Каждый день мы едим, говорим о еде, ругаемся из-за неё, поём о еде, пишем о ней и снимаем её на фото и видео. Вкусная еда доставляет нам удовольствие, ею хочется делиться, она объединяет друзей и семью за одним столом и нередко бывает поводом для создания новых связей. В этой рубрике мы хотели бы обратить внимание на один из перечисленных пунктов — еду, запечатлённую на видео, но не в рекламных роликах, а в большом кино.

По просьбе The Village журналист Алиса Таёжная раз в две недели рассказывает о фильмах, где еда и кухня занимают если не главное, то очень важное место. Это будут и редкие старые картины, и новые. Сегодня — фильм «Путешествие» Майкла Уинтерботтома.

 

«Путешествие»

The Trip, 2010

РЕЖИССЁР: Майкл Уинтерботтом

В РОЛЯХ: Стив Куган, Роб Брайдон,
Пол Попплуэлл, Марго Стилли, Клэр Килан

«Путешествие»: Гастротур лучших друзей в британское захолустье. Изображение № 1.

 

О чём этот фильм

Не самый известный в мире актёр Стив Куган должен был отправиться в гастрономическое путешествие для британского издания Observer на север Англии со своей девушкой Мишей — foodie, которая никогда не бывала в британской глубинке. «Всё сложно» — самый подходящий статус для их долгих и переменчивых отношений. Перед отъездом пара в очередной раз ссорится, и Миша уезжает на работу в Штаты. Стиву Кугану остаётся арендованный Range Rover, карта севера Англии и десяток двуспальных кроватей в пансионах неприметных британских городов, где работают рестораны в ожидании отзывов от британской прессы и уставшие от воркования состоятельных местных пенсионеров.

Единственный человек, которого Кугану не тошно взять с собой в гастротур, — заклятый друг и пародист Роб Брайдон, который до сих пор не знает имени девушки Стива, а также громко разговаривает и напористо шутит по поводу и без. Заспанный и помятый, он оставляет жену и новорождённую дочку, чтобы целую неделю нянчить и развлекать друга — в общем, быть сопровождающим для не очень молодого и немного отчаявшегося актёра второго эшелона.

К услугам парочки откроются семейные пансионы, в которых не ловит телефон, и претенциозные рестораны высокой кухни, где знают, как готовить гребешки, голубя и утиную печень. Неделя в британской пасторали незадолго до Рождества пройдёт у героев в обоюдном ёрничаньи, конкурсе пародий на легендарных британских актёров — от Шона Коннери до Хью Гранта — и в болезненном соперничестве: не слишком везучие и не очень счастливые, британцы будут дразнить друг друга так же часто, как на белых скатертях будут меняться тарелки.

 

Что мы узнаём из него о еде и о нас

«20-й день рождения я отметил с вином, 30-й — с наркотиками, а 40-й — с едой», — шутит Брайдон о том, как наступает вторая половина жизни: без риска, ущерба и резких движений. Стив Куган и Роб Брайдон вроде бы играют самих себя или пару вымышленных комиков, но при этом идеально воссоздают тот стиль британского общения на грани, когда лицо сливается с маской, а актёрская роль нужна для того, чтобы говорить прямо и самое больное с идиотской гримасой на лице.

Дуэт Кугана и Брайдона был в своё время открыт тем же режиссёром, британцем-многостаночником Майклом Уинтерботтомом, которому по силам снять как убедительный байопик о музыкальных буднях Мэдчестера, так и триллер о маньяке в форме американского полицейского. Обезьянничанье Кугана и смех сквозь слёзы Брайдона впервые наложились друг на друга в «Тристраме Шенди» — сумасбродной и виртуозной экранизации книги, которую в принципе невозможно экранизировать. Роман Лоренса Стерна «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» XVIII века — британский литературный кузен «Гаргантюа и Пантагрюэля» по части невероятных происшествий, гипербол и абсурдных аналогий — дался команде легко и получился изящным и очень едким.

«Путешествие»: Гастротур лучших друзей в британское захолустье. Изображение № 2.

Под руководством того же Майкла Уинтерботтома история о Кугане и Брайдоне в поисках хороших английских ресторанов сначала снималась как мини-сериал для канала BBC, а позже была перемонтирована в полнометражный фильм, где мир британского захолустья и непостижимой дружбы Стива с Робом вырисовывается из ничего за семь дней. Главные герои сбежали от женщин своей жизни и ищут счастье и смысл существования между закуской и десертом, больше передёргивают, чем слушают, и постоянно жонглируют словами — и неважно, даже если двоим друзьям от их язвительных разговоров становится не по себе.

Смотреть «Путешествие» в переводе будет преступлением: продираясь сквозь непривычные английские свистящие и фирменное «о», в оригинале мы будем слышать, как Куган и Брайдон изображают Майкла Кейна и сэра Энтони Хопкинса, Вуди Аллена и Аль Пачино, читают наизусть отрывки Кольриджа и подпевают песне ABBA о победителе, которому достанется всё.

Уинтерботтом снимает историю о проплаченном гастротуре, в котором оказались случайные, не разбирающиеся в гастрономии и ресторанах люди, предпочитающие на завтрак болтунью, сосиски и две ленточки поджаренного бекона. Морские гребешки, белое вино, печёночный паштет и шоколадный фондан будут в этом путешествии всего лишь закусками, между которыми герои будут наступать на привычные грабли, ошибаться и втыкать шпильки в соседа, чтобы не возненавидеть себя ещё сильнее. Под песню Joy Division Atmosphere Куган и Брайдон отправятся в поездку в унылую пору по скучнейшим местам среди грозовых перевалов, где всегда пахнет сыростью, а один день до боли напоминает другой.

Оба будут шутить про книги Бронте и стихи Бёрнса, изображать Бонда и кривляться, как Граучо Маркс. Стив и Роб успевают пройтись и по «моллюскам, которые покоятся на листьях салата», и по органическим коктейлям, которыми их потчуют в ресторане с претензией. Один шутит: «Запах сада, как в детстве», другой тут же парирует: «Похоже на сопли, но вкус замечательный».

Куган и Брайдон действительно похожи на Холмса и Ватсона: один всегда на первых ролях, второй на подпевках, но оба не интересны друг без друга — с бесплатными обедами и ужинами и комичным расследованием того, где спряталось лучшее крем-брюле и как надо правильно готовить биточки. Как и в детективах Конана Дойля, убийца и интрига — всего лишь дополнительное удовольствие, а главное — повторяющиеся церемонии, цепкие диалоги, горькое британское чувство юмора, где в шутках больше правды, чем в самой правде, и страноведческие детали вроде отношения Кольриджа с опиумом или десяти реинкарнаций вечного британского разведчика Джеймса Бонда.

«Путешествие»: Гастротур лучших друзей в британское захолустье. Изображение № 3.

Похожую историю единения мужчин среднего возраста однажды уже снял Джон Кассаветес в «Мужьях» в 1970 году. Там трое обычных американцев после похорон лучшего друга пускаются в беспощадную Одиссею без жён, детей и обязательств и попадают в мир кабаков, мужских разговоров о напрасно потраченном времени и исповедей на этиловом спирте. Кугану и Брайдону не приходится никого хоронить и даже не нужно напиваться, чтобы говорить начистоту: колючая ирония настолько пронизала их общение, что, стоя на затерянном среди холмов кладбище, оба произнесут воображаемые некрологи друг для друга и, успокоенные взаимными вердиктами, разъедутся по домам к привычной жизни.

«Что ты выберешь — „Оскар“ за лучшую мужскую роль, чтобы при этом твоему сыну вырезали аппендицит? Или без „Оскара“, и ребёнок всегда будет здоров?» — долгое молчание после такого вопроса скажет нам о героях больше, чем любой, даже самый остроумный ответ.