Эрвин Вурм. «Abstract Abstruse / Трусливый трактор»

Творчество австрийского скульптора отлично укладывается в концепцию «артка» (уменьшительно-ласкательное от «арт») — термина художников Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина для визуально привлекательного и быстро усваиваемого искусства. На второй большой персональной выставке в Москве (что говорит о его коммерческих успехах здесь) Вурм покажет более 30  скульптур-мутантов, посвящённых человеческим слабостям, в том числе алкоголизму и чревоугодию. 

  

«Корабль толерантности»

Одно из событий в рамках празднования 80-летнего юбилея классика московского концептуализма Ильи Кабакова. Парус «Корабля» составлен из рисунков московских школьников, посещавших специальные открытые мастерские в «Гараже» летом, а открытие инсталляции будет сопровождаться концертом молодых талантов. С одной стороны, это удачный пример того, как знаменитые художники работают с подрастающим поколением, делая его своим соавтором. С другой — в свете реакционных российских тенденций «Корабль» может оказаться пророческим комментарием к текущей ситуации в стране для взрослых. 

  

«Облако» на «Фабрике»

Ещё один классик московского концептуализма, Виктор Скерсис, собирает на «Фабрике» мало кому известную молодёжь, открывая новые имена. Выставка посвящена различным новым способам группового взаимодействия, метафорой которого становится «облако» — не имеющая чётких форм структура, способная принимать самые различные конфигурации. Уж кто-кто, а Скерсис в групповом творчестве толк знает: он был участником и легендарного «Гнезда», и более камерной SZ, вошедших во все антологии российского искусства.

  

«Невесомость»

Небольшая выставка, подготовленная специально для пространства «Рабочего и колхозницы», посвящена стрессам, страхам и тревогам повседневной жизни — и артистической реакции на них. Среди работ — известная инсталляция Ирины Кориной с неустойчивым, качающимся полом, бетонная плита Михаила Косолапова, зафиксированная в воздухе, и медитативный «Эшелон», в который так и хочется прыгнуть, от важнейших отечественных видеохудожников — группы «Синий суп». 

11 сентября — 15 октября

 

МВЦ «Рабочий
и колхозница»

20−80 рублей

 

Добавить
в календарь

  

«Вместе и врозь — городская семья в России в ХХ веке»

Представитель редкого для Москвы жанра выставки-исследования. В этом случае выставка посвящена семье. Мультимедийная инсталляция, подготовленная российско-голландским коллективом авторов, будет включать в себя фотографии, видео, архивные материалы, архитектурные планы и предметы быта. Выставка разместится во флигеле бывшей усадьбы Талызиных, одном из самых атмосферных выставочных пространств города. 

  

«0 Перформанса — Скромное обаяние кризиса»

Выставка, подготовленная швейцарским культурным фондом «Про Гельвеция», посвящена перформансу. Тот сегодня является одним из главных жанров современного искусства и обладает таким уникальным качеством, как непродуктивность: перформативные акты разворачиваются во времени и пространстве и не оставляют после себя материальных свидетельств — только документацию. По мнению куратора, это качество является прекрасным комментарием к текущей экономической ситуации и сложившимся капиталистическим отношениям. 

14 сентября — 4 октября

 

МГВЗ «Новый Манеж»

20−250 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Пит Мондриан. «Путь к абстракции»

Небольшая выставка одного из основателей абстрактной живописи из коллекции Гемеентес-музея в Гааге. К слову, нью-йоркский Музей Соломона Р. Гуггенхайма называет Мондриана — вместе с Василием Кандинским и Паулем Клее — ключевым автором для своего собрания, и, как считается, спиральное здание музея на Пятой авеню было построено в расчёте на показ именно такого типа беспредметного искусства. Строгая геометрия и локальные цвета произведений Мондриана оказали влияние как на всё послевоенное изобразительное искусство (достаточно вспомнить оп-арт), так и на дизайн и моду: в 1965 году Ив Сен-Лоран сделал ставшую знаменитой коллекцию коктейльных платьев, вдохновившись именно его живописью. 

  

 

«Утопия и реальность?» Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы

Двойная выставка великих еврейских художников. Эль (Лазарь) Лисицкий — один из лидеров первого русского авангарда. Илья Кабаков — важнейший участник второго, сформировавшегося в начале 1960-х в Москве. Эль Лисицкий строил советскую утопию, преобразуя энергию революции в супрематические композиции и конструктивистскую архитектуру, Кабаков стал свидетелем её краха, последние 25 лет методично реконструируя ужасы коммунального быта в своих инсталляциях. 

17 сентября — 17 ноября

 

«Мультимедиа
Арт Музей
»

50−300 рублей

 

Добавить
в календарь

  

17-я Международная художественная ярмарка

К своему 17-му изданию единственная ярмарка современного искусства Москвы лишилась не только большинства участников (несколько ведущих галерей объявили о своём закрытии или о приостановке деятельности ещё год назад), но и места — в этом году она будет проходить только на третьем этаже ЦДХ. Горечь от того, что публичный арт-рынок в России пока так и не сложился, может смягчить параллельная программа ярмарки, в которой стоит обратить внимание на показ работ из конкурса авторитетного немецкого фестиваля видеоарта Videonale.

  

«Реконструкция (часть 1)»

В девяностые в Москве сложилась уникальная ситуация: вся художественная деятельность сосредоточилась вокруг нескольких частных галерей (по сути — некоммерческих выставочных залов), заменивших собой всю инфраструктуру, от рынка до музейного хранения. Один из важнейших деятелей современного искусства России, куратор и галерист Елена Селина решила восстановить ключевые выставки и проекты той романтическо-руинированной эпохи, которых набралось на две экспозиции (вторая часть откроется зимой), сопроводив их архивными документами и фотографиями. Безусловный ностальгический хит сезона. 

18 сентября — 24 ноября

 

Фонд культуры «Екатерина»

50−350 рублей

 

Добавить
в календарь

  

«Больше света»

Основной проект V Московской биеннале современного искусства. Главное художественное событие года займёт в этот раз два этажа ЦВЗ «Манеж». Куратор биеннале, Катрин де Зегер, принципиально не стала приглашать к участию очевидных звёзд: вплоть до того, что на выставке будут представлены анонимные тантрические рисунки из Индии. Де Зегер известна своим интересом к графике и хрупким, многочастным, объёмным рукотворным произведениям, не обладающим очевидной внешней привлекательностью, но обращающимся к самому широкому кругу проблем, в первую очередь касающихся наших представлений о пространстве и времени. Можно ожидать очень спокойной, поэтической биеннале. 

20 сентября — 20 октября

 

ЦВЗ «Манеж»

20−250 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Ансельм Рейле. Electric Spirit

После несколько лет виртуальной жизни галерея Гари Татинцяна снова обретает выставочную площадку, теперь — на первом этаже жилого комплекса «АртХаус» на Яузе, построенного по проекту архитектора Сергея Скуратова. Новая галерея открывается выставкой модного художника Ансельма Рейле, известного широкой публике недавним сотрудничеством с Dior и принадлежащего кругу ведущего мирового дилера Ларри Гагосяна. Рейле делает декоративные работы, в первую очередь из фольги и других блестящих материалов. 

20 сентября — 5 декабря

 

Галерея Гари
Татинцяна

Бесплатно

 

Добавить
в календарь

  

«Ничего подобного»

Куратор выставки художник Владимир Логутов — один из самых активных региональных деятелей современного искусства, уже много лет работающий в Самаре и Москве. «Ничего подобного» предлагает привычный набор техник и жанров и делает акцент на творчестве молодых нестоличных художников. Развернётся выставка в ранее недоступных современному искусству Провиантских складах, при этом там обещают реализовать новые подходы к экспонированию искусства. 

21 сентября — 11 октября

 

Музей Москвы

Бесплатно

 

Добавить
в календарь

  

«Джон Балдессари. 1+1=1»

На первой московской выставке классика мирового концептуализма будут показаны работы из его последних четырёх серий. В них он использует свой фирменный приём — совмещает изображения, и на этот раз — с текстами: например, фрагмент картины Матисса и слово «Уорхол». На возникающем стыке начинают образовываться новые смыслы: при этом никто не гарантирует, что они будут верны (впрочем, на этот эффект он и рассчитывает). Тут стоит отметить, что Балдессари — скучный художник, и читать описания его работ зачастую интереснее, чем на них смотреть. 

  

«Место назначения — Карелия»

Совместный проект живущей в Германии русского фотографа Анастасии Хорошиловой и финна Яакко Хейккиля — результат их путешествия по Карелии. Хорошилова, пожалуй, единственный сегодня фотограф в России, совмещающий практику портретной съёмки с этнически-антропологическим оттенком и искренним интересом и уважением к моделям: она одинаково успешно снимает и в мусульманских республиках, и в богом забытых архангельских посёлках. 

22 сентября — 27 октября

 

Культурный центр «ЗИЛ»

100−250 рублей

 

Добавить
в календарь

  

«Тетрактис»

Огромная сборная солянка от героев психоделической революции 1990-х, близких кругу институции «Газгольдер». Попытки делать хорошее искусство, навеянное образами, найденными или встреченными в разнообразных путешествиях «внутрь себя» при помощи разнообразных практик (и не только духовных), как правило, оканчиваются провалом: так уж повелось, что «мир артистический» или сходит с ума сам по себе, или по старинке использует алкоголь. Но исключения иногда бывают — особо на этом фестивале, расположившемся в промышленных зданиях на Бауманской, стоит обратить внимание на работы Павла Пепперштейна, группы «Россия» и Юлии Страусовой.

22 сентября — 20 октября

 

Культзавод «МосХаос»

Бесплатно

 

Добавить
в календарь

  

«Везде чужие»

Большая, почти что под сотню произведений, выставка собрания живущих в Вене Яны и Эдуарда Померанц. Про Померанца известно, что он родился в Одессе, откуда в семилетнем возрасте был увезён семьёй в эмиграцию в Австрию, где состоялся как финансист и основатель хедж-фонда FTC Capital. В составе выставки — работы, которые в первую очередь можно повесить на стену или поставить рядом с ней. Отличный пример того, как нужно собирать собственную коллекцию и ею гордиться. 

  

Вадим Захаров. «Пляска мёртвых языков» 

2013-й — определённо год Вадима Захарова и очередной триумф московского концептуализма. Весной Захаров был постановщиком «Идеологического дефиле» по мотивам книги Бертольда Брехта «Ме-ти. Книга перемен» в нижегородском Арсенале, а летом в павильоне России на 55-й Венецианской биеннале открыл эффектную инсталляцию «Даная» про круговорот денег в природе, получившую самые неоднозначные отзывы.

О проекте для ЦУМа пока не известно почти ничего: ходят слухи о скелетах в одежде из последних коллекций. Однако можно предположить, что интеллектуальный заряд (и количество смысловых уровней) инсталляции будет таким, что в ЦУМе никогда ничего после этого покупать больше не захочется: исключительно по этическим причинам. 

Сентябрь

 

ЦУМ Art Foundation

Цена уточняется

  

Мирослав Балка. «Фрагмент»

Ретроспективная выставка видеоработ ведущего польского скульптора, охватывающая период с 1998 по 2010 год, уже показанная в Варшаве и Берлине. В первую очередь Балка известен своими скульптурами и инсталляциями из бетона и металла, так или иначе обращающимися к темам холокоста и Второй мировой войны. В своих видеоработах он продолжает эти размышления, организуя съёмку на территориях бывших концентрационных лагерей или просто запечатлевая газовую конфорку так, что становится не по себе. 

10 октября — 10 ноября

 

ГЦСИ /
ЦСК «Винзавод»

50−200 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Наталия Гончарова. «Между Востоком и Западом»

Огромная, под 400 работ, монографическая выставка одной из «амазонок авангарда», собранная из российских и зарубежных собраний. Наталия Гончарова (дальняя родственница жены Александра Пушкина) стояла у истоков появления русского авангарда, в 1915-м уехала с мужем-художником, основателем лучизма Михаилом Ларионовым, в Париж, где продолжила занятия искусством: не только в станковых формах, но и в моде, театре и графике. В последние годы имя Гончаровой неоднократно появлялось в прессе: она одна из самых дорогих женщин-художниц, что привело в последние годы к массовому появлению подделок на мировом арт-рынке. 

  

 

«Музей голландского протеста»

Одно из событий второго международного фестиваля  активистского искусства «Медиаудар», посвящённого различным практикам сопротивления в городской и медиасреде.

Название выставки буквально описывает её содержание: это действительно подробно собранная документация деятельности разнообразных группировок, сообществ и персонажей, в первую очередь анархистской и феминистской направленностей, занимавшихся протестным искусством в Нидерландах с 1960-х и оказавших реальное влияние на политику страны.

23 октября — 6 ноября

 

Центр дизайна Artplay

Бесплатно

 

Добавить
в календарь

  

Коллекция Дэмиена Херста

Дэмиен Херст не только известный художник с огромным штатом подмастерьев, но и миллионер. И как настоящий миллионер, он собирает собственную коллекцию искусства. Часть его собрания не так давно была показана в Турине, получив самые положительные отзывы, для Москвы же будет собрана новая выставка. Среди хитов — работы Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Бэнкси и Трейси Эмин. 

Открытие
в конце ноября

 

«Мультимедиа
Арт Музей
»

50−300 рублей

 

Текст: Антон Богданов

Фотографии: Winzavod.ru, Ilya-emilia-kabakov.com, Art Moscow Fair/Facebook, Ekaterina-foundation.ruTatintsian.comGarageccc.comKhoroshilova.net, Год России-Голландии. Пит Мондриан/FacebookMamm-mdf.ruTretyakovgallery.ru, Moscowmanege.ru, Владимир Логутов/Vkontakte, Выставка «Вместе и врозь — городская семья в России в ХХ веке»/Facebook, Слава Филиппов для ЦУМ Арт Foundation, Джон Балдессари Courtesy автор и Sprüth Magers Berlin London