15 августа в Москве начался основной этап программы по реформированию городских маршруток. Теперь на смену старым маршрутным такси пришли новые автобусы синего цвета с логотипом «Московский транспорт». По идее московских властей, автобусы должны стать более комфортной заменой маршруткам — в них можно будет воспользоваться проездными и льготами, они не станут останавливаться «по требованию», а водители не будут превышать скорость и нарушать другие правила дорожного движения. При этом первые дни работы новых автобусов москвичи жаловались на перерывы в движении и невозможность выйти на привычной остановке. The Village поговорил с водителями, которые ездили в старых маршрутках и новых синих автобусах, и выяснил, как изменилась их работа.

И получается, что вот эта синяя шаланда везёт в час пик три-четыре человека. Зачем я там нужен вообще?

 Водитель новой маршрутки: Я 12 лет водителем работаю. Начинал на тех же газелях, а до 15 августа работал в частной компании, теперь она не является перевозчиком в Москве. Парк остался один и тот же, а нас перевли в «Трансавтолиз», который имеет госконтракт. Маршруты, которые мы обслуживали (они дублировали автобусы), сняли. Раньше по части маршрута, на котором я работаю сейчас, тоже ходили маршрутки. Сейчас их нет.

Эти синие дополнительные миниавтобусы, что пустили вместо маршруток, немного помогли, разгрузили город. Маршрутки летают, не соблюдают правила, автомобили технически неисправны – вместо них поставили эти красивые. Но поставили их как? Не толково.

У нас расписание: за счёт пробок или если где-то ДТП, опоздание допустимо, но с опережением идти не имеем права. Расписание «Трансавтолизу» предоставил «Мострансавто». И оно подставило расписание четко под свои автобусы. То есть я еду, у меня впереди экспресс и сзади экспресс. И получается, что вот эта синяя шаланда везёт в час пик три-четыре человека. Зачем я там нужен вообще? Меня начинают психи брать. Бабушки туда-обратно зашли – это ладно, но мне тоже хочется работать весело. Хочется остановиться, открыть дверь и чтоб человек туда зашёл, а не просто пустая остановка.

Сейчас есть автобусы-экспрессы, на части остановок они тормозят, а некоторые проходят конем. Мы же должны на всех остановках останавливаться, а маршрутка раньше по требованию работала.  Получается так, что иногда идем вместе с автобусом. Расписание такое – сначала идет куча троллейбусов, автобусов, маршруток, а сзади пусто – нет никакого общественного транспорта. Нужно сделать так, чтобы у нас с автобусами и троллейбусами хоть какой-то интервал был. А то он стоит, высаживает людей, а я подъехать не могу, вот и тыркаюсь. Нужно, чтобы я мог спокойно подъехать и уехать, а не чтобы меня в жопу толкали. В этом причина, как я считаю, и того, что очереди скапливаются. Куча транспорта приехала, а потом время идет, а его нет.

Работаем мы по спутниковой системе «Орбита». На экране полностью высвечивается расписание, во сколько с какой остановки я должен уехать. Также там показывается время опережения или запаздывания. Если я стою пять минут и более без движения, то диспетчер выходит на связь по рации или по телефону и спрашивает, что случилось, почему стоим. Диспетчерская служба может посмотреть видео, машины оборудованы камерами.

За мной закреплена одна машина, на которой я езжу. Новая машина всегда приятнее старой. Кстати, база вся та же, что и в старом автомобиле. В той маршрутке был наличный расчёт и отрывные билеты, а сейчас уже проездные, которые через валидатор работают. Я не контролирую, кто приложил, а кто нет, потому что есть специальные службы, которые на любой остановке могут зайти. Раньше контролёры тоже были, но за нами не особо следили. Мы давали билеты пассажирам, но кому-то оторвешь талончик, кому-то не успеешь. Водителю стало удобнее. Зайдут к тебе раньше пять человек, и все суют тебе денежку, а один дал 500 рублей и пока насчитаешь сдачу, куча времени пройдет. А сейчас все готовят свои проездные на остановочке.

Работа тяжелая, а где сейчас она легкая? Работаю я день через день, примерно 7-8 часов. Выхожу, делаю круг (поездка туда и обратно), потом у меня обед около двух часов, следующий выход – ещё пару кругов. В среднем, круг занимает два часа. Выход из парка в 6 утра, возврат – около 3 часов дня. Водитель в парке должен знать не менее трёх маршрутов. Сегодня тебя могут посадить на один, а завтра на другой. Есть маршруты около двух часов, но, конечно, покороче проще. Сделал круг – вышел на свежий воздух. У нас регулярно происходят инструктажи, проверка знаний правил дорожного движения. Когда изменяются правила, у нас везде на стендах это вывешивают.

Пассажиры больше жалуются, чем благодарят. За хорошее никто ничего не говорит. А чуть что, так сразу жалобы. На самом деле водители прекрасно понимают русский. И говорят тоже нормально. Другой раз пассажиры не хотят особо понимать водителя. Водителю уважения мало, не знаю почему. Хотелось бы больше.

В «Трансавтолизе» я ещё зарплату не получал. Обещают скоро прислать. Но стабильный тариф за час работы – 150 рублей, ещё 180 рублей премиальных. За час выходит 320 рублей. За 170 часов получается 48-50 тысяч рублей. Но это если красиво работать. Естественно, за нарушения премии лишат. Нарушения разные – если опоздал, если нарушил расписание, если нагрубил пассажиру. Это тоже всё наказывается.

Сейчас все работают по новой системе и ждут зарплат. Если с зарплатами здесь надуют, то недолго мы здесь будем работать. Вот на автобусах все службы стали контролировать офигеть как. Из-за каждого пустякового нарушения просто-напросто бреют зарплату и всё. Получается, что водитель отработал и 30 тысяч рублей получил. За эти деньги в Москве никто не будет работать.

Не так остановил, не так проехал, не так сделал,
за рулём кушал, сигарету покурил. А они рапорты пишут, чтобы денег не платить больше

 Бывший водитель автобуса, водитель новой маршрутки: Я 34 года водителем работаю. И 16 лет живу в Москве. До этого я в «Мосгортрансе» работал на автобусе. Но сейчас ушёл, потому что там начали махинациями заниматься. Там норма была – 176 часов. Больше нормы не давали работать. Получалось, что я два дня работаю, а три дня дома сижу. Больше работаешь – и пошло-поехало. Оклад был 10-12 тысяч рублей, а зарплата – 32-35 тысяч рублей.

Ты немножко переработал, дома сидишь, а на тебя рапорт приходит. Они с бухты-барахты это берут и зарплату режут. Не так остановил, не так проехал, не так сделал, за рулём кушал, сигарету покурил. А они рапорты пишут, чтобы денег не платить больше. Меньше года назад это ввели. До этого нормально работали, и нам оплачивали это. А сейчас они только и стараются, чтобы тебе деньги не давать. Меня не устраивали 50 тысяч рублей – за квартиру отдай, за семью отдай, подоходный налог опять же.

Мы узнали, что открывают новые маршруты синие. Я пришёл, посмотрел, вроде и доволен. Есть стажировка – один-два дня, когда нам маршруты показывают, а потом можно работать. С первого дня подписали договоры, всё официально. Когда принимают на работу, на всё обращают внимание. Чтобы судимости не было, чтоб штрафов было немного, учитывают водительский стаж, как и где ты работал.  Здесь зарплата по часам, но часы нормально вырабатываются. Вместе с премиальными получается где-то 300 рублей в час. Работаю первый месяц, денег пока не получал.

Работа очень тяжёлая. С пассажирами всегда очень тяжело. В 6 часов встаешь и мучаешься весь день со старыми женщинами: не так остановил, не так тормознул. Или кто-то упал – старые женщины, у них кости хрупкие. Не дай бог, кто упадет, тогда это на твоей совести и на твой ответственности. Полгорода сейчас, даже больше – инвалиды, пенсионеры. Еле заходят и еле выходят. На деньги тоже можно попасть. Водитель, например, с кем-то столкнулся, тогда он сам всё оплачивает. За твой счёт всё делается – и причём, если стекло, например, стоит 3 тысячи рублей, то с нас 15 тысяч рублей спишут.

Рыба ищет, где глубоко, а люди ищут, где хорошо. Сейчас все бегут с " «Мосгортранса» в частные фирмы, которые открыли, потому что они дают переработки. Половина гаража уже ушла. Старые друзья меня увидели, спрашивают: «Как там?». Я говорю, что пока зарплату не получил, но, когда получу, скажу. Они тоже готовы перейти.

Раньше, когда пассажир подходил и спрашивал, за сколько доедем, можно было ему примерно ответить, а сейчас можно ехать от 40 минут до двух с половиной часов

 Водитель пригородной маршрутки: 25 лет работаю на одном пригородном маршруте. Сейчас мы стали Новой Москвой. Движение стало похуже. Машин стало намного больше, все поля застроили микрорайонами. Раньше, конечно, посвободнее было. 20 километров можно было за 20 минут проехать, без спешки и в спокойном ритме. Раньше, когда пассажир подходил и спрашивал, за сколько доедем, можно было ему примерно ответить, а сейчас можно ехать от 40 минут до двух с половиной часов. А когда снегопад и дороги не чистят или из-за мелких ДТП, которые не убирают, можно и по три-четыре часа ехать.

У нас, в отличие от других фирм, коллектив, который работает 10-15 лет и больше. А других фирмах текучесть – в месяц на каждой машине по два-три человека меняется. Я на своей этой машине 227 тысяч километров накатал. Рабочий день длится примерно семь часов, есть время обеда, разрывы примерно в два часа. Бывают ранние и поздние выезды. Следят за нами все – есть контролёр, есть начальство, есть ГЛОНАССы.

Сейчас всё приравнялось, что маршрутки, что автобусы. Хаоса, который был пять-десять лет назад, нету. Есть порядок действий и требований – примерно те же, что и у автобусов. У меня есть расписание, интервал движения между маршрутками – 10 минут, и мы его соблюдаем. А смысл мне его не соблюдать? Я свое время отстоял и поехал. По крайней мере в нашей фирме так. Нарушали тоже в старые добрые времена. А сейчас нет смысла – я по своему графику еду. У меня зарплата, мне нет смысла гнаться за пассажирами. Это у кого план, тот как сумасшедший крутится.

Изменения, если они и будут, меня не коснутся, а пассажирам будет получше. Сейчас обязывают, например, чтобы кондиционеры были. А в наших машинах их нет. Ну открыл пассажир форточку, а я в пробку стал, и ничего не дует. С наличкой мы в любом случае не перестанем работать. В автобусах же сейчас тоже проездные продают. А финансовые махинации всегда бывают. Вон в автобусном парке сколько увольняют за финансовое недоверие. Выдачу билетов департамент транспорта и транспортная инспекция проверяет. Не выдал билет пассажиру – тебе штраф выписали, 500 или тысячу рублей. Мы вообще выдаём, но бывает в запарке или сели пятеро, не пойду же я каждому билет давать.

В общем, у нас вроде никаких изменений пока не планируется. Но если что, я готов. Всю жизнь с одной машины на другую пересаживаюсь. Главное, здоровье – зрение, давление, сердце. По этим пробкам, конечно, тяжело. Но на другой маршрут не перейду – прирос уже. Да и осталось-то – ещё чуть-чуть и на пенсию.


обложка: ГУП «Мосгортранс»