Экскурсионная навигация по рекам и каналам в Петербурге — один из главных городских туристических хитов — официально открылась еще в середине апреля, однако по-настоящему сезон начинается ровно сейчас с появлением первого тепла и солнца, ко вторым майским праздникам.

При этом будущее летней навигации в городе до сих пор остается под вопросом: 18 апреля стало известно, что министерство транспорта подготовило приказ о приостановке навигации по рекам и каналам Петербурга с 1 июня по 4 июля 2017 года из-за проведения Кубка конфедераций. Против тотального запрета на кораблики и катера на реках и каналах в центре города выступил губернатор Полтавченко: он заявил, что решение Минтранса может нанести существенный удар по туристической отрасли региона. Позже в самом министерстве поспешили заявить, что пока не принимали никаких решений. Тем не менее официальных разъяснений о навигации в июне владельцам теплоходных и туристических компаний до сих пор так и не поступило.

The Village поговорил с одним из участников рынка — владельцем Теплоходного товарищества «Петроград» (занимается арендой теплоходов и катеров под экскурсии, корпоративы и праздники) Николаем Предтеченским — о том, чего ждать петербургским рекам и каналам этим летом, чего не хватает петербургскому водному туризму и как регулируют этот бизнес. А фотограф Виктор Юльев наглядно показывает, почему без корабликов и катеров невозможно представить летний Петербург.

Фотографии

Юльев Виктор

Николай Предтеченский

Владелец Теплоходного товарищества «Петроград»

Ограничат ли навигацию в июне

Пока еще нет ни одного документа, который бы четко прописывал, что навигация в городе на какой-то период будет ограничена. Есть проекты приказов — потом они сменяются другими. Уже даже выступал Полтавченко с просьбой ничего не ограничивать. Никакого документа еще не принято — думаю, его и не будет.

Очевидно, что перекрывать из-за никому ненужного соревнования весь туризм в городе — это не только корабли, но и связанные с ними другие рынки, гостиницы, кафе и рестораны, которые кормятся за счет туристов — абсурд, безумие. Правильно по этому поводу высказался Лев Лурье: можно себе представить, что в Венеции во время кинофестиваля закрывают полностью движение на вапоретто и гондолах?

Но намек понятен. Как это обычно бывает, рано или поздно нас ждут дополнительные обременения. Например, всем собственникам маломерных судов, теплоходов придется дополнительно заплатить за некое оборудование по безопасности. Можно упрекнуть меня в любви к конспирологическим теориям, но я уверен: все сведется к тому, что поставят металлоискатели, дополнительный учет пассажиров, что-нибудь еще — все это, конечно, за огромные деньги, потому что технику будет поставлять единственная фирма, имеющая лицензию. Как и бывает в этом бизнесе.

Из каких-то других решений жду разве что на период чемпионатов ограничения на передвижения судов вокруг нового стадиона, но это касается яхтклуба и катеров. Туда не ходят пассажирские теплоходы.

Про регулирование

Каждый год появляются новые требования. Прессинг колоссальный. Это прессинг по безопасности, спасательным жилетам, системам пожаротушения, документам. Каждый год вводят все новые требования. К безопасности, на мой взгляд, это не имеет никакого отношения — это имеет отношение к дополнительным поборам. Проблемных случаев при этом минимум. Инцидент, который произошел несколько лет назад, когда сухогруз врезался в экскурсионный теплоход, и теплоход затонул, насколько мне известно, произошел по вине капитана сухогруза.

С одной стороны, у нас совершенно нелогичный рынок, где одни и те же участники на протяжении 15–20 лет занимают причалы по договору аренды с городом. Никакие новые участники туда влезть не могут. А с другой стороны, это прессинг со стороны государства: постоянно требуют новые и новые документы, Но не секрет, что большие компании, у которых более пяти теплоходов, зачастую этим требованиям не отвечают. Я вижу, что теплоходы, представленные в городе, очень разные — как по своим свойствам, так и по своим техническим характеристикам. И очень многие суда не должны работать по требованиям регистра. Но они же работают!

Про спрос, чемпионат мира, готовность рынка и светофоры

Конечно, будущий чемпионат мира по футболу должен повлиять на спрос и цены — они увеличатся. За последние три года мы уже наблюдали спад и постепенный рост за счет внутреннего туризма, но сейчас очень нужен внешний скачок.

В целом, по моим ощущениям, внутренний туризм на спаде, у людей нет денег. Меньше групп приезжает из Нижнего Новгорода, Подмосковья и прочих регионов. Зато приезжает больше белорусов — вот кто действительно наполняет кассу. Ну и больше становится китайцев.

При этом на рынке более 30 компаний, которые владеют теми или иными плавсредствами: 20 из них — серьезные, 30 — если брать с маломерными судами, если с учетом катеров — около 50. И все это хаос. Нет сайтов, которые предлагают базы проверенных теплоходов. На тех сайтах, где представлены все теплоходы города, менеджеры не знают, от каких причалов эти теплоходы работают, кому они принадлежат, как их бронировать. Все эти сайты сделаны исключительно для индексации в «Яндексе» и Google.

Хаос зачастую и на самих каналах. У нас же постоянные пробки на Зимней канавке и Мойке. Уже даже установили светофоры, но они все время работали в тестовом режиме. Думаю, в этом году начнут работать уже по-настоящему — слишком много теплоходов и катеров: вместимость рек уже не позволяет эту проблему игнорировать, а тестовый режим показал, что светофоры вполне полезны и работают.

О выходе китайского бизнеса на рынок

На рынке есть любопытная история: на него выходят китайские предприниматели. Через петербургскую фирму (не буду ее называть) китайцы собираются строить специальный теплоход исключительно для китайских туристов. Я к этому отношусь негативно. Почему? Мы сталкиваемся с тем, что самая большая сложность в этом бизнесе — получить весь необходимый пакет документов, их слишком много. Одному человеку или маленькой фирме, которая хочет иметь в собственности один-два теплохода, не сдюжить: потому что коррупция, потому что много инстанций, которые нужно пройти, потому что длинные сроки, потому что, если теплоход в собственности, в штат нужно взять много людей. Это очень тяжело, когда у тебя два-три человека в компании. А китайский бизнес явно имеет ресурсы, чтобы провернуть это быстро и легко.

При этом число китайских туристов с каждым годом увеличивается. Сейчас на рынке доля китайских туристов около 20 %, по самым грубым прикидкам, каждый пятый иностранный турист в городе — китаец. Конечно, они стремятся к «своим». Одно судно вполне сможет обслуживает 15–20 фирм. Если у них все сложится, 90 % китайских туристов, думаю, будет кататься на судне, которое принадлежит китайскому же бизнесу. Для небольших компаний это серьезная проблема, такими темпами мы будем терять внешний поток, конкуренция на рынке будет снижаться.

Про красивые причалы и кафе на дебаркадерах

В городе не хватает единой схемы причалов: у нас все причалы выглядят по-разному и, надо признать, зачастую уродливо. Изменить внешний вид невозможно, потому что КИО и КГА не согласовывают новые проекты. Единственное, пожалуй, исключение — причал у Музея Фаберже на Фонтанке, у которого определенно есть, что называется, ресурс. Напротив музея стоит полностью закрытый причал, что запрещено официально — по правилам, единым для всех. Вы где-нибудь в Петербурге видели такой же причал, как у Музея Фаберже? Я не видел. Да, он совершенно не портит внешний вид города, потому что всем хорош и красив. Но такой причал не разрешат поставить больше нигде и никому.

Конечно же, пора разрешить осуществлять на причалах коммерческую деятельность. Делать там магазины, кафе, рестораны. Поставить где-то по примеру Москвы какой-то свой теплоход «Брюсов». У нас масса таких судов: можно было бы их поставить на сваи — и таким образом оживить где-нибудь в конце Невы, в тех местах, где непопулярно гулять, по сути, развивая новые территории у воды.

У баров на дебаркадерах пока перспектив тоже никаких. С того момента как закрыли Woodbarge, ничего не изменилось. Единственный пример — опять же причал у Музея Фаберже: там кофе продается с прошлого года, но только кофе, больше ничего. Никто не может дать лицензию: в договоре у всех собственников дебаркадеров прописаны посадка и высадка пассажиров, швартовка теплоходов, катеров и строчка «кафе» вычеркнута во всех договорах.

И, в общем, никто за эту строчку не борется. Игроков интересует основная деятельность — катать пассажиров и чтобы их не трогали. Они никогда не будут — под страхом потерять свои драгоценные документы, которые с таким трудом получили — добиваться расширенного договора, где будут прописаны дополнительные условия. В комитете в ответ просто скажут: «Ай-ай-ай, мы тебе вообще не продлим договор, если хочешь баламутить».

Про аквабусы

Еще одна важная проблема: у нас нет никаких нормально организованных перевозок на катерах. Была провалившаяся попытка организации водного такси. Спрос на них был минимален, потому что проект был ужасно организован. Горожане выходили на причал, а аквабус часто приходил переполненный или не приходил вовсе — по сути, это водное сообщение организовали ради галочки. По моей информации, аквабусы приобрели в три раза дороже их рыночной стоимости за счет городского бюджета. При этом их было ощутимо меньше, чем требуется городу, в центре которого такой огромный разброс мест следования и остановок. Маршруты водного такси в результате сокращались и сокращались. Не сделали маршрутов по каналам: ни Фонтанка, ни Мойка, ни Крюков канал представлены не были. Или прекрасный район Коломна со столь популярной сейчас Новой Голландией имел бы большой успех, если бы туда сделали нормальный водный маршрут.

Проект был хорош как идея. Но надо было отдать его частному лицу, а лучше двум, чтобы у них была конкуренция. Таким образом мы могли бы убить двух зайцев: снизить цены для конечного потребителя и получить большее количество судов. И важно было дать, конечно, зеленый свет — какую-то лицензию (хотя бы на три года) для этой деятельности.

В результате как по-прежнему не было сообщения на маленьких катерах, так и нет. Пять тысяч рублей — минимальная реальная цена аренды катера на час в городе. Это очень дорого. Рассматривать как такси такой транспорт нельзя.

Про управление навигацией

Никто не хочет взять на себя ответственность за реформу навигации. Слишком много комитетов, один противоречит другому, нет единой системы. Отсюда и сложности с документами. Сейчас я разговаривал с владельцами катеров: чтобы получить документы на катер до 12 человек, чтобы катать пассажиров, необходимо пройти сразу несколько инстанций: Ространснадзор, лицензионный отдел — везде нужно ждать 45 суток с момента подачи документов. Это означает, что человек, у которого есть желание быстро вложить деньги и начать малый бизнес, просто может не успеть это сделать. Навигационный период для катера — короткий, он составляет три месяца: с середины мая, после Дня Победы, до конца августа. А по затратам весь пакет этих документов (просто бумаги) — более 50 тысяч рублей.

Еще есть прекрасная организация, которая называется Ассоциация владельцев пассажирских судов — она до этой инициативы с возможным запретом навигации в июне не поднимала головы. Там сидят люди, которых не интересует ничего. Мы ничего о них не знаем. Эта Ассоциация ничего не делает, она нигде не представлена. Она не выпускает никаких журналов, не ведет в интернете никаких сводок. Непонятно вообще, чем она занимается. Ассоциация, которая не дает никакой информации.

Это, вообще, рынок, где все боятся делиться информацией. Я занимаюсь этим восемь лет, звоню людям, с которыми работаю уже давно: «Ребята, начался сезон, расскажите, пожалуйста, какие у вас новые документы. Мне надо понимать, показывать заказчикам эти бумаги, иметь представление о них». Все как в рот воды набрали — рассказывают с большой неохотой.

Про новые маршруты и форматы

Я очень надеюсь, что в этом году больше катеров и теплоходов будут доставлять людей в Кронштадт. Мне кажется, это самое интересное направление, которое есть в городе. Это сам Кронштадт, форты, форт «Константин» с прекрасным оборудованным причалом. Это два часа ходу даже на самом тихоходном теплоходе из города по заливу. Два часа — и ты на месте. Прекрасный вариант уик-энда. Сейчас туда никто не ходит на регулярной основе, попросту нет никаких регулярных рейсов.

Форматы же скорее традиционные. Конечно, повышенным спросом пользуются небольшие катера. Люди стали экономить на праздниках. Если пять лет назад у нас регулярно проходили корпоративы на 100 человек на двухпалубных теплоходах, с банкетом, то сейчас все стремятся покататься два часа со своим вином на маленьком катере.

Свидания на катере — неизменная услуга, которую мы оказываем и которая пользуется все большей популярность: это когда делают предложение на катере, на прогулке или прямо под мостами. Это прекрасно — всегда было и, надеюсь, будет.

Из неожиданного — услуга по развеиванию праха. Первоначально это была шутка, отсылка к любимому всеми фильму «Большой Лебовски», где показана похожая сцена. Но, в принципе, два раза мы это уже проделывали: один раз просили развеять прах осенью в районе яхтклуба, другой — в районе стадиона «Петровский». Заказчики объясняли, что это было желание усопших. Но это, конечно, не наше профильное занятие.