В Москве на Болотной набережной продолжаются работы по преобразованию здания ГЭС-2 в культурное пространство фонда V-A-C. Это один из самых масштабных и фантастичных архитектурных проектов столицы, разработанный бюро итальянского архитектора Ренцо Пиано. В новом культурном центре будет использовано множество инновационных технологических решений, которые сделают здание местным образцом энергоэффективности. The Village публикует фотографии Дениса Есакова с демонтажа технического оборудования в ГЭС-2, а также рассказывает о прошлом и будущем здания.

Фотографии

Денис есаков

Каким было здание?


ГЭС-2 строилась в начале XX века в качестве Центральной электрической станции московских городских железных дорог. Дело в том, что в конце XIX века Московская городская Дума решила взять курс на замену конок электрическим трамваем, и в 1899 году на улицах появился его первый маршрут. Для снабжения контактной сети первое время ток подавали с электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года» и находившейся на Раушской набережной (сейчас это ГЭС-1). Но из-за бурного развития трамвайной сети — к 1907 году транспорт потреблял уже около 30 % всей производимой электроэнергии на Раушской станции — на Москве-реке решили выстроить новую электростанцию.

Денис Ромодин

краевед

Выбор пал на участок возле Винно-соляного двора в Верхних Садовниках: он оказался удобным для обеспечения станции водой с Водоотводного канала, а также из-за существенной экономии кабелей при прокладке коллекторов к самому загруженному трамвайному узлу на Лубянке и Лубянской подстанции. Проект постройки выполнил архитектор Василий Башкиров, который спроектировал внушительное продолговатое сооружение с четырьмя высокими узорчатыми кирпичными трубами. Фасады имели большие арочные окна для освещения двух машинных залов, а часть здания, выходящая к Всехсвятской улице (ныне — улица Серафимовича), — высокую шатровую башню с часами. В этой части корпуса располагались диспетчерские и администрация станции. Вдоль набережной построили водозаборный узел и ограду с рисунком в стиле модерн и зигзагообразными стрелами молний — символами электричества.

Станция была введена в эксплуатацию 2 февраля 1907 года по старому стилю. В обширном двухсветном зале размещались турбогенераторы для выработки электрической энергии, составляющие главную часть всего оборудования станции. Первоначально на станции было два турбогенератора, из которых только один являлся рабочим, а другой был запасным. Чуть позже появился и третий — для выработки электроэнергии для городских нужд. По кабелям, проложенным по дну Москвы-реки, станция подавала электроэнергию на три подстанции — Лубянскую, Краснопрудную и Миусскую, а позже ещё и на Сокольническую. На подстанциях переменный ток преобразовывался в постоянный, напряжением в 600 вольт, который, направляясь в сеть, и приводил в движение электрические вагоны трамвая. Ввод оборудования позволил к 1909 году полностью прекратить получение электроэнергии для трамвая от Раушской станции.

В 1925 году станции на Раушской и Болотной набережных были объединены кабельными связями. Тогда же трамвайная станция получила наименование ГЭС-2, а к концу десятилетия её оборудование было модернизировано. В те же годы по соседству, на месте бывших Винно-соляных складов, началось строительство большого жилого комплекса 1-го Дома советов ЦИК и СНК с клубом, столовой, универмагом и кинотеатром, который теперь более известен как дом на набережной. Он окончательно загородил станцию, а чтобы шатровая башня ГЭС-2 не портила фон кинотеатра «Ударник», её попросту убрали. Кстати, сама станция отапливала первое время весь жилой комплекс на улице Серафимовича.

В июле 1946 года впервые в Москву был подан саратовский газ, и в 1947 году все котельные ГЭС-2 были полностью переведены на газовое топливо. В 1990-е оборудование ГЭС-2 модернизировали, однако новые технологии позволили построить существенно меньший комплекс по соседству и освободить площади старого здания. Оно и было куплено в августе 2014 года компанией «Левит», принадлежащей Леониду Симановскому и Леониду Михельсону, президенту фонда V-A-C.


Что будет со станцией?

Фонд V-A-C начал осваивать пространство ГЭС-2 осенью 2015 года, когда там прошла выставка финалистов конкурса паблик-арта «Расширение пространства». Тогда же появились новости о том, что здание переделают в новое культурное пространство, а реконструкцией займётся бюро итальянского архитектора Ренцо Пияно — автора Центра Помпиду в Париже, аэропорта Кансай на искусственном острове близ Осаки и небоскрёба The Shard в Лондоне.

Архитекторы решили сохранить исторический облик ГЭС-2, однако смещение функции всего здания означает и смещение функций его отдельных частей. Так, главный машинный зал превратится в центральный выставочный неф, а трубы, которые до того вместе с кинотеатром «Ударник» и домом на набережной формировали очертания этой части Балчуга, станут устройствами для циркуляции воздуха, организации естественной вентиляции и снижения энергопотребления. При этом первоначальная структура здания будет восстановлена. Фонд V-A-C поделился с The Village подробностями технологических и экологических принципов, на основе которых бюро Ренцо Пиано подошло к проекту реконструкции ГЭС-2.

Принцип устойчивости (sustainability), лёгший в основу проекта реконструкции ГЭС-2, заключает в себе несколько аспектов: минимизацию потребления энергии, гибкую систему естественного и электрического освещения, разработку фасада высокой производительности, а также устойчивый дизайн, обеспечивающий круговую экономику здания и энергоэффективность.

По идее создателей проекта, главный фасад ГЭС-2 будет выполнять функцию регулятора климата. Он защитит внутренние помещения от холода, уловит энергию солнца для производства энергии и при этом скроет галереи от прямого солнечного света. Сгенерированное солнечными батареями электричество позволит создать на территории ГЭС-2 зимний сад. Кроме того, здание будет использовать энергию Москвы-реки и собирать дождевую воду. Берёзовая роща, которую высадят около корпуса, по задумке авторов проекта поглотит загрязнения воздуха и станет местом отдыха от городской суеты.

Согласно концепции бюро Пиано, элементы, отвечающие за экологическую устойчивость здания, должны быть частично видны посетителям. Последним должен быть ясен принцип повторного использования здания, им должны быть видны солнечные панели и механизм доступа свежего воздуха через трубы. Однако многие элементы всё равно останутся скрыты, поэтому архитекторы предложили встроить в здание сенсоры, которые в зависимости от местонахождения посетителя будут поставлять ему информацию — либо на смартфон, либо на другие экраны — о том, как функционирует ГЭС-2.