Какие-то левые: Как в России появился новый политический театр «Без принятия и толерантности просто невозможно работать»

Какие-то левые: Как в России появился новый политический театр

Недавно The Village писал о новой протестной музыке, которая «не против Путина», точнее, не только против Путина. Новые политические спектакли тоже устроены сложнее, чем простое выражение недовольства тем, как ведет дела государство. Но на самом деле они в одном ряду с летней волной студенческих протестов, все набирающими силу феминистскими инициативами и даже появлением Греты Тунберг. Рассказываем, на какие современные идеи опирается новый театр и как распространяет их.

Текст

Ольга Тараканова

Давайте для начала назовем несколько из лучших (и вроде бы очень разных) премьер за последние пару лет. Начнем с самой масштабной и мучительной: в четырехчасовой «Родине» Андрея Стадникова, Дмитрия Власика, Шифры Каждан и Вани Боуден зрители сидят на пирамиде, а сверху читают расшифровки заседаний российской Госдумы, речи Сталина и партфункционеров, а еще автобиографию Льва Троцкого.

Продолжим самой зрительской и даже доброй: «Правдивая и полная история Джека Потрошителя» «Театра взаимных действий» идет в пяти залах и пятью разными способами — от нескучной научной конференции до кукольного театра, — беспокоится о привлекательности зла и романтизации насилия. Упомянем самую радикальную: в «Саду» трио zh_v_yu исполнительницы делают тверк у горшков с растениями, но к концу освобождаются от гендера даже в глазах тех, кто поначалу наслаждается этим перформансом как порнографией.

Примерно такое же освобождение происходит в «Крике о тишине» Ольги Цветковой, который вроде как техничный и эстетский балет на основе древнекитайской философии, но переносит в будущее. И наконец, добавим нормкора: в «Стопроцентной любви…» Натальи Зайцевой и Арины Бойко двое актеров читают переписку двух студенток с удивительно душевным вниманием к их каждодневной жизни и еще к тому, как ей управляют стереотипы: эйджистские, сексистские, эйблистские.

«Родина»

Теперь вопрос: что между всеми этими спектаклями общего, кроме того, что про каждый из них The Village написал? Были рецензии, интервью, просто статьи — а сейчас уже ясно, что все эти события — часть большой волны, которая вот только сформировалась и скоро станет набирать силу.

В основе этой волны — новое понимание политического. Если говорить очень просто, то здесь не подойдет привычный лейбл «либералы», которым в российской политике обычно маркируют все протестное. Он и вообще протестам уже плохо подходит: в них все громче звучат голоса молодых левых, для которых марксизм — больше не триггер для воспоминаний о страшном советском, а интеллектуальный маст-хэв, из которого выросли почти все освободительные движения и идеи. То есть феминизм, инклюзия людей с особыми потребностями, экологическое движение, критика капитализма и экономического неравенства, квир-активизм, постгуманизм — все, что призывает замечать свои возможности и для начала не использовать их во вред тем, у кого возможностей меньше, а потом и менять мир так, чтобы возможностей было поровну.


Радикальные жесты уже не работают так, как работали в 2010-х


Но зачем все это театру — и зачем ему театр? Чтобы звучать живо. У теоретических текстов (да и даже у других форм искусства) есть такая опасность — терять контакт с аудиторией. А в театре собираются живые люди, не такие абстрактные, которые когда-нибудь прочитают книжку или сходят на выставку.

Вот, например, что говорит акционистка Катрин Ненашева, которая в составе группы «Груз 300» выпустила в прошлом году одноименный дебютный спектакль про пытки и на днях — «Рейв 228» про фальсификацию наркопреступлений. Она верит, что именно театр выведет российское политическое искусство из «уже не аморфного (после протестного лета), но все еще угнетенно-депрессивного» состояния. «Радикальные жесты уже не работают так, как работали в 2010-х, — говорит Ненашева. — Нужен новый язык разговора о власти, насилии и травмах. Третья волна акционизма, к которой я принадлежу, построена не на одноактном высказывании, а на долгосрочных проектах, которые меняют среду вокруг художников. И еще на живом разговоре и переопределении коммуникативных границ. Поэтому я и мои коллеги занимаемся именно спектаклями».

«Груз 300» и правда переопределяет границы, точнее, просто нарушает их: до их появления никто не мог представить спектакль, на котором зрителям предлагают сыграть друг с другом в шавку (один дает унизительные задания, другой выполняет их), а потом еще разбить бутылку почти в лицо, накричать матом или дать пощечину. Но это действительно куда более безопасная история, чем акционистское искусство. В соседней комнате на каждом спектакле даже сидит психолог. И главное — это именно театр: все строится вокруг долгого, медленного общения зрителей и актеров.

«Правдивая и полная история Джека Потрошителя»

Правда, чаще художники все-таки, наоборот, ищут способы общаться без насилия — какие-то альтернативы тому, как приходится разговаривать каждый день. Одно из самых перспективных направлений предлагает отойти от языка к телу, точнее, обратить на тело внимание. Про тело сегодня вообще нельзя не говорить: тут и харассмент, и бодипозитив, и новые гендерные нормы, например в моде. Но это оформленные, манифестарные идеи, а можно работать на клеточном уровне, тоньше.

«Мы создаем конструкции, в которых зрителям сложно уцепиться за смысл: назвать что-то и успокоиться. Наоборот, мы держим их внимание, чтобы они смогли по-новому увидеть, как взаимодействуют тела и объекты», — рассуждает Аня Кравченко, сокураторка питерской танцплощадки «Сдвиг». Антон Вдовиченко, еще один сокуратор (из четырех, вместе с Кравченко, Камилем Мустафаевым и Машей Шешуковой), добавляет: «Освободительные идеи заложены в современный танец на уровне метода. Без принятия и толерантности просто невозможно работать».

«Сдвиг» открылся только в 2017 году, но там непрерывно идут не только показы отдельных работ, а еще танцевальные классы, лаборатории, перформативные вечеринки. «Большая часть нашей аудитории ходит на классы, и мы показываем работы уже благосклонным, зараженным зрителям. Но со временем появляются те, кто ничего не видел, и они тоже включаются», — рассказывает Камиль Мустафаев, и это правда: я сама видела, как на «Ночи перформансов» во время диджей-сетов между работами аккуратно плясали буквально все, а кто все-таки не плясал — спокойно спал прямо на белом линолеуме.

«Я искренне верю в инклюзию как практику включения чего-то во что-то: от зрителя до маленького жучка — все могут участвовать в создании опыта», — формулирует, возможно, главную идею нового театра автор телеграм-канала «Пиши перформенс» Ваня Демидкин.

Строго говоря, инклюзивным театром называют тот, в котором участвуют или который делают особые люди. Это тоже все более заметная территория, и работы на ней все более осмысленные, все реже бездумно эксплуататорские. Большие сцены открываются глухим актерам и спектаклям на жестовом языке, подростки с РАС общаются со зрителями о текстах Введенского и Хармса, современный танец ищет условия, в которых пластика исполнителей с ДЦП становится нормой и образцом для остальных, ну и так далее. Идут крупные фестивали и появляются новые, все на центральных площадках: Театр наций, Центр имени Мейерхольда, «ЗИЛ».


Бюджет «Стопроцентной любви...» — что-то около 10 тысяч рублей


А как метафора инклюзия, или, проще говоря, открытость непривычному, определяет в новом театре вообще все. Совсем простые вещи: спектакли идут уже не только на сценах, а в клубах, полях, музеях. Процесс создания (вот это особенно важно): теперь все меньше авторитарных режиссеров-лидеров, все больше горизонтальных команд, где все соавторы. «У нас не было субординации и вертикали, иерархии и порядка. Мы с Женей (Казачковым, драматургом. — Прим. ред.) вместе все разбирали, монтировали, придумывали. Конечно, спорили, но так и родили что-то совместное», — рассказывает режиссерка Вика Привалова о том, как возник «Мам, привет», передвижной спектакль-выставка про болезненные отношения взрослых детей с матерями. И главное, кто теперь делает театр: не режиссеры, а журналисты, ученые, пиарщики, активисты — в общем, люди со стороны, зато с живым опытом.

Снижение входного порога (точнее, его перемещение в другую плоскость) — это даже не свойство, а причина всей этой новой волны. Раньше нужно было театральное образование: пять лет в герметичном мире после вступительных, о которых почитаешь — и волосы дыбом. А теперь нужны свежие идеи, смелость, ну и какая-то насмотренность — понимание, как расположить себя среди других спектаклей, которых все больше. То есть театр теперь делают так же, как пишут инди-музыку.

«Почти все в спектакле собрано по крупицам и по бартеру», — продолжает Привалова. В ее спектакле участвуют старые столы, стулья, трюмо, шкафы, но еще аудиогид в приложении, которое вообще-то создано для экскурсий по городу. Сайт для спектакля Вика — еще и дизайнерка — тоже верстала сама, сама занимается продажами, но и это не предел. «Бюджет „Стопроцентной любви...“ — что-то около 10 тысяч рублей», — называет совсем уж невообразимую сумму Наталья Зайцева: портативная колонка — ее собственная, проектор — друзей, плащи с надписями «Не плачь» и шарф «Скучно» продал по себестоимости местный бренд Murmurizm. Правда, потом она уточняет: «Не то чтобы спектакль можно поставить за три рубля. Это обман, на который начинающие часто ведутся, на самом деле нужно платить еще за монтаж и проведение на площадке, дизайн, да и труд команды, по-хорошему, должен быть оплачен».

Но вот что важно: все эти спектакли, скорее, именно инди, не панк. Я не видела своими глазами, как возникал новый театр на рубеже 90-х и 2000-х, но наслышана: пол в подвалах своими руками, ночные дежурства. Сейчас почти все яркие новые проекты появляются при институциях. Их поддерживают кураторы — иногда того же поколения, что художники, а иногда как раз те, кто сформировал предыдущую волну. В Москве это, например, Елена Ковальская и «Резиденция Blackbox» в ЦИМе, Всеволод Лисовский и его мигрирующий ЦТИ «Трансформатор», Борис Юхананов и коммерческая «Мастерская индивидуальной режиссуры» при Электротеатре, Анастасия Прошутинская и зиловские резиденции для молодых хореографов, в Питере в последний год — фестиваль «Точка доступа». Все они пускают в индустрию людей, которых не приняло бы консервативное образование или которые, может, и сами решили держаться от него подальше.

«Мам, привет»

Вообще необразованность — это и минус: это же отсутствие ремесла. Говорю сама изнутри этой волны, которая превращает просто пишущих людей в создателей театра: я год работала в ЦИМе над спектаклями Locker Room Talk и «Кариес капитализма». Пока нужно было приносить идеи и придумывать структуры, все шло хорошо. А вот с репетициями, разводкой на сцене, да даже с тем, чтобы собрать сценарий, который будет похож на сценарий, а не на статью, мне одной, без соавторок, было бы не справиться. Возможно, тренд на горизонтальные команды растет не только из новых этических позиций, но и из страха: вместе правда спокойнее, и что не умеет один, то умеет другая.

Впрочем, про необразованность нужно уточнить: да, театральных дипломов у многих нет, но среда пропитана какими-то спонтанными и сложными знаниями. Некоторые отучились за границей: кто-то на целых магистерских программах, кто-то на кратких интенсивах. «Мы получали эти практики, которые наследуют американский танец постмодерн, из рук в руки», — рассказывают в «Сдвиге». «На встречи приходят и независимые арт-работники, и профессура РГИСИ, и люди из государственных театров, и зрители», — говорит Ваня Демидкин, который с начала сезона ведет ридинг-группу с симпатичнейшим названием «Меньше слез». Читают Жака Рансьера, который в 90-е придумал, что зрителям необязательно участвовать в спектакле, чтобы быть активными, можно просто смотреть его критически; Ги Дебора, который в 60-е с друзьями-ситуационистами бродил по французским городам, одновременно наблюдая и взрывая спектакль повседневности вокруг; Леви Брайанта, которого только-только издали на русском и который рассуждает о свободе вещей от людей. Но все эти сложные тексты на самом деле становятся поводом для живой человеческой встречи.

«Я часто чувствую интеллектуальное одиночество и воспринимаю ридинг-группу как предложение стать друзьями», — признается Демидкин. Дружба, точнее дружеское знакомство, определяет и подкаст, который он запустил летом с «Точкой доступа». Разговаривали с новой волной питерского независимого театра: Артемом Томиловым из «Перфобуфета», продюсеркой Марией Слоевой, феминистским театром Maailmanloppu. А следующий выпуск будет уже с Юлией Клейман, которая курирует образовательную программу «Точки доступа» — как раз ту, которая пускает в индустрию вроде бы непрофессионалов.

«Груз 300»

К слову, подкаст Демидкина называется «Против тяьтра». Насколько это серьезно? Не думаю, что появление даже самых странных спектаклей может действительно убить тот театр, который всем более привычен. В лучшем случае он под их влиянием изменится — будут большие умелые режиссеры по-прежнему ставить большие отточенные работы на сценах, но, может, в них заговорят о чем-то новом или по-новому, вроде как в «Зарнице» Юрия Квятковского. В худшем — останется как есть — «тяьтром».

В конце нужно бы вспомнить, что те, о ком я пишу здесь и в других текстах для The Village, — это удивительное исключение из чудовищного общего застоя. И держится это исключение часто на энтузиазме — в ситуации микробюджетов, микрогонораров, а то и вообще инвестиций из своего кармана. К такой независимости можно испытывать романтические чувства, но вообще-то малооплачиваемая и очень объемная работа — это проблема. В предыдущий раз было проще: были яркие режиссеры-лидеры, которые постепенно, один за другим, возглавили большие площадки. А теперь художники мечтают о горизонтальности и даже немного боятся власти. Их не поставишь руководить каким-нибудь репертуарным театром, если только не изменить его устройство полностью. В принципе, почему бы и не изменить? Но пока появляются и новые структуры, которые больше открыты необычному менеджменту: фонд V-A-C, Союз независимых театров на только открывшейся площадке «8/3», тот же «Сдвиг».

«Мы стараемся почаще собираться вместе и постоянно спорим. Один предлагает идею, заражает ей, другие отвечают», — пытается объяснить мне команда «Сдвига», как устроена ее работа. И вдруг кто-то произносит самую, кажется, точную фразу: «Но есть вещи, которые мы всегда делаем совместно: уборка и планы на сезон». Вот это про политическую утопию нового театра, если очень коротко.


Фотографии: обложка, 1 — Ксюша Бабушкина, 2 — «Театр взаимных действий», 3 — «Мам, привет», 4 — Наталья Буданцева

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village. Мы и есть «вайс на русском». Мы всегда им были, а теперь делаем наш интернет-журнал по подписке. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал про преодоление, травмы, протесты, панк, образ жизни, искупление и смелость оставаться собой. Эксцентричная журналистика про наших людей и для наших людей — где бы мы ни оказались теперь. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское

Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда
Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда Влюбленные подростки, духи леса, лазерное шоу с роботами и ироничные стихи — рецепт идеального современного мюзикла
Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда

Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда
Влюбленные подростки, духи леса, лазерное шоу с роботами и ироничные стихи — рецепт идеального современного мюзикла

Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»
Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте» Это первое в нашем театре высказывание об интернете и 20-летних, которое можно назвать… нормальным?
Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»

Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»
Это первое в нашем театре высказывание об интернете и 20-летних, которое можно назвать… нормальным?

Новое и лучшее

Добро пожаловать в мир инста-фотосессий из разрушенного Мариуполя. Зачем блогеры это делают?

«Я не отдаю кредиты, уехав из России»: Пять историй

Как бережно заканчивать секс

Как двое петербуржцев запустили грибную ферму в обычной квартире

Основатель московского бара «Фракция» при помощи сотрудника НАСА нелегально сбежал в США после угроз силовиков

Первая полоса

Что делать в Стамбуле в феврале?
Что делать в Стамбуле в феврале? Балет, благотворительный стенд-ап и турецкий синти-поп с народными мотивами
Что делать в Стамбуле в феврале?

Что делать в Стамбуле в феврале?
Балет, благотворительный стенд-ап и турецкий синти-поп с народными мотивами

77-летняя художница Осипова рисует картины против войны и до сих пор ходит с ними на пикеты
77-летняя художница Осипова рисует картины против войны и до сих пор ходит с ними на пикеты Теперь полиция в Петербурге все-таки взялась за неё. Почему она не боится?
77-летняя художница Осипова рисует картины против войны и до сих пор ходит с ними на пикеты

77-летняя художница Осипова рисует картины против войны и до сих пор ходит с ними на пикеты
Теперь полиция в Петербурге все-таки взялась за неё. Почему она не боится?

«Гоголь-центр» в честь десятилетия запустил онлайн-платформу с записями спектаклей

«Продолжаем быть вместе, пусть пока виртуально»

«Гоголь-центр» в честь десятилетия запустил онлайн-платформу с записями спектаклей
«Продолжаем быть вместе, пусть пока виртуально»

Студент написал диплом нейросетью ChatGPT и рассказал об этом в твиттере. На него уже донесли. Что теперь сделает РГГУ?
эксклюзив
Студент написал диплом нейросетью ChatGPT и рассказал об этом в твиттере. На него уже донесли. Что теперь сделает РГГУ?
Студент написал диплом нейросетью ChatGPT и рассказал об этом в твиттере. На него уже донесли. Что теперь сделает РГГУ?
эксклюзив

Студент написал диплом нейросетью ChatGPT и рассказал об этом в твиттере. На него уже донесли. Что теперь сделает РГГУ?

«Я не вижу смысла сортировать мусор во время войны»
«Я не вижу смысла сортировать мусор во время войны» Четыре истории жизни эко-сознательных людей после 24 февраля
«Я не вижу смысла сортировать мусор во время войны»

«Я не вижу смысла сортировать мусор во время войны»
Четыре истории жизни эко-сознательных людей после 24 февраля

В поисках «Дениса Чернухина» — самого одиозного z-поэта, автора «Словно хуй дроченый...»
В поисках «Дениса Чернухина» — самого одиозного z-поэта, автора «Словно хуй дроченый...» Реальный Чернухин хочет засудить тех, кто оклеветал его имя
В поисках «Дениса Чернухина» — самого одиозного z-поэта, автора «Словно хуй дроченый...»

В поисках «Дениса Чернухина» — самого одиозного z-поэта, автора «Словно хуй дроченый...»
Реальный Чернухин хочет засудить тех, кто оклеветал его имя

В России отменяют концерты Инстасамки — этого добиваются общественники и Екатерина Мизулина. Чем им не угодила рэп-дива?

обновлено

В России отменяют концерты Инстасамки — этого добиваются общественники и Екатерина Мизулина. Чем им не угодила рэп-дива?

Компромисс или соучастие? Перечитываем «Чилийский ноктюрн» — повесть Роберто Боланьо про жизнь при диктатуре
Компромисс или соучастие? Перечитываем «Чилийский ноктюрн» — повесть Роберто Боланьо про жизнь при диктатуре Пытки и авангардный театр — все в одном подвале
Компромисс или соучастие? Перечитываем «Чилийский ноктюрн» — повесть Роберто Боланьо про жизнь при диктатуре

Компромисс или соучастие? Перечитываем «Чилийский ноктюрн» — повесть Роберто Боланьо про жизнь при диктатуре
Пытки и авангардный театр — все в одном подвале

Курс истории в вузах сильно изменится. О чём будут говорить со студентами? (Спойлер: о войне в Украине и плохом НАТО)

Курс истории в вузах сильно изменится. О чём будут говорить со студентами? (Спойлер: о войне в Украине и плохом НАТО)

Могут ли дикпики в личке или нюдсы в соцсетях привести к уголовке?

Могут ли дикпики в личке или нюдсы в соцсетях привести к уголовке?Верховный суд уточнил, что под статью о порно якобы подпадают и они

Могут ли дикпики в личке или нюдсы в соцсетях привести к уголовке?

Могут ли дикпики в личке или нюдсы в соцсетях привести к уголовке?
Верховный суд уточнил, что под статью о порно якобы подпадают и они

МВД потребовало от родственников экоактивиста Аршака Макичяна покинуть Россию за три дня. В чем дело?

«Это суд против всего нерусского населения России»

МВД потребовало от родственников экоактивиста Аршака Макичяна покинуть Россию за три дня. В чем дело?
«Это суд против всего нерусского населения России»

Что делать в Белграде в начале февраля?
Что делать в Белграде в начале февраля? Кинофестиваль о ментальном здоровье и концерт Mujuice
Что делать в Белграде в начале февраля?

Что делать в Белграде в начале февраля?
Кинофестиваль о ментальном здоровье и концерт Mujuice

Как устроен современный кинофестиваль? Рассказываем на примере «Сандэнса»
Как устроен современный кинофестиваль? Рассказываем на примере «Сандэнса» 9 главных трендов индустрии
Как устроен современный кинофестиваль? Рассказываем на примере «Сандэнса»

Как устроен современный кинофестиваль? Рассказываем на примере «Сандэнса»
9 главных трендов индустрии

Русский офицер Ефремов вернулся с войны в Украине — и уехал в Мексику. Теперь он рассказывает, как пытают пленных
Репаблик
Русский офицер Ефремов вернулся с войны в Украине — и уехал в Мексику. Теперь он рассказывает, как пытают пленных Откровенное интервью читайте на Republic
Русский офицер Ефремов вернулся с войны в Украине — и уехал в Мексику. Теперь он рассказывает, как пытают пленных
Репаблик

Русский офицер Ефремов вернулся с войны в Украине — и уехал в Мексику. Теперь он рассказывает, как пытают пленных
Откровенное интервью читайте на Republic

В парламенте Грузии опять заговорили об отмене безвизового режима для россиян

В парламенте Грузии опять заговорили об отмене безвизового режима для россиян

В России приостановили выдачу загранпаспортов нового образца. Опять. Когда она возобновится?

В России приостановили выдачу загранпаспортов нового образца. Опять. Когда она возобновится?

Что делать в Грузии в начале февраля?
Что делать в Грузии в начале февраля? Концерты, лекции и благотворительные ивенты
Что делать в Грузии в начале февраля?

Что делать в Грузии в начале февраля?
Концерты, лекции и благотворительные ивенты

Что делать в Ереване в начале февраля
Что делать в Ереване в начале февраля Помогать Карабаху, ходить на Оксимирона и смотреть Джармуша
Что делать в Ереване в начале февраля

Что делать в Ереване в начале февраля
Помогать Карабаху, ходить на Оксимирона и смотреть Джармуша

Силовики изымают антивоенные картины Елены Осиповой в петербургском офисе «Яблока»

Что происходит?

Силовики изымают антивоенные картины Елены Осиповой в петербургском офисе «Яблока»
Что происходит?

В Москве задержали и оштрафовали американку, которая гуляла с теленком по Красной площади. С кем останется животное?

В Москве задержали и оштрафовали американку, которая гуляла с теленком по Красной площади. С кем останется животное?

Что делать в Москве и Питере в начале февраля?
Что делать в Москве и Питере в начале февраля? Музыка времен оккупации и танцкружок для слабослышащих
Что делать в Москве и Питере в начале февраля?

Что делать в Москве и Питере в начале февраля?
Музыка времен оккупации и танцкружок для слабослышащих

Двое москвичей поддержали Украину в уличном опросе на тему войны. Теперь их проверяют на «дискредитацию»

Двое москвичей поддержали Украину в уличном опросе на тему войны. Теперь их проверяют на «дискредитацию»

В краснодарском ресторане задержали супругов из-за того, что они обсуждали войну (!). Как такое возможно и что им грозит

В краснодарском ресторане задержали супругов из-за того, что они обсуждали войну (!). Как такое возможно и что им грозит

OnlyFans перестал открываться в России. Рассказываем, как сервис для взрослых с февраля пытается избавиться от россиян

обновлено

OnlyFans перестал открываться в России. Рассказываем, как сервис для взрослых с февраля пытается избавиться от россиян

Некоторые люди переезжают «по звездам» — это релокационная астрология. Да, серьезно

Некоторые люди переезжают «по звездам» — это релокационная астрология. Да, серьезноЧто это такое и кто вообще этим пользуется?!

Некоторые люди переезжают «по звездам» — это релокационная астрология. Да, серьезно

Некоторые люди переезжают «по звездам» — это релокационная астрология. Да, серьезно
Что это такое и кто вообще этим пользуется?!

Фут-фетишисты захватили «Авито». Женщины сталкиваются с домогательствами, когда просто хотят продать обувь
Фут-фетишисты захватили «Авито». Женщины сталкиваются с домогательствами, когда просто хотят продать обувь Мы провели эксперимент и убедились в этом сами
Фут-фетишисты захватили «Авито». Женщины сталкиваются с домогательствами, когда просто хотят продать обувь

Фут-фетишисты захватили «Авито». Женщины сталкиваются с домогательствами, когда просто хотят продать обувь
Мы провели эксперимент и убедились в этом сами

Куда исчезло российское кино о бандитах?
Куда исчезло российское кино о бандитах? «Брат», «Бумер» и «Бригада» вышли 20 лет назад — а что сейчас?
Куда исчезло российское кино о бандитах?

Куда исчезло российское кино о бандитах?
«Брат», «Бумер» и «Бригада» вышли 20 лет назад — а что сейчас?

Подросткам разрешили митинговать! Молодых людей собрали у здания МИД РФ перед приездом американского посла

Подросткам разрешили митинговать! Молодых людей собрали у здания МИД РФ перед приездом американского посла

«МИРный арт-протест». В Петербурге пройдет выставка плакатов 77-летней активистки Елены Осиповой

«МИРный арт-протест». В Петербурге пройдет выставка плакатов 77-летней активистки Елены Осиповой

Пропагандисты говорят, что заведения Тбилиси якобы тотально не пускают россиян. Объясняем, почему это не так
Пропагандисты говорят, что заведения Тбилиси якобы тотально не пускают россиян. Объясняем, почему это не так Вот реальный список мест, где есть ограничения
Пропагандисты говорят, что заведения Тбилиси якобы тотально не пускают россиян. Объясняем, почему это не так

Пропагандисты говорят, что заведения Тбилиси якобы тотально не пускают россиян. Объясняем, почему это не так
Вот реальный список мест, где есть ограничения

Генпрокуратура признала «Медузу»* нежелательной. Как продолжать читать издание и оставаться в безопасности? Разбираемся

Генпрокуратура признала «Медузу»* нежелательной. Как продолжать читать издание и оставаться в безопасности? Разбираемся

«Неправильный силовик»: Ради чего майор полиции уволился и стал оппозиционером?

«Неправильный силовик»: Ради чего майор полиции уволился и стал оппозиционером?Короткая история Олега Кашинцева

«Неправильный силовик»: Ради чего майор полиции уволился и стал оппозиционером?

«Неправильный силовик»: Ради чего майор полиции уволился и стал оппозиционером?
Короткая история Олега Кашинцева

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 29 января

5 минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 29 января
5 минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

Кабаре, бани и русский ресторан: каким был эмигрантский Стамбул 100 лет назад
Кабаре, бани и русский ресторан: каким был эмигрантский Стамбул 100 лет назад Рассказываем вместе с проектом «После России»
Кабаре, бани и русский ресторан: каким был эмигрантский Стамбул 100 лет назад

Кабаре, бани и русский ресторан: каким был эмигрантский Стамбул 100 лет назад
Рассказываем вместе с проектом «После России»

11 штрафных изоляторов. Перечитываем письма Алексея Навального из ШИЗО
11 штрафных изоляторов. Перечитываем письма Алексея Навального из ШИЗО «Дали 12 суток за то, что сказал слово „блядь“»
11 штрафных изоляторов. Перечитываем письма Алексея Навального из ШИЗО

11 штрафных изоляторов. Перечитываем письма Алексея Навального из ШИЗО
«Дали 12 суток за то, что сказал слово „блядь“»

«У меня совершенно не получаются антивоенные песни»
«У меня совершенно не получаются антивоенные песни» Евгений Федоров из Tequilajazzz — об эмиграции, протесте и говнарях
«У меня совершенно не получаются антивоенные песни»

«У меня совершенно не получаются антивоенные песни»
Евгений Федоров из Tequilajazzz — об эмиграции, протесте и говнарях

«20 дней в Мариуполе» — фильм, который нужно увидеть каждому
«20 дней в Мариуполе» — фильм, который нужно увидеть каждому «Моя голова отчаянно хочет это забыть, но камера не позволит»
«20 дней в Мариуполе» — фильм, который нужно увидеть каждому

«20 дней в Мариуполе» — фильм, который нужно увидеть каждому
«Моя голова отчаянно хочет это забыть, но камера не позволит»

9 альтернативных кофеен Стамбула
9 альтернативных кофеен Стамбула Где искать зерно от локальных обжарщиков, V60, кемекс, пуровер и веган-латте
9 альтернативных кофеен Стамбула

9 альтернативных кофеен Стамбула
Где искать зерно от локальных обжарщиков, V60, кемекс, пуровер и веган-латте

«Я не хочу и не могу шить вещи, в которых кого-то убьют»
«Я не хочу и не могу шить вещи, в которых кого-то убьют» Как детей со всей России принуждают работать на нужды фронта
«Я не хочу и не могу шить вещи, в которых кого-то убьют»

«Я не хочу и не могу шить вещи, в которых кого-то убьют»
Как детей со всей России принуждают работать на нужды фронта

Мы никогда не писали про Дашу Корейку. Теперь её хотят запретить
Мы никогда не писали про Дашу Корейку. Теперь её хотят запретить Исправляемся. История трансгендерной треш-блогерши, о которой все говорят
Мы никогда не писали про Дашу Корейку. Теперь её хотят запретить

Мы никогда не писали про Дашу Корейку. Теперь её хотят запретить
Исправляемся. История трансгендерной треш-блогерши, о которой все говорят

Как независимый театр переехал в Армению и что из этого вышло
Как независимый театр переехал в Армению и что из этого вышло История объединения «Хронотоп»
Как независимый театр переехал в Армению и что из этого вышло

Как независимый театр переехал в Армению и что из этого вышло
История объединения «Хронотоп»

Антивоенные протесты за рубежом ничего не меняют?

Антивоенные протесты за рубежом ничего не меняют?А зачем тогда уехавшие активисты митингуют? Давайте спросим их самих

Антивоенные протесты за рубежом ничего не меняют?

Антивоенные протесты за рубежом ничего не меняют?
А зачем тогда уехавшие активисты митингуют? Давайте спросим их самих

«Я не могу уехать сейчас»
«Я не могу уехать сейчас» Короткие истории обычных людей, которые хотели бы эмигрировать — но не делают этого
«Я не могу уехать сейчас»

«Я не могу уехать сейчас»
Короткие истории обычных людей, которые хотели бы эмигрировать — но не делают этого

Google, Twitter, Facebook сокращают тысячи сотрудников по всему миру
Google, Twitter, Facebook сокращают тысячи сотрудников по всему миру Айтишников заменят нейросетями? Пузырь лопнул? Рассуждает Лев Левченко
Google, Twitter, Facebook сокращают тысячи сотрудников по всему миру

Google, Twitter, Facebook сокращают тысячи сотрудников по всему миру
Айтишников заменят нейросетями? Пузырь лопнул? Рассуждает Лев Левченко

Как бережно заканчивать секс

Как бережно заканчивать сексВсе о практике afterса́rе, рассказывает Милана Логунова

Как бережно заканчивать секс

Как бережно заканчивать секс
Все о практике afterса́rе, рассказывает Милана Логунова

Суд ликвидировал Московскую Хельсинскую группу — старейшую правозащитную организацию России. За что?

Суд ликвидировал Московскую Хельсинскую группу — старейшую правозащитную организацию России. За что?

Московский музей снял с выставки картину из-за безобидного лозунга «Митьки никого не хотят победить». В чем дело?

Московский музей снял с выставки картину из-за безобидного лозунга «Митьки никого не хотят победить». В чем дело?

Техно-Ереван: Главные ночные клубы столицы Армении
Техно-Ереван: Главные ночные клубы столицы Армении От «Полиграфа» в здании старой типографии до сверхнового «Коридора»
Техно-Ереван: Главные ночные клубы столицы Армении

Техно-Ереван: Главные ночные клубы столицы Армении
От «Полиграфа» в здании старой типографии до сверхнового «Коридора»

В Москве за уклонение от армии задержали 16 граждан Армении. Кто эти мужчины и что им теперь грозит?

В Москве за уклонение от армии задержали 16 граждан Армении. Кто эти мужчины и что им теперь грозит?

«Спутник1985» закроет единственный магазин. Что будет с брендом уличной одежды дальше?

«Спутник1985» закроет единственный магазин. Что будет с брендом уличной одежды дальше?

Проректор духовной академии Петербурга искал по соцсетям геев и противников церкви среди студентов. Как про это узнали?

Проректор духовной академии Петербурга искал по соцсетям геев и противников церкви среди студентов. Как про это узнали?

Российских водителей хотят обязать бронировать дату и время пересечения границы. Почему сейчас?

Российских водителей хотят обязать бронировать дату и время пересечения границы. Почему сейчас?

Гид по рынкам Белграда
Гид по рынкам Белграда Знаменитые «Каленич» и «Байлони», модный маркет «Палилула», китайский рынок в Новом Белграде и крупнейший блошиный рынок Сербии
Гид по рынкам Белграда

Гид по рынкам Белграда
Знаменитые «Каленич» и «Байлони», модный маркет «Палилула», китайский рынок в Новом Белграде и крупнейший блошиный рынок Сербии

Алексей Сандыков — первый русский депутат в парламенте Армении. Вот его интервью The Village
Алексей Сандыков — первый русский депутат в парламенте Армении. Вот его интервью The Village Про молокан, выдачу политических беженцев и релокантов
Алексей Сандыков — первый русский депутат в парламенте Армении. Вот его интервью The Village

Алексей Сандыков — первый русский депутат в парламенте Армении. Вот его интервью The Village
Про молокан, выдачу политических беженцев и релокантов

Трэш-блогеру из Москвы грозит дело по статье о «пропаганде ЛГБТ». За что?

Трэш-блогеру из Москвы грозит дело по статье о «пропаганде ЛГБТ». За что?

«Подписные издания» купили помещение бывшей «Академкниги». Там откроется новый букинистический магазин

«Подписные издания» купили помещение бывшей «Академкниги». Там откроется новый букинистический магазин

Вечеринка с Бейонсе, Кендалл Дженнер и Клавой Кокой в Дубае. Почему тусовку критикуют и хихикают над ней в интернете?

Вечеринка с Бейонсе, Кендалл Дженнер и Клавой Кокой в Дубае. Почему тусовку критикуют и хихикают над ней в интернете?

От Жеглова до Голунова. Почему «Майор Гром» — это пропаганда?
От Жеглова до Голунова. Почему «Майор Гром» — это пропаганда? Или краткая история образа полицейских в российском кино
От Жеглова до Голунова. Почему «Майор Гром» — это пропаганда?

От Жеглова до Голунова. Почему «Майор Гром» — это пропаганда?
Или краткая история образа полицейских в российском кино

Непонятные уколы «липолитиков» для похудения продаются прямо на Wildberries, Оzon и Маркете
Непонятные уколы «липолитиков» для похудения продаются прямо на Wildberries, Оzon и Маркете Кто их создатель? И что думают врачи?
Непонятные уколы «липолитиков» для похудения продаются прямо на Wildberries, Оzon и Маркете

Непонятные уколы «липолитиков» для похудения продаются прямо на Wildberries, Оzon и Маркете
Кто их создатель? И что думают врачи?

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 22 января

5 минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 22 января
5 минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю