Какие-то левые: Как в России появился новый политический театр «Без принятия и толерантности просто невозможно работать»

Какие-то левые: Как в России появился новый политический театр

Недавно The Village писал о новой протестной музыке, которая «не против Путина», точнее, не только против Путина. Новые политические спектакли тоже устроены сложнее, чем простое выражение недовольства тем, как ведет дела государство. Но на самом деле они в одном ряду с летней волной студенческих протестов, все набирающими силу феминистскими инициативами и даже появлением Греты Тунберг. Рассказываем, на какие современные идеи опирается новый театр и как распространяет их.

Текст

Ольга Тараканова

Давайте для начала назовем несколько из лучших (и вроде бы очень разных) премьер за последние пару лет. Начнем с самой масштабной и мучительной: в четырехчасовой «Родине» Андрея Стадникова, Дмитрия Власика, Шифры Каждан и Вани Боуден зрители сидят на пирамиде, а сверху читают расшифровки заседаний российской Госдумы, речи Сталина и партфункционеров, а еще автобиографию Льва Троцкого.

Продолжим самой зрительской и даже доброй: «Правдивая и полная история Джека Потрошителя» «Театра взаимных действий» идет в пяти залах и пятью разными способами — от нескучной научной конференции до кукольного театра, — беспокоится о привлекательности зла и романтизации насилия. Упомянем самую радикальную: в «Саду» трио zh_v_yu исполнительницы делают тверк у горшков с растениями, но к концу освобождаются от гендера даже в глазах тех, кто поначалу наслаждается этим перформансом как порнографией.

Примерно такое же освобождение происходит в «Крике о тишине» Ольги Цветковой, который вроде как техничный и эстетский балет на основе древнекитайской философии, но переносит в будущее. И наконец, добавим нормкора: в «Стопроцентной любви…» Натальи Зайцевой и Арины Бойко двое актеров читают переписку двух студенток с удивительно душевным вниманием к их каждодневной жизни и еще к тому, как ей управляют стереотипы: эйджистские, сексистские, эйблистские.

«Родина»

Теперь вопрос: что между всеми этими спектаклями общего, кроме того, что про каждый из них The Village написал? Были рецензии, интервью, просто статьи — а сейчас уже ясно, что все эти события — часть большой волны, которая вот только сформировалась и скоро станет набирать силу.

В основе этой волны — новое понимание политического. Если говорить очень просто, то здесь не подойдет привычный лейбл «либералы», которым в российской политике обычно маркируют все протестное. Он и вообще протестам уже плохо подходит: в них все громче звучат голоса молодых левых, для которых марксизм — больше не триггер для воспоминаний о страшном советском, а интеллектуальный маст-хэв, из которого выросли почти все освободительные движения и идеи. То есть феминизм, инклюзия людей с особыми потребностями, экологическое движение, критика капитализма и экономического неравенства, квир-активизм, постгуманизм — все, что призывает замечать свои возможности и для начала не использовать их во вред тем, у кого возможностей меньше, а потом и менять мир так, чтобы возможностей было поровну.


Радикальные жесты уже не работают так, как работали в 2010-х


Но зачем все это театру — и зачем ему театр? Чтобы звучать живо. У теоретических текстов (да и даже у других форм искусства) есть такая опасность — терять контакт с аудиторией. А в театре собираются живые люди, не такие абстрактные, которые когда-нибудь прочитают книжку или сходят на выставку.

Вот, например, что говорит акционистка Катрин Ненашева, которая в составе группы «Груз 300» выпустила в прошлом году одноименный дебютный спектакль про пытки и на днях — «Рейв 228» про фальсификацию наркопреступлений. Она верит, что именно театр выведет российское политическое искусство из «уже не аморфного (после протестного лета), но все еще угнетенно-депрессивного» состояния. «Радикальные жесты уже не работают так, как работали в 2010-х, — говорит Ненашева. — Нужен новый язык разговора о власти, насилии и травмах. Третья волна акционизма, к которой я принадлежу, построена не на одноактном высказывании, а на долгосрочных проектах, которые меняют среду вокруг художников. И еще на живом разговоре и переопределении коммуникативных границ. Поэтому я и мои коллеги занимаемся именно спектаклями».

«Груз 300» и правда переопределяет границы, точнее, просто нарушает их: до их появления никто не мог представить спектакль, на котором зрителям предлагают сыграть друг с другом в шавку (один дает унизительные задания, другой выполняет их), а потом еще разбить бутылку почти в лицо, накричать матом или дать пощечину. Но это действительно куда более безопасная история, чем акционистское искусство. В соседней комнате на каждом спектакле даже сидит психолог. И главное — это именно театр: все строится вокруг долгого, медленного общения зрителей и актеров.

«Правдивая и полная история Джека Потрошителя»

Правда, чаще художники все-таки, наоборот, ищут способы общаться без насилия — какие-то альтернативы тому, как приходится разговаривать каждый день. Одно из самых перспективных направлений предлагает отойти от языка к телу, точнее, обратить на тело внимание. Про тело сегодня вообще нельзя не говорить: тут и харассмент, и бодипозитив, и новые гендерные нормы, например в моде. Но это оформленные, манифестарные идеи, а можно работать на клеточном уровне, тоньше.

«Мы создаем конструкции, в которых зрителям сложно уцепиться за смысл: назвать что-то и успокоиться. Наоборот, мы держим их внимание, чтобы они смогли по-новому увидеть, как взаимодействуют тела и объекты», — рассуждает Аня Кравченко, сокураторка питерской танцплощадки «Сдвиг». Антон Вдовиченко, еще один сокуратор (из четырех, вместе с Кравченко, Камилем Мустафаевым и Машей Шешуковой), добавляет: «Освободительные идеи заложены в современный танец на уровне метода. Без принятия и толерантности просто невозможно работать».

«Сдвиг» открылся только в 2017 году, но там непрерывно идут не только показы отдельных работ, а еще танцевальные классы, лаборатории, перформативные вечеринки. «Большая часть нашей аудитории ходит на классы, и мы показываем работы уже благосклонным, зараженным зрителям. Но со временем появляются те, кто ничего не видел, и они тоже включаются», — рассказывает Камиль Мустафаев, и это правда: я сама видела, как на «Ночи перформансов» во время диджей-сетов между работами аккуратно плясали буквально все, а кто все-таки не плясал — спокойно спал прямо на белом линолеуме.

«Я искренне верю в инклюзию как практику включения чего-то во что-то: от зрителя до маленького жучка — все могут участвовать в создании опыта», — формулирует, возможно, главную идею нового театра автор телеграм-канала «Пиши перформенс» Ваня Демидкин.

Строго говоря, инклюзивным театром называют тот, в котором участвуют или который делают особые люди. Это тоже все более заметная территория, и работы на ней все более осмысленные, все реже бездумно эксплуататорские. Большие сцены открываются глухим актерам и спектаклям на жестовом языке, подростки с РАС общаются со зрителями о текстах Введенского и Хармса, современный танец ищет условия, в которых пластика исполнителей с ДЦП становится нормой и образцом для остальных, ну и так далее. Идут крупные фестивали и появляются новые, все на центральных площадках: Театр наций, Центр имени Мейерхольда, «ЗИЛ».


Бюджет «Стопроцентной любви...» — что-то около 10 тысяч рублей


А как метафора инклюзия, или, проще говоря, открытость непривычному, определяет в новом театре вообще все. Совсем простые вещи: спектакли идут уже не только на сценах, а в клубах, полях, музеях. Процесс создания (вот это особенно важно): теперь все меньше авторитарных режиссеров-лидеров, все больше горизонтальных команд, где все соавторы. «У нас не было субординации и вертикали, иерархии и порядка. Мы с Женей (Казачковым, драматургом. — Прим. ред.) вместе все разбирали, монтировали, придумывали. Конечно, спорили, но так и родили что-то совместное», — рассказывает режиссерка Вика Привалова о том, как возник «Мам, привет», передвижной спектакль-выставка про болезненные отношения взрослых детей с матерями. И главное, кто теперь делает театр: не режиссеры, а журналисты, ученые, пиарщики, активисты — в общем, люди со стороны, зато с живым опытом.

Снижение входного порога (точнее, его перемещение в другую плоскость) — это даже не свойство, а причина всей этой новой волны. Раньше нужно было театральное образование: пять лет в герметичном мире после вступительных, о которых почитаешь — и волосы дыбом. А теперь нужны свежие идеи, смелость, ну и какая-то насмотренность — понимание, как расположить себя среди других спектаклей, которых все больше. То есть театр теперь делают так же, как пишут инди-музыку.

«Почти все в спектакле собрано по крупицам и по бартеру», — продолжает Привалова. В ее спектакле участвуют старые столы, стулья, трюмо, шкафы, но еще аудиогид в приложении, которое вообще-то создано для экскурсий по городу. Сайт для спектакля Вика — еще и дизайнерка — тоже верстала сама, сама занимается продажами, но и это не предел. «Бюджет „Стопроцентной любви...“ — что-то около 10 тысяч рублей», — называет совсем уж невообразимую сумму Наталья Зайцева: портативная колонка — ее собственная, проектор — друзей, плащи с надписями «Не плачь» и шарф «Скучно» продал по себестоимости местный бренд Murmurizm. Правда, потом она уточняет: «Не то чтобы спектакль можно поставить за три рубля. Это обман, на который начинающие часто ведутся, на самом деле нужно платить еще за монтаж и проведение на площадке, дизайн, да и труд команды, по-хорошему, должен быть оплачен».

Но вот что важно: все эти спектакли, скорее, именно инди, не панк. Я не видела своими глазами, как возникал новый театр на рубеже 90-х и 2000-х, но наслышана: пол в подвалах своими руками, ночные дежурства. Сейчас почти все яркие новые проекты появляются при институциях. Их поддерживают кураторы — иногда того же поколения, что художники, а иногда как раз те, кто сформировал предыдущую волну. В Москве это, например, Елена Ковальская и «Резиденция Blackbox» в ЦИМе, Всеволод Лисовский и его мигрирующий ЦТИ «Трансформатор», Борис Юхананов и коммерческая «Мастерская индивидуальной режиссуры» при Электротеатре, Анастасия Прошутинская и зиловские резиденции для молодых хореографов, в Питере в последний год — фестиваль «Точка доступа». Все они пускают в индустрию людей, которых не приняло бы консервативное образование или которые, может, и сами решили держаться от него подальше.

«Мам, привет»

Вообще необразованность — это и минус: это же отсутствие ремесла. Говорю сама изнутри этой волны, которая превращает просто пишущих людей в создателей театра: я год работала в ЦИМе над спектаклями Locker Room Talk и «Кариес капитализма». Пока нужно было приносить идеи и придумывать структуры, все шло хорошо. А вот с репетициями, разводкой на сцене, да даже с тем, чтобы собрать сценарий, который будет похож на сценарий, а не на статью, мне одной, без соавторок, было бы не справиться. Возможно, тренд на горизонтальные команды растет не только из новых этических позиций, но и из страха: вместе правда спокойнее, и что не умеет один, то умеет другая.

Впрочем, про необразованность нужно уточнить: да, театральных дипломов у многих нет, но среда пропитана какими-то спонтанными и сложными знаниями. Некоторые отучились за границей: кто-то на целых магистерских программах, кто-то на кратких интенсивах. «Мы получали эти практики, которые наследуют американский танец постмодерн, из рук в руки», — рассказывают в «Сдвиге». «На встречи приходят и независимые арт-работники, и профессура РГИСИ, и люди из государственных театров, и зрители», — говорит Ваня Демидкин, который с начала сезона ведет ридинг-группу с симпатичнейшим названием «Меньше слез». Читают Жака Рансьера, который в 90-е придумал, что зрителям необязательно участвовать в спектакле, чтобы быть активными, можно просто смотреть его критически; Ги Дебора, который в 60-е с друзьями-ситуационистами бродил по французским городам, одновременно наблюдая и взрывая спектакль повседневности вокруг; Леви Брайанта, которого только-только издали на русском и который рассуждает о свободе вещей от людей. Но все эти сложные тексты на самом деле становятся поводом для живой человеческой встречи.

«Я часто чувствую интеллектуальное одиночество и воспринимаю ридинг-группу как предложение стать друзьями», — признается Демидкин. Дружба, точнее дружеское знакомство, определяет и подкаст, который он запустил летом с «Точкой доступа». Разговаривали с новой волной питерского независимого театра: Артемом Томиловым из «Перфобуфета», продюсеркой Марией Слоевой, феминистским театром Maailmanloppu. А следующий выпуск будет уже с Юлией Клейман, которая курирует образовательную программу «Точки доступа» — как раз ту, которая пускает в индустрию вроде бы непрофессионалов.

«Груз 300»

К слову, подкаст Демидкина называется «Против тяьтра». Насколько это серьезно? Не думаю, что появление даже самых странных спектаклей может действительно убить тот театр, который всем более привычен. В лучшем случае он под их влиянием изменится — будут большие умелые режиссеры по-прежнему ставить большие отточенные работы на сценах, но, может, в них заговорят о чем-то новом или по-новому, вроде как в «Зарнице» Юрия Квятковского. В худшем — останется как есть — «тяьтром».

В конце нужно бы вспомнить, что те, о ком я пишу здесь и в других текстах для The Village, — это удивительное исключение из чудовищного общего застоя. И держится это исключение часто на энтузиазме — в ситуации микробюджетов, микрогонораров, а то и вообще инвестиций из своего кармана. К такой независимости можно испытывать романтические чувства, но вообще-то малооплачиваемая и очень объемная работа — это проблема. В предыдущий раз было проще: были яркие режиссеры-лидеры, которые постепенно, один за другим, возглавили большие площадки. А теперь художники мечтают о горизонтальности и даже немного боятся власти. Их не поставишь руководить каким-нибудь репертуарным театром, если только не изменить его устройство полностью. В принципе, почему бы и не изменить? Но пока появляются и новые структуры, которые больше открыты необычному менеджменту: фонд V-A-C, Союз независимых театров на только открывшейся площадке «8/3», тот же «Сдвиг».

«Мы стараемся почаще собираться вместе и постоянно спорим. Один предлагает идею, заражает ей, другие отвечают», — пытается объяснить мне команда «Сдвига», как устроена ее работа. И вдруг кто-то произносит самую, кажется, точную фразу: «Но есть вещи, которые мы всегда делаем совместно: уборка и планы на сезон». Вот это про политическую утопию нового театра, если очень коротко.


Фотографии: обложка, 1 — Ксюша Бабушкина, 2 — «Театр взаимных действий», 3 — «Мам, привет», 4 — Наталья Буданцева

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское

Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда
Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда Влюбленные подростки, духи леса, лазерное шоу с роботами и ироничные стихи — рецепт идеального современного мюзикла
Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда

Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда
Влюбленные подростки, духи леса, лазерное шоу с роботами и ироничные стихи — рецепт идеального современного мюзикла

Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»
Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте» Это первое в нашем театре высказывание об интернете и 20-летних, которое можно назвать… нормальным?
Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»

Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»
Это первое в нашем театре высказывание об интернете и 20-летних, которое можно назвать… нормальным?

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Евгений всюду ищет мины

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды

Первая полоса

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику

Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику
Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь Слушать «Нервы», «Пошлую Молли» и закупаться на благотворительном маркете
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Слушать «Нервы», «Пошлую Молли» и закупаться на благотворительном маркете

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам Как — читайте в гиде The Village по волонтерству
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Как — читайте в гиде The Village по волонтерству

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава

Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава
Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»

На компанию впервые подали в суд за увольнение

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»
На компанию впервые подали в суд за увольнение

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

обновлено

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»
А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити

Как будет выглядеть новый небоскреб?

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити
Как будет выглядеть новый небоскреб?

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной

Проверьте, доставляют ли их в ваш город

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной
Проверьте, доставляют ли их в ваш город

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»

Что теперь грозит школьникам?

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»
Что теперь грозит школьникам?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»

Почему?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»
Почему?

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком

(*признан властями иностранным агентом)

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком
(*признан властями иностранным агентом)

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе

Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе
Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Как стать волонтером в Ереване
Как стать волонтером в Ереване И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам
Как стать волонтером в Ереване

Как стать волонтером в Ереване
И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей

Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей
Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован

Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован
Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад? В Турции, Грузии, Армении и Сербии
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
В Турции, Грузии, Армении и Сербии

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей

Вы тоже можете прислать свою историю

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей
Вы тоже можете прислать свою историю

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Что делать в Москве и Питере в декабре? Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»
Что делать в Москве и Питере в декабре?

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»

Почему?

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»
Почему?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина

Кто в этом виноват?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина
Кто в этом виноват?

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ

Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ
Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%

Почему подорожали цитрусовые?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%
Почему подорожали цитрусовые?

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе

Доброго понедельника!

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе
Доброго понедельника!

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат

Где он сейчас?

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат
Где он сейчас?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет

Сколько это может стоить?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет
Сколько это может стоить?

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники

И предложили альтернативу

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники
И предложили альтернативу

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»

В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»
В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»

Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»
Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году
Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

обновлено

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат
Где они находятся сейчас?

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»
Что говорят об этом сами активисты?

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов
Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

В России появятся казачьи факультеты
Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ
Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

Официанты и бармены остались без работы
Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Можно ли отказаться идти на войну через суд?
Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?