писателей позапрошлого века — для вас. Он весь полон искреннего удивления составителя от того, что вытворяла литература. Хотя ничего удивительного ни в интересе русских классиков к потустороннему, ни (тем более) в так восхищающей составителя свободе и богатстве языка тут нет. И вот по этим страницам бродят вампиры, вурдалаки и упыри, Сатана беседует со своими чертятами, китайские цари колдовством побеждают царей сирийских, и кругом творятся, не требуя никакого объяснения, всякие чудеса.
Иван Шипнигов. «Нефть, метель и другие весёлые боги»
М.: «Рипол-Классик»
Если той русской литературы, которая всем бы, как пятак, нравилась, не существует, то почему бы её не выдумать? Именно этим занимается редактор Юлия Качалкина в собственной серии для издательства «Рипол». И сами её усилия становятся важным событием. Это попытка пересадить на русскую почву даже не европейскую прозу, а то отношение к прозе, когда опытный и внимательный редактор взращивает её с самого начала.
В рассказах Ивана Шипнигова чувствуется даже не присутствие редактора, а именно присутствие сегодняшнего дня, острое, весёлое узнавание его реалий: Ленин ходит из мавзолея погулять и тихо плачет, когда его окружают и ловят, нефть сбегает из недр, продавая немного себя по дороге, чтобы в итоге поселиться у бабки и дедки, Останкинская башня проваливается под землю, пока не остаётся один последний безумец, вещающий с экранов, и последняя пенсионерка, не перестающая смотреть. Неровный этот сборник в лучших своих моментах становится таинственной мистической прозой о современном состоянии городского жителя — и именно в этом виде заслуживает внимания.
Каждая игра в Dark Souls — личный вызов. Огромный, страшный, умирающий мир с сумасшедшей средневековой архитектурой, который придётся исследовать без подсказок. Бесконечные техничные схватки, в любой из которых герой может погибнуть, и боссы, будто пришедшие из ночного кошмара. Всё это помножено на десять: каждый участок придётся проходить снова и снова. Играть в Dark Souls сложно, но после победы вы становитесь настоящим героем.
В третьей части From Software совместила первую Dark Souls и прошлогоднюю Bloodborne. Игра стала быстрее, агрессивнее и по-прежнему не прощает вашу невнимательность. Это последний проект игрового дизайнера Хидетаки Миядзаки, нового главы From Software. К следующей игре студия собирается изменить курс серии, и никто не знает, в какую сторону она это сделает.
Quantum Break
Платформа: Xbox One, Windows 10
В студии Remedy (Max Payne и Alan Wake) радикально решили проблему игр, из которых делают фильмы: просто сняли фантастический мини-сериал с актёрами. В главной роли — Шон Эшмор, Айсмен из «Людей Икс». Его герой управляет временем, потому что у брата (Доминик Монаган, Чарли из «Остаться в живых») что-то пошло не так во время эксперимента. Шутки со временем — ключевой элемент: вокруг постоянно что-то глитчит, зависает, проматывается вперёд и назад. В бою героя можно ускорить, можно заморозить время или остановить его только вокруг одного противника. После каждого акта — эпизод сериала. Его сюжет связан с вашими поступками, но рассказывает не о герое, а об антагонисте. Quantum Break короткая — всего десять часов вместе с сериалом. Но сыграть в неё стоит хотя бы дважды, чтобы посмотреть, как изменится сюжет, если всё сделать по-другому.
Hitman
Windows, PlayStation 4, Xbox One
После Hitman: Absolution, которую поклонники ругали за кинематографичность, IO Interactive вернулась к основам серии и эталонной игре о наёмном убийце Hitman: Blood Money. Новый Hitman выходит эпизодами. В каждом — всего одна миссия, но куча возможностей. Одно и то же убийство можно выполнить пятью (или больше?) способами, а вариантов подобраться к цели — десяток. Игроки проходят эпизод, отключают подсказки и начинают заново, чтобы выяснить, как сделать это по-другому. Первая серия — в Париже, потом — в Сапиенце, дальше выйдут эпизоды в Марракеше, Марокко, Таиланде, США и Японии. Поэтому концовку экшена мы узнаем только к осени.
P·O·L·L·E·N
Windows
У первых игр для виртуальной реальности одни и те же недостатки. P·O·L·L·E·N — одна из них (но с версией для Windows), поэтому недостатки у неё те же самые. Из-за того что Джон Кеннеди не был убит в 1963 году, космическая гонка между США и СССР продолжилась, и к 1995 году человечество уже запустило добывающие станции по всей Солнечной системе. На Титане, спутнике Сатурна, сотрудник станции пропал без вести, поэтому туда нужно слетать и выяснить, что случилось. Герой умиротворённо шагает по станции, изучает каменистые окрестности, составляет мозаику из записей и иногда путешествует в прошлое.
Игру создавали под виртуальную реальность, и это чувствуется даже в версии для Windows (особенно из-за подтормаживаний). Три главных действия — ходить, рассматривать и трогать вещи — сделаны для Oculus Rift. Это красиво, но бесполезно. Игра короткая (3,5 часа), не радует сюжетом и похожа на Adr1ft (у неё были ровно те же проблемы). Сыграть стоит, если интересно посмотреть, как сейчас делают игры для виртуальной реальности.
Battlefleet Gothic: Armada
Windows
Для поклонников вселенной Warhammer 40,000 и космических стратегий. Механику и канон настольной игры Battlefleet Gothic о сражениях космических кораблей в Готическом секторе почти целиком скопировали, но убрали пошаговость. Кораблей мало, сторон тоже (четыре, потом добавят новые), но настроек так много — способности, оружие, команда, — что из одного и того же набора можно собрать флот под разные стили и стратегии. Короткие и медленные сражения умудряются сочетать тактику и микроконтроль. Мало занять правильную позицию — нужно постоянно менять боевые режимы, выбирать другие виды атаки и защиты.
Hyper Light Drifter
Платформа: Windows, OS X
Разработчик Алекс Престон попросил на Hyper Light Drifter 27 тысяч долларов, а получил на Kickstarter больше 645 тысяч. Деньги пошли на дело: огромный мир, прекрасная пиксельная графика и жёсткий игровой процесс (на некоторых противников уйдут десятки ударов). Престон сравнивает её с эволюционировавшими Diablo и The Legend of Zelda: A Link to the Past, а также указывает в источниках вдохновения мультфильмы Хаяо Миядзаки. Это простая история об ищущем лекарство герое (у Престона проблемы с сердцем, поэтому история ещё и личная), но происходит она в агрессивном мире с остатками цивилизации и технологий будущего.
The Flame in the Flood
Платформа: Windows, OS X, Xbox One
Девушка и её собака бегут от надвигающихся дождей, путешествуют по американской глубинке, сплавляются по рекам на плоту под песни певца кантри Чака Рэгана и спасаются от диких зверей. Игра арт-директора и разработчиков BioShock выглядит как красивое, но опасное приключение. В нём нужно следить, чтобы героиня не замерзала, не уставала до изнеможения, не болела, ходила в сухой одежде и была сыта. Если об этом забыть, она погибнет, и тогда игру придётся начинать заново.
обложка: 1 - Louis C.K., 2 - Young Money Records, 3 - Издательство «Азбука», 4 - Valve Corporation