Традиционные урбанистика и архитектура в том виде, к которому мы привыкли,  —  ходячие мертвецы. В будущем роли урбанистов и архитекторов сильно изменятся, многие специальности и профессии исчезнут. Хорошая новость: появятся новые индустрии, а главное — новые способы улучшать города. За последние годы произошло несколько серьезных изменений, которые уже начали влиять на городскую инфраструктуру, но основной их эффект будет проявляться в ближайшие 10 лет: мобильный интернет, развитие открытых данных, радикальное удешевление электронных компонентов и сенсоров и (едва заметные пока) автономные транспортные средства.

Мобильный интернет и транспорт 

Проекты развития городской инфраструктуры в прошлом почти полностью зависели от местных администраций. Мобильный интернет дал возможность создавать платформы для самоорганизации горожан без посредничества городских властей. Первой жертвой этой самоорганизации стали городские службы такси. Волна изменений последних пяти лет была во многом вызвана появлением мобильного интернета. Это первый инструмент, который не только привязался к конкретной точке в пространстве, но и дал возможность людям координироваться друг с другом.

Транспортные сервисы — первые, кто взлетит на волне мобильной координации внутри города. Ещё два года назад все посмеивались над Uber («тоже мне прорыв — вызвать такси по телефону»), но сегодня в одном только Нью-Йорке машин Uber стало больше, чем городских такси. В России ещё до Uber стартовали местные проекты, например Wheely. В сфере пассажирских перевозок всё только начинается.

Один из важнейших новых трендов — совместные поездки незнакомых людей.
В Сан-Франциско доля поездок на сервисе Lyft Line (который подбирает попутчиков по похожему маршруту) теперь составляет 50 % от общего числа.
В перспективе такие проекты могут значительно уменьшить потребность во владении  автомобилем в городе.

Вершина автобусной эволюции в городах — система выделенных скоростных маршрутов BRT (Bus Rapid Transit), но, похоже, это не предел мечтаний. Например, за последний год стартовало несколько автобусных стартапов: Chariot, Bridj, Leap Transit, Shuddle. Они динамически оптимизируют маршруты в соответствии со спросом. Chariot создаёт дополнительные маршруты краудфандингом, а Shuddle делает специальный сервис для безопасной отправки детей в школу. Решены ли все вопросы? Даже близко нет. Что делать с сезонными поездками за город? Как собирать данные о мероприятиях в городе, чтобы предсказывать пики спроса в разных районах и разное время? Можно ли сделать общественный транспорт удобным для работы?

Финансы, безопасность и Agile Planning

Мы движемся в сторону большей прозрачности финансовых данных. В Америке архитектурные фирмы нанимают big data аналитиков для мониторинга проектов региональных бюджетов, размещений облигаций, чтобы на ранней стадии выявить, где планируют строительство новых школ, университетов. Так они могут начать выстраивать отношения с этими организациями за годы до объявления конкурсов. Кстати, правительство Москвы тихо проделало большую работу по открытости данных, теперь вопрос в применении.

Индустрия архитектуры и мастер-планнинга устроена таким образом, что планировщики по сути не отвечают за использование объекта после его введения в эксплуатацию. Люди должны к нему адаптироваться. Можно ли сделать наоборот, чтобы здания подстраивались под людей? На стадии эксплуатации появляются интересные проекты: например, компания Robin через телефоны сотрудников анализирует использование офиса. Они агрегируют данные от разных компаний и скоро смогут давать рекомендации по планировке новых помещений или оптимизации существующих.  В архитектурном проектировании большая доля задач, которая может быть автоматизирована. Скоро эти задачи будет выполнять софт, а не люди. Например, наша компания Dom разрабатывает инфраструктуру, которая позволяет быстро менять конфигурацию помещений. Впоследствии всё более дешёвые электроприборы помогут программировать пространства и динамически их адаптировать под конкретных людей и сценарии использования.

При проектировании в масштабе парка или района важную роль будет играть аналогичный анализ территорий на основе big data. Сейчас он проводится за счёт нескольких визитов/опросов (часто в один сезон), нет инструментов выявления необычных сценариев использования территорий. Надежда на большие данные заключается в том, что  можно будет проводить эксперименты в масштабах районов и детально замерять их результаты, учиться на этом. В Москве эту тему развивает urban big data компания Habidatum. В перспективе развитие территорий может проходить следующим образом: agile planning (по аналогии с программированием) с частыми замерами результатов (A/B testing) и адаптацией планов. При таком подходе бюджеты и проекты будут оцениваться не по красоте рендера, а на основе доказательств.

Компания Matternet предложила интересное видение альтернативной логистической сети из дронов для стран и районов с неразвитой дорожной сетью. Идея в том, чтобы построить сеть пунктов автоматической замены батареек дронов и увеличить радиус их доступа. Дроны уже используются для анализа посевов и на стройплощадках. Другие интересные экспериментальные применения для дронов —  доставка аппаратов скорой помощи в городе. И всё это только в зачаточном состоянии, но имеет шанс очень сильно повлиять на города. Если вас смущает влияние кризиса на архитектуру или урбанистику  — не отчаивайтесь, улучшать город теперь можно совсем разными способами. Для этого больше не обязательно работать в департаменте или в бюро. Просто нужно на привычные проблемы посмотреть с чуть иной стороны.