В Выборге — где совсем недавно градозащитники отстаивали исторический квартал с руинированными зданиями — сейчас развивается новый сюжет, связанный с реставрацией парка Монрепо. Местные жители обратили внимание, что в музее-заповеднике спиливают большое количество деревьев — в том числе символически важных для парка. В музее говорят, что избавляются всего от 14 % деревьев — из санитарных и архитектурно-планировочных соображений. Второе опасение: Монрепо «откатят» к проекту 1805 года — таким образом мы потеряем пейзажный парк. В музее (отчасти) парируют: реставрация ориентирована на 1790–1860 годы, а композиция парка в итоге «складывается из регулярной и пейзажной (живописной) частей».

Историю с Монрепо часто сравнивают с реставрацией Летнего сада в Петербурге, опасаясь похожего итога — новодела, где перемешаны элементы из разных эпох. «На наших глазах произошел снос значительной части старых деревьев Летнего сада. Теперь настала очередь Монрепо», — пишут, в частности, на сайте Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

22 января представители ИКОМОС выезжали в Монрепо с инспекцией — The Village поговорил с председателем петербургского отделения совета Сергеем Горбатенко о том, станет ли выборгский парк новым Летним садом. А заодно попытался разобраться в конфликте.

Что такое парк Монрепо

Монрепо — единственный в России скальный пейзажный парк. Он расположен на берегу бухты Защитной Выборгского залива, в северо-западной части острова Твердыш. Площадь — более 161 тысячи гектаров. В переводе с французского «mon repos» означает «мой покой».

В 1788 году парк приобрел президент Санкт-Петербургской академии наук Людвиг Генрих Николаи — уйдя в отставку в 1803 году, он погрузился в обустройство территории. А при его сыне Пауле Николаи Монрепо оброс архитектурными и скульптурными деталями: от статуи героя эпоса Калевалы Вяйнямейнена до храма Нептуна — полностью сгоревшего в 2011 году и совсем недавно восстановленного.

В чем заключается реставрация парка

Реставрация парка началась в 2017 году. В совокупности работы стоят около 2 миллиардов рублей. Основная часть денег — от Международного банка реконструкции и развития.

На сайте музея-заповедника «Парк Монрепо» можно изучить проект реставрации. В декабрьском интервью «Аргументам и фактам» и. о. директора парка Александр Буянов рассказывал о том, что именно сделают в Монрепо: «Прежде всего, под реставрацию попадают такие объекты, как: Главный усадебный дом, Флигель, а также источник „Нарцисс“. Планируется провести дноуглубительные работы, восстановление исторического облика береговой линии (береговых укреплений) и провести мелиорацию земель. Кроме того, будут восстановлены все дорожки, высажены новые деревья, а также в парке появятся: овощной огород, огород травяных растений и яблоневый сад. Реставрации подлежит Дом садовника вместе с оранжереей, которая будет состоять из субтропических растений. Также на территории парка будет построена котельная на газу, появятся буфет и касса, что позволит улучшить качество обслуживания посетителей».

Авторы проекта реставрации — Архитектурное бюро «Литейная часть – 91» Рафаэля Даянова: в Петербурге они отвечают среди прочего за дачу Гаусвальд и подстанцию фабрики «Красное знамя». Заказчик реставрации в Монрепо — Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга. Подрядчик — производственное объединение «Возрождение»: москвичам оно знакомо по программе «Моя улица», а среди последних проектов в Петербурге — Поклонногорский путепровод и новые пешеходные зоны в центре.

Что возмущает защитников парка

Жители Выборга начали обсуждать массовую вырубку деревьев в Монрепо еще в конце 2017 года. Более масштабный резонанс ситуация получила благодаря статье Андрея Коломойского в «Выборгских ведомостях» (журналист и градозащитник не раз привлекал внимание к бедственному состоянию исторической части города). Коломойский пишет о том, что в парке спилили «самые известные и лучшие деревья и целые ансамбли» — в частности, старейшую в Ленобласти сосну у храма Нептуна и березу у скамьи над водой, «одну из визитных карточек» местности. «Парка Монрепо больше не существует», — резюмирует журналист и обвиняет реставраторов в том, что они делают «миленький Диснейленд».

По мотивам этой статьи на Change.org запустили петицию с требованием остановить вырубку (на момент подготовки материала она собрала около 7 тысяч подписей), а во «ВКонтакте» появилась группа «Сохраним Монрепо».

Побывавший в Монрепо градозащитник из «Группы ЭРА» Николай Лаврентьев написал о том, что большой вопрос вызывает и изменение планировки в центральной части парка по проекту 1805 года: «Однако на всех других планах с середины XIX века и за ХХ век планировка проекту 1805 года не соответствует, то есть не была реализована. Но авторы проекта реставрации упорно на нее ориентируются. Из-за этого была уничтожена композиция вполне здоровых лип».

Что на это отвечают в Монрепо

Администрация музея-заповедника и представители «Возрождения» отвечают на вопросы и обвинения на сайте, а также на странице во «ВКонтакте» Из ответов следует, что знаменитую березу на пирсе снесли из-за необходимости реставрировать береговые сооружения; что сосна около храма Нептуна «была полностью сухая» — и ей никак не могло быть 400 лет, как писали ранее градозащитники (при этом настоящая 400-летняя сосна продолжает стоять «на тропинке под Чайной беседкой»).

В парке сносят 1 376 деревьев «по санитарному состоянию»: «Если их не убрать, то есть большая вероятность заболеваний здоровых деревьев», — говорит главный специалист по парковой реставрации Алексей Лодыгин. Чуть меньше — 1 207 деревьев — вырубают из архитектурно-планировочных соображений. Часть снесенных деревьев реставраторы парка обещают восстановить.

Что касается опасений о том, что в центральной части пейзажного парка сделают регулярную композицию, — проектировщик их скорее подтверждает, указывая, что именно план 1804–1806 годов «взят в качестве основы по реставрации приусадебной территории как наиболее достоверный и хорошо сохранившийся за рассматриваемый период».

Что говорят в ИКОМОС


Сергей Горбатенко

председатель Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС, историк архитектуры

Мы увидели, что массовые вырубки малообоснованны. Какие-то деревья, конечно, надо было вырубать, но большую часть стоило лечить или просто оставлять на месте — вырублено много здоровых деревьев.

А главное, что изначально была выбрана ложная концепция реставрации:  ориентация на план 1804 года — сомнительный, вызывающий много вопросов. Важно, что в последующий период — практически весь XIX век — парк преобразовывался, улучшался и превращался из парка эпохи сентиментализма в парк эпохи романтизма. И весь этот период — до 1930-х годов — был проигнорирован.

Причем направления дорожек, композиции, которые пришли с начала XIX века, реставраторами в большой степени сохранены. Но те элементы, которые возникли в 1830–1850-х годах в эпоху романтизма, — проигнорированы. И в массовых рубках это игнорирование было отражено. Более того, саму планировку парка собираются изменить. Но пока этого не произошло, мы в максимально короткие сроки должны вынести решение и разослать письма в инстанции, которые потребуют пересмотра концепции реставрации. А также ориентации парка на середину XIX века — 1930-е годы, когда он еще поддерживался в том самом виде.

Если же концепцию оставят, то изменения коснутся прежде всего центральной части композиции, а там уже деревья вырублены. Но в той части мы можем еще спасти планировку и высадить деревья в соответствии с тем, как они выглядели во второй половине XIX века.

Что касается спиленной сосны — возможно, она действительно была не 400-летняя, но достаточно древняя. На наш взгляд, ее следовало оставить мертвой, чтобы она была памятником периода Николаи. Сейчас мы еще можем побороться за пень, который от нее остался, — чтобы рядом с ним установили табличку: «здесь росла сосна такая-то».

Они уничтожили память места, genius loci — получилась искусственная композиция, в которой будут перемешаны воссозданные и сохранившиеся элементы XIX века. Получится каша, как в Летнем саду, где перемешаны фальшивые петровские элементы и элементы XIX века. В соответствии с международными методическими нормами, этого делать ни в коем случае нельзя. Это будет просто ложь и новое произведение.



Фотографии: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК"ПАРК МОНРЕПО"