22 декабря в Москве начался фестиваль «Путешествие в Рождество». Этому формату новогоднего оформления города — с тематическими площадками, фуд-кортами, концертами и спектаклями — не так много лет, впервые фестиваль провели в конце 2012 года. The Village рассказывает, как менялось новогоднее оформление столицы за последнее столетие: кто им занимался, какие мотивы в нем использовались и сколько оно стоило.

Как в СССР разрешали праздновать Новый год

После революции Новый год и в первую очередь Рождество, как и остальные «буржуазные» и религиозные праздники, оказались под негласным запретом. До 1930 года эти дни, впрочем, оставались выходными, во время которых хоть и без елки, но все же проводились новогодние вечера и карнавалы, организовывались вылазки в лес на лыжах, ставились спектакли и проводились военные игры. После возвышения Сталина под запрет попали и они.

Советский период

Традиция празднования Нового года в современном понимании появилась в СССР в конце 1930-х годов. До 1935 года празднование Нового года было под фактическим запретом — из-за близости к православному Рождеству. По словам искусствоведа и автора книги «Искусство праздничного оформления города. История и современность» Алексея Сазикова, советскому новогоднему оформлению Москвы была изначально присуща «ярко выраженная азиатчина», которая к концу 1980-х годов приобрела «более халтурный, ремесленный характер».

«Русская народная культура всегда более тяготела к Востоку, и, на мой взгляд, именно эта тенденция и нашла свое отражение в новогоднем оформлении. В его стилизации под лубочную культуру, под языческие обряды, долгое время сохранявшиеся в традиции святочных гаданий и маскарадов», — говорит Сазиков.

1966 год

Все изменилось в 1935 году. 28 декабря «Правда» публикует заметку партийного функционера Павла Постышева с призывом организовать «к Новому году детям хорошую елку!». «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?» — писал он. Публикация в «Правде» тогда воспринималась как приказ — и за три дня до Нового года вся страна экстренно украшается елками. В 1939 году Постышева расстреляют, а при Хрущеве реабилитируют и мифологизируют именно в качестве человека, «вернувшего детям Новый год».

Подготовкой Москвы к Новому году весь советский период занимался созданный в 1935 году трест «Мосгороформление» — могущественная организация оформляла вывески, флаги, транспаранты, рекламу и плакаты вплоть до конца 90-х. Ею и был задан канон новогоднего дизайна Москвы: с елочными базарами и праздничными ярмарками, где готовили шашлыки и наливали чай, транспарантами-перетяжками на новогоднюю тематику и огромными фигурами снеговиков, Дедов Морозов и Снегурочек. Каждый год в Подмосковье заготавливались четыре 25-­метровые елки, которые устанавливались на главных площадях города: 50­-летия Октября (Манежной), Свердлова (Театральной), Пушкинской и Советской (напротив нынешней мэрии на Тверской). На других площадях и улицах города ставили елки поменьше — 3–4-метровой высоты.

В середине 50-х годов происходит расцвет сталинского «большого стиля» — пышность новогоднего оформления Москвы достигла апогея. «Чудовищные по своим размерам фигуры снеговиков и Дедов Морозов начали появляться на московских улицах именно в послевоенный период», — пишет Сазиков. Помимо объемных фигур, к Новому году на главных площадях города устанавливали массивные арки, ярмарочные домики и сцены — тяжелые, сложные установки и сооружения, сделанные из металла и дерева.

1955 год

Инициативу Постышева можно связать со спущенной сверху «политикой популистского традиционализма», которую начал проводить Сталин с середины 1930-х годов, или с желанием окончательно придать забвению Рождество, но все оказалось прозаичнее. Постышев очень любил детей и во время поездки в Москву в декабре 1935 года, по словам Хрущева, он спросил у Сталина: «Вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин согласился: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Так и произошло.

1987 год

С приходом к власти Хрущева, который объявил борьбу с «излишествами в архитектуре», тренд на помпезность стал уходить и в новогоднем оформлении города. Ему на смену пришло мягкое оформление, как правило, из тканей. Металл и дерево продолжали использовать, но очень немного. Например, ярмарочные домики, которые ставились на Новый год в центре города и в районных парках, делались именно из дерева.

1994 год

90-е и нулевые

В 1992 году впервые после революции 1917 года город украсили к церковным праздникам — Рождеству и Пасхе. Это были панно в виде огромной иконы на зданиях гостиницы «Москва» и Историческом музее, праздничные транспаранты-перетяжки и несколько отдельно стоящих конструкций.

2004 год

К 1994–1995 годам популярным мотивом в оформлении города к Новому году стали животные, символизирующие тот или иной год по китайскому гороскопу — тигры, кролики, драконы, змеи и обезьяны. С 1998 года власти города начали использовать для празднования Нового года искусственные елки. Это декларировалось как акт бережного отношения к природе. В итоге выяснилось, что использование искусственных елок едва ли не в большей степени вредит природе, ведь полимеры надо изготовить и утилизировать.

«Знакомство с примерами праздничного оформления лужковского периода оставляло грустное впечатление. Со второй половины 1990­-х праздничное убранство приобретало все более халтурный, ремесленный характер, происходило резкое гипертрофирование присущей ему изначально стилистики китча (например, в 2005 году памятник Юрию Долгорукому напротив мэрии нарядили в костюм Деда Мороза. — Прим. ред.) и окончательное вымывание последних намеков на художественное мастерство», — пишет Сазиков.

По его словам, это укладывалось и следовало общей системе «лужковского стиля» в архитектуре.

1993 год

При этом основные и самые яркие элементы постсоветского новогоднего оформления Москвы — каток на Красной площади, концерты с поп-звездами там же — появились именно в этот период и сохраняются до сих пор.

Наши дни

До «Путешествия в Рождество», которое впервые прошло в 2012 году, на новогодние праздники Москва тратила на порядок меньше денег. Например, на новогоднее оформление города в 2004 году выделили около 140 миллионов рублей. На эти деньги установили 400 праздничных елок, «светодинамических композиций в виде украшенных елей» и 15-метрового Деда Мороза и снеговиков на Поклонной горе. Там же каждый желающий смог спеть под караоке «традиционные новогодние песни». В 2011 году бюджет праздника составил 77 миллионов рублей, которые потратили на «установку елок, развешивание флагов, печать полиграфии, а также иллюминацию».

2018 год

Прошлогоднее «Путешествие в Рождество» не обошлось без скандалов: затраты властей на оформление города оценили в 6,7 миллиарда рублей (в этом году на это выделили в пять раз меньше — 1,4 миллиарда рублей). Оформление города к праздникам также вызывало претензии стилистического характера. Например, огромный елочный шар на Манежной площади называли «боевым треножником», декоративные фонари на Чистопрудном бульваре — светофором, а дизайнер Артемий Лебедев сравнил оформление деревьев на московских бульварах к Новому году с «дискотекой в травмпункте».

Темой «Путешествия в Рождество» этого года стал театр, так как 2018-й объявили Годом театра. В программе фестиваля — спектакли, концерты, мастер-классы и традиционные ярмарки. Он пройдет на 70 площадках по всему городу. Семь площадок планируется открыть на Садовом кольце, а Тверскую в новогодние праздники сделают пешеходной.


Фотографии: обложка, 6 — Игорь Зотин / Интерпресс / ТАСС, 1 — Будан Виктор, Егоров Василий / Интерпресс /ТАСС, 2 — Великжанин Леонид, Рахманов Николай / Интерпресс / ТАСС, 3 — Денисов Роман, Созинов Виталий / Интерпресс / ТАСС, 4 — Денисов Роман / Интерпресс / ТАСС, 5 — Белоусов Виталий / Интерпресс / ТАСС, 7 — официальный сайт мэра Москвы