В ночь на пятницу, 15 июля, 31-летний француз тунисского происхождения въехал на грузовике в толпу в Ницце, собравшуюся посмотреть салют в честь Дня взятия Бастилии. Террорист проехал по набережной около двух километров зигзагами, чтобы задавить как можно больше людей, а затем произвёл несколько выстрелов в прохожих. Его убили во время перестрелки с полицией. По последним данным, погибли 84 человека, в том числе как минимум одна россиянка. Ростуризм уже рекомендовал находящимся сейчас во Франции проявлять повышенную бдительность, не покидать без крайней необходимости места проживания, избегать мест большого скопления людей и следовать всем указаниям местных властей. The Village поговорил с россиянами, которые находятся в Ницце, о том, как они пережили прошлую ночь, что происходит в городе сейчас, а также узнали, что делать тем, кто передумал ехать в Ниццу.

Что было ночью и что происходит сейчас

Екатерина Шебаршина

специалист по коммерческой логистике

Мы живём в Ментоне, приехали на салют впятером (четверо взрослых и ребёнок 11 лет.) Были на набережной, но стояли далеко и ничего не знали. Паника началась, когда мы уже сидели в кафе: люди в ужасе побежали на кухню, но не ясно было, что произошло. Нам надо было забрать машину на паркинге на улице Жан Медсан. Не знали, что происходит и куда бежать. В итоге перебежками перемещались по улице.

Полиции не было, никто не мог сказать, что случилось, было много ложных слухов, и от этого мы не знали, какое принять решение. Такси вызвать не могли, так как заказ отменяли. Подвезти нас никто не соглашался, хотя нам надо было проехать 700 метров до нашей машины. Пытались забронировать отель, чтобы переночевать, но нигде не хотели заселять в один номер пять человек, а больше номеров не было. Пытались позвонить в консульство России, но там был включён автоответчик. Из одного кафе нас просто выгнали, после мы спрятались в подъезде дома, но жители также начали нас отправлять на улицу, говоря, что всё закончилось. В итоге мы нашли бар, где нас приютили. Мы просидели там два часа и потом смогли дойти до машины. Интернет не работал вообще, мы были почти без связи. Сейчас мы уже в Ментоне.

Эльвира Тульникова

визажист

Мы слушали музыку и не слышали, как это всё произошло, мы только поняли, что что-то случилось, когда люди побежали: они так сильно бежали и был такой страх на лицах... Мы с мужем поняли, что нужно бежать, вся толпа побежала сначала одну сторону, в сторону порта, потом я не поняла, что произошло, но люди резко побежали в обратную сторону, мы побежали в город, спрятались в отеле и ждали, когда всё закончится. Хочу сказать, что полиция нас охраняла, спасибо им за это! Брат моего мужа ужинал прямо рядом с «Негреско», они говорят, что видели, как грузовик давил людей. Когда мы вышли из отеля, люди ждали трамвай, и мы видели, что трамваи ходят. Полиции было много, они постоянно прочёсывали улицы, а одна машина охраняла нас (была рядом с отелем, в котором мы находились).

Алексей Бусыгин

работает в Ницце

Вчера вечером, выйдя из дома, увидел бегущих по одной из центральных улиц людей. Я удивился, потому что слышал, что фейерверки закончились, но не понял, почему люди идут домой с такой быстротой. Одни люди бежали, другие просто шли, паники не было. Потом услышал разговор, что грузовик врезался в толпу на набережной и что стреляли. Стало по-настоящему неприятно: по опыту в Париже, увы, мы знаем, что теракт может продолжаться, поэтому тут же с другом поднялись ко мне (моя квартира неподалёку).

Карина Аракелян

специалист по связям с общественностью
в Louder

Променад перекрыт, туда не пускают людей, обстановка напряжённая, люди боятся повторных терактов, многие остались дома. Я живу чуть выше, всю ночь и утро были слышны звуки скорой и вертолёты.

Наталья Алексеенко

преподаватель

Когда салют закончился, мы как раз возвращались домой. Не пошли мы по набережной просто потому, что толпа народу возвращалась с салюта в противоположном направлении. Жертв столько из-за того, что они как раз шли спиной к грузовику, возвращаясь, и они просто не видели его. Да и разбегаться было просто некуда: с одной стороны находится пляж (чтобы на него попасть, нужно с набережной прыгать вниз на полтора метра), с другой стороны — отели и здания.

Я только что вернулась в отель. Ситуация следующая: Английская набережная перекрыта на участке, где ехал грузовик. В море — военные корабли (что они там делают, не знаю). Про то, что из отеля лучше не выходить, сообщают по телевидению, в том числе по русскому каналу «Россия-24». Магазины в целом работают, кафе и рестораны — тоже, транспорт пускают по улице, параллельной набережной. Дороги маленькие, поэтому пробки.

Касательно мер безопасности: это курортный город, где местных жителей меньше половины, видимо, поэтому и полиции не так много (больше просто нет). Улица была перекрыта заборчиком, который можно было руками подвинуть. Почему они хотя бы машинами не загородили, не знаю.

Инесса Ахмедова

диджитал-директор
в Publicis

Вообще, хочу отметить, что у французов всё очень слаженно и человечно. Была адова паника. Мы ещё не поняли, что произошло, но побоялись, что нас снесёт толпой: забежали в бар, владелец сразу закрыл все двери, но пускал тех, кто просился. Стало поспокойнее, и нам показалось, что можно идти. Мы с подружкой созвонились с нашей третьей, которую толпой снесло в магазин, и вышли все вместе и пошли дальше. Не было ясно, что точно произошло, но уже пришла инфа, что на набережной стрельба и погибли 30 человек. Мы оттуда каким-то чудом ушли пятью минутами раньше. Снова побежали люди, и мы решили, что тоже лучше побежать, и запрыгнули в знакомый Bar des Oiseaux. Внутрь забежали ещё люди. Официанты сразу вырубили весь свет и даже холодильники: типа нет тут никого, заведение закрыто.

Сейчас магазины работают, а рынок около набережной закрыт. Мы хотели купить цветы и не смогли. Магазины открыты, все стараются работать в обычном режиме, но печаль нависает. На пляже туристы сидят, как и сидели, только без веселья, и, может, их чуть поменьше обычного. Никто не шумит. Все обсуждают произошедшее.

Утром заходила соседка, спрашивала, всё ли ок. Сосед пристал с вопросами, не видели ли, кто разбил его дверь, что, мол, вчера в подъезде были толпы людей, народ в панике укрывался. Мы, собственно, не видели, так как были на улице. Набережная от «Макдоналдса» до аэропорта перекрыта. Сейчас, думаю, сходить туда. Светит солнце.

Что делать тем, кто передумал ехать в Ниццу

По признанию специалистов по продаже билетов, после терактов в Париже и Стамбуле массового возврата билетов не было. Как будут себя вести те, кто собирался поехать в Ниццу, пока неясно. Возврат билета, как правило, ограничивается условиями тарифа. Так что первым делом надо ознакомиться с информацией о возврате и обмене, которая есть в условиях перевозки, прилагаемых к билету. Авиакомпании продают более дешёвые невозвратные билеты, а также те, у которых можно вернуть часть денег или всю стоимость. В случае форс-мажора авиакомпании могут пойти навстречу тем, кто решил вернуть билет. Такого решения по поводу Ниццы пока не принято, но обычно прописываются условия экстренного возврата или обмена билетов с определёнными датами вылета.

Оксана Захарова

директор департамента по клиентскому опыту онлайн-сервиса бронирования путешествий OneTwoTrip

В обычной ситуации каждое обращение клиента по отмене брони мы рассматриваем в индивидуальном порядке. Составляем запрос и направляем в авиакомпанию. Далее решение за авиакомпанией, и если оно положительное, то мы проводим возврат денежных средств или меняем билет на другие даты.

При возникновении форс-мажорных ситуаций авиакомпании обычно входят в положение клиентов и смягчают условия обмена и возврата на определённый срок, чтобы те, кто решит отказаться от поездки, имели такую возможность. В таких ситуациях авиакомпании делают рассылку по агентам с условиями возврата или обмена билетов. На основании такой рассылки и происходит работа с каждым запросом на изменение брони. На данный момент никаких официальных рассылок от авиакомпаний в связи с происшествием в Ницце мы не получали, каждое обращение будем рассматривать индивидуально и сделаем всё возможное, чтобы помочь клиенту. Как только появится новая информация, все клиенты будут сразу же оповещены.