Очередной участок промышленного «серого» Петербурга отдали молодым архитекторам в ходе форума «Будущий Петербург». И если в прошлом году в распоряжении участников форсайта был весь Канонерский остров, то в этот раз им предложили сосредоточиться лишь на одной из забытых промышленных улиц Васильевского острова, а именно Кожевенной линии.

Проблемы этой территории можно назвать общими для всех промзон у воды: сильный ветер с финского залива, необустроенная зона рекреации и промышленное загрязнение почвы. Впрочем, зачастую это компенсируется близостью к центру и большим потенциалом.

   

Фёдор Гаврилов

редактор-консультант «РБК Петербург»

Город пребывает в весьма запущенном состоянии, особенно в его старой промышленной части. Как ни странно, в большой степени это касается знаковых мест, выходящих на воду и создающих фасад Петербурга, — таких, как, например, Кожевенная линия Васильевского острова. Мы решили, что должны коснуться этой проблемы и взять на себя общественную задачу по созданию визуальной альтернативы, показать, как красиво здесь могло бы быть.

   

 

Театр авангарда

Куратор: Сергей Орешкин, архитектор,
генеральный директор проектного бюро «ППФ «А.Лен»

На территории завода «Севкабель» на Кожевенной линии команда Орешкина предлагает разместить многофункциональный комплекс «Театр авангарда», концепция и стилистика которого обращается к идеям и творчеству русских авангардистов начала прошлого века.

 

Что может получить город:

 создание современных концертных площадок

 решение проблемы дефицита зелёных парковых зон

 комплекс, основанный на идее русской художественной традиции

Члены команды решили, что сейчас, в преддверии экономического кризиса, вновь весьма актуальны принципы авангарда, а именно достижение максимального эффекта за счёт минимума средств. Идея построена вокруг одного из символов русского авангарда — башни Татлина. Проект 400-метровой спиральной наклонной башни создали ещё в 1920-е годы, но так и не реализовали: руководство страны охладело к авангарду, обратившись к сталинскому неоклассицизму. Молодые архитекторы предлагают расположить уменьшенную до 120 метров башню Татлина на набережной, сделав её частью морского фасада Петербурга.

Шесть идей для депрессивных территорий на Васильевском. Изображение № 1.

Внутри башни — современный концертный комплекс с передовым техническим оснащением и тремя специфическими сценами: большой (на семь тысяч зрителей) в основании, камерной ярусом выше и открытой сценой на набережной Финского залива. В двух верхних ярусах башни хотят разместить гостиничные номера и ресторан с панорамной смотровой площадкой. У подножия башни Татлина архитекторы предлагают разбить многоярусный парк, а под ним — разместить паркинг.

Несмотря на масштабность и футуристичность проекта, он не предполагает строительства с нуля: комплекс и парк планируют связать с уже существующими на этой территории историческими объектами вроде завода «Сименс и Гальке», Дерябинских казарм, и Василеостровской ТЭЦ. Последнюю можно включить в проект, выполнив редизайн фасадов, а в историческом здании завода будет расположен культурно-образовательный центр с мультимедийной библиотекой.

При создании проекта архитекторы вдохновлялись работами и идеями известных авангардистов. В основу планировки парка легла архитектурная фантазия Я. Г. Чернихова на тему индустриального города, а в самом парке разместили его более компактные композиции. Рядом с башней планируют строить «Шар Леонидова» с просторным лекторием внутри. План озеленения парка создали по мотивам полотен Мондриана, а стены ТЭЦ предлагают расписать работами Малевича. Таким образом, проект должен не только реабилитировать авангардную архитектуру СССР, несправедливо забываемую сегодня, но и сохранить память о школе русского авангарда в целом.

 

 

«Марина-парк»

Куратор: Сергей Цыцин, руководитель «Архитектурной
мастерской Цыцина»

Команда Цыцина предлагает полностью реконструировать территорию от Кожевенной линии до прибрежной зоны, создав полноценный яхтенный порт с развитой туристической инфраструктурой

 

Что может получить город:

 Более эффективные и эстетичные береговые линии

 Повышение привлекательности города для яхтенного туризма

 Появление нового парка и музея

В основе этого проекта прежде всего лежит иностранный опыт: как в вопросе полной реконструкции подобных территорий, так и в вопросе создания эффективного аттрактора для яхтенного туризма. В качестве примера команда приводит Стокгольм, который ежегодно принимает свыше 20 тысяч яхт, что приносит городу наибольший доход в данном сегменте среди городов Балтийского региона — 40 миллионов евро. Немногим меньше удаётся заработать финскому городу Турку: туда ежегодно заходят порядка 10 тысяч яхт. По мнению команды, при должном развитии Петербург может выйти на уровень Турку, несмотря на то, что сейчас поток яхтенных туристов колеблется в районе 300 судов в год.

Шесть идей для депрессивных территорий на Васильевском. Изображение № 4.

Порт, над которым работала команда, мог бы стать отличным подспорьем для старта такого масштабного проекта. Он предполагает сооружение плавучих причалов для парусных и моторных яхт на 400 стояночных мест. Весь комплекс разделили на пять функциональных зон: марина, гостиница и кондо-отель, торгово-ресторанная зона, прогулочная зона и интерактивный музей-аквариум, который может привлечь не только туристов, но и горожан.

Промышленные здания из красного кирпича, построенные до 1917 года, архитекторы должны сохранить как объект культурного наследия, потому они и стали основой архитектурного ансамбля набережной. Ряд зданий объединён связками из стекла и метала, напоминающими волны. Таким образом функциональные зоны плавно перетекают друг в друга. Постройка тоннеля, который соединит Васильевский остров с Кировским и Адмиралтейским районами, была ещё одной переменной, которую учитывали при проектировании. Архитекторы предлагают увести дорогу в тоннель несколько раньше, чтобы обеспечить свободный пешеходный выход к набережной.

Создание комплекса, по задумке архитекторов, не должно потребовать средств из городского бюджета. Более того, подобный проект может подтолкнуть Петербург к развитию сети марин, готовых принимать туристические яхты, что позволит городу войти в европейскую сеть яхтенных портов.

 

 

Импульс культуры у воды

Куратор: Валерий Нефедов, доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики
и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного
архитектурно-строительного университета

Данный проект предполагает радикальное преображение всей территории от Кожевенной линии до границы воды, а также создание новой зелёной улицы, доступной лишь для пешеходов, велосипедистов и экологического общественного транспорта.

 

Что может получить город:

 новая зелёная улица

 инновационная транспортная система

 новая точка всесезонной активности на карте города

Команда представила идею масштабного креативного пространства у воды, которое, в отличие от большинства аналогичных проектов, может быть интересно не только в тёплое время года, но и в осенне-зимний период. В основе — большой арт-кластер в переоборудованных зданиях кожевенного завода. Многоуровневые и объединённые между собой строения предлагают осваивать постепенно, распределив мастерские, выставочные пространства, офисы и шоу-румы в разные блоки на разных этажах. Между постройками создадут световой парк и площадки для событий.

Шесть идей для депрессивных территорий на Васильевском. Изображение № 7.

Чтобы визуально связать между собой разные части кластера и оборудованную набережную, архитекторы создали так называемый «Променад искусств» — протяжённое пространство для прогулок, инсталляций и временных выставок. 

Одной из наиболее интригующих идей команды стал проект новой улицы с рабочим названием Зелёная диагональ, которая соединит Детскую улицу и Кожевенную линию. Прежде всего она должна уравновесить транспортные потоки и облегчить доступ к достаточно изолированной сегодня территории. Но главная её особенность — внимание к окружающей среде. Зелёная диагональ может стать первой улицей Петербурга, доступной исключительно для пешеходов, велосипедистов и троллейбусов. Более того, команда предложила использовать технологию TOSA, которая позволяет отказаться от проводов для троллей — такой транспорт заряжается прямо на остановках во время посадки пассажиров.

 

 

Культурная ремедиация

Куратор: Данияр Юсупов, урбанист, эксперт «Открытой Лаборатории Город»,
эксперт в области реабилитации городской среды

Шесть идей для депрессивных территорий на Васильевском. Изображение № 11.

Проект, радикально отличающийся от всех прочих, представила команда Данияра Юсупова. Вместо создания концептуально нового района молодые архитекторы рассмотрели реальные способы преобразовать территорию Кожевенной линии при минимальном вмешательстве и без глобальной реконструкции. Проект, названный «Ремедиацией», поделили на четыре фазы: запуск, развитие, зрелость и девелопмент. На первой из них три стартапа (в данном случае это IT-компания, парк и арт-центр) размещаются в некотором отдалении друг от друга. И со временем, обрастая новыми проектами, их экспансия увеличивается, тем самым понемногу меняется территория вокруг.

 

 

Учебно-познавательный комплекс

Куратор: Максим Атаянц, архитектор,
руководитель «Архитектурной мастерской М. Атаянца»

Шесть идей для депрессивных территорий на Васильевском. Изображение № 14.

Масштабный проект учебно-познавательного комплекса представила команда Максима Атаянца. Центральным шарниром квартала стала площадь с изображением карты Петербурга. Тремя основными лучами от неё расходятся пешеходные зоны, одна из которых ведёт к учебному комплексу, вторая — к местному торговому центру, а третья — к офисным зданиям поблизости. Саму площадь разместили у подножия трёх труб Василеостровской ТЭЦ, которые архитекторы использовали для создания цепи стеклянных смотровых площадок. В дополнение к этому каждую из труб превратили в небольшой музей истории города.

По плану, весь комплекс пронизывает сеть велосипедных дорожек, а между зданием детского центра и интерактивным музеем перекинут пандус, который также выполняет роль пешеходного моста, проходящего над Кожевенной линией. Дополняет всё это остановка аквабуса — проект предполагает серьёзное развитие данного вида общественного транспорта.

 

 

Парк возможностей

Куратор: Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора
архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры»

Шесть идей для депрессивных территорий на Васильевском. Изображение № 17.

Команда Михаила Кондиайна крайне основательно подошла к изучению территории Кожевенной линии и при создании своего проекта полностью опираясь на достоинства и недостатки локации. Не зацикливаясь на одной идее, молодые архитекторы предложили проект территории, существующей по сценарию «событие — парк — событие», способной трансформироваться под нужды каждого конкретного мероприятия и частично берущей на себя функции соседнего «Ленэкспо».

Среди прочих важных предложений: сооружение двух новых мостов, рекультивация земли, загрязнённой предприятиями, и озеленение.

 

Иллюстрации: Форум «Будущий Петербург»/РБК