В издательстве Corpus вышел новый роман классика современной литературы Умберто Эко «Нулевой номер», работа над которым началась ещё двадцать лет назад. Книга рассказывает о запуске газеты с рабочим названием «Завтра», которая должна стать инструментом политической пропаганды, — и в целом роман посвящён тому, как устроены средства массовой информации. The Village узнал у редактора издательства Corpus, постоянного переводчика писателя и литературного обозревателя, чего ждать от Эко в новой книге и кому её точно стоит прочесть.

   

 

Екатерина Владимирская

редактор издательства Corpus

В первую очередь интересен эффект шока. Мы с размаху сталкиваемся с полной противоположностью всем нашим представлениям о «романе Умберто Эко»: малый объём, издевательски схематичный сюжет, персонажи, лишённые, мягко говоря, сложности, — Эко ли это? Итальянские читатели в интернете выдвигали предположение, что профессора кто-то похитил и пытает, публикуя от его имени эту книжонку. Ничего подобного. Радикально отличаясь от всего, что мы воображали в ожидании романа, «Нулевой номер» приводит на память эссе из сборника «Полный назад!» — они не теряют актуальности при любых переменах декораций. 

Нельзя забывать, что Умберто Эко вполне серьёзный ученый и что доскональное изучение работы СМИ входит в сферу его научной деятельности. В «Нулевом номере» он не излагает точек зрения и не ссылается ни на какие абстракции вроде «превратности мира». Представьте, что он показал состав съеденного нами на обед гамбургера: вот крыса, вот старые носки, вот трижды сгоревшее масло. Только гамбургер здесь — информация, потребляемая нами ежедневно. Это не философия, а химия, и с ней бесполезно соглашаться или спорить.