На прошлой неделе ООО «Подиум Маркет» сообщило о завершении розничной деятельности и планах рассчитаться с кредиторами за счет реализации активов до 31 августа 2017 года. Но это не значит, что магазины Podium Market закроются. «Магазины продолжат свою работу и отойдут компании Stockmann. В непростой экономической ситуации Podium Market также удается сохранить большую часть взрощенного профессионального коллектива, который вольется в команду компании Stockmann», — сообщила пресс-служба компании. При этом один из кредиторов уже подал иск о банкротстве ООО «Подиум Маркет», общая сумма исковых требований к компании — более 1,5 миллиарда рублей. The Village разобрался, как сеть магазинов оказалась на грани разорения.

Магазин для туристов

Сеть Podium Market вышла на рынок в 2012 году как более демократичная версия люксового магазина Podium. Этот пятиэтажный концепт-стор открыл еще в 90-х бизнесмен Эдуард Киценко. Он располагался на Кузнецком Мосту в бывшем Доме моделей, куда в XIX веке привозили парижских дизайнеров, а в прошлом — трудились советские модельеры.

Новый же магазин Podium Market открылся в торговой галерее «Модный сезон» в здании только что реконструированной гостиницы «Москва» на Охотном Ряду. Он стоял на пути туристов от Красной площади к Большому театру, что должно было гарантировать нужный для магазинов среднего ценового сегмента человекопоток. Но почти 7 тысяч квадратных метров торговых площадей привлекали не очень много посетителей.

«Во-первых, рядом расположен ГУМ, который оттягивает на себя покупателей. Во-вторых, формат универмага хорошо работает только при наличии больших вывесок и открытых витрин, чтобы покупатель мог оценить товар и посмотреть цены», — объясняет недостатки места заместитель директора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci Ренат Яруллин. У Podium Market же витрин не было, а из-за того, что на улице запрещена парковка, привлечь в магазин автомобилистов было трудно, приходилось рассчитывать на проходящих мимо туристов.

Неудачное предложение

Тем не менее сеть развивалась. Помимо флагмана на Охотном Ряду, у нее появились еще семь торговых точек по всей России. Они открывались в основном в торговых центрах, но время для экспансии было не самым удачным: из-за кризиса покупательная способность жителей регионов снижалась. В борьбе за покупателя игроки стремились предложить ему нечто уникальное. Podium Market решил брать количеством: пока нейромаркетологи настаивали на правиле «less is more», сайт розничной сети с гордостью анонсировал более 300 российских и зарубежных брендов в ассортименте.

«Рыночная ниша для больших концептуальных мультибрендовых магазинов в сегменте „средний плюс“ оказалась переоценена, — рассуждает Евгений Устинов, заместитель генерального директора по развитию универмага «Цветной». — В то же время в бренд-миксе магазина не нашлось критической массы уникальных марок и товарных категорий, которые бы выгодно отличали ассортимент Podium Market от предложения в уже существующих ретейловых форматах. Набор брендов претерпевал существенные изменения от сезона к сезону, силы притяжения концепции оказалось недостаточно для покупателей».

Долги и кредиторы

Вероятно, основными причинами проблем сети стали не до конца продуманный ассортимент, непривычность формата универмага для массового потребителя, который к тому же тратил на одежду все меньше, притом что арендные ставки оставались высокими.

О долгах Podium Market перед поставщиками общественность узнала в апреле. Тогда о невыплатах за свой товар заявили десятки дизайнеров, разразился скандал в соцсетях. Чтобы вернуть свои деньги, предприниматели пошли в суд. По данным картотеки арбитражных дел, ООО «Подиум Маркет» сейчас выступает ответчиком по 41 делу на общую сумму исковых требований в размере более 1,5 миллиарда рублей.

К примеру, владелице бренда Rosol Анне Росол компания должна 1,2 миллиона рублей. Это деньги за товар, проданный с ноября 2016 года, до этого, по словам предпринимательницы, «Подиум Маркет» платил в срок. Поначалу представители сети не давали никакой информации о времени выплаты долгов. Сейчас, по словам Росол, они говорят, что расчеты с кредиторами вот-вот начнутся. «Но точные даты и графики платежей неизвестны, это будет происходить по мере продажи активов компании. Тем не менее дата окончания выплат заявлена: это 31 августа 2017 года, — говорит предпринимательница. — В разговоре сотрудник „Подиум Маркет“ подтвердила, что у них действительно идут переговоры о будущей консолидации со Stockmann, и опровергла слухи о банкротстве».

Вице-председатель совета директоров Reviva Holdings, владеющей Stockmann, Пол Софианос сообщал RSN, что компания планирует приобрести три-четыре магазина Podium Market. Наш запрос компания «Дебрусс», принадлежащая Reviva Holdings и развивающая в России Stockmann и Debenhams, получила, но оставила без ответа. Что будет с остальными магазинами сети и захочет ли новый владелец сохранить бренд Podium Market — пока неизвестно.

Сейчас все магазины Podium Market по-прежнему открыты для покупателей, социальные сети о разбирательствах молчат и продолжают анонсировать акции и новые поступления. Единственное напоминание о скандале — закрепленный на странице сети в фейсбуке пост с призывом к партнерам «сохранять хладнокровие и действовать в бизнес-русле» в это «непростое для бизнеса время».

Что происходит с рынком

«Ситуация на рынке одежды, обуви и аксессуаров продолжает оставаться сложной для ретейлеров. Потребительский спрос находится на крайне низком уровне», — говорит замдиректора по развитию универмага «Цветной» Евгений Устинов. По его словам, сейчас нужен разумный баланс между коммерческим базовым ассортиментом и уникальным, эксклюзивным продуктом, который способен привлечь внимание публики. На улучшение продаж работают также аксессуары, парфюмерия и косметика, представленные в универмаге наряду с одеждой.

«Для московского рынка существует и еще одна проблема — сложная транспортная ситуация и реновация центра города, в связи с чем часть столичных покупателей отказалась от шопинга в street-level-магазинах на основных торговых улицах и в отдаленных ТЦ», — говорит Устинов. По его наблюдениям, с одной стороны, выбор аудитории стал более прагматичным и исходит из текущих потребностей, с другой — более спонтанным. Постепенное изменение календаря фэшн-индустрии привело к тому, что покупки часто не планируются к началу сезона, а происходят сиюминутно с выходом новых интересных релизов и капсульных коллекций. Кроме того, покупатель теперь уделяет больше внимания удобству шопинга и атмосфере — одному из главных залогов успеха любого универмага.

Еще одна проблема российских ретейлеров — отсутствие у людей привычки ходить за покупками в department store. «В странах Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии история универмагов насчитывает уже более 100 лет, им удалось завоевать доверие покупателей и превратиться в системообразующие для розничной торговли институты», — рассказывает замдиректора «Цветного». В России же работали в основном монобрендовые и мультибрендовые магазины.

Именно поэтому место Podium Market в гостинице «Москва» не слишком привлекательно для других ретейлеров. Арендные ставки здесь колеблются в диапазоне от 65 до 100 тысяч рублей за квадратный метр в год в зависимости от расположения и размера блока, говорит Ренат Яруллин из S.A. Ricci. Общая площадь Podium Market — около 6,6 тысячи квадратных метров. Но на соседних Тверской улице и Кузнецком Мосту есть небольшие (50–100 квадратных метров) вакантные площади за сопоставимую цену, и они более привлекательны для арендаторов, так как расположены на первых этажах зданий, где можно оборудовать большие красивые витрины.

Такие места востребованы у ретейлеров, готовых переплачивать за локацию, так как им важно само присутствие магазина в центре города. «В качестве примера аналогичного объекта можно привести флагманский магазин Nike на Кузнецком Мосту (как раз занявший место закрывшегося Podium Concept Store. — Прим. ред.), — уточняет Ренат Яруллин. — Общая площадь пятиэтажного магазина составляет около 1,5 тысячи квадратных метров, арендная ставка — около 100 тысяч рублей за квадратный метр в год. Скорее всего, он работает на границе самоокупаемости. Это в первую очередь статусное место, подчеркивающее уровень и престиж бренда».


Фотографии: обложка – Podium market, 1, 2 – Podium market