Во многих городах мира сегодня идёт работа по реконструкции старых кораблей. Такой формат исторических музеев одинаково занимает и детей, и взрослых, а стоит не дороже, чем новое музейное здание. В посёлке Лахта под Петербургом уже год строят похожий проект. Через два года каждый посетитель исторической верфи «Полтава» сможет увидеть первый линейный корабль Балтийского флота в натуральную величину. The Village встретился с инициаторами и участниками проекта и узнал, как продвигается работа по созданию нового символа Петербурга. 

Как в Петербурге строят корабль петровского времени. Изображение № 1.

Фотографии

Дима Цыренщиков

Как в Петербурге строят корабль петровского времени. Изображение № 2.

34,6 м — длина корабля между штевнями

39,82 М
длина по гондеку

11,69 М — ширина
по набору корпуса без учёта обшивки

4,6 М — Глубина интрюма

1 200 ТОНН
Водоизмещение 

54 пушки

  

Как в Петербурге строят корабль петровского времени. Изображение № 3.

Лидия Гуменюк

руководитель
PR-отдела 

Планируется, что интерактивный музейный комплекс, центром которого станет «Полтава», будет вести обширную деятельность, как любой крупный музей: от детских программ до научных конференций и выпуска печатных изданий. Но уже в процессе строительства корабля «Историческая верфь „Полтава“» станет одной из достопримечательностей Петербурга и местом культурного досуга его жителей. Весной на верфи начнутся экскурсии, специальные детские и семейные программы. Со временем проект станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны.

У нас уже есть сайт и все соцсети от «Твиттера» до «Инстаграма» — по ним можно следить за ходом работ и жизнью на верфи. Всем хочется посмотреть, как строят гигантский деревянный корабль. Также мы запускаем собственное «телевидение» «Полтава ТВ», где будем раз в месяц подробно рассказывать о деталях стройки из первых уст. К началу экскурсий у нас заработает сувенирный магазин с самыми разными подарками — от классических ручек до футболок с картинками молодых иллюстраторов и сумок дизайнера Елены Бронской.  Также планируем выпуск большого трёхтомника по Полтаве — глобальное исследование по одному кораблю. 

Проект легко находит новых друзей и попечителей среди крупных компаний. Безумные начинания нуждаются в поддержке. Пока одним из наших главных спонсоров является компания «Газпром». Но у нас появляются новые попечители. Не днях заключили договор с фирмой по производству деревообрабатывающих станков Jet.

После постройки корабль спустят на воду в специальном доке, который будут осушать на зиму. Музей будет представлять из себя доступный для посетителей линейный корабль, общественное пространство и два дополнительных выставочных пространства, над которыми мы также сейчас работаем.

 

Как в Петербурге строят корабль петровского времени. Изображение № 4.

Как в Петербурге строят корабль петровского времени. Изображение № 17.

Филипп Кузьмичев

руководитель отдела научных исследований

После принятия решения о строительстве корабля «Полтава», мы обратились к историкам, которые обнаружили в государственных архивах определённое количество чертежей петровского времени. «Полтава» был первым военным кораблём, спущенным на воду в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях. Основным источником для его строительства являются чертежи из папки Феодосия Скляева — петровского корабельного мастера. А также схемы аналогичных кораблей XVIII века, спущенных на воду в России и Англии.

Строительство «Полтавы» — это большой детектив, потому что мы до сих пор не знаем точно, как корабль выглядел на самом деле. Дело в том, что материалов по «Полтаве» практически не осталось. Ходят слухи, что чертежи есть в Эрмитаже. Но в 2012 году на наш запрос ответили, что у них ничего нет. Возможно, что эти документы вообще не внесены в каталог. Реконструкция линейного корабля была задумана как синтез технологий петровского времени и современных. Так как наша главная задача — это воспроизведение оригинала, в некоторых аспектах строительства, мы больше будем опираться на технологии прошлых веков.

У команды богатый опыт кораблестроения — они работали над реконструкцией фрегата «Штандарт». На корабле будут стоять настоящие пушки — их будет 54. Их делают так, чтобы можно было осуществить весьма эффектный бортовой залп. 

 

  

Как в Петербурге строят корабль петровского времени. Изображение № 18.

Михаил Плеханов

главный строитель верфи

Мы, конечно же, хотим соблюсти историческую достоверность. Поэтому наше конструирование заключается не столько в разработке документации и классическом проектировании. Это скорее исследовательская работа. Мы поднимаем исторические документы, спрашиваем себя и специалистов, которые нас консультируют, а было ли это на самом деле так или по-другому.

Доступность материалов очень сильно влияет на проект. Наша цель — быть максимально близкими к оригиналу, максимально повторить технологию. Дубовые брёвна диаметром от 60 сантиметров до 1 метра нам везут из Саратовской и Брянской областей и Краснодарского края. Их длина — от 6 до 12 метров, что не является стандартным размером для современных поставщиков леса. Возраст каждого дуба — около 200 лет. Деревья такого возраста без гнилых частей в России найти очень трудно. На сегодняшний момент это одна из самых больших сложностей, мы тратим колоссальные силы на это. Мы работаем с леспромхозами по всей России, которые рубят деревья специально под нас. 

У нас была возможность набирать в команду не простых рабочих, а людей, которые владеют ремеслом и хотят строить именно этот корабль. То есть здесь нет людей, которые пришли просто заработать денег. Костяк команды строителей — создатели фрегата «Штандарт», спущенного на воду в 1999 году. Это команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов. Они понимают, как работать с деревом. Это самое главное, так как сама технология строительства не такая сложная. В команде примерно 15 процентов людей с глубоким профильным образованием. А попадающие сюда строители довольно быстро заражаются общей идеей. Люди хорошо понимают, что они строят, и это их здесь стоит больше, чем всё остальное.