Последним громким архитектурным событием в России, которое освещалось
в западной прессе, стало прошлогоднее открытие здания Музея современного искусства «Гараж», преобразованного из ресторана «Времена года» в парке Горького нидерландским бюро OMA. Но на страницы иностранных журналов попадают не только российские проекты таких звёзд, как Рем Колхас или Ренцо Пиано, но и работы местных архитектурных студий. The Village изучил,
что последнее время пишут о российской архитектуре в западной прессе.
Улов получился небогатый: больше всего о России пишут на Archdaily,
попасть на страницы которого считается несложной задачей. Но публикации дают понять, что интересует европейцев и американцев в современной России.

 

 Какие проекты попадали в западные журналы:

 Приспособление фармацевтической фабрики под бизнес-центр

О какой российской архитектуре пишут на Западе. Изображение № 1.

Московское бюро Kleinewelt Architekten во многом интересует вопрос сохранения авангардной советской архитектуры. Они участвовали в разработке решений 
по реконструкции и развитию Дома Наркомфина, а недавно закончили реконструкцию здания на Новокузнецкой улице, которое было построено
как фабрика-кухня на закате русского авангарда, а затем функционировало
как завод по производству фармацевтической продукции.

Архитекторы: Kleinewelt Architekten

 

 

   

 Мультифункциональный центр «Лотос»

О какой российской архитектуре пишут на Западе. Изображение № 6.

Завершённый в 2014 году бизнес-центр «Лотос» в районе метро «Нахимовский проспект» спроектирован бюро Сергея Чобана SPEECH, которое последнее время отвечает за образ российской архитектуры на Западе на пару с «Меганомом»:
на последней всемирной выставке в Милане именно SPEECH создал проект павильона России. Забавно, что, несмотря на вполне себе конвенциональную форму, этот проект попал на страницы Archdaily, но недавно туда попала и новость о том, что российский дизайнер спроектировал устрашающе безвкусный небоскрёб-«кобру», так что, возможно, издание в какой-то мере интересует миметическая тенденция в русской архитектуре, которая не успела
в полной мере испытать на себе переход от модернизма к постмодерну.

Архитекторы: 
SPEECH

 

 

   

 Транспортно-пересадочный узел на «Павелецкой»

О какой российской архитектуре пишут на Западе. Изображение № 10.

Молодое бюро WALL представило решение, как реконструировать площадь перед Павелецким вокзалом, которая последние годы представляет собой огороженный уродливыми заборами пустырь. Бюро предложило вернуть собственно характер площади, но при этом не забывать о транспортных функциях района, который сочетает в себе станцию метро, вокзал и терминал «Аэроэкспресса». С помощью подземных этажей можно будет решить проблему многофункциональности, при этом добавив в важное для Москвы место свободного пространства.

АРХИТЕКТОРЫ: 
WALL

 

 

   

 Центр современного искусства на территории ГЭС-2

О какой российской архитектуре пишут на Западе. Изображение № 12.

Эстафету в переделке пространств в центре под музеи современного искусства
у Рема Колхаса перехватил Ренцо Пиано, который по заказу фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным») займётся реконструкцией ГЭС-2, расположенной прямо около «Красного Октября». Понятно, почему об этом
сразу написали все основные архитектурные издания: кроме того, что это проект признанного классика современной архитектуры, он ещё и звучит фантастично. Так, Пиано планирует изменить расположение труб, сделать некоторые их части прозрачными и поместить внутрь вентиляционное оборудование, а ещё разбить там берёзовый лес.

 

Архитектор: Ренцо Пиано

 

 

   

 Новые жилые кварталы на Васильевском острове

О какой российской архитектуре пишут на Западе. Изображение № 15.

Два бюро из Роттердама, KCAP и Orange, выиграли конкурс на проектирование жилого квартала на самом западе Васильевского острова в Петербурге.
Об их проекте писал, например, Wallpaper. В одном из самых неприятных мест города (сильный ветер, строительство скоростной трассы ЗСД, метро «Приморская» — довольно далеко) планируется построить модернистский
в целом квартал, но с намёками на русскую архитектуру. Крыши некоторых зданий будут украшать золотистые элементы, которые должны напоминать
о шпилях Адмиралтейства и Петропавловского собора, а структуры домов будут включать в себя внутренние дворы, как в исторических домах центра Петербурга.

 

Архитекторы: KCAP + Orange

 

 

   

   

 Какие темы интересуют западные СМИ

 Сохранение

Российское архитектурное сообщество продолжает осознавать, что происходило с русской архитектурой в XX веке, а в условиях постоянной угрозы утратить некоторые из объектов советского наследия тема сохранения становится одной из доминирующих. В неё направляется много сил: многие молодые архитекторы занимаются именно сохранением и вскрытием особенностей архитектуры прошлого.

Влияние на поколение молодых архитекторов оказал Рем Колхас, который в своё время был деканом курса «Сохранение» в институте «Стрелка». В поле зрения Archdaily и Dezeen попадали его адепты вроде Тамары Мурадовой и Kleinewelt Architekten, а в последнее время много внимания уделяется остаткам финского функционализма в приграничных районах Ленинградской области и тому,
как сейчас реконструируют его образцы. Здесь можно вспомнить хотя бы библиотеку Алвара Аалто в Выборге, которую многие называют одним
из лучших проектов великого финна и заново открытым маленьким чудом модернистской архитектуры.

 Иконические здания

С вопросом сохранения тесно связана проблема архитектурных икон.
До западных сайтов пока не дошёл уже развившийся в России интерес
к позднему советскому модернизму, который воспринимается за границей больше как диковина: стоит вспомнить книгу «CCCP: Cosmic Communist Constructions Photographed» и недавний хит с фотографиями советских автобусных остановок.

Запад в какой-то мере наблюдает за развитием московского метро
(недавно на нескольких сайтах довольно неожиданно появились новости
о результатах конкурса по станциям «Нижние Мнёвники» и «Терехово» —
хотя это можно связать с хорошим пиаром КБ «Стрелка»). Кроме того, там интересуются и судьбой Шуховской башни: всё-таки главным достижением русской культуры прошлого века продолжают считать период авангарда
и конструктивизма в частности. Российские дизайнеры используют этот интерес, чтобы продвигать свои продукты, например эти канцелярские принадлежности, которые при своей скромности всё равно кажутся слишком «дизайнерскими», чтобы на самом деле наследовать традиции ВХУТЕМАСа. 

 

Фотографии:  Ilya Ivanov (обложка, 1), Alexey Naroditskiy (2), WALL Architectural Bureau (3), V-A-C Foundation (4) via Archdaily.com, KCAP + Orange (5)