25 октября, понедельник
Москва
Войти

Зачем издавать независимые журналы в 2021 году? Рассказывают их создатели Авторы самиздатов «Незнание», Ornament, My Day Book и Grandmama’s Print

Зачем издавать независимые журналы в 2021 году? Рассказывают их создатели

Выпускать печатное издание сейчас кажется необычной и невыгодной идеей. Все больше крупных журналов уходят в онлайн, а независимым проектам приходится еще сложнее. Затраты на печать, сложности с распространением и продвижением — и это только некоторые проблемы, с которыми сталкиваются начинающие издания. Тем не менее независимые печатные издания в России продолжают появляться даже в последнее время. The Village поговорил с создателями молодых печатных журналов и узнал, кому такие проекты до сих пор нужны, насколько сложно сделать печатное издание с нуля, как выбрать тему для выпуска, где их можно купить и многое другое.

Ornament


Сфера

кино

Год основания

2019

Тираж

5 000 экземпляров

Периодичность

3 выпуска в год

Маргарита Якунина

главный редактор

Когда появились электронные читалки и планшеты, люди начали говорить, что печатным книгам пришел конец. И да, на какое-то время диджитал захватил внимание читающих людей, я сама перешла на чтение электронных книг. Но этот период быстро закончился. Оказалось, что печатное и электронное издание — не одно и то же. Людям все еще нравится читать, листать, нюхать (бывают и такие) книги и журналы.

Есть и другая, более глобальная, проблема — экология. Люди начинают отказываться от печатной продукции из-за разумного потребления. Но, как показала практика, это возражение можно обойти. Нужно делать такое красивое печатное издание, ценность которого будет только увеличиваться со временем и которое захочется коллекционировать.


Света Храновская

шеф-редактор

Мы пишем про авторское кино, пока не уходя в классику и ретроспективы. В основном, рассказываем о популярных фильмах современных режиссеров и этим стараемся вывести читателя на более глубокое понимание авторского кино.

Так было с первым выпуском: многие видели на обложке Лобби Боя из фильма «Отель „Гранд Будапешт“» и покупали журнал из-за любимого фильма и красивых иллюстраций в розовой гамме. А потом писали нам в директ, что после прочтения номера пересмотрели всего Андерсона. Кто-то и вовсе пошел менять свои отзывы на «Кинопоиске» — отношение к фильмам поменялось.

Когда мы выбираем тему выпуска, то ориентируемся на личный интерес. Пока это происходит очень органично. Из разговоров о кино или после просмотра чего-то, что вызвало бурю эмоций. Так, например, было с номером о «Молодом/Новом папе» Соррентино.

Когда вышел «Новый папа», мы начали смотреть его всей редакцией, и где-то между 6 и 7 сериями мы с Марго (Маргарита Якунина, главный редактор Ornament. — Прим. ред.) созвонились и поняли, что хотим сдвинуть следующие выпуски, чтобы сразу после «Твин Пикса» начать работать над номером про «Папу». Сериал нас так впечатлил, что мы просто не могли не сделать о нем выпуск. Нам хотелось раздать эти чувства.

Конечно, мы не игнорируем и запросы читателей и периодически спрашиваем в инстаграме, каких выпусков от нас ждут. Пока получается так, что темы, которые интересны нам, интересны и нашей аудитории.

У нас в команде нет критиков и киноведов. Это осознанное решение. Мы не занимаемся кинокритикой, а делаем журнал для тех, кто просто любит кино и хочет больше узнать о любимом режиссере, фильмах, сериалах. Поэтому мы делаем ставку на то, как хорошо автор умеет работать с источниками, как доступно и интересно он может рассказывать о кино. Мы пытались привлечь к работе ребят из сферы, но не сложилось. Оказалось, что доступно писать о кино важнее, чем знать о кино всё, но не уметь рассказать понятным языком.

Как шеф-редактор я курирую все материалы номера. У нас получается что-то вроде совместного творчества: я прохожу с авторами через все этапы работы над текстом — изучение темы, концепция, план, драфт, готовый текст. А финально материалы читает Марго, когда все тексты написаны и можно посмотреть на номер целиком глазами читателя.


Маргарита Якунина

главный редактор

Наш журнал коллекционный, и каждый номер мы продумываем в своем стиле, чтобы он отличался от предыдущих, а визуальные решения работали на тему выпуска. Вдохновение к номеру — это микс из эстетики фильмов, вариаций стилей в иллюстрации и трендов в верстке и типографике.

В фильмах, о которых мы пишем, много подсказок к дизайну выпуска. В том же номере про Вуди Аллена в заголовках мы сейчас используем шрифт Windsor Light Condensed — тот самый из титров к каждому фильму Аллена, начиная с «Энни Холл». Внутри будет несколько разворотов, напоминающих стиль псевдодокументалистики из ранних фильмов Вуди, а местами мы пародируем The New Yorker — журнал, для которого долгое время Аллен писал.

В номере о «Твин Пиксе» мы сделали вставку из полупрозрачной кальки, наложенной на портрет Лоры Палмер. Получился эффект, имитирующий тело Лоры под полиэтиленовым пакетом (кадр из 1 серии 1 сезона).

Номер о сериале «Молодой Папа» мы решили сделать больше по размеру, использовали дизайнерскую глянцевую бумагу и подобрали шрифты, отсылающие к fashion-изданиям.

Мы любим экспериментировать и удивлять читателей, чтобы, ожидая новый выпуск, никто не мог угадать, каким он будет. Нам важно дарить это вдохновение, потому что среди наших читателей много визуальных эстетов и людей творческих профессий — дизайнеров, иллюстраторов, фотографов.

Grandmama’s Print


Сфера

фотография

Год основания

2020

Тираж

500 экземпляров

Периодичность

2–3 выпуска в год

Мария Ермоленко

основательница Grandmama’s Print

Фотография на экране и фотография на бумаге — это два разных снимка.

Наш журнал с этими текстами и картинками никогда не потеряет актуальности: у нас нет срочной новостной повестки, мы собираем альманах для медленных настольных просмотров. Это про ощущения, тактильность, коллекционирование.

Запускать печатный журнал в России очень сложно. Но я бесконечно люблю фотографию и работу с изображением и мне хочется делиться этой любовью. Мне очень хочется верить, что мы разбудим интерес не только у фотографов, но и у людей из других сфер. Надеюсь, что мы стараемся не зря, и с каждым новым выпуском к нам будет приходить все больше читателей.

Во время обучения в «Фотографике» (академия документальной и арт-фотографии в Санкт-Петербурге. — Прим. ред.) я начала изучать зарубежные онлайн-платформы о современной проектной фотографии (YET, Phases, GUP и так далее). Меня возмущало, что в России нет аналогичного ресурса и что здесь индустрия фотографии очень медленно развивается. Так я прожила примерно три года, а затем в 2020 году на карантине решила собрать свой журнал о современной проектной фотографии.

Сначала была только онлайн-платформа, но уже через полгода мы запустили печатный журнал, начались презентации, первые продажи и так далее. Сейчас мы усиленно работаем над вторым печатным выпуском. Журнал планируем выпускать каждые полгода, а если дела пойдут хорошо, то и три раза в год.

Темы выпусков как-то сами появляются. В первом печатном номере мы выбрали тему «Начало» — понятно почему. А уже рефлексия работы над первым номером подтолкнула нас ко второй теме — «Ошибки». Сейчас мы как раз собираем в нашем инстаграме средства на второй выпуск.


Влада Ворожцова

дизайнер

У журнала нет фирменного стиля, который бы ограничивал меня четкими рамками при создании дизайна. Но образ Grandmama’s Print уже сложился — и это отражение наших визуальных предпочтений в фотографии и других искусствах. Это то, что задает определенный вектор при работе над дизайном журнала, но при этом позволяет быть гибкой и пробовать разные визуальные приемы в зависимости от поставленной задачи.

В первом печатном номере мы хотели создать возможность комфортной коммуникации с журналом. Поэтому в дизайне я стремилась к простоте и воздушности, чтобы ничего не препятствовало изучению фотографии и текстов. И в то же время было важно добавить динамичности композиции и расставить акценты, подчеркивающие тему каждого фотопроекта.

Если говорить об источниках вдохновения, то, конечно, никуда без зарубежных журналов о современной фотографии: Foam, YET, Phases, Youthes и других. Также ребята из редакции постоянно присылают мне разные референсы, которые они увидели в книгах, журналах или на просторах интернета. Я все это смотрю, изучаю, отмечаю для себя то, что нравится, и отпускаю. Уже потом, приступая к верстке макета, из всего увиденного в голове рождается «картинка», которую начинаю воплощать.

Когда дело дошло до выбора места, где печатать тираж, то мы прежде всего искали типографию с офсетной машиной (технология печати через промежуточную пластину. — Прим. ред.). Во-первых, нам нужна была печать на матовой бумаге, чтобы избежать блеска и бликов, которые искажают восприятие фотографии. Во-вторых, таким способом печатать крупные тиражи более выгодно. А в нашем случае бюджет был ограничен.


Алла Мирзаи

PR-менеджер

Классный продукт продвигает себя сам, мы только направляем.

Серьезно, для всех оказывается сюрпризом, что издание русское и так стильно сделано. Магазины берут его с большим интересом. Уже сейчас журнал можно купить в концептуальных книжных — в Lebigmag и в «Подписных изданиях». Планируем стоять в самых модных местах Москвы и Петербурга, без лишней скромности.

В продвижении очень помогают блогеры, фотографы, друзья, которые рассказывают про журнал в инстаграме. Сейчас это наш основной канал, все силы вкладываем в него.

Изначально проект запускался как онлайн-платформа: сайт и актуальные соцсети. По техническим причинам сайт сейчас не работает — переделываем. А пока развиваем инстаграм и думаем над видеоформатами. Скоро запустим подписку на Patreon, в будущем к списку добавятся каналы на YouTube и в Telegram.

Сейчас журнал можно купить у нас в инстаграме. И заодно пообщаться с кем-то из команды, например, спросить, когда выйдет второй номер. Кстати, он выйдет в ноябре!

«Незнание»


Сфера

литература

Год основания

2019

Тираж

150–300 экземпляров

Периодичность

2 выпуска в год

Арина Бойко

соиздательница

Я каждый раз задаю себе вопрос: «Нужны ли до сих пор печатные издания?», когда отправляю в типографию новый номер. Но мои сомнения связаны скорее с обеспокоенностью экологией: зачем вырубать лес и тратить воду? Зачем вообще производить что-то материальное в мире перепроизводства? Меня успокаивает, что у нас совсем небольшой тираж — наш вред по масштабам несопоставим с вредом корпораций. Я сама пишу и знаю, что увидеть свой текст на бумаге — очень крутое чувство, и читать мне всегда приятнее физическую копию. Так что я не думаю, что в ближайшее время все массово откажутся от печати по каким-то причинам.


Саня Гусева

соиздательница

Журнал «Незнание» мы создали втроем — Арина Бойко, я и Лиза Каменская. Мы писательницы, и два года назад нам очень не хватало площадок, где можно было бы публиковать экспериментальные, внежанровые, современные тексты. Поэтому мы решили сделать собственный тонкий (как альтернативу толстым) журнал для таких же авторов и авторок, как мы, которым важна самобытность и комьюнити.

Тема выпуска может быть абсолютно любой, главное, чтобы нам самим было интересно. У каждого номера есть приглашенный ридер (например, с нами делали выпуски Кристина Вазовски, издание «Открытые», сайт She is an expert), вместе с которым мы отбираем тексты на определенную тему. Конечно, от номера к номеру мы стараемся усложнять задачу себе и авторам. Делали номер про кринж, потому что нас занимала эта эмоция; про квир-литературу, потому что в современной русской прозе почти не представлены подобные тексты; про теоретический автофикшн — жанр, который только-только зарождается в российском литературном поле. Тема следующего номера — сила: он будет про магию, созидательность и игру в жанры.


Арина Бойко

соиздательница

Мне кажется, что у «Незнания» сейчас сложился свой визуальный стиль в плане верстки. К каждому номеру мы вместе с арт-директоркой Аней Кручиновой собираем референсы для нашей команды иллюстраторов, чтобы номер получился визуально цельным. Потом Аня объединяет тексты и иллюстрации в финальный макет, мы вместе что-то меняем и докручиваем. После начинается моя любимая часть — выбор бумаги и общение с типографией. С тех пор как мы издаем журнал, я по-другому смотрю на книги и зины: первым делом выясняю, какая в них бумага, какой картон на обложке, что за типография.


Лиза Каменская

соиздательница

«Незнание» работает по принципу опен-колла (открытого приема текстов): мы объявляем тему, публикуем пояснение, технические требования и обозначаем дедлайн. Любой человек может прислать свой текст, даже если он впервые пробует свои силы в письме. Нам кажется, что это классный способ искать новые имена и давать писателям и писательницам шанс быть опубликованными, даже если у них нет социального капитала или нужного образования. Когда мы выбираем текст, то согласовываем его с авторами и даем время на финальную редактуру.

Раньше мы распространяли журнал самостоятельно на наших презентациях, сейчас работаем с книжными. Нас можно найти в «Маршаке», «Фаланстере», «Подписных изданиях», «Смене» и других независимых книжных страны и мира (как-то мы даже отправляли журналы в Амстердам и Сан-Франциско). Со временем мы выкладываем PDF-версии выпусков на сайт, потому что считаем, что литература должна быть доступной.

У нас есть сайт, инстаграм и Patreon. Нам важно платить всем, кто работает над созданием журнала — и Patreon в этом очень помогает. Благодаря поддержке подписчиков мы можем оставаться нон-профит-изданием и при этом развивать проект.

My Day Book


Сфера

биографии

Год основания

2018

Тираж

1 500 экземпляров

Периодичность

3 выпуска в год

Саша Лебедев

главный редактор My Day Book

Все начиналось с тиража в 100 экземпляров. Печатались мы в Минске, в тот момент это было выгоднее, чем в Москве. Тираж стоил около 50 тысяч рублей, реализовали мы его за два дня. Перевозили выпуски через приложение BlaBlaCar, в багажнике случайных попутчиков: я бронировал место, просил водителя приехать на адрес, погрузить коробки, а на следующий день встречал его в Москве. Это стоило в районе 2 тысяч рублей. Затем мы начали увеличивать тираж: сначала это было 300 экземпляров, затем 500. А один наш журнал весит порядка 900 граммов — получается почти полтонны груза. Нам пришлось искать другие варианты транспортировки. «СДЭК» оценил ту перевозку в 110 тысяч рублей — для нас это было очень дорого. И я нашел на «Авито» водителя, который вез из Москвы в Минск на собственной газели тракторные покрышки и возвращался обратно пустым, и за 3 тысячи рублей и бутылку водки он согласился привезти 500 экземпляров к нам на склад. Только спустя полтора года мы начали печататься в Москве.

Я понимаю, что ниша печатных изданий на сегодняшний день не самая актуальная и востребованная. Эта история в лучшем случае выползает на второй план, а где-то даже исчезает. Но я верю в цикличность — все вещи повторяются. Поэтому наверняка в ближайшие несколько лет тема печатных изданий всплывет снова. Но даже если этого не произойдет, это колоссальный опыт и прекрасное время.

Тема издания — биографии. Нам абсолютно не важен возраст, талант и семейное положение героя, как и то, чем он занимается и где живет, — мы стараемся искать тех, кто к чему-то пришел из-за должного отношения. При этом нет ни правильного, ни неправильного — у каждого есть своя уникальная история, которая не связана с общепринятыми алгоритмами, нормами и рецептами.

При подборе участников я отталкиваюсь от внутренних симпатий или отвращений — мне должно быть интересно. Затем я думаю о среднем возрасте, сферах деятельности и о том, как эти люди будут сочетаться между собой. Мне важно, чтобы человек, взявший в руки My Day, задался вопросом, как эти люди связаны. Какие пересечения имеют Виктор Гусев и Ваня Namer, Лиза Елка и Artur Kreem, Дима Оскес и Варя Шмыкова. Для меня важен диссонанс, абсурд и непривычность. Встретиться можно с кем угодно — все мы знакомы через два-три рукопожатия, это лишь вопрос времени и желания.

Недавно у нас вышел седьмой выпуск. Впервые за два с половиной года, после того, как я получил тираж, я не стал кому-то звонить и с кем-то ругаться. Я самокритичен к тому, что делаю, по закону бутерброда ты всегда открываешь тот разворот, на котором что-то не так, и начинается паника. Но в этот раз, держа в руках нашу последнюю работу, я был спокоен. Мне повезло с командой и с людьми, которые меня поддерживают.

Да и вообще, все, что есть сейчас, — все это благодаря прекрасным людям. Подписки, рекламные интеграции, лекции, презентации, мероприятия, продажи в конце концов. За два года мы успели поработать с Wood Wood, Puma, Red Bull, Briket Market (Универмаг «Цветной») и многими другими, вышли на тираж в 1 500 экземпляров — это сумасшедшие цифры. Каждые три-четыре месяца, вне зависимости от того, что происходит в жизни, мне приходится находить 400–500 тысяч рублей, чтобы все это функционировало и росло.

Они не всегда у меня есть, были разные ситуации. Брать в долг я не люблю, поэтому за это время я узнал, что такое ломбарды, научился договариваться и находить компромиссы. Я всегда говорю ребятам, что сейчас мы возводим некий фундамент, на котором в перспективе построится красивый-красивый дом.

Сейчас мы представлены в 15 городах России и Европы. В книжных и мультибрендовых магазинах, библиотеках и кофейнях. Скоро мы планируем начать издаваться на английском языке — начали работу над новым выпуском, который выйдет этой осенью. Мы уже анонсировали первого героя — им стала Джоанна Стингрей, наша первая иностранная участница.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что такое фемпоэзия
Что такое фемпоэзия И почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе
Что такое фемпоэзия

Что такое фемпоэзия
И почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе

Перформеры призвали не работать с режиссером Максимом Диденко бесплатно
Перформеры призвали не работать с режиссером Максимом Диденко бесплатно Речь идет о выступлении в Mutabor
Перформеры призвали не работать с режиссером Максимом Диденко бесплатно

Перформеры призвали не работать с режиссером Максимом Диденко бесплатно
Речь идет о выступлении в Mutabor

Авангард на 16-миллиметровой пленке, глитч-арт и видеопоэма: Что смотреть на MIEFF
Авангард на 16-миллиметровой пленке, глитч-арт и видеопоэма: Что смотреть на MIEFF Кинофестиваль пройдет с 11 по 17 августа
Авангард на 16-миллиметровой пленке, глитч-арт и видеопоэма: Что смотреть на MIEFF

Авангард на 16-миллиметровой пленке, глитч-арт и видеопоэма: Что смотреть на MIEFF
Кинофестиваль пройдет с 11 по 17 августа

Тэги

Сюжет

Бренды

Новое и лучшее

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье

«Я уехал зимовать в тропики»

Что покупать в коллекции Uniqlo +J?

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке

Первая полоса

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье

Спасатели ведут поиски

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье
Спасатели ведут поиски

«Я уехал зимовать в тропики»
«Я уехал зимовать в тропики» Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит
«Я уехал зимовать в тропики»

«Я уехал зимовать в тропики»
Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит

Что покупать в коллекции Uniqlo +J?
Что покупать в коллекции Uniqlo +J?
Что покупать в коллекции Uniqlo +J?

Что покупать в коллекции Uniqlo +J?

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке
Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке
Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке

Еще немного удачной Паназии в Москве: Monkey Izakaya Bar на Большой Дмитровке

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше
«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше
«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше

«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше

Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»
Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters» Артем Макарский — о том, как изменилась певица
Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»

Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»
Артем Макарский — о том, как изменилась певица

«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы
«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы Что слушать, читать и смотреть в эти выходные
«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы

«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы
Что слушать, читать и смотреть в эти выходные

Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург
Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург Падающий Кремль и летающие мусорные баки
Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург

Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург
Падающий Кремль и летающие мусорные баки

Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?
Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?
Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?

Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биенналеЧто посмотреть в Екатеринбурге и городах Урала

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале Что посмотреть в Екатеринбурге и городах Урала

Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella
Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella
Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella

Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками
«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками «Вообще-то нас интересуют не только секс и наркотики»
«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками

«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками
«Вообще-то нас интересуют не только секс и наркотики»

Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет
Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет От Карпентера до Грина без инфаркта и валокордина
Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет

Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет
От Карпентера до Грина без инфаркта и валокордина

5 рецептов сытных блюд из овощей
5 рецептов сытных блюд из овощей Печеная капуста, баклажан с пекорино, стейк из цветной капусты и другие горячие блюда
5 рецептов сытных блюд из овощей

5 рецептов сытных блюд из овощей
Печеная капуста, баклажан с пекорино, стейк из цветной капусты и другие горячие блюда

В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября
В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября
В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября

В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября

Подпишитесь на рассылку