17 июня, четверг
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда Влюбленные подростки, духи леса, лазерное шоу с роботами и ироничные стихи — рецепт идеального современного мюзикла

Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда

«Почему на спектакле про подростков стоит возрастное ограничение 18+?» — предвосхищал зрительские вопросы Центр имени Мейерхольда, анонсируя «Зарницу», новый спектакль Юрия Квятковского. Ответ простой: главный герой Ярослав по сюжету переодевается в сестру-близняшку Ярославу, чтобы сдать за нее экзамен по патриотическому воспитанию, пока Ярослава-сестра также переодевается в Ярослава-брата и влюбляется в подругу Марусю. А все потому, что волшебные духи хотели помочь той в несчастной любви и промахнулись. Совсем непотребные по нынешним меркам дела.

Впрочем, в мире «Зарницы» такой спектакль и вовсе мог бы не состояться: квир-любовь в вымышленно-дистопической России будущего запрещена как факт. А еще школьные олимпиады проходят в форме игры зарница, все боятся нацлидера Золотого Ангела и по закону обязаны разговаривать исключительно стихами — как и в предыдущей работе той же команды, спектакле «Сван». The Village рассказывает, почему «Зарница» — это образец качественного и жизненно необходимого массового театра и почему спектакль все-таки не только о квир- и не только о подростках.

«Зарница»


Когда

6 февраля, 10–11 марта, 28 апреля

Где

Центр имени Мейерхольда

Сколько

от 1 000 рублей

meyerhold

Роботы в лесу

Актеры исчезают в отверстиях по периметру сцены-бассейна между двумя зрительскими секторами, громкость звука увеличивается, стеклянные банки на полу начинают светиться и вдруг испускают ярко-синие лучи. Лучи геометрично двигаются под бодрую музыку, снизу слышны электрические потрескивания. Такой театр вещей разворачивается в кульминационной сцене «Зарницы».

По художественной свежести и техническому качеству исполнения она встает в один ряд одновременно с ультрасовременным Arts&Science-выставками вроде недавней «Демоны из машины» в ММОМА и коммерческими презентациями. Вместо привычных в театре лайв-трансляций и базового видеомэппинга, в «Зарнице» играет целая армия миниатюрных напольных роботов. Их придумал и запрограммировал медиахудожник Алексей Наджаров, собрав, как рассказывают создатели, «из китайского барахла», а мощное оборудование предоставила группа Sila Sveta — они же, к примеру, сопровождали недавний тур Дрейка.

«Действие пьесы происходит в лесу, и у нас была задача найти некий ритм. Лес — это прежде всего ритм. Ритм повторяющихся фактур — деревьев, например. Мы нашли сначала бетонную фактуру и ее уже превратили в световую инсталляцию», — объясняет Юрий Квятковский. «Технобанки» (так называет их команда) поначалу действительно находятся в бетонных срубах, по сюжету — руинах ДК, архитектурный проект которого представлен на входе в зал. Долгое время срубы только слегка светятся красным, но и этого хватает, чтобы подчеркнуть сюрреальность происходящего. Самым очевидным здесь хочется признать решение нарядить Золотого Ангела в православную рясу, установив его, правда, на гироскутер. Все остальные духи леса, на опушке которого и проходит «Зарница» (в смысле игра), представляют еще более странный сплав фольклорных образов и задорного художнического юмора: Журчуня в зеленой сеточке, Ветродуй в полупрозрачном плаще со стикерами, Леха-Лось в комбинезоне толстой вязки (этого духа, к слову, удивительно органично играет драматург Родионов).

Удивительно, что современная визуальность сочетается в «Зарнице» не только с внятным нарративом пьесы, но и с психологичными игровыми работами. «Брусникинцы» играют не стесняясь, иногда даже излишне драматизируя и затягивая развитие. Говорят, декабрьские предпремьерные показы шли почти два часа вместо январских часа двадцати и рассыпались — но сейчас спектакль разве что чуть притормаживает как раз перед кульминационной сценой. В остальном он подчиняется строго захореографированному, тоже геометричному ритму от Иры Га. Актеры передвигаются с одного бетонного сруба на другой по прямым линиям или шагают по клеткам проекции. До строгого формализма здесь далеко, но так команда будто дает понять, что психологизм — сознательный выбор из большого спектра возможностей.

Не менее удивительно, что при всей внятности художественного языка главное достоинство «Зарницы» — все же не эстетические решения, а содержание. От российского спектакля, который смотрится настолько отточенным и высокобюджетным, ожидаешь либо высказывания на вечные темы по мотивам классической пьесы или оперы, либо водевильно-антрепризной сентиментальности, либо совсем плоской технологичности. А «Зарница», как уже сказано, — это квир-театр.

Дети, взрослые

Что мы знаем о российском квир-театре? Мы знаем, что Кирилл Серебренников, которого в этой связи хочется вспомнить если и не первым, то сразу после Романа Виктюка, уже второй год находится под домашним арестом. Также мы знаем, что в его спектаклях гомосексуальные герои часто появляются в стереотипно-неоновых образах, часто служат объектом для шуток с намеками-ужимками и редко прямо артикулируют собственную идентичность. Кроме того, мы знаем, что в «Сатириконе» не первый год идет спектакль Константина Райкина «Все оттенки голубого» — христианская, по словам самого режиссера, история о принятии инаковости, которая тем не менее провоцировала громкие скандалы. А в «Театре.doc» показывают «Выйти из шкафа» Анастасии Патлай — важный, но характерно бедный документальный спектакль, в котором звучат специально собранные монологи гомосексуалов и их родственников.

Гораздо менее известен московский ApoGAYFest. Он называет себя международным фестивалем квир-театров, но по факту уже пятый год проходит на камерной площадке Гете-Института, совмещает церемонию закрытия с чтением сомнительных стихов и музыкальными номерами и вручает странные награды с именами греческих муз всем местным спектаклям, где квир-тема затронута хоть по касательной. По десять таких обычно набирается — но треть оказываются спектаклями самих организаторов.

Впрочем, на фоне не столько театра, сколько российской культуры в целом появление «Зарницы» все же симптоматично — тут вспоминаются и резонансный отечественный «Человек, который удивил всех» вместе со сверхуспешной (по крайней мере в прокате) «Богемской рапсодией», и запуск онлайн-журнала «Открытые», и даже клипы Светланы Лободы. Квир-культура в 2018 году явно стала вытекать со страниц авангардных поэтических журналов и из камерных танцевальных пространств в большой мир.

И все же «Зарница» уникальна тем, что говорит именно о подростках. На Западе это уже не редкость: там издают образовательные детские книжки о двух мамах или двух папах среди людей и пингвинов и даже об индийских мальчиках, которые мечтают о женской точке на лбу, там выходят  утонченные автофикшн-комиксы о квир-юности авторов. В России тем временем «Дети-404» продолжают переезжать с адреса на адрес, скрываясь от запретов по статье 6.21.

Важно, однако, что для самих драматургов интерес к подростковому периоду как таковому сразу стоял на первом месте. «Пьесу про подростков мы задумали давно, как интересную задачу. С тех пор уже несколько лет ведем поэтическую студию для подростков. Общение с ними нас многому учит. Кстати, они замечали, что в пьесе им многие выражения казались древними. Но мы для себя решили, что в будущем молодежный сленг может вобрать любую архаику», — рассказывают Родионов и Троепольская. И добавляют, что сегодня по интересу к квир-культуре опознают тех, кто в принципе мыслит критически: «Изучение себя, недоверие к общим истинам всегда отличали неформальную молодежь. Мы сами были нефоры, такими и остались».

Соглашается и Квятковский: «Я бы не выделял квир, я бы просто говорил о подростках: как они находят свое место под солнцем, как строят коммуникацию с внешним миром. И я, и Андрей с Катей находимся в статусе родителей, наблюдаем рост отпрысков — пришло время об этом говорить». А еще обращает внимание, что пьеса и спектакль все-таки не только представляют взрослый, а оттого неизбежно внешний взгляд на молодых людей, но и позволяют авторам разобраться с собственным положением. Происходит это в сюжетной линии о Золотом Ангеле, который к финалу оказывается таким же духом, как Журчуня, Леха-Лось и Ветродуй, только скрывающимся под властной маской и оттого совсем уставшим. «Это история про старых друзей, которые в какой-то момент разошлись: одни остались верны своим идеям, другой отошел от принципов молодости, стал заниматься пропагандой — а потом вдруг почувствовал дикую тягу вернуться к началу. Это меня трогает, задевает: я и сам сейчас испытываю потребность оглянуться назад и найти глаза людей, с которыми формировался как персона и как художник», — говорит Квятковский.

Бродвей по частям

«Мы собирались показывать этот спектакль в театре „Практика“. Маленький зал, действие в полной темноте. Но Юрий Милютин, который тогда был директором, не справился с проектом и поставил нас перед фактом: не потянем», — рассказывает Квятковский уже о производственной стороне спектакля.

«Зарница» действительно отчетливо напоминает самый громкий прошлогодний проект «Практики»: «Человек из Подольска Сережа очень тупой» Марины Брусникиной — такой же хит по свежей, не слишком заумной и бодро политизированной драматургии Дмитрия Данилова. В ЦИМе подобный спектакль, напротив, кажется открытием. Лучшие, непроходные местные работы — тонко устроенный, авангардистский, но часто куда менее цельный и менее дружелюбный к зрителям театр. Зато огромный блэкбокс ЦИМа позволяет «Зарнице» приблизиться к статусу, в котором она смотрится максимально органично: это именно что масштабное шоу, почти бродвейский мюзикл — с закрученным сюжетом, злой, актуальной сатирой и не без сентиментальности.

Собственно, «Зарница» действительно почти мюзикл: главные герои иногда переходят на пение, весь спектакль сопровождается вокальной партией леса в исполнении хора из Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Появление театра Камбуровой на фоне ЦИМа и «Практики» выглядит удивительно, но я сразу вспоминаю, как оперный критик Юлия Бедерова называла в своих итогах года несостоявшуюся премьеру молодого Кирилла Вытоптова именно там.

А сам Квятковский вспоминает о «Земле» Ивана Поповски, лауреата недавней «Золотой маски». «Моя знакомая стала работать в театре Камбуровой директором и позвала меня посмотреть на местную труппу. Это было неожиданно и странно, но я попал на спектакль, где вокалисты одновременно существовали как перформеры и исполняли Баха, отлично справляясь с музыкальной и режиссерской задачами. Так что не было сомнений, что они справятся», — говорит режиссер.

«Это была отправная точка: Юра предложил взять хор и сдвинуть текст в сторону оперы», — добавляет Наджаров, который в «Зарнице» работал не только медиахудожником, но и композитором. Спектакль, кстати, уже успели похвалить за первый в истории российского театра нестыдный рэп-фрагмент (музыку написал Наджаров, а текст — сам актер, Родион Долгирев). В остальном музыка здесь звучит так, будто актуальная российская сцена ненадолго переехала в пионерлагерь: свежий поп-звук приобретает идиотический и какой-то подчеркнуто невинный задор.

Но главный хит — финальная песня, которую четверо главных героев исполняют уже как новообразованная музыкальная группа. Говорят, сотрудники ЦИМа вместе со зрителями уже требуют записать ее в студии и учат наизусть текст. «Тут есть один референс, но раскрывать не буду: он и сам похож на целую цепочку», — интригует Наджаров.

А безумные слова, которых в акустике зала почти не расслышать, кажется, точнее всего описывают настроение всего спектакля:

«На поляне столик на двоих,

Белочка нам прочитает стих,

Зайчика ты тоже здесь найдешь,

Защитит тебя великий еж.

Над лесной тропой висит туман,

Машет веткой дуб-великан,

Здесь, в лесу, где нас свела судьба,

Спрячемся с тобой в дупле дуба».


Фотографии: MEYERHOLD

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское

«Как я была волонтером в „Родине“»
«Как я была волонтером в „Родине“» Почему вам нужно посмотреть спектакль в апреле
«Как я была волонтером в „Родине“»

«Как я была волонтером в „Родине“»
Почему вам нужно посмотреть спектакль в апреле

Фильмы, альбомы и концерты: Все планы на зиму
Фильмы, альбомы и концерты: Все планы на зиму От Ланы Дель Рей и «Пошлой Молли» до новых спектаклей Богомолова и выставки Фриды Кало
Фильмы, альбомы и концерты: Все планы на зиму

Фильмы, альбомы и концерты: Все планы на зиму
От Ланы Дель Рей и «Пошлой Молли» до новых спектаклей Богомолова и выставки Фриды Кало

Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом
Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом Почему в 2018 году хорошего театра в России не было или почти не было
Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом

Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом
Почему в 2018 году хорошего театра в России не было или почти не было

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий

Первая полоса

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий
Промо
«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий
«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий
Промо

«Опыт уже есть, а душой и телом еще молод»: Как в 35 лет уйти из продаж в разработку, чтобы работать из путешествий

Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум
Спецпроект
Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум
Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум
Спецпроект

Хранилище вековых сокровищ или личный уголок рая: Как организовать балкон и выжать из него максимум

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня
Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня
Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня

Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома
Промо
Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома Техника и эстетика дворового воркаута
Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома
Промо

Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома
Техника и эстетика дворового воркаута

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812А также новая коллекция татуировок Avgvst

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812
А также новая коллекция татуировок Avgvst

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»А также авангардная неделя в Городке милиции

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»
А также авангардная неделя в Городке милиции

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Спецпроект
Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Спецпроект

Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Подпишитесь на рассылку