Вчера в Петербурге должны были объявить победителя конкурса проектов благоустройства пешеходной части Большой Морской улицы от Дворцовой площади до Невского проспекта. Однако все десять представленных вариантов были признаны слишком радикальными и не отвечающими требованиям задания. Жюри в результате решило продлить конкурс, отобрало пять наиболее удачных проектов и отправило их на доработку архитекторам. The Village проследил, как развивалась история с конкурсом, и узнал у архитектурных критиков, почему он в итоге провалился.

Отрезок стал пешеходным в августе прошлого года. За это время на нём установили только лавочки и урны. До этого там могло припарковаться 80 машин.

О том, чтобы сделать его пешеходным, заговорили три года назад. Активисты «Красивого Петербурга», которым принадлежит идея, подсчитали: в будний день (с 08:00 до полуночи) по отрезку проходят 45 тысяч человек и проезжают 2 400 машин. Поэтому его лучше отдать пешеходам.

Ни в администрации Центрального района, ни в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, ни в дирекции по организации дорожного движения не были против пешеходной улицы. Но через пару месяцев в КРТИ поменялось руководство и приоритеты, поэтому идею отложили. Снова к ней вернулись только весной прошлого года, когда проект показали вице-губернатору Игорю Албину.

По техническому заданию конкурса проекты не должны нарушать «архитектурный облик» и «эстетическое состояние» Санкт-Петербурга, а также должны сохранить вид на арку Главного штаба. Ни один конкурсный проект не отвечал требованиям технического задания: одни были слишком радикальны для улицы в охранной зоне, другие комиссия посчитала несоответствующими эстетике города. Из десяти команд только одна подсчитала стоимость работ: концепция «Красивого Петербурга» обойдётся в 29 миллионов рублей.

 Ко второму этапу конкурса, который завершится к концу октября, допустили «Красивый Петербург», бюро «AM-ТРИ» и «Хвоя», группу Рафаэля Даянова и Дмитрия Лагутина и команду Александра Дёмина и Антона Николаенкова. Подробнее об их проектах читайте по ссылке. Если на конкурсе выберут победителя, то благоустройство Большой Морской закончится к лету следующего года.


Илья Филимонов

архитектор, член Союза архитекторов России

Я сам думал, участвовать ли в этом конкурсе, но, прочитав техническое задание, решил, что не стоит. Дело в том, что поставленная организаторами задача мне показалась достаточно тривиальной. Конкурс связан с огромным количеством ограничений (начиная с того, что не должно быть искажений исторического вида): по сути, задача сводится к тому, что надо просто сделать проект мощения участка Большой Морской.

Не могу сказать, что какой-то из пяти проектов мне понравился. Мне кажется, для этого места нужно скромное решение, потому что главная здесь — Дворцовая площадь, а не сама Большая Морская улица. Ошибка многих участников: они пытались сконцентрироваться на пространстве улицы, на идее времяпрепровождения на ней, но не на пути по направлению к Дворцовой. Переоценили смысловую нагрузку этого пространства.

Все пять проектов объединяет то, что их авторы пытаются найти образ улицы в мощении, фонарях и скамейках — это и было в техзадании. Будет ли это так или иначе реализовано, на мой взгляд, не является принципиальным. Принципиально здесь то, что участок Большой Морской больше не используется как транспортное пространство. 
Он давно должен был стать пешеходным: чтобы люди могли подходить к арке Главного штаба, фотографироваться и идти на Дворцовую.


Владимир Фролов

архитектурный критик, главный редактор журнала «Проект Балтия»

Как мне представляется, для подобного конкурса с самого начала был выбран неподходящий фрагмент города. Этот участок в архитектурном плане и так уже является решённым, никакого особенного улучшения для него предложить невозможно. К тому же рядом Невский проспект, очень загруженная трасса, поэтому и для какой-то релаксации улица не совсем подходит. Может быть, в глубине могли бы появиться рестораны, летние террасы, как это бывает в Европе, но без особого дизайнерского акцента, там не тот участок, где необходимы дизайнерские изыски.

Для подобных экспериментов есть, как мне кажется, более интересные места — набережная Обводного канала, например, которая совершенно никак не решена. Другое дело, что, возможно, объекты временного характера или арт-инсталляции можно представить и на Большой Морской, но, опять же, это не задача для конкурса средового дизайна. В данном случае на этом участке нужно решить вопрос с парковкой, поставить какие-то простые минималистичные фонари, скамейки, которые бы не привлекали внимания, и этим ограничиться.


фотографии: обложка, 1, 2 — «Красивый Петербург», 3, 4, 5 — «Хвоя»