Утром 27 июня у здания Мариинского дворца собрались пять парламентариев, их помощники, несколько велоактивистов и больше десятка журналистов. Заниматься они собрались не чем иным, как катанием на велосипедах. Чиновники вяло перешучиваются, глава клуба «Велопитер» и член почти всех рабочих групп по обсуждению велоконцепции Илья Гуревич объясняет цель акции: «Мы надеемся, что когда вы увидите своими глазами, как тяжело нам приходится на дорогах нашего прекрасного города, то сердце ваше размягчится и помощь велосипедному движению будет оказана».

Затеяла катание молодой депутат Ольга Галкина. Правда, сотрудников ЗакСа, у которых сегодня начался официальный отпуск, акция не слишком вдохновила. Даже в небольшом списке заявленных участников были прогульщики: вице-губернатор Игорь Дивинский, курирующий районные администрации и Комитет по связи, и Михаил Мокрецов, отвечающий за городское имущество и охрану окружающей среды, утром отправились на срочный объезд. Свой белый велосипед перед пробегом помыл депутат Виталий Милонов, но на общий сбор он так и не явился. Хотел поучаствовать и Максим Резник, но уже после забега признался, что не умеет кататься.

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 2.

 

Гуревич проводит быстрый инструктаж: рука, поднятая вверх, — торможение, вправо-влево — поворот; держать дистанцию, производить хорошее впечатление на электорат, не гонять. Депутаты выстраиваются в нестройную колонну и отъезжают от Законодательного собрания. Маршрут: вдоль гостиницы «Астория» — по Большой Морской улице и через арку Генштаба на Дворцовую. Обратно по Малой Морской улице, всего около двух с половиной километров. 

Небольшая по меркам велосипедного движения колонна занимает добрую половину проезжей части. По дороге депутаты шутят про мигалки, автобусы и опоздавшего Милонова, смеются и, в отличие от среднестатистических велосипедистов, оставленных без внимания съёмочных групп федеральных телеканалов, ведут себя как полноправные владельцы дороги. Машины подчиняются. На Дворцовой группа останавливается на «работу над ошибками».

Уже без журналистов значительно поредевшая колонна депутатов возвращается к своему рабочему месту — зданию Законодательного собрания — через полчаса. Депутат Воронцов требует ударить велопробегами по бездорожью и увеличить их километраж и масштаб, а в следующий День города собрать на заезд 311 власть имущих велосипедистов. 

  

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 12.
ОЛЬГА ГАЛКИНА

представитель «Гражданской платформы»

Нарушали — не потому что мы нарушители, а потому что нет велоинфраструктуры в Санкт-Петербурге. Проблема с припаркованными машинами, получается ехать не по крайнему правому ряду, а посередине дороги. С остановками общественного транспорта — автобусы тоже не могут подъезжать к обочине, а посередине останавливаются. С поворотом — у Дворцовой мы не могли повернуть направо. Очень часто пешеходный переход не переходят ножками, а переезжают, чем создают опасность для пешеходов и автомобилистов. Поребрики высокие.

Подобные мероприятия для чиновников мы будем проводить регулярно. Кроме этого, нужно ввести должность советника губернатора по развитию велодвижения, которая есть в Москве. Я обсуждала это вчера с губернатором, он пока не готов. Будем надеяться, что осенью мы найдём должные аргументы. Будем следить за расходованием средств. Было бы правильно на ОБЖ в школах рассказывать о безопасности поведения на дорогах, будь то для пешехода или велосипедиста. Я бы с удовольствием пересела на велосипед, но, помимо вышеперечисленных нюансов и рабочего дресс-кода, у меня маленький ребёнок — ему год, — и коллеги по «Велопитеру» говорят, что с ним пока рано ездить. В свободное время — да, но как основной вид транспорта — сложно. 

 

  

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 13.

 

Об участниках

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 23.

Ольга Галкина — представитель «Гражданской платформы» Прохорова, инициатор велопробега, слушаний по Концепции развития велодвижения, пяти негромких законопроектов (два не приняты, три — ещё рассматриваются), защитница 31-й больницы, Лахты от «Газпрома» и городского бюджета от строительства стадиона. 

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 24.

На счету её однопартийца Вячеслва Нотяга шесть ещё не принятых законов, а последнее лестное упоминание в СМИ — победа над уплотнительной застройкой на Алтайской улице. И в его депутатских запросах можно найти письма губернатору о 31-й больнице и планировке Лахты.

  

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 25.

Справедливороссу Анатолию Кривенченко сегодня исполнился 61 год. Он заседал в ЗакСе ещё в 1998 году, и с тех пор стал автором 34 законов. Последний из принятых — «Об оказании жителям Санкт-Петербурга экстренной социальной помощи». Для сравнения, депутат Милонов, работающий с 2007 года, предложил уже 141 закон. Судя по депутатским запросам, Кривенченко активно выступает против незаконного строительства.

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 26.

Алексей Воронцов — самый старый депутат ЗакСа, он родился в 1941-м, написал пять законопроектов и, как и полагается коммунисту, приехал в ярко-красной футболке и кепке КПРФ и в депутатских запросах борется за фабрики, заводы и крепкие семьи.

  

Где наши мигалки: Как петербургские депутаты пересели на велосипеды. Изображение № 27.

Однопартиец Воронцова, которому обещали мигалку, Константин Смирнов придумал всего два законопроекта, футболка его была жёлтого цвета, а депутатские запросы — об «Ижорских заводах», 31-й больнице и дополнении правительственной газеты «Петербургский дневник» разделом с информацией по сбору средств для детей, нуждающихся в лечении.

 

 

Фотографии: Дима Цыренщиков